Прейскурант 10-01: время перемен

Ж/Д транспорт
Прейскурант 10-01: время перемен

ОАО «РЖД» собирается изменить действующий уже 13 лет Прейскурант 10-01 на грузовые перевозки. Новую концепцию госмонополия разрабатывает совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), свои предложения готовят и крупнейшие операторы подвижного состава. Проект документа будет готов к декабрю 2016 года, а начнет действовать новый прейскурант не раньше 2019 года.

У РЖД есть две причины изменить подход к тарифам. Во-первых, госкомпания хочет увеличить стоимость перевозки дешевых грузов вроде угля, которая сейчас на больших расстояниях является убыточной. Во-вторых, получить возможность гибче подходить к тарифам и оперативно давать грузоотправителям скидки или делать наценки. По задумке это позволит госмонополии эффективнее конкурировать с автотранспортом за дорогой груз.

Татьяна Лозовая

Устаревший прейскурант

О необходимости пересмотреть действующее тарифное регулирование президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров впервые публично заявил в апреле этого года на расширенной коллегии Министерства экономического развития. Топ-менеджер госкомпании напомнил, что Прейскурант 10-01 был разработан 13 лет назад и не годится для сегодняшних реалий. О.Белозеров сообщил присутствующему на коллегии премьер-министру Дмитрию Медведеву, что РЖД совместно с органами исполнительной власти разрабатывает концепцию нового прейскуранта на грузовые перевозки.

«Одна из ключевых задач в рамках нового прейскуранта – это исключение перекрестного субсидирования перевозок одних грузов за счет других внутри Российских железных дорог. При этом мы понимаем, что важно, чтобы прейскурант гарантировал возмещение затрат как минимум на уровне себестоимости», – подчеркнул глава РЖД.

По словам О.Белозерова, такой подход приведет к корректировке тарифов и даже изменению системы поддержки разных отраслей экономики. Но масштаб и значительность предстоящих изменений топ-менеджера явно не пугают.

На той же коллегии глава РЖД сообщил, что в первом квартале 2016 года рост грузовых тарифов составил лишь 3%. При этом правительство разрешало РЖД повысить эффективную ставку на 7,5%. Благодаря более скромным аппетитам госкомпании нагрузка на грузоотправителей, по расчетам О.Белозерова, оказалась на 45,5 млрд рублей ниже, чем могла быть.

Операторы вагонов: сильных изменений не надо

РЖД разрабатывают новую концепцию прейскуранта совместно с Федеральной антимонопольной службой России (в нее влилась Федеральная служба по тарифам, официально упраздненная прошлым летом).

«Мы пишем новый Прейскурант 10-01 вместе с РЖД: не тарифный регулятор пишет отдельно, собрав какую-то кучу теоретиков, которые не знают жизни, технологических процессов, и не железная дорога, у которой может быть определенный конфликт интересов, поскольку грузоперевозками занимается, и какие-то исследователи – мы все вместе», – рассказал агентству ТАСС глава ФАС Игорь Артемьев. Чиновник добавил, что раньше у службы не получалось проводить подобную работу совместно с РЖД, это стало возможно с приходом нового руководства.

Советник президента РЖД Тамара Стебунова также сообщала прессе, что госкомпания рассчитывает предоставить в ФАС свои предложения до 1 августа текущего года. Общая концепция, по словам И.Артемьева, должна быть готова к декабрю 2016-го. На разработку конкретных деталей уйдет еще два года. Как утверждает Т.Стебунова, новый прейскурант начнет действовать не раньше 2019 года.

Свое видение есть и у Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Это некоммерческое партнерство, объединяющее 28 крупнейших игроков рынка, в том числе «ТрансКонтейнер», «Совфрахт», «Трансойл», «Мечел-Транс», «ЛУКОЙЛ-Транс», «Русагротранс», «Федеральную грузовую компанию», «Первую грузовую компанию» и ряд других. В начале лета члены партнерства провели встречу, где обсудили концепцию будущего прейскуранта.

Как рассказал генеральный директор «Первой грузовой компании» Олег Букин, партнерство консолидирует позицию и предоставит свою концепцию. Сроки пока неизвестны, но, по словам бизнесмена, предложений по изменению действующего прейскуранта будет немного.

Примечательно, что представители власти, видимо, заинтересованы в быстром внедрении новых тарифов. Как пишет газета «Гудок», глава правительства Дмитрий Медведев поставил на официальном письме вице-премьера Аркадия Дворковича следующую визу: «Так когда появится этот новый прейскурант? Сколько еще совещаний нужно?»

Даешь угля!

Действующий Прейскурант 10-01 предусматривает деление грузов на три класса. Меньше всего стоит перевозка продукции первого класса. Как правило, это сырье, то есть самый дешевый груз. Например, уголь, руда, лесоматериалы, песок (подробнее см. «Как устроен Прейскурант 10-01»). К первому классу относится продукция, для которой транспортные расходы превышают 15% себестоимости.

Самый массовый груз в этой категории, естественно, уголь. В 2015 году на него пришлось почти 27% от общей погрузки на сети РЖД (то есть почти половина всего низкодоходного груза). Для госмонополии доставка угля на расстояние более 4 тыс. км является убыточной, утверждает кандидат экономических наук, доцент Российской открытой академии транспорта (входит в МИИТ) Фарид Хусаинов. Однако именно на такие дистанции перевозится от четверти до трети всего объема угля на сети железных дорог.

Такой подход – скрытое субсидирование угольной отрасли за счет РЖД – сложился еще в конце 90-х годов прошлого столетия. Во многом это было связано со сложной социальной ситуацией в Кузбассе, одном из крупнейших угольных бассейнов России. Он расположен в глубине страны, далеко и от западных, и от восточных портов. Например, расстояние до Дальнего Востока составляет 5,5 тыс. км.

Для сравнения: в Австралии среднее транспортное плечо доставки угля – 300 км, в Индонезии – 60 км, утверждают аудиторы компании Deloitte. По их мнению, конкурентоспособность кузбасского угля обеспечивается льготными железнодорожными тарифами, нигде в мире это сырье не возят на такие расстояния. Перевозка кузбасского угля в дальневосточные порты создает для РЖД убыток с каждой тонны в размере 121 рубль, заявляют в Deloitte.

Главная цель – конкуренция с автоперевозками

О содержании будущего прейскуранта пока известно немного. По словам Т.Стебуновой из РЖД, деление грузов на классы останется. Но планируется снизить зависимость тарифа от типа подвижного состава.

«Сейчас существует слишком много тарифных схем – наследие тех времен, когда РЖД обладали собственным парком и учитывали разные затраты на содержание вагонов. А сейчас, когда нет своего парка, надо просто правильно определить расходы, которые ОАО «РЖД» несет, перевозя вагон, – объясняет Т.Стебунова журналистам. – Он характеризуется массой тары, длиной».

Кроме того, РЖД давно добиваются возможности более гибко подходить к тарифообразованию. Госкомпания уже направила в ФАС предложения по упрощению правил тарифного коридора (права применять надбавку 13,4% или скидку 12,8% к утвержденному тарифу). Это позволит быстрее реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

В годовом отчете РЖД за 2015 год говорится, что компания смогла привлечь дополнительные 6,2 млн тонн грузов (что соответствует почти двум суткам погрузки госмонополии) именно за счет гибкой тарифной политики.

В документе также сказано, что доходы РЖД от грузовых перевозок в 2015 году выросли на 98 млрд рублей (примерно на 9%) относительно прошлого года. Самую важную роль сыграла индексация тарифа на 10% – это принесло дополнительные 106 млрд рублей. Еще 23 млрд дало применение повышающих коэффициентов для экспортных грузов. В то же время изменение структуры перевозок, рост доли низкодоходных грузов «съели» 31 млрд рублей возможного дохода.

Долгосрочной целью РЖД является конкуренция с автомобильным транспортом за дорогой груз. Сейчас его на железных дорогах мало: на груз второго и третьего классов в 2015 году пришлось 40% погрузки – соответственно, 60% составили низкодоходные перевозки. Но чтобы привлечь дорогой груз, госмонополия должна иметь возможность изменять тарифы и оперативно реагировать на рыночные реалии.

Для РЖД важен и внешнеэкономический фон. Как уже было сказано, максимальная надбавка к тарифам для экспортеров, переживающих хорошие времена на фоне падения рубля, позволила компании дополнительно заработать 23 млрд рублей. Вероятно, именно гибкость тарифов – главное, что потребуют РЖД от будущего прейскуранта.

Еще один вывод можно сделать из слов О.Белозерова о необходимости возмещения «затрат как минимум на уровне себестоимости»: вероятно, тариф на низкодоходный первый класс грузов увеличится. В эту логику укладывается и фраза президента РЖД о том, что придется изменить систему поддержки разных отраслей. Убрав перекрестное субсидирование, финансирование перевозок дешевых грузов за счет дорогих, госмонополия получит пространство для маневра в части продукции второго и третьего классов. Например, сможет давать скидки и в конечном счете успешно конкурировать с автомобильными перевозками.  

О возможном повышении тарифов, например, на перевозку угля уже предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович. Чиновник поручил Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития проработать варианты поддержки угольной отрасли.

Как устроен Прейскурант 10-01

Прейскурант 10-01 был утвержден постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 г. №47-т/5. Сейчас он действует в редакции от 29.04.2016 г., сказано на официальном сайте ОАО «РЖД».

Все грузы делятся на три класса. К первому относятся дешевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%. Например, это лесоматериалы, руда, уголь и кокс, энергетический газ, песок, земля и строительная глина, строительный кирпич, цемент, сырье для производства удобрений.

Во второй класс попадает груз с долей транспортной составляющей 10-15%. Сюда относятся нефть и некоторые нефтепродукты, некоторые стройматериалы, чугун, сельскохозяйственная продукция, включая фрукты, скот, сельскохозяйственная техника, удобрения, мясо, рыба, молоко и другая пищевая продукция.

Наконец, третий класс – дорогой груз, где транспортная часть не превышает 10% себестоимости. Как правило, речь идет о готовой продукции. Например, это различные химикаты, продукты органической химии, товары легкой промышленности, ткани, одежда и текстиль, алкогольные и безалкогольные напитки, газ (кроме энергетического), пластмассовые изделия, автомобили и другой транспорт, металлы, трубы, некоторые нефтепродукты, мебель.

Стоимость перевозки растет вместе с классом груза. Также большую роль играет расстояние. Например, перевезти некоторую продукцию третьего класса на тысячу километров будет стоить в 2,5 раза дороже, чем груз первого класса. А если расстояние превышает 5000 км, то разница становится более чем троекратной.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...