Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Прейскурант 10-01: время перемен

Ж/Д транспорт
Прейскурант 10-01: время перемен

ОАО «РЖД» собирается изменить действующий уже 13 лет Прейскурант 10-01 на грузовые перевозки. Новую концепцию госмонополия разрабатывает совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), свои предложения готовят и крупнейшие операторы подвижного состава. Проект документа будет готов к декабрю 2016 года, а начнет действовать новый прейскурант не раньше 2019 года.

У РЖД есть две причины изменить подход к тарифам. Во-первых, госкомпания хочет увеличить стоимость перевозки дешевых грузов вроде угля, которая сейчас на больших расстояниях является убыточной. Во-вторых, получить возможность гибче подходить к тарифам и оперативно давать грузоотправителям скидки или делать наценки. По задумке это позволит госмонополии эффективнее конкурировать с автотранспортом за дорогой груз.

Татьяна Лозовая

Устаревший прейскурант

О необходимости пересмотреть действующее тарифное регулирование президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров впервые публично заявил в апреле этого года на расширенной коллегии Министерства экономического развития. Топ-менеджер госкомпании напомнил, что Прейскурант 10-01 был разработан 13 лет назад и не годится для сегодняшних реалий. О.Белозеров сообщил присутствующему на коллегии премьер-министру Дмитрию Медведеву, что РЖД совместно с органами исполнительной власти разрабатывает концепцию нового прейскуранта на грузовые перевозки.

«Одна из ключевых задач в рамках нового прейскуранта – это исключение перекрестного субсидирования перевозок одних грузов за счет других внутри Российских железных дорог. При этом мы понимаем, что важно, чтобы прейскурант гарантировал возмещение затрат как минимум на уровне себестоимости», – подчеркнул глава РЖД.

По словам О.Белозерова, такой подход приведет к корректировке тарифов и даже изменению системы поддержки разных отраслей экономики. Но масштаб и значительность предстоящих изменений топ-менеджера явно не пугают.

На той же коллегии глава РЖД сообщил, что в первом квартале 2016 года рост грузовых тарифов составил лишь 3%. При этом правительство разрешало РЖД повысить эффективную ставку на 7,5%. Благодаря более скромным аппетитам госкомпании нагрузка на грузоотправителей, по расчетам О.Белозерова, оказалась на 45,5 млрд рублей ниже, чем могла быть.

Операторы вагонов: сильных изменений не надо

РЖД разрабатывают новую концепцию прейскуранта совместно с Федеральной антимонопольной службой России (в нее влилась Федеральная служба по тарифам, официально упраздненная прошлым летом).

«Мы пишем новый Прейскурант 10-01 вместе с РЖД: не тарифный регулятор пишет отдельно, собрав какую-то кучу теоретиков, которые не знают жизни, технологических процессов, и не железная дорога, у которой может быть определенный конфликт интересов, поскольку грузоперевозками занимается, и какие-то исследователи – мы все вместе», – рассказал агентству ТАСС глава ФАС Игорь Артемьев. Чиновник добавил, что раньше у службы не получалось проводить подобную работу совместно с РЖД, это стало возможно с приходом нового руководства.

Советник президента РЖД Тамара Стебунова также сообщала прессе, что госкомпания рассчитывает предоставить в ФАС свои предложения до 1 августа текущего года. Общая концепция, по словам И.Артемьева, должна быть готова к декабрю 2016-го. На разработку конкретных деталей уйдет еще два года. Как утверждает Т.Стебунова, новый прейскурант начнет действовать не раньше 2019 года.

Свое видение есть и у Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Это некоммерческое партнерство, объединяющее 28 крупнейших игроков рынка, в том числе «ТрансКонтейнер», «Совфрахт», «Трансойл», «Мечел-Транс», «ЛУКОЙЛ-Транс», «Русагротранс», «Федеральную грузовую компанию», «Первую грузовую компанию» и ряд других. В начале лета члены партнерства провели встречу, где обсудили концепцию будущего прейскуранта.

Как рассказал генеральный директор «Первой грузовой компании» Олег Букин, партнерство консолидирует позицию и предоставит свою концепцию. Сроки пока неизвестны, но, по словам бизнесмена, предложений по изменению действующего прейскуранта будет немного.

Примечательно, что представители власти, видимо, заинтересованы в быстром внедрении новых тарифов. Как пишет газета «Гудок», глава правительства Дмитрий Медведев поставил на официальном письме вице-премьера Аркадия Дворковича следующую визу: «Так когда появится этот новый прейскурант? Сколько еще совещаний нужно?»

Даешь угля!

Действующий Прейскурант 10-01 предусматривает деление грузов на три класса. Меньше всего стоит перевозка продукции первого класса. Как правило, это сырье, то есть самый дешевый груз. Например, уголь, руда, лесоматериалы, песок (подробнее см. «Как устроен Прейскурант 10-01»). К первому классу относится продукция, для которой транспортные расходы превышают 15% себестоимости.

Самый массовый груз в этой категории, естественно, уголь. В 2015 году на него пришлось почти 27% от общей погрузки на сети РЖД (то есть почти половина всего низкодоходного груза). Для госмонополии доставка угля на расстояние более 4 тыс. км является убыточной, утверждает кандидат экономических наук, доцент Российской открытой академии транспорта (входит в МИИТ) Фарид Хусаинов. Однако именно на такие дистанции перевозится от четверти до трети всего объема угля на сети железных дорог.

Такой подход – скрытое субсидирование угольной отрасли за счет РЖД – сложился еще в конце 90-х годов прошлого столетия. Во многом это было связано со сложной социальной ситуацией в Кузбассе, одном из крупнейших угольных бассейнов России. Он расположен в глубине страны, далеко и от западных, и от восточных портов. Например, расстояние до Дальнего Востока составляет 5,5 тыс. км.

Для сравнения: в Австралии среднее транспортное плечо доставки угля – 300 км, в Индонезии – 60 км, утверждают аудиторы компании Deloitte. По их мнению, конкурентоспособность кузбасского угля обеспечивается льготными железнодорожными тарифами, нигде в мире это сырье не возят на такие расстояния. Перевозка кузбасского угля в дальневосточные порты создает для РЖД убыток с каждой тонны в размере 121 рубль, заявляют в Deloitte.

Главная цель – конкуренция с автоперевозками

О содержании будущего прейскуранта пока известно немного. По словам Т.Стебуновой из РЖД, деление грузов на классы останется. Но планируется снизить зависимость тарифа от типа подвижного состава.

«Сейчас существует слишком много тарифных схем – наследие тех времен, когда РЖД обладали собственным парком и учитывали разные затраты на содержание вагонов. А сейчас, когда нет своего парка, надо просто правильно определить расходы, которые ОАО «РЖД» несет, перевозя вагон, – объясняет Т.Стебунова журналистам. – Он характеризуется массой тары, длиной».

Кроме того, РЖД давно добиваются возможности более гибко подходить к тарифообразованию. Госкомпания уже направила в ФАС предложения по упрощению правил тарифного коридора (права применять надбавку 13,4% или скидку 12,8% к утвержденному тарифу). Это позволит быстрее реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

В годовом отчете РЖД за 2015 год говорится, что компания смогла привлечь дополнительные 6,2 млн тонн грузов (что соответствует почти двум суткам погрузки госмонополии) именно за счет гибкой тарифной политики.

В документе также сказано, что доходы РЖД от грузовых перевозок в 2015 году выросли на 98 млрд рублей (примерно на 9%) относительно прошлого года. Самую важную роль сыграла индексация тарифа на 10% – это принесло дополнительные 106 млрд рублей. Еще 23 млрд дало применение повышающих коэффициентов для экспортных грузов. В то же время изменение структуры перевозок, рост доли низкодоходных грузов «съели» 31 млрд рублей возможного дохода.

Долгосрочной целью РЖД является конкуренция с автомобильным транспортом за дорогой груз. Сейчас его на железных дорогах мало: на груз второго и третьего классов в 2015 году пришлось 40% погрузки – соответственно, 60% составили низкодоходные перевозки. Но чтобы привлечь дорогой груз, госмонополия должна иметь возможность изменять тарифы и оперативно реагировать на рыночные реалии.

Для РЖД важен и внешнеэкономический фон. Как уже было сказано, максимальная надбавка к тарифам для экспортеров, переживающих хорошие времена на фоне падения рубля, позволила компании дополнительно заработать 23 млрд рублей. Вероятно, именно гибкость тарифов – главное, что потребуют РЖД от будущего прейскуранта.

Еще один вывод можно сделать из слов О.Белозерова о необходимости возмещения «затрат как минимум на уровне себестоимости»: вероятно, тариф на низкодоходный первый класс грузов увеличится. В эту логику укладывается и фраза президента РЖД о том, что придется изменить систему поддержки разных отраслей. Убрав перекрестное субсидирование, финансирование перевозок дешевых грузов за счет дорогих, госмонополия получит пространство для маневра в части продукции второго и третьего классов. Например, сможет давать скидки и в конечном счете успешно конкурировать с автомобильными перевозками.  

О возможном повышении тарифов, например, на перевозку угля уже предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович. Чиновник поручил Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития проработать варианты поддержки угольной отрасли.

Как устроен Прейскурант 10-01

Прейскурант 10-01 был утвержден постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 г. №47-т/5. Сейчас он действует в редакции от 29.04.2016 г., сказано на официальном сайте ОАО «РЖД».

Все грузы делятся на три класса. К первому относятся дешевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%. Например, это лесоматериалы, руда, уголь и кокс, энергетический газ, песок, земля и строительная глина, строительный кирпич, цемент, сырье для производства удобрений.

Во второй класс попадает груз с долей транспортной составляющей 10-15%. Сюда относятся нефть и некоторые нефтепродукты, некоторые стройматериалы, чугун, сельскохозяйственная продукция, включая фрукты, скот, сельскохозяйственная техника, удобрения, мясо, рыба, молоко и другая пищевая продукция.

Наконец, третий класс – дорогой груз, где транспортная часть не превышает 10% себестоимости. Как правило, речь идет о готовой продукции. Например, это различные химикаты, продукты органической химии, товары легкой промышленности, ткани, одежда и текстиль, алкогольные и безалкогольные напитки, газ (кроме энергетического), пластмассовые изделия, автомобили и другой транспорт, металлы, трубы, некоторые нефтепродукты, мебель.

Стоимость перевозки растет вместе с классом груза. Также большую роль играет расстояние. Например, перевезти некоторую продукцию третьего класса на тысячу километров будет стоить в 2,5 раза дороже, чем груз первого класса. А если расстояние превышает 5000 км, то разница становится более чем троекратной.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения

Определен облик многоцелевой атомной подлодки нового поколения Облик многоцелевой атомной подлодки пятого поколения «Хаски» определен. Об этом заявил начальник сек...

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы

Глава мурманского рыбокомбината под видом журналиста пожаловался Путину на проблемы Глава Мурманского рыбокомбината Михаил Зуб под видом журналиста пришел на пресс-конференцию президен...

Российская экономика

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот

Архангельская область планирует увеличить объем лова рыбы за счет инвестквот Архангельская область планирует увеличить объемы собственного вылова рыбы и производства рыбной прод...

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году

Первая линия «Арктик СПГ-2» будет запущена в 2023 году Первая линия «Арктик СПГ-2» – проекта «НОВАТЭК» по сжижению газа - будет запущена в 2023 году. Об эт...

Транспортная политика

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов

Определены полномочия Росрыболовства по управлению федеральным имуществом, расположенным в границах морских портов Опубликовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2017 N 1518 «О внесении изменений в Положение о...

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев

Транспортные компании стран ЕАЭС смогут работать в России - Медведев Правительство РФ обсуждает законопроект, который разрешит транспортным компаниям из стран - членов Е...

Морские порты

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2»

«Новатэк» обратился в Минтранс по расширению порта Сабетта для «Арктик СПГ - 2» «Новатэк» обратился в Минтранс с предложением внести расширение порта Сабетта для проекта «Арктик СП...

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу

Крупногабаритное оборудование для «Балтийский СПГ» планируется переваливать через Усть-Лугу АО «Морской торговый порт Усть-Луга» (МТП Усть-Луга) 14 декабря 2017 года посетила объединен...




Морской транспорт

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г.

Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel договорились о сокращении выбросов CO2 на 17% к 2020 г. Hapag-Lloyd и Kuehne + Nagel обязались сократить выбросы углекислого газа в сфере контейнерных п...

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы

РПСМ и Wilson Ship Management заключили коллективный договор на 2018-2020 годы 12 декабря Российский профсоюз моряков и норвежская компания Wilson Ship Management заключили новый ...

Речной транспорт

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства

В Волжском пароходстве прошли традиционные встречи плавсостава и руководства В Волжском пароходстве в декабре состоялись встречи руководства с работниками плавсостава. Встречи п...

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна

Завершена навигация на водных путях Волго-Донского бассейна На внутренних водных путях Волго-Донского бассейна завершилась навигация. На Волго-Донском судоходно...

Ж/Д транспорт

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км

РЖД в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% - до 6,5 тыс. км ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) в 2018 году увеличат объемы ремонта пути на 20% -...

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума

Скорость доставки грузов на сети РЖД в 2017 г. достигла исторического максимума Параметры скорости и надежности доставки грузов достигли в 2017 году максимальных исторических значе...

Авто транспорт

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России

Росатом предлагает Минтрансу создать цифровую карту автодорог России Компания «Системы мониторинга «Беркут» (структура госкорпорации «Росатом») предлагает Минтра...

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года

«Автодор» ожидает одобрения изменений в КоАП для применения системы Free Flow до конца года «Автодор» рассчитывает, что правительственная комиссия до конца года утвердит изменения в КоАП для в...

Аналитика

Транспортная политика

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

Морские порты

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций

Безопасность мореплавания в порту Ванино: от СУДС до буксирных операций Плавание судов на подходах к портам и в портовых входах является особым видом плавания, требующим ус...

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...