Минтранс и АСОП подвели итоги года - Морские вести России

Минтранс и АСОП подвели итоги года

12.02.2017

Транспортная политика

Минтранс и АСОП подвели итоги года

2 декабря в Москве состоялось совместное с Минтрансом заседание совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на котором были подведены итоги деятельности Ассоциации по Плану мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и АСОП на 2015 год. В работе совета директоров принял участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский и представители других федеральных ведомств и служб.

Владимир Михайлов

В начале заседания Совета директоров АСОП выступил заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, который кратко рассказал о законодательной деятельности Минтранса в области регулирования и совершенствования деятельности в морских портах.

Он, в частности, отметил, что на протяжении года шла постоянная работа Минтранса по изменению границ морских портов, принятию Обязательных постановлений в 53 российских портах. Среди важнейших законопроектов, подготовленных ведомством и направленных в правительство на утверждение, В.Олерский назвал проект изменений в Закон о морских портах, отметив, что предложения подготовлены с учетом замечаний АСОП, касающихся государственного регулирования деятельности в морских портах, обеспечения безопасности морских портов, оказания услуг, регулирования земельных и имущественных отношений в морских портах и т.д.

Проделана большая работа по Закону «О свободном порте Владивосток», направленному в большей степени на развитие территорий, чем портов. Вместе с тем, в соответствии с поручением президента сейчас разрабатывается проект Федерального закона «О свободных портах в РФ», непосредственно затрагивающий деятельность морских портов.

Минтрансом подготовлен законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части компенсации затрат инвестора по строительству и реконструкции объектов пунктов пропуска через государственную границу РФ при их безвозмездной передаче в собственность государства.

Продолжается работа над проектом акта правительства, утверждающего требования по транспортной безопасности, в том числе в акваториях морских портов. В.Олерский перечислил еще ряд важных документов, которые находятся на стадии проработки или согласования в правительстве.

В отношении инвестиций в портовую инфраструктуру замминистра сказал, что на сегодня задача привлечения инвестиций несколько изменилась – на первое место вышел вопрос отбора инвесторов и их ранжирование. Главная причина такого подхода – «ограниченность пропускной способности наших железнодорожных сетей, даже с учетом всех мероприятий, которые намечены» (развитие Восточного полигона – БАМ и Транссиб, организация высокоскоростного движения – Азово-Черноморское направление и др. – Ред.).

Как сообщил замминистра, вице-премьером Аркадием Дворковичем было дано поручение Минтрансу, «Росморпорту» проработать принципы ранжирования инвестиционных проектов. Работа, в которой принимала участие компания McKinsey, на сегодня практически завершена. Основные трудности, которые пришлось решать разработчикам, – установление перечня критериев отбора инвесторов, не зависящего от решения конкретных чиновников.

«Вопрос очень непростой, – заметил В.Олерский. – Но если сегодня мы не создадим справедливую систему, то в дальнейшем будут приниматься решения, которые в принципе не нужны». Тогда как речь идет прежде всего об эффективном использовании федеральных средств при инвестировании в инфраструктуру того или иного проекта.

В заключение В.Олерский поздравил членов Совета директоров АСОП с наступающим Новым годом и пожелал здоровья и успехов в 2016 году.

Об итогах работы Ассоциации и показателях перевалки морских портов РФ рассказал исполнительный директор АСОП Серик Жусупов.

Грузооборот морских портов за 10 месяцев 2015 года увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составил 553,8 млн тонн, из них сухогрузов – 250,3 млн тонн (+1,5%), наливных – 303,5 млн тонн (+4,7). При увеличении объемов перевалки угля (+4,2%), зерна (+2,4%), черных металлов (+14,3%), цветных металлов (+14,2%), грузов на паромах (рост в 1,6 раза), минеральных удобрений (+6,8%), руды (+4,6%), лесных грузов (+10,6%) снизилась перевалка грузов в контейнерах (-15,2%), металлолома (-8,1%) и рефгрузов (-15,2%). Перевалка наливных грузов увеличилась по всей номенклатуре: сырая нефть (+5,9%), нефтепродукты (+3,5%) и сжиженный газ (+4,1%).

Экспортных грузов перегружено 443,8 млн тонн (+5,7%), импортных грузов – 27,7 млн тонн (-24,3%), транзитных – 39,6 млн тонн (на уровне прошлого года), каботажных – 42,7 млн тонн (+6,2%).

Если рассматривать перевалку грузов по бассейнам, то рост объемов грузооборота произошел в портах: Дальневосточного бассейна – до 141,6 млн тонн (+4,4%), Азово-Черноморского – 185,2 млн тонн (+5,1%), Балтийского – 191,9 млн тонн (+1,9%), а снижение грузооборота наблюдалось в портах: Арктического бассейна – 29,5 млн тонн (-1,5%) и Каспийского – 5,6 млн тонн (-14,9%).

Положительную динамику за 10 месяцев года показывают ОАО «Архангельский МТП» (+11,4%), ОАО «Балтийский балкерный терминал» (+15,4%), ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга» (более чем в 2,5 раза), ПАО «Новороссийский МТП» (+2,6%), ОАО «Таганрогский МТП» (+25,8%), ОАО «Туапсинский МТП» (+11,6%), АО «Восточный порт» (+2,6%), ООО «Восточный нефтехимический терминал» (+31,8%), ОАО «Терминал Астафьева» (+12,3%), ОАО «ЕВРАЗ Находкинский морской торговый порт» (+25%), ОАО «Торговый порт Посьет» (+27%).

Далее С.Жусупов рассказал о текущей деятельности рабочих органов Ассоциации, которая осуществляется в соответствии с утвержденной Программой работы АСОП в 2015-2016 годах и основана на положениях Плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах и Плана мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в портах (утверждены распоряжениями правительства РФ), где по отдельным пунктам соисполнителем является Ассоциация, а также основывается на Плане мероприятий по основным направлениям взаимодействия Минтранса России и Ассоциации морских торговых портов на 2015 год.

В своем выступлении исполнительный директор АСОП остановился на основных направлениях деятельности Ассоциации и на том, что достигнуто за текущий период.

В вопросе отмены ценового регулирования услуг, оказываемых операторами морских терминалов, и исключения их из реестра субъектов естественных монополий в октябре 2015 года с ФАС России достигнута договоренность о продолжении работы по дерегулированию тарифов в морских портах в рамках исполнения поручений, предусмотренных Планом мероприятий по развитию конкуренции в сфере услуг в морских портах.

В отношении инициатив АСОП об исключении дополнительной налоговой нагрузки на собственника имущества в порту Минтрансом подготовлен законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в части компенсации затрат инвестора по строительству и реконструкции объектов пунктов пропуска через государственную границу РФ при их безвозмездной передаче в собственность РФ (в настоящее время законопроект направлен в правительство РФ). Также С.Жусупов отметил, что при участии АСОП в 2014 году в статью 256 части второй Налогового кодекса РФ были внесены изменения, которые предусматривают исключение из состава амортизируемого имущества основных средств, переданных по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти.

По вопросам транспортной безопасности исполнительный директор АСОП сообщил, что реализация требований, предусмотренных Федеральным законом от 03.02.2014 г. №15-ФЗ, заставила принимать достаточно большое количество подзаконных актов в виде постановлений правительства РФ и ведомственных приказов. Особое внимание со стороны Ассоциации было уделено проекту постановления правительства РФ об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, работа над которым продолжается. Между тем, по словам С.Жусупова, вызывает озабоченность, что до настоящего времени не изданы нормативно-правовые акты, необходимые для проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Далее. Продолжается формирование нормативно-правовой базы в сфере железнодорожных перевозок грузов.

1 апреля 2015 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», реализация положений которого требует принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. И Ассоциация морских торговых портов принимает активное участие в работе, проводимой Департаментом государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России по разработке новых и пересмотру старых Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом.

26 ноября 2015 года состоялась встреча с руководством ОАО «РЖД», на которой была достигнута договоренность о скоординированных действиях в области совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей перевозки грузов железнодорожным транспортом через морские порты, в частности проекта формы типового договора, предусмотренного законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «О морских портах в Российской Федерации», разрабатываемым Минтрансом России, а также о согласовании инвестиционных планов развития морских портовых терминалов и инвестиционных планов ОАО «РЖД» по увеличению провозной способности участков железных дорог в направлении портов, планов развития припортовых станций.

Как отметил С.Жусупов, не оставлены без внимания со стороны АСОП и вопросы временного хранения, таможенного оформления и контроля грузов, возникающие при их прохождении через морские пункты пропуска, также были рассмотрены проект нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, проекты внесения изменений в отдельные статьи Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» и другие.

В заключение исполнительный директор поблагодарил всех присутствующих на заседании Совета директоров АСОП за активное участие в деятельности Ассоциации, поздравил с наступающим Новым годом и пожелал всем плодотворной работы и процветания в будущем году.

Морские порты №10 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика