Контроль судов из космоса

Морские порты

Опыт контроля нелегальных сбросов с судов в Черном море с использованием инструментов дистанционного зондирования Земли из космоса

Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на суверенном праве прибрежных государств по защите внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны ответственности и является отражением общепризнанной практики по защите морской среды от загрязнений.

Международной конвенцией МАРПОЛ 73/78 Черное море отнесено к особому району в отношении сбросов отходов с судов, а вопросы регионального сотрудничества осуществляются в рамках Бухарестской конвенции о защите Черного моря от загрязнений 1992 года.

В.В. Ерыгин, руководитель ФГБУ «АМП Черного моря»,

А.А. Кучейко, заместитель директора Центра ДЗЗ ФГУП «НИИ Радио».

Правовая основа контроля загрязнений с судов

Право государств на установление национальных норм в различных морских пространствах не ниже международных предусмотрено статьей 211 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Однако до настоящего времени в мире не сложилось единых подходов к установлению причастности судов как источников загрязнения моря, а также к исчислению ущерба от загрязнения в тех или иных случаях.

Так, директивой Европейского Союза 2005/35 предусмотрена норма по ужесточению национального законодательства стран – членов ЕС в отношении судовладельцев, фрахтователей, классификационных обществ, которые вызвали либо содействовали незаконному загрязнению моря. Директива распространяет свое действие на все суда, заходящие в порты ЕС, вне зависимости от флага, предусматривает сотрудничество капитанов морских портов в исполнении санкций в следующем порту захода судна-нарушителя, призвана укрепить сотрудничество в обнаружении нелегальных сбросов с судов, а также развивать методы определения виновника сброса, включая дистанционные инструменты. Входящие в состав ЕС государства обязаны были отразить содержание этой директивы в своем национальном законодательстве до 31 марта 2007 года.

В рамках стратегии Европейского Союза по контролю нелегальных сбросов с судов был внедрен сервис оперативного спутникового мониторинга CleanSeaNet, оператором которого является Европейское агентство по морской безопасности (EMSA)1. В сервисе CleanSeaNet реализован принцип всепогодного дистанционного обнаружения пленочных загрязнений морcкой поверхности с использованием радиолокаторов космического базирования, установленных на спутниках Envisat, Radarsat-1 (до 2013 г.), Radarsat-2 и Sentinel-1 (с 2015 г.).

В 2014 году EMSA получило более 2,5 тыс. радиолокационных изображений (РЛИ), на которых было обнаружено 2630 разнообразных пленочных загрязнений в зонах ответственности стран ЕС. Космические технологии на основе радиолокационной съемки для детектирования судов и пленочных загрязнений применяются в качестве информационных сервисов также в Канаде, странах Средиземного, Северного и Балтийского морей.

Спутниковый мониторинг южных морей

С 2008 года задача комплексного мониторинга нефтяных загрязнений зоны ответственности Российской Федерации в Черном и Азовском морях с использованием спутниковых данных и систем автоматизированной идентификации судов (АИС) была успешно реализована в рамках проекта ФГУ «АМП Новороссийск» и компании ИТЦ «СканЭкс».

Таблица 1. Характеристики некоторых спутниковых сервисов детектирования пленочных загрязнений экономической зоны.

Наименование сервиса / проект

Оператор

Классификация обнаруженных загрязнений

Обнаружение загрязнений в Северном и Балтийском морях / MarCoast

KSAT

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Обнаружение загрязнений в Средиземном море / MarCoast

Telespazio

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Сервис обнаружение пленочных загрязнений Канады / ISTOP

MDA

Категории 1А, 1В, 2 и 3

CleanSeaNet / Проект EMSA

KSAT, Telespazio, Edisoft, CLS

Высокий, средний, низкий уровень вероятности

Служба детектирования загрязнений Норвегии / проект NOFO

KSAT

Высокий, средний, низкий уровень вероятности на основе матрицы риска

На базе веб-платформы «Геомиксер» был разработан и внедрен в практику автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море», с помощью которого в закрытом режиме отображается зона контроля с указанием координат и площадей обнаруженных нефтяных пятен-сликов. Идентификация судов, причастных к загрязнениям, осуществляется путем совмещения спутниковых изображений с картой движения судов по данным АИС (рис. 1).

Рис. 1. Интенсивность судоходства в восточной части Черного моря по данным мониторинга сигналов автоматической идентификации АИС в 2014 г. © marinetraffic.com.

Для контроля российского сектора Черного моря оптимальным является отображение акватории съемки шириной более 300 км с захватом смежных секторов зон ответственности Турции, Грузии и Украины. В случае обнаружения сликов в смежных секторах информация в графическом виде направлялась в адрес спасательно-координационных центров соответствующей стороны. Получатели информации, используя национальные данные АИС, направляли АИС-диаграммы в адрес Морского спасательного центра ФГБУ «АМП Черного моря» для размещения на геопортале «Космоснимки – Черное море».

Технология идентификации судна-нарушителя

Технология радиолокационного обнаружения пленочных загрязнений моря из космоса, разработанная еще в конце 90-х годов прошлого века, получила применение в современных системах дистанционного зондирования акватории морей благодаря регистрации эффекта «выглаживания» мелкомасштабного ветрового волнения нефтяной пленкой.

По уровню достоверности пленочные загрязнения в сервисе EMSA принято делить на три класса – высокий, средний и низкий, в сервисе ISTOP (Канада) достоверными считаются слики категории 1А, когда потенциальное пленочное загрязнение примыкает к отметке судна, и 1Б, когда судно находится в пределах 50 км от обнаруженного пленочного загрязнения.

В практике ФГБУ «АМП Черного моря» анализу подлежат все слики в зоне контроля, однако в разработку берутся космоснимки, где пленочные загрязнения имеют признаки судового происхождения:

– вытянуты вдоль судоходных трасс;

– имеют линейный или линейно-прерывистый вид;

– имеют протяженность более 5 миль.

В целях установления степени причастности к загрязнению судна используются три основных алгоритма его идентификации как источника загрязнения.

1. Судно на РЛИ находится в сликовом пятне или «касается» его. В этом случае запрашивается диаграмма движения судов по данным АИС на район обнаружения пятна за последние 2 часа перед съемкой. Если трек судна совпадает с формой пятна и повторяет его форму, то можно считать, что причастность судна к данному загрязнению установлена с высокой вероятностью (рис. 2).

Рис. 2. Судно (выделено красным овалом) на РЛИ в момент сброса загрязненных вод (слева) и карта АИС с треком идентифицированного судна на период спутниковой съемки, где положение судового разлива выделено красным контуром (справа). Sentinel-1A. © ESA, НИИР, АМПН, 2015.

2. Судно на РЛИ находится вне зоны слика, но рядом. В этом случае запрашивается диаграмма движения судов по АИС на район обнаружения пятна за последние 12-20 часов до момента съемки. В связи с тем, что ветер и преобладающие течения трансформируют форму и положение пятна, возникает необходимость учета и введения поправки на изменение положения слика под влиянием ветра и течений. Такая обработка осуществляется с помощью программы «Дрейф нефтяного пятна», которая адаптирована для условий Черного моря. Программа позволяет накладывать данные почасового дрейфа пятен на треки судов по данным АИС. Судно, чья трасса с минимальной погрешностью ложится на слик, рассматривается как причастное к загрязнению (рис. 3).

Рис. 3. РЛИ с пленочным загрязнением судового происхождения, поблизости видно судно – вероятный виновник загрязнения (слева); карта положения судов на момент спутниковой съемки, где положение судового разлива показано красным контуром (справа). Sentinel-1A. © ESA, НИИР, АМПН, 2015.

3. Слик находится в районе интенсивного судоходства. В случае если слик однозначно не привязан к какому-нибудь судну (то есть судно не осуществило сброс непосредственно в момент съемки из космоса), установление причастного судна крайне затруднено (рис. 4). Тем не менее, повысить вероятность обнаружения судна – источника загрязнений можно только при увеличении частоты съемок в этом районе.

В дальнейшем пакет графической информации направляется в распоряжение капитана порта, в котором находится или намеревается зайти подозреваемое судно, для проведения проверки на его причастность к загрязнению.

Рис. 4. Интегральная карта пленочных загрязнений, обнаруженных в восточной части Черного моря в 2011-2013 гг. Цифрами 1, 2, 3 обозначены места зафиксированной во время съемок активности грифонов (подводных грязе-нефтяных вулканов) в турецком и грузинском секторах.

Рис. 5. Интегральная карта пленочных загрязнений, обнаруженных в 2015 году в восточной части Черного моря. © НИИР, АМПН, 2015.

Заключение

В 2011-2014 годах в разработке находились порядка 130 РЛИ в год. В 2015 году получено и обработано 287 изображений. Результаты спутникового мониторинга свидетельствовали, что основным местом сброса нефтесодержащих вод с танкеров были зоны на границах секторов России, Турции и Украины2.

Таким образом, с использованием спутниковых технологий на условиях взаимодействия причерноморских стран под эгидой ФГБУ «АМП Черного моря» сформирована действующая региональная система мониторинга нелегальных сбросов с судов восточной части Черного моря.

Применение космической съемки оказалось востребованным и для решения других задач, а именно: контроля ледовой обстановки в Азовском море и Керченском проливе, оценки чрезвычайных ситуаций, обусловленных ураганными ветрами, наводнениями и др. (рис. 6-7).

Рис. 6. Контроль ледовой обстановки в Азовском море (полностью покрыто льдом) и в Керченском проливе (частично подо льдом).

Рис. 7. Контроль загрязнений нефтепродуктами в Новороссийской бухте после катастрофических ливней в регионе. 06.07.2012 г.

Дальнейшее развитие метода требует совершенствования нормативной базы обоснования применения санкций в отношении виновников загрязнения моря. Требует решения также вопрос финансирования затрат на реализацию программы дистанционного зондирования морских акваторий, размер которых в зависимости от частоты съемки составляет порядка 4-10 млн рублей в год.

1. Сайт EMSA: http://www.emsa.europa.eu/csn-menu/csn-service.html

2. Ivanov A., Kucheiko А. Main results of satellite monitoring of oil spills in the Black Sea / Международный научный форум CIESM-2014, 1-3 декабря 2014, Сочи, Россия.

Морские порты №1 (2016)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Минобороны РФ провело успешное испытание «Булавы»

Минобороны РФ провело успешное испытание «Булавы» Ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» произвел успешный пуск межко...

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург

Разлив нефтепродуктов ликвидирован в порту Санкт-Петербург От причала 4 Кировского завода и вдоль Кривой дамбы порта Большого порта Санкт-Петербург наблюдалась...

Российская экономика

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год

К 2018 году в Керчи запустят пункт по приему и переработке рыбы мощностью до 40 тыс. тонн в год Первая очередь комплекса, которую планируется сдать в 2017 году, включает реконструкцию действующего...

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года

Более 1,28 млн тонн могут выловить рыбаки на Дальнем Востоке в III квартале 2017 года По прогнозам специалистов «ТИНРО-Центр» в третьем квартале 2017 года в Дальневосточном рыбохозяйстве...

Транспортная политика

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж»

Кабмин разработал поправки к законопроекту о расширении понятия «каботаж» Правительство РФ предлагает внести поправки к проекту федерального закона о расширении понятия «кабо...

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica

Парламент Латвии ратифицировал договор о строительстве Rail Baltica Сейм (парламент) Латвии в четверг на заседании ратифицировал подписанное премьер- министрами...

Морские порты

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA

Рюдигер Грубе возглавит наблюдательный совет HHLA Наблюдательный совет портовой и транспортно-логистической компании Hamburger Hafen und Logistik AG н...

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино

Росморпорт начал прием заявок на приобретение донного грунта, извлекаемого при строительстве терминала в порту Зарубино ФГУП «Росморпорт» информирует о разработке в 2017 году проектной документации по объекту «Специализи...




Морской транспорт

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки»

Завершена глубокая модернизация тренажерной базы Архангельского филиала «Макаровки» Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова завершил глубокую м...

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU

Фрахтовые ставки из Азии в Южную Америку достигли $3,6 тыс. за TEU Спотовые ставки на контейнерные перевозки из Азии в Южную Америку по итогам прошлой недели увеличили...

Речной транспорт

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен»

Невский завод сдал казахстанскому заказчику второй сухогруз проекта RSD49 «Атамекен» 8 июня 2017 года Невский Судостроительно-Судоремонтный завод сдал казахстанскому заказчику девятое м...

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай

Грузопассажирский порт в Пояркове перестроят под поставки зерна и сои в Китай Реконструкция смешанного грузопассажирского пункта пропуска через российско-китайскую границу в Пояр...

Ж/Д транспорт

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог

Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть желдорог Казахстан ограничил допуск российских инновационных вагонов на свою сеть железных дорог, ссылаясь на...

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы

Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы Госдума приняла в первом чтении законопроект об изменении названия должности главы ОАО «Российские ж...

Авто транспорт

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля

Соколов дал регионам еще две недели на конкурсы по программе ремонта дорог - до 15 июля Регионы России, которые не успеют провести основные конкурсы на ремонт дорог в рамках реализации про...

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ

«Платон» с момента запуска системы собрал более 27,1 млрд руб. в дорожный фонд - Минтранс РФ Поступления в Дорожный фонд с момента запуска системы взимания платы за проезд большегрузных автомоб...

Аналитика

Транспортная политика

Отечественное судоходство развивается

Отечественное судоходство развивается 15 декабря 2016 года состоялось совместное расширенное заседание Коллегии Федерального агентства мор...

Высокая инициативность дает результаты

Высокая инициативность дает результаты В декабре 2016 года в Минтрансе России традиционно состоялся итоговый совет директоров Ассоциации мо...

Морские порты

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности

Свободный порт – инструмент повышения конкурентоспособности Зона с особыми экономическими условиями Свободный порт Владивосток (СПВ) начала функциониров...

Стабильный рост в порту Охотск. Пока…

Стабильный рост в порту Охотск. Пока… На деятельность в морском порту Охотск, как и во многих других северных портах, в немалой степени ок...

Морской транспорт

Газовому флоту СКФ – десять лет

Газовому флоту СКФ – десять лет Перевозки сжиженного газа – довольно стабильный вид деятельности, построенный в основном на долгосро...

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В этом году флот «Совкомфлота» уже пополнился двумя ультрасовременными арктическими челночными танке...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства

ВГУВТ: кафедра судовождения и безопасности судоходства В №4 «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах отраслевых университетов. В этом номере р...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: кафедра технических средств судовождения В №4 (2016) «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В э...

Грузовая база

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков

Китай как центр зарождения российских контейнеропотоков В российских внешнеторговых перевозках в настоящее время лидирующие позиции по объему перевозок зани...

Фактор роста – внутреннее потребление

Фактор роста – внутреннее потребление В 2015 году в российской цветной металлургии наметилась тенденция снижения производства, в 2016 году...

Безопасность мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания

Сюрвейерская деятельность как часть безопасности мореплавания Многообразие, характер и условия перевозки грузов морским транспортом имеют свою специфику, с которо...

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения

Правила МППСС-72: неопределенность в принятии решения Проблемы, связанные с аварийностью на морском флоте, ставят человечество без преувеличения на грань ...

Севморпуть

Система комплексной безопасности

Система комплексной безопасности В соответствии с «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую...

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс)

Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) Актуальная тема сегодняшнего дня – Полярный кодекс. Принятый ИМО и обязательный по конвенциям СОЛАС ...




Судостроение

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море

«Адмирал Нахимов» перевернет правила игры на море Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в ходе своей модернизации будет оснащен новейшей ...

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю»

«С «Авророй» наши люди вписали свои имена в историю» За свою более чем 150-летнюю историю Кронштадтский Морской завод отремонтировал свыше 10 тысяч кораб...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...