Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Контроль судов из космоса

Морские порты

Опыт контроля нелегальных сбросов с судов в Черном море с использованием инструментов дистанционного зондирования Земли из космоса

Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на суверенном праве прибрежных государств по защите внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны ответственности и является отражением общепризнанной практики по защите морской среды от загрязнений.

Международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 Черное море отнесено к особому району в отношении сбросов отходов с судов, а вопросы регионального сотрудничества осуществляются в рамках Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнений 1992 года.

В.В. Ерыгин, руководитель ФГБУ «АМП Черного моря»,

А.А. Кучейко, заместитель директора Центра ДЗЗ ФГУП «НИИ Радио».

Правовая основа контроля загрязнений с судов

Право государств на установление национальных норм в различных морских пространствах не ниже международных предусмотрено статьей 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако до настоящего времени в мире не сложилось единых подходов к установлению причастности судов как источников загрязнения моря, а также к исчислению ущерба от загрязнения в тех или иных случаях.

Так, директивой Европейского Союза 2005/35 предусмотрена норма по ужесточению национального законодательства стран – членов ЕС в отношении судовладельцев, фрахтователей, классификационных обществ, которые вызвали либо содействовали незаконному загрязнению моря. Директива распространяет свое действие на все суда, заходящие в порты ЕС, вне зависимости от флага, предусматривает сотрудничество капитанов морских портов в исполнении санкций в следующем порту захода судна-нарушителя, призвана укрепить сотрудничество в обнаружении нелегальных сбросов с судов, а также развивать методы определения виновника сброса, включая дистанционные инструменты. Входящие в состав ЕС государства обязаны были отразить содержание этой директивы в своем национальном законодательстве до 31 марта 2007 года.

В рамках стратегии Европейского Союза по контролю нелегальных сбросов с судов был внедрен сервис оперативного спутникового мониторинга CleanSeaNet, оператором которого является Европейское агентство по морской безопасности (EMSA)1. В сервисе CleanSeaNet реализован принцип всепогодного дистанционного обнаружения пленочных загрязнений морcкой поверхности с использованием радиолокаторов космического базирования, установленных на спутниках Envisat, Radarsat-1 (до 2013 г.), Radarsat-2 и Sentinel-1 (с 2015 г.).

В 2014 году EMSA получило более 2,5 тыс. радиолокационных изображений (РЛИ), на которых было обнаружено 2630 разнообразных пленочных загрязнений в зонах ответственности стран ЕС. Космические технологии на основе радиолокационной съемки для детектирования судов и пленочных загрязнений применяются в качестве информационных сервисов также в Канаде, странах Средиземного, Северного и Балтийского морей.

Спутниковый мониторинг южных морей

С 2008 года задача комплексного мониторинга нефтяных загрязнений зоны ответственности Российской Федерации в Черном и Азовском морях с использованием спутниковых данных и систем автоматизированной идентификации судов (АИС) была успешно реализована в рамках проекта ФГУ «АМП Новороссийск» и компании ИТЦ «СканЭкс».

Таблица 1. Характеристики некоторых спутниковых сервисов детектирования пленочных загрязнений экономической зоны.

Наименование сервиса / проект

Оператор

Классификация обнаруженных загрязнений

Обнаружение загрязнений в Северном и Балтийском морях / MarCoast

KSAT

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Обнаружение загрязнений в Средиземном море / MarCoast

Telespazio

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Сервис обнаружение пленочных загрязнений Канады / ISTOP

MDA

Категории 1А, 1В, 2 и 3

CleanSeaNet / Проект EMSA

KSAT, Telespazio, Edisoft, CLS

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Служба детектирования загрязнений Норвегии / проект NOFO

KSAT

Высокий, средний, низкий уровень вероятности на основе матрицы риска

На базе веб-платформы «Геомиксер» был разработан и внедрен в практику автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море», с помощью которого в закрытом режиме отображается зона контроля с указанием координат и площадей обнаруженных нефтяных пятен-сликов. Идентификация судов, причастных к загрязнениям, осуществляется путем совмещения спутниковых изображений с картой движения судов по данным АИС (рис. 1).

Рис. 1. Интенсивность судоходства в восточной части Черного моря по данным мониторинга сигналов автоматической идентификации АИС в 2014 г. © marinetraffic.com.

Для контроля российского сектора Черного моря оптимальным является отображение акватории съемки шириной более 300 км с захватом смежных секторов зон ответственности Турции, Грузии и Украины. В случае обнаружения сликов в смежных секторах информация в графическом виде направлялась в адрес спасательно-координационных центров соответствующей стороны. Получатели информации, используя национальные данные АИС, направляли АИС-диаграммы в адрес Морского спасательного центра ФГБУ «АМП Черного моря» для размещения на геопортале «Космоснимки – Черное море».

Технология идентификации судна-нарушителя

Технология радиолокационного обнаружения пленочных загрязнений моря из космоса, разработанная еще в конце 90-х годов прошлого века, получила применение в современных системах дистанционного зондирования акватории морей благодаря регистрации эффекта «выглаживания» мелкомасштабного ветрового волнения нефтяной пленкой.

По уровню достоверности пленочные загрязнения в сервисе EMSA принято делить на три класса – высокий, средний и низкий, в сервисе ISTOP (Канада) достоверными считаются слики категории 1А, когда потенциальное пленочное загрязнение примыкает к отметке судна, и 1Б, когда судно находится в пределах 50 км от обнаруженного пленочного загрязнения.

В практике ФГБУ «АМП Черного моря» анализу подлежат все слики в зоне контроля, однако в разработку берутся космоснимки, где пленочные загрязнения имеют признаки судового происхождения:

– вытянуты вдоль судоходных трасс;

– имеют линейный или линейно-прерывистый вид;

– имеют протяженность более 5 миль.

В целях установления степени причастности к загрязнению судна используются три основных алгоритма его идентификации как источника загрязнения.

1. Судно на РЛИ находится в сликовом пятне или «касается» его. В этом случае запрашивается диаграмма движения судов по данным АИС на район обнаружения пятна за последние 2 часа перед съемкой. Если трек судна совпадает с формой пятна и повторяет его форму, то можно считать, что причастность судна к данному загрязнению установлена с высокой вероятностью (рис. 2).

Рис. 2. Судно (выделено красным овалом) на РЛИ в момент сброса загрязненных вод (слева) и карта АИС с треком идентифицированного судна на период спутниковой съемки, где положение судового разлива выделено красным контуром (справа). Sentinel-1A. © ESA, НИИР, АМПН, 2015.

2. Судно на РЛИ находится вне зоны слика, но рядом. В этом случае запрашивается диаграмма движения судов по АИС на район обнаружения пятна за последние 12-20 часов до момента съемки. В связи с тем, что ветер и преобладающие течения трансформируют форму и положение пятна, возникает необходимость учета и введения поправки на изменение положения слика под влиянием ветра и течений. Такая обработка осуществляется с помощью программы «Дрейф нефтяного пятна», которая адаптирована для условий Черного моря. Программа позволяет накладывать данные почасового дрейфа пятен на треки судов по данным АИС. Судно, чья трасса с минимальной погрешностью ложится на слик, рассматривается как причастное к загрязнению (рис. 3).

Рис. 3. РЛИ с пленочным загрязнением судового происхождения, поблизости видно судно – вероятный виновник загрязнения (слева); карта положения судов на момент спутниковой съемки, где положение судового разлива показано красным контуром (справа). Sentinel-1A. © ESA, НИИР, АМПН, 2015.

3. Слик находится в районе интенсивного судоходства. В случае если слик однозначно не привязан к какому-нибудь судну (то есть судно не осуществило сброс непосредственно в момент съемки из космоса), установление причастного судна крайне затруднено (рис. 4). Тем не менее, повысить вероятность обнаружения судна – источника загрязнений можно только при увеличении частоты съемок в этом районе.

В дальнейшем пакет графической информации направляется в распоряжение капитана порта, в котором находится или намеревается зайти подозреваемое судно, для проведения проверки на его причастность к загрязнению.

Рис. 4. Интегральная карта пленочных загрязнений, обнаруженных в восточной части Черного моря в 2011-2013 гг. Цифрами 1, 2, 3 обозначены места зафиксированной во время съемок активности грифонов (подводных грязе-нефтяных вулканов) в турецком и грузинском секторах.

Рис. 5. Интегральная карта пленочных загрязнений, обнаруженных в 2015 году в восточной части Черного моря. © НИИР, АМПН, 2015.

Заключение

В 2011-2014 годах в разработке находились порядка 130 РЛИ в год. В 2015 году получено и обработано 287 изображений. Результаты спутникового мониторинга свидетельствовали, что основным местом сброса нефтесодержащих вод с танкеров были зоны на границах секторов России, Турции и Украины2.

Таким образом, с использованием спутниковых технологий на условиях взаимодействия причерноморских стран под эгидой ФГБУ «АМП Черного моря» сформирована действующая региональная система мониторинга нелегальных сбросов с судов восточной части Черного моря.

Применение космической съемки оказалось востребованным и для решения других задач, а именно: контроля ледовой обстановки в Азовском море и Керченском проливе, оценки чрезвычайных ситуаций, обусловленных ураганными ветрами, наводнениями и др. (рис. 6-7).

Рис. 6. Контроль ледовой обстановки в Азовском море (полностью покрыто льдом) и в Керченском проливе (частично подо льдом).

Рис. 7. Контроль загрязнений нефтепродуктами в Новороссийской бухте после катастрофических ливней в регионе. 06.07.2012 г.

Дальнейшее развитие метода требует совершенствования нормативной базы обоснования применения санкций в отношении виновников загрязнения моря. Требует решения также вопрос финансирования затрат на реализацию программы дистанционного зондирования морских акваторий, размер которых в зависимости от частоты съемки составляет порядка 4-10 млн рублей в год.

1. Сайт EMSA: http://www.emsa.europa.eu/csn-menu/csn-service.html

2. Ivanov A., Kucheiko А. Main results of satellite monitoring of oil spills in the Black Sea / Международный научный форум CIESM-2014, 1-3 декабря 2014, Сочи, Россия.

Морские порты №1 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...