Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Контроль судов из космоса

Морские порты

Опыт контроля нелегальных сбросов с судов в Черном море с использованием инструментов дистанционного зондирования Земли из космоса

Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на суверенном праве прибрежных государств по защите внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны ответственности и является отражением общепризнанной практики по защите морской среды от загрязнений.

Международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 Черное море отнесено к особому району в отношении сбросов отходов с судов, а вопросы регионального сотрудничества осуществляются в рамках Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнений 1992 года.

В.В. Ерыгин, руководитель ФГБУ «АМП Черного моря»,

А.А. Кучейко, заместитель директора Центра ДЗЗ ФГУП «НИИ Радио».

Правовая основа контроля загрязнений с судов

Право государств на установление национальных норм в различных морских пространствах не ниже международных предусмотрено статьей 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако до настоящего времени в мире не сложилось единых подходов к установлению причастности судов как источников загрязнения моря, а также к исчислению ущерба от загрязнения в тех или иных случаях.

Так, директивой Европейского Союза 2005/35 предусмотрена норма по ужесточению национального законодательства стран – членов ЕС в отношении судовладельцев, фрахтователей, классификационных обществ, которые вызвали либо содействовали незаконному загрязнению моря. Директива распространяет свое действие на все суда, заходящие в порты ЕС, вне зависимости от флага, предусматривает сотрудничество капитанов морских портов в исполнении санкций в следующем порту захода судна-нарушителя, призвана укрепить сотрудничество в обнаружении нелегальных сбросов с судов, а также развивать методы определения виновника сброса, включая дистанционные инструменты. Входящие в состав ЕС государства обязаны были отразить содержание этой директивы в своем национальном законодательстве до 31 марта 2007 года.

В рамках стратегии Европейского Союза по контролю нелегальных сбросов с судов был внедрен сервис оперативного спутникового мониторинга CleanSeaNet, оператором которого является Европейское агентство по морской безопасности (EMSA)1. В сервисе CleanSeaNet реализован принцип всепогодного дистанционного обнаружения пленочных загрязнений морcкой поверхности с использованием радиолокаторов космического базирования, установленных на спутниках Envisat, Radarsat-1 (до 2013 г.), Radarsat-2 и Sentinel-1 (с 2015 г.).

В 2014 году EMSA получило более 2,5 тыс. радиолокационных изображений (РЛИ), на которых было обнаружено 2630 разнообразных пленочных загрязнений в зонах ответственности стран ЕС. Космические технологии на основе радиолокационной съемки для детектирования судов и пленочных загрязнений применяются в качестве информационных сервисов также в Канаде, странах Средиземного, Северного и Балтийского морей.

Спутниковый мониторинг южных морей

С 2008 года задача комплексного мониторинга нефтяных загрязнений зоны ответственности Российской Федерации в Черном и Азовском морях с использованием спутниковых данных и систем автоматизированной идентификации судов (АИС) была успешно реализована в рамках проекта ФГУ «АМП Новороссийск» и компании ИТЦ «СканЭкс».

Таблица 1. Характеристики некоторых спутниковых сервисов детектирования пленочных загрязнений экономической зоны.

Наименование сервиса / проект

Оператор

Классификация обнаруженных загрязнений

Обнаружение загрязнений в Северном и Балтийском морях / MarCoast

KSAT

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Обнаружение загрязнений в Средиземном море / MarCoast

Telespazio

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Сервис обнаружение пленочных загрязнений Канады / ISTOP

MDA

Категории 1А, 1В, 2 и 3

CleanSeaNet / Проект EMSA

KSAT, Telespazio, Edisoft, CLS

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Служба детектирования загрязнений Норвегии / проект NOFO

KSAT

Высокий, средний, низкий уровень вероятности на основе матрицы риска

На базе веб-платформы «Геомиксер» был разработан и внедрен в практику автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море», с помощью которого в закрытом режиме отображается зона контроля с указанием координат и площадей обнаруженных нефтяных пятен-сликов. Идентификация судов, причастных к загрязнениям, осуществляется путем совмещения спутниковых изображений с картой движения судов по данным АИС (рис. 1).

Рис. 1. Интенсивность судоходства в восточной части Черного моря по данным мониторинга сигналов автоматической идентификации АИС в 2014 г. © marinetraffic.com.

Для контроля российского сектора Черного моря оптимальным является отображение акватории съемки шириной более 300 км с захватом смежных секторов зон ответственности Турции, Грузии и Украины. В случае обнаружения сликов в смежных секторах информация в графическом виде направлялась в адрес спасательно-координационных центров соответствующей стороны. Получатели информации, используя национальные данные АИС, направляли АИС-диаграммы в адрес Морского спасательного центра ФГБУ «АМП Черного моря» для размещения на геопортале «Космоснимки – Черное море».

Технология идентификации судна-нарушителя

Технология радиолокационного обнаружения пленочных загрязнений моря из космоса, разработанная еще в конце 90-х годов прошлого века, получила применение в современных системах дистанционного зондирования акватории морей благодаря регистрации эффекта «выглаживания» мелкомасштабного ветрового волнения нефтяной пленкой.

По уровню достоверности пленочные загрязнения в сервисе EMSA принято делить на три класса – высокий, средний и низкий, в сервисе ISTOP (Канада) достоверными считаются слики категории 1А, когда потенциальное пленочное загрязнение примыкает к отметке судна, и 1Б, когда судно находится в пределах 50 км от обнаруженного пленочного загрязнения.

В практике ФГБУ «АМП Черного моря» анализу подлежат все слики в зоне контроля, однако в разработку берутся космоснимки, где пленочные загрязнения имеют признаки судового происхождения:

– вытянуты вдоль судоходных трасс;

– имеют линейный или линейно-прерывистый вид;

– имеют протяженность более 5 миль.

В целях установления степени причастности к загрязнению судна используются три основных алгоритма его идентификации как источника загрязнения.

1. Судно на РЛИ находится в сликовом пятне или «касается» его. В этом случае запрашивается диаграмма движения судов по данным АИС на район обнаружения пятна за последние 2 часа перед съемкой. Если трек судна совпадает с формой пятна и повторяет его форму, то можно считать, что причастность судна к данному загрязнению установлена с высокой вероятностью (рис. 2).

Рис. 2. Судно (выделено красным овалом) на РЛИ в момент сброса загрязненных вод (слева) и карта АИС с треком идентифицированного судна на период спутниковой съемки, где положение судового разлива выделено красным контуром (справа). Sentinel-1A. © ESA, НИИР, АМПН, 2015.

2. Судно на РЛИ находится вне зоны слика, но рядом. В этом случае запрашивается диаграмма движения судов по АИС на район обнаружения пятна за последние 12-20 часов до момента съемки. В связи с тем, что ветер и преобладающие течения трансформируют форму и положение пятна, возникает необходимость учета и введения поправки на изменение положения слика под влиянием ветра и течений. Такая обработка осуществляется с помощью программы «Дрейф нефтяного пятна», которая адаптирована для условий Черного моря. Программа позволяет накладывать данные почасового дрейфа пятен на треки судов по данным АИС. Судно, чья трасса с минимальной погрешностью ложится на слик, рассматривается как причастное к загрязнению (рис. 3).

Рис. 3. РЛИ с пленочным загрязнением судового происхождения, поблизости видно судно – вероятный виновник загрязнения (слева); карта положения судов на момент спутниковой съемки, где положение судового разлива показано красным контуром (справа). Sentinel-1A. © ESA, НИИР, АМПН, 2015.

3. Слик находится в районе интенсивного судоходства. В случае если слик однозначно не привязан к какому-нибудь судну (то есть судно не осуществило сброс непосредственно в момент съемки из космоса), установление причастного судна крайне затруднено (рис. 4). Тем не менее, повысить вероятность обнаружения судна – источника загрязнений можно только при увеличении частоты съемок в этом районе.

В дальнейшем пакет графической информации направляется в распоряжение капитана порта, в котором находится или намеревается зайти подозреваемое судно, для проведения проверки на его причастность к загрязнению.

Рис. 4. Интегральная карта пленочных загрязнений, обнаруженных в восточной части Черного моря в 2011-2013 гг. Цифрами 1, 2, 3 обозначены места зафиксированной во время съемок активности грифонов (подводных грязе-нефтяных вулканов) в турецком и грузинском секторах.

Рис. 5. Интегральная карта пленочных загрязнений, обнаруженных в 2015 году в восточной части Черного моря. © НИИР, АМПН, 2015.

Заключение

В 2011-2014 годах в разработке находились порядка 130 РЛИ в год. В 2015 году получено и обработано 287 изображений. Результаты спутникового мониторинга свидетельствовали, что основным местом сброса нефтесодержащих вод с танкеров были зоны на границах секторов России, Турции и Украины2.

Таким образом, с использованием спутниковых технологий на условиях взаимодействия причерноморских стран под эгидой ФГБУ «АМП Черного моря» сформирована действующая региональная система мониторинга нелегальных сбросов с судов восточной части Черного моря.

Применение космической съемки оказалось востребованным и для решения других задач, а именно: контроля ледовой обстановки в Азовском море и Керченском проливе, оценки чрезвычайных ситуаций, обусловленных ураганными ветрами, наводнениями и др. (рис. 6-7).

Рис. 6. Контроль ледовой обстановки в Азовском море (полностью покрыто льдом) и в Керченском проливе (частично подо льдом).

Рис. 7. Контроль загрязнений нефтепродуктами в Новороссийской бухте после катастрофических ливней в регионе. 06.07.2012 г.

Дальнейшее развитие метода требует совершенствования нормативной базы обоснования применения санкций в отношении виновников загрязнения моря. Требует решения также вопрос финансирования затрат на реализацию программы дистанционного зондирования морских акваторий, размер которых в зависимости от частоты съемки составляет порядка 4-10 млн рублей в год.

1. Сайт EMSA: http://www.emsa.europa.eu/csn-menu/csn-service.html

2. Ivanov A., Kucheiko А. Main results of satellite monitoring of oil spills in the Black Sea / Международный научный форум CIESM-2014, 1-3 декабря 2014, Сочи, Россия.

Морские порты №1 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Тарифы стивидоров: рублевый почин

Тарифы стивидоров: рублевый почин Летом 2017 года в соответствии с поручением президента РФ Минфин разработал законопроект, обязывающи...

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...