От МАП до АМП Черного моря – 22 года службы - Морские вести России

От МАП до АМП Черного моря – 22 года службы

28.04.2017

От МАП до АМП Черного моря – 22 года службы

Государственное учреждение «Морская администрация порта Новороссийск» было образовано во исполнение постановления Совета Министров – Правительства РФ от 17.12.1993 г. №1299 в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 23.03.1994 г. №26 для выполнения задач обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту и охраны окружающей природной среды.

За 22 года существования учреждением пройден непростой путь становления и развития государственного управления в морских портах в условиях реформирования морской отрасли. Главными итогами этого многосложного пути стало образование в Черноморском бассейне ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» с филиалами во всех морских портах от Евпатории до Сочи, достижения крупнейших по грузообороту российских портов Новороссийск и Туапсе, развитие нового порта Тамань, строительство морских объектов в порту Сочи к Олимпиаде-2014, увеличение интенсивности судоходства, эффективная и безопасная работа всего портового комплекса бассейна.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «АМП Черного моря»

Становление и развитие в первое десятилетие (1994-2004 гг.)

Непростые годы становления Морской администрации порта Новороссийск неразрывно связаны с именами известных в отрасли людей, первых руководителей МАП А.И. Михайличенко, В.В. Попова, М.И. Суслина, Е.Г. Трунина, в Морской администрации порта Туапсе – с именами Б.В. Ванцара, И.Л. Попова, Б.М. Федорова, В.А. Василенко.

Сегодня по прошествии 22 лет есть чем гордиться сплоченному и профессиональному коллективу бассейновой Администрации морских портов Черного моря, вобравшему в себя все коллективы бывших портовых администраций, а ранее МАПов. Каждый год в жизни учреждения знаменателен событиями отраслевого уровня, важными результатами творческого труда объединенного ныне коллектива.

1995-й – год создания и развития Системы управления движением судов (СУДС).

1996-1998 гг. – организация в порту Новороссийск Морского спасательно-координационного центра (МСКЦ Новороссийск); образование Регионального центра управления связью (РЦУС), с которого началась работа по созданию региональной сети связи Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) России на Черном и Азовском морях, создание поисково-спасательного района ответственности Российской Федерации в Азовском море и от порта Анапа до Адлера в Черном море удалением от берега на 95 морских миль.

2000-й – впервые в России создана и запущена в эксплуатацию дифференциальная подсистема глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS NAVSTAR в Черном и Азовском морях.

1999-2001 гг. – впервые в российских портах проведена научно-исследовательская работа по расчету гидрологических параметров для каждого из 45 причалов порта Новороссийск, находящихся в эксплуатации.

2002-й – впервые в российских портах создана система гидрометеорологического мониторинга: в Новороссийской бухте установлены автоматические буи, передающие информацию в режиме online о параметрах волнения в четырех характеристических точках бухты.

2002-2003 гг. – впервые в российских и мировых портах (концепция не имеет аналогов в зарубежных портах) проведена комплексная научно-исследовательская работа по выработке рекомендаций по обеспечению лоцманских проводок и швартовных операций для каждого из 80 причалов порта Новороссийск.

2004-й – впервые в российских портах совместно с Южным научным центром Российской академии наук (ЮНЦ РАН, г.Ростов-на-Дону) АМП Новороссийск была начата работа по осуществлению первого в России проекта по контролю и управлению судовыми балластными водами и осадками и связанными с этим проблемами биологических загрязнений прибрежных вод. Реализация данного направления создала фундамент и обеспечила готовность РФ к ратификации Международной конвенции ММО по контролю судовых балластных вод BWC-2004, вступающей в силу с 2016 года.

Была внедрена инструментальная система контроля балластных вод: из 40 млн тонн сбрасываемого в порту балласта 30 млн тонн сегодня контролируются инструментально. Разработана и успешно внедрена комплексная система управления, регулирования и контроля экологической безопасности судоходства (СУЭБС) в порту.

На причалах нефтегавани Шесхарис установлено оборудование лазерной автоматизированной системы швартовки крупнотоннажных судов (ЛАСШ). Оборудование позволяет контролировать скорость сближения крупнотоннажного танкера с причалом в сантиметровом диапазоне, обеспечивать данной информацией капитана судна, лоцмана и диспетчера терминала, что позволяет значительно снизить риски, связанные с навалами судов на причальные сооружения при швартовке, – вероятность навала практически сведена к нулю.

Второе десятилетие (2005-2014 гг.)

2006 год – впервые в российских портах (не имеет аналогов в российских портах) в рамках реализации международных и национальных требований по обеспечению морской безопасности и охраны в портах, а также в связи с совершенствованием контроля перевалки опасных грузов в порту разработана концепция и создан автоматизированный программный комплекс Регионального информационного центра (АПК РИЦ) Службы морской безопасности ФГУ «АМП Новороссийск».

2006-2010 гг. – впервые в российских портах в рамках выполнения Положения об обеспечении безопасности судоходства от актов незаконного вмешательства, направленных против безопасности мореплавания, и требований по обеспечению транспортной безопасности в порту Новороссийск создана и запущена в опытную эксплуатацию комплексная система мониторинга морской безопасности порта Новороссийск. Посредством камер наблюдения в видео и инфракрасном диапазоне система позволяет идентифицировать суда на дальних дистанциях и подходах к порту (за пределами территориального моря) в любое время суток, определять возникновение чрезвычайных ситуаций на судах в море (пожар, разлив нефтепродуктов), выявлять нарушения правил плавания маломерными судами, обнаруживать в море посторонние предметы, представляющие опасность для мореплавания.

2008 год – впервые в российских портах прошло апробирование и проверка в действии в реальной ситуации Системы радиолокационного спутникового зондирования Земли. В качестве эксперимента проведено спутниковое РЛ-зондирование поверхности Черного моря в районах Керченского пролива и на подходах к порту Новороссийск (за пределами территориального моря Российской Федерации); выявлены суда-нарушители, допустившие слив в море балласта, загрязненного нефтепродуктами. На сегодняшний день вопрос внедрения системы в эксплуатацию находится в стадии проработки, так как требует принятия ряда национальных законодательных актов на правительственном уровне.

2009-2010 гг. – в процессе реализации постановления Правительства РФ №377 администрации морских портов Черного моря были наделены новыми функциями по контролю судов рыбопромыслового флота. ФГУ «АМП Новороссийск» создан пост радиотехнического контроля судов рыбопромыслового флота, осуществляющих навигацию и лов в районе поселка Большой Утриш (порта Анапа). Пост оборудован радиолокационной станцией, приемником автоматической идентификационной системы (АИС) и камерой видеонаблюдения. Система позволяет осуществлять контроль за передвижением в районе судов и плавсредств, включая маломерные суда.

2010-й – впервые в России разработана концепция создания системы зависимого мониторинга малых морских судов (СММС) на основе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS.

2010-2011 гг. – в рамках выполнения федеральной целевой Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 г. №1285-р, проведено оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) акваторий морских портов Новороссийск и Сочи. Оборудование системы включает 15 телевизионных камер кругового обзора, 5 оптических датчиков с тепловизорами и лазерными дальномерами, 2 радиорелейные станции передачи сигнала, 2 станции спутниковой связи, серверы и посты управления. Система позволяет обеспечить контроль соблюдения режима плавания, ситуаций в районах нефтяных терминалов, якорных стоянок, ограниченных и запретных для плавания районов, несанкционированного нахождения в акватории любых плавсредств. Общая площадь зоны контроля свыше 320 кв. км (является прототипом КСМ).

2012-2013 гг. – впервые в российских портах в рамках той же Комплексной программы выполнено оснащение инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (ИТСОТБ) акваторий морских портов Геленджик и Анапа. Оборудование системы включает 5 телевизионных камер кругового обзора, 3 оптических датчика с тепловизорами, 2 береговые радиолокационные станции, серверы и посты управления. Система позволяет обеспечить контроль, аналогичный вышеуказанному. Общая площадь зоны контроля – свыше 27 кв. км.

2014 год – 17 марта президентом РФ подписан Указ о признании в качестве суверенного государства Республики Крым, а 18 марта – Договор о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации. С этого момента все органы государственной власти РФ немедленно приступили к выполнению необходимых процедур, направленных на скорейшую интеграцию предприятий и учреждений РК в российское правовое и экономическое поле. Предприятия транспортного комплекса Крыма, в том числе его морская составляющая, были объявлены стратегическими отраслями, не подлежащими ограничениям в обеспечении всеми ресурсами жизнедеятельности и эффективным управлением.

ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» с момента включения морских портов Крыма в состав администрации была проведена большая работа по изучению ситуации и обеспечению всех портов Крыма в первую очередь современными надежными видами связи с предоставлением услуг российскими операторами связи и телекоммуникаций. Затем началась работа по дальнейшему обеспечению филиалов в морских портах Крыма всеми условиями для полноценной работы, ремонту и меблированию помещений, снабжению офисной техникой, резервными источниками энергоснабжения, служебным транспортом.

Двадцать лет спустя. 2015-2016 годы

2015 год – подразделения служб капитанов портов одиннадцати портов Черного моря (с портопунктами) обеспечены корпоративной мобильной связью и доступом в информационную сеть Интернет. Проводной телефонной связью обеспечены все порты бассейна, кроме Тамани, где продолжаются работы (видео-конференц-связь с портом Тамань и портами Крыма осуществляется по системе SKYPE). Порты Новороссийск, Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа и портопункт Большой Утриш оборудованы системой видео-конференц-связи с выходом на ситуационный центр Росморречфлота в Москве.

В этом же году начато строительство собственного административного здания ФГБУ «АМП Черного моря» в Новороссийске, по соседству с крупнейшим морским ВУЗом страны – ГМУ им. адмирала Ф.Ф.Ушакова.

2015-2016 гг. – участие ФГБУ «АМП Черного моря» в решении приоритетных задач по обеспечению безопасности мореплавания в рамках реализации проекта строительства моста через Керченский пролив в районах морских технических работ, где одновременно обеспечивается функционирование специальных судов, задействованных в строительстве, паромное сообщение между берегами, судозаходы транспортных судов в порты Кавказ, Крым и Керчь и транзитный проход судов, следующих в морские порты Азовского моря и обратно.

2016 год – ФГБУ «АМП Черного моря» запланирована предпроектная проработка вопросов установки многофункциональных гидрометеорологических комплексов (постов) в морских портах Керчь и Севастополь для предоставления капитанам этих портов исчерпывающей информации о гидрометеорологических параметрах в целях обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов в портах.

Участие ФГБУ «АМП Черного моря» в организации и работе заседаний специальных рабочих групп по транспорту, по развитию морских магистралей, по строительству кольцевой автодороги вокруг Черного моря в рамках председательства с 1 января по 30 июня 2016 года Российской Федерации в Организации черноморского экономического сотрудничества (место проведения мероприятий – г. Сочи).

Профессиональные качества и сплоченность коллектива не раз подвергались испытаниям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Всего за 22 года АМП было проведено около 110 операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возникших вследствие аварийных происшествий. За 22 года работники учреждения приняли участие в организации ликвидации 109 пожаров на судах и морских терминалах. За время работы МСКЦ Новороссийск проведено 157 поисково-спасательных операций, спасен 621 человек, из них 204 иностранца, принято более 1500 сигналов о бедствии, проведено 26 бассейновых учений по поиску и спасанию людей, эвакуировано 15 заболевших членов экипажей судов, оказана помощь 366 судам.

Многие работники ФГБУ «АМП Черного моря» награждены правительственными наградами, медалями, почетными знаками, званиями, грамотами и благодарственными письмами Министерства транспорта РФ.

Благодаря самоотверженному труду наших работников ФГБУ «АМП Черного моря» в 2015 и 2016 годах становилось победителем конкурса Федерального агентства морского и речного транспорта «Лидер отрасли», в октябре 2015 года учреждению вручена медаль Черноморской комиссии «За выдающийся вклад в защиту Черного моря от загрязнения», в декабре 2015 года вручена национальная премия «Транспортная безопасность в России» за 1-е место в номинации «Лучшее предприятие на морском транспорте в области обеспечения транспортной безопасности».

Морские порты №5 (2016)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика