«Китайский путь» через ТОРы

Морские порты
«Китайский путь» через ТОРы

В конце 2014 года благодаря принятию закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» в России появился еще один правовой формат функционирования специальных территорий. В отличие от особых экономических зон (ОЭЗ) и зон территориального развития (ЗТР), ТОРы разработаны с учетом специфики Дальнего Востока и будут создаваться под конкретного инвестора, заинтересованного в открытии производственной площадки.

Предполагается, что за счет особого налогового режима и других преференций ТОРы будут способствовать поднятию экономики Дальнего Востока России, смогут лучше взаимодействовать со специальными территориями, много лет успешно существующими в Китае и других странах АТР, и составят им в некотором смысле конкуренцию.

Однако, исходя из опыта создания в нашей стране ОЭЗ и ЗТР, трудно сказать, приживется ли в нашей стране еще один азиатский формат быстрого роста экономики регионов.

Татьяна Дмитриева

Разворот в сторону АТР

Отправной точкой в истории создания ТОРов стало Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года, в котором он объявил развитие Сибири и Дальнего Востока «абсолютным приоритетом» и выразил уверенность, что «разворот России к Тихому океану, динамичное развитие всех восточных территорий откроет новые возможности в экономике и новые горизонты».

Для этого президент и предложил создать ТОРы, в общих чертах обрисовав составляющие их статуса – пятилетние налоговые каникулы, льготная ставка страховых взносов, упрощенная процедура подключения к электросетям, прохождения таможенных процедур, получения разрешения на строительство и т.д.

Федеральный закон №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» был принят 29 декабря 2014 года и установил правовые основы создания ТОРов на Дальнем Востоке и в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, а в последующем и на всей территории страны с особыми условиями осуществления предпринимательской деятельности на них.

Согласно закону, создание ТОР необходимо для формирования благоприятной бизнес-среды, для привлечения инвестиций и организации новых производств товаров, предназначенных в том числе для поставок на экспорт. Ключевой идеей закона является обеспечение на данных территориях привлекательных конкурентоспособных условий деятельности резидентов, аналогичных условиям, созданным уже давно на особых территориях в Китае, Южной Корее, Сингапуре. То есть, другими словами, Дальний Восток решено развивать по образу и подобию этих стран, а затем задачу распространить на всю страну.

Одним из главных инструментов быстрого экономического роста в странах АТР в конце XX века стали территории со специальным правовым режимом – особые экономические зоны разных типов. Сегодня больше всего их насчитывается в Китае – более 400 (поэтому развитие национальной экономики через создание специальных территорий часто называют «китайским путем»), в Южной Корее функционирует около 50, в Сингапуре – 5.

Эффект от создания ОЭЗ в этих странах достигался достаточно быстро и был весьма впечатляющим. Так, в Китае первые 4 ОЭЗ были созданы в конце 1980 года, а уже в 1985 году объем привлеченных в них прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 20% всех ПИИ страны. Первая ОЭЗ, появившаяся в рыбацкой деревушке Шэньчжэнь, сегодня является без преувеличения форпостом китайской модернизации – на нее приходится 17% национального экспорта электроники. Здесь расположены штаб-квартиры 18 китайских корпораций, из 500 крупнейших компаний мира 189 инвестируют в Шэньчжэне.

В целом к началу 2010-х годов валовой объем промышленного производства технико-экономических зон Китая составил 15,9% ВВП, на них пришлось 18,1% внешнеторгового оборота страны, а объем освоенных иностранных инвестиций составил 37% всего инвестиционного потока в Китай. В большинстве случаев промышленные парки соседствуют рядом с технопарками и зонами экспортной переработки, что позволяет формировать крупные научно-промышленные кластеры, которые выполняют роль «локомотивов» в развитии экономики региона.

На территории Дальнего Востока России предлагается создать похожие точки роста в виде ТОРов, где возможности реализации инвестиционных проектов будут многократно усилены. Кроме того, по замыслу чиновников, это позволит создать высокопроизводительные рабочие места для российских граждан – жителей Дальнего Востока с высоким уровнем заработной платы и обеспечить прирост экономики региона и доходов в бюджеты разных уровней. По словам полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева в одном из интервью, создание новых рабочих мест будет происходить благодаря массовому запуску новых заводов начиная с 2017 года. По его словам, на февраль 2016 года уже получено более 100 заявок на создание новых заводов, а это – десятки тысяч рабочих мест.

Еще один правовой режим

ТОРы не являются чем-то принципиально новым для развития российской экономики – работа по созданию специальных территорий началась еще в 90-е годы прошлого века, а в 2006 году с принятием Федерального закона от 22.07.2005 г. №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. Этот закон, в частности, определил четыре типа ОЭЗ (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и логистические; позже к ним добавились портовые), а также перечень преференций и требований к резидентам каждой из них. Сегодня в России функционирует 31 ОЭЗ, еще 13 заявок ожидают рассмотрения. Из портовых (морских) было учреждено 2 ПОЭЗ – в Советской Гавани (2008 г.) и Мурманске (2010 г.), но ни одна из них так и не заработала.

В 2011 году был принят еще один закон – «О зонах территориального развития в РФ», который ввел новый тип специальной территории, ЗТР – часть региона, на которой для ускорения социально-экономического развития создаются благоприятные условия для инвесторов путем предоставления господдержки. На сегодняшний день ЗТР созданы на территории 20 регионов.

В самом общем виде и ОЭЗ, и ЗТР, и ТОР создаются для привлечения инвестиций, развития экономики и создания новых рабочих мест, однако формально в целях их создания и в принципах функционирования есть ряд отличий.

Первое отличие касается основных целей. Если для ОЭЗ это развитие обрабатывающих, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, портовой и транспортной инфраструктур, то для ЗТР – сокращение различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику. То есть ОЭЗ – отраслевая зона, а ЗТР – зона ускоренного экономического развития. В отличие от ОЭЗ и ЗТР, ТОРы формируются под конкретных крупных инвесторов на условиях предварительных соглашений с уполномоченным федеральным органом. В соглашениях должны быть определены виды планируемой экономической деятельности, параметры инвестиционных вложений и предполагаемое количество рабочих мест.

Второе отличие связано с видами экономической деятельности в пределах этих территорий. В ТОРах разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары, что практически полностью запрещено в ОЭЗ (за исключением производства легковых автомобилей и мотоциклов) и частично – в ЗТР (запрет на производство подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов, добычу сырой нефти, природного газа, драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней).

Третье отличие связано с предоставляемыми резидентам льготами и преференциями. В ОЭЗ резидентам предоставляются налоговые льготы, а также использование таможенных процедур свободной таможенной зоны. В ЗТР резидентам предоставляются меры государственной поддержки, иные преференции, в том числе налоговые льготы. В ТОР устанавливаются налоговые льготы, в том числе 0% – налог на прибыль, на имущество, на землю на первые 5 лет, 0% – НДС на импорт для переработки, 7,6% – страховые взносы вместо 30% первые 10 лет; в целом эти льготы более щедрые, чем в ЗТР и ОЭЗ. Кроме того, в ТОР вводятся дополнительные меры, направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата. Их список довольно обширен, вот некоторые из них:

– устранение излишней административной нагрузки путем особого режима государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;

– возможность льготного подключения к сетям объектов инфраструктуры ТОР;

– создание на территориях ТОР комфортной среды для бизнеса путем предоставления по возможности всех необходимых государственных услуг через одно окно – управляющую компанию;

– возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений (на первый взгляд, это противоречит задаче о создании новых рабочих мест для жителей Дальнего Востока, но установка такова, что рабочих мест хватит всем).

Наконец, четвертое отличие касается срока деятельности специальных территорий. Для ОЭЗ это 49 лет, для ЗТР – 12 лет, тогда как для ТОР – 70 лет с возможным продлением.

От Дальнего Востока до Калининграда

Согласно закону, в первые три года ТОРы будут создаваться только в Дальневосточном федеральном округе и на территориях моногородов с наиболее сложной социально-экономической обстановкой в соответствии с перечнем правительства. Затем их формирование должно начаться и в других регионах страны.

По состоянию на конец 2015 года на Дальнем Востоке официально уже появилось 10 ТОРов (см. таблицу 1), определены объемы частных и бюджетных инвестиций, отрасли специализации и примерное число новых рабочих мест. Также предполагается, что в 2015-2017 годах ТОРы будут создаваться за счет средств федерального бюджета в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Однако, как видно из приведенных в таблице данных, объем государственных средств планируется на порядок меньше, чем частных.

Первые ТОРы на Дальнем Востоке создаются в привязке к крупным городам, в перспективе они будут появляться и на значительном удалении от них. Предполагается, что со временем ТОРы будут созданы во всех субъектах РФ на Дальнем Востоке, их точное количество пока не определено, но, по данным Минвостокразвития, из нескольких сотен потенциальных площадок уже отобрано около 30 наиболее перспективных.

Так или иначе, в 2016 году ТОРов в любом случае станет больше: вот-вот заработают два ТОРа в Сахалинской области – «Горный воздух» и «Южная», а до конца года планируется придать статус ТОР проектам «Свободненская» в Амурской области, «Амуро-Хинганская» в Еврейской АО, «Остров Русский» в Приморском крае, «Курилы» на Сахалине.

Для реализации проектов в рамках ТОР предполагается совершенствование транспортной инфраструктуры. Так, в морском порту Петропавловск-Камчатский параллельно с реализацией проектов, входящих в ТОР «Камчатка», планируется создание нескольких промышленно-логистических зон портового типа: терминала навалочных грузов, контейнерно-логистического терминала международного класса, рыбопромышленного и бункеровочного, а также бизнес-зоны.

Ряд промышленных объектов и бизнес-зона будут расположены на базе производственных мощностей ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» в южной части Авачинской губы. Также в ТОР войдут территории ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Там будет расположен терминал сыпучих грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и нефтебаза.

Что касается моногородов, то статус ТОРов уже получили города: Гуково в Ростовской области, Юрга – в Кемеровской, Усолье-Сибирское – в Иркутской и Набережные Челны – в Татарстане. Предполагается, что, к примеру, в Гуково за счет режима ТОР будет создано до 5 тыс. новых постоянных рабочих мест, а в Набережных Челнах – до 10 тыс. В случае моногородов создание ТОРов направлено на диверсификацию их экономики и повышение инвестиционной привлекательности. Сегодня в России насчитывается 94 моногорода с тяжелым социально-экономическим положением, из них около 20 моногородов могут получить статус ТОРов до конца текущего года.

ТОР также может появиться в Калининградской области (соответствующий проект закона уже разработан Минэкономразвития), где с 1 апреля 2016 года для калининградских предпринимателей отменены преференции ОЭЗ, в связи с чем резиденты утрачивают право на освобождение от уплаты вывозных пошлин. А в ТОР хоть и действует режим свободной таможенной зоны, но иностранная продукция и товары, изготовленные с использованием импортных комплектующих или товаров Таможенного союза и ввезенные без уплаты пошлин, могут использоваться только внутри зоны. Иными словами, условия ТОР для ведения бизнеса в Калининграде полностью компенсировать выгоды существовавшей там ОЭЗ не смогут.

«В условиях ТОРа калининградские предприятия продолжат получать налоговые льготы, но лишатся таможенных льгот, которые позволяли предприятиям приобретать импортное оборудование, технику и создавать производственные мощности «с нуля». В частности, на условиях ОЭЗ было приобретено значительное количество импортного оборудования для оснащения морских терминалов», – комментирует ситуацию Владимир Козырев, президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград.

По его словам, с момента прекращения действия режима ОЭЗ завоз иностранного оборудования и организация производства на территории Калининградской области будет обходиться настолько дорого, что вполне может сойти на нет.

«Условия ТОР приемлемы только для тех производителей, которые успели создать производство в режиме ОЭЗ (они просто продолжат работать в благоприятных условиях налоговых льгот), но совершенно не подходят для создания новых производств», – убежден В.Козырев. По его мнению, оптимальным выходом для развития производств Калининградской области было бы продление режима ОЭЗ. В условиях же ТОРа следует ожидать резкого сокращения инвестиций в новые производства.

Обратная сторона щедрости

По прогнозам, создание в ДФО сети ТОРов с реализацией предусмотренных инвестпроектов за 10 лет приведет к удвоению ВРП Дальнего Востока, даст импульс к развитию моногородов и других регионов России, где впоследствии будут созданы ТОРы. Вместе с тем, закон о ТОРах несет в себе определенные риски для национальной экономики, полагают эксперты.

Во-первых, введение еще одного правового режима функционирования специальных территорий в России усложняет деятельность инвесторов. Ведь чтобы принять решение об инвестировании, нужно изучить несколько правовых документов и хорошо разбираться, чем ОЭЗ отличается от ЗТР и чем от них отличается ТОР. К тому же, как отмечают юристы, анализировавшие закон о ТОРах, около 80% норм этого акта прямо заимствовано из Закона об ОЭЗ, то есть вместо принятия нового закона можно было ограничиться поправками в Закон об ОЭЗ.

Во-вторых, аналитики отмечают, что поскольку ТОР создается под конкретного частного инвестора, то и удовлетворять этот правовой режим будет прежде всего интересы инвестора, а не интересы региона. К примеру, в законе о ТОР прописана такая льгота для инвестора: возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОР квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений. В связи с этим есть опасение, что инвестор при выборе, кого нанять на работу – иностранный персонал или местное население, – будет руководствоваться исключительно экономическими соображениями (стоимостью, квалификацией рабочей силы), а не стремлением снизить безработицу в регионе.

В-третьих, закон устанавливает возможность принудительного отчуждения и изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого и иного имущества (решение об этом принимается по ходатайству управляющей компании), что, по мнению ряда экспертов, указывает на введение экстерриториального порядка управления территорией, который фактически упраздняет право собственности российских граждан в ТОР по указанию и в пользу инвесторов ТОРов.

Так или иначе, хочется надеяться, что перечисленные риски не станут тормозом для создания и функционирования ТОРов, которые задуманы с благой целью – быстрого подъема экономики страны. Ведь несмотря на успешный опыт применения их прообразов – специальных экономических зон в странах АТР, наш эксперимент движения по «китайскому пути» происходить будет в самобытных условиях российской действительности...

Табл. 1. Характеристика территорий опережающего развития Дальнего Востока (по состоянию на начало 2016 года)

Название ТОРа

Место расположения

Специализация

Объем частных инвестиций, млрд руб.

Объем бюджетных инвестиций, млрд руб.

Ожидаемое число новых рабочих мест, чел.

«Хабаровск»

Хабаровский край

Транспортная логистика, металлургия

30,0

2,4

3000

«Комсомольск»

Хабаровский край – территории г. Хабаровска, Хабаровского района и Ракитненского сельского поселения

Авиастроение, производство комплектующих для авиастроения, деревопереработка

15,0

1,2

3000

«Надеждинская»

Приморский край – территории г. Комсомольска-на-Амуре и г. Амурска

Транспортная логистика, пищевая промышленность

6,7

3,9

1600

«Михайловский»

Приморский край – территории Михайловского, Спасского и Черниговского районов

Животноводство и производство комбикормов

39,0

4,4

2400

«Индустриальный парк «Кангалассы»

Республика Саха-Якутия – территория г. Якутска

Производство строительных материалов, рыбная промышленность

1,11

0,2

350

«Беринговский»

Чукотский АО – территория группы месторождений каменного угля в Анадырском районе и г. Анадырь

Добыча угля, добыча и переработка нефти и газа в дизтопливо и бензин

8,0

Не предпола-гается

450

«Приамурская»

Амурская область – территории Благовещенского и Ивановского районов

Производство стройматериалов, переработка нефти, логистика

130,0

Не предпола-гается

1500

«Белогорск»

Амурская область – территория г. Белогорска

Переработка сельскохозяйственной продукции

1,45

0,09

700

«Камчатка»

Камчатский край – территории Елизовского района и г. Петропавловска-Камчатского

Туристско-рекреационная и портовая деятельность

28,1

8,45

3000

«Большой камень»

Приморский край – территория г. Большой Камень

Судостроение

140,0

3,0

н/д

Морские порты №2 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Траулер «Топазовый» намотал снасть на винт и потерял ход

Траулер «Топазовый» намотал снасть на винт и потерял ход На СТР «Топазовый» в северной части Японского моря  произошла намотка старой хребтины (...

На Курилах идут поиски пропавшей лодки с двумя жителями поселка Рейдово на борту

На Курилах идут поиски пропавшей лодки с двумя жителями поселка Рейдово на борту При переходе из бухты Славная в село Рейдово (залив Простор острова Итуруп) пропала резинова...

Российская экономика

Эксперты разработали проект стратегии развития экспорта ж/д машиностроения

Эксперты разработали проект стратегии развития экспорта ж/д машиностроения Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) по заданию Минпромторга разработал проект стр...

Астраханский арбитраж признал банкротом судозавод «Красные баррикады»

Астраханский арбитраж признал банкротом судозавод «Красные баррикады» Арбитражный суд Астраханской области ввел процедуру наблюдения на одном из крупнейших в регионе судо...

Транспортная политика

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

В Госдуме придумали написать закон о медицинской помощи на транспорте

В Госдуме придумали написать закон о медицинской помощи на транспорте Комитет Госдумы по охране здоровья работает над предложениями по внесению изменений в ряд законов, р...

Морские порты

CMA CGM и Adani Ports договорились о создании оператора терминала в порту Мундра

CMA CGM и Adani Ports договорились о создании оператора терминала в порту Мундра CMA Terminals (входит в CMA CGM Group) и портовый оператор Adani Ports and Special Economic ...

Утверждены Обязательные постановления в морском порту Беринговский

Утверждены Обязательные постановления в морском порту Беринговский Приказом Минтранса России от 22.03.2017 № 110 утверждены Обязательные постановления в морском порту ...




Морской транспорт

СЗП перевезло 1,35 млн тонн грузов за I квартал 2017 г., на 7% больше чем годом ранее

СЗП перевезло 1,35 млн тонн грузов за I квартал 2017 г., на 7% больше чем годом ранее В 1 квартале 2017 года объём перевозок судами Северо-Западного пароходства (входит в UCL Holding...

«Геоизол» повторно получил контракт на реконструкцию производственных мощностей СНСЗ

«Геоизол» повторно получил контракт на реконструкцию производственных мощностей СНСЗ ООО «Геоизол» повторно получило контракт на техническое перевооружение и реконструкцию судоспусковог...

Речной транспорт

Завод «Красное Сормово» спустит на воду второй танкер-химовоз для компании «Волготранс»

Завод «Красное Сормово» спустит на воду второй танкер-химовоз для компании «Волготранс» Спуск второго танкера-химовоза проекта RST27, строительство которого ведет завод «Красное Сормово» &...

На Городецком гидроузле Волги торжественно открылась навигация

На Городецком гидроузле Волги торжественно открылась навигация 25 апреля на шлюзе №13 Городецкого гидроузла (филиал ФБУ «Администрация Волжского бассейна»)...

Ж/Д транспорт

Минтранс РФ поддерживает создание совета рынка железнодорожного транспорта - замминистра

Минтранс РФ поддерживает создание совета рынка железнодорожного транспорта - замминистра Министерство транспорта РФ считает целесообразным создание совета рынка железнодорожного транспорта,...

Акции ОВК на Московской бирже упали на 8,6% после объявления цены размещения на SPO

Акции ОВК на Московской бирже упали на 8,6% после объявления цены размещения на SPO Акции Объединенной вагонной компании (ОВК) на торгах Московской бирже упали на 8,6%, до ...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...