Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Прейскурант 10-01: время перемен

Ж/Д транспорт
Прейскурант 10-01: время перемен

ОАО «РЖД» собирается изменить действующий уже 13 лет Прейскурант 10-01 на грузовые перевозки. Новую концепцию госмонополия разрабатывает совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), свои предложения готовят и крупнейшие операторы подвижного состава. Проект документа будет готов к декабрю 2016 года, а начнет действовать новый прейскурант не раньше 2019 года.

У РЖД есть две причины изменить подход к тарифам. Во-первых, госкомпания хочет увеличить стоимость перевозки дешевых грузов вроде угля, которая сейчас на больших расстояниях является убыточной. Во-вторых, получить возможность гибче подходить к тарифам и оперативно давать грузоотправителям скидки или делать наценки. По задумке это позволит госмонополии эффективнее конкурировать с автотранспортом за дорогой груз.

Татьяна Лозовая

Устаревший прейскурант

О необходимости пересмотреть действующее тарифное регулирование президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров впервые публично заявил в апреле этого года на расширенной коллегии Министерства экономического развития. Топ-менеджер госкомпании напомнил, что Прейскурант 10-01 был разработан 13 лет назад и не годится для сегодняшних реалий. О.Белозеров сообщил присутствующему на коллегии премьер-министру Дмитрию Медведеву, что РЖД совместно с органами исполнительной власти разрабатывает концепцию нового прейскуранта на грузовые перевозки.

«Одна из ключевых задач в рамках нового прейскуранта – это исключение перекрестного субсидирования перевозок одних грузов за счет других внутри Российских железных дорог. При этом мы понимаем, что важно, чтобы прейскурант гарантировал возмещение затрат как минимум на уровне себестоимости», – подчеркнул глава РЖД.

По словам О.Белозерова, такой подход приведет к корректировке тарифов и даже изменению системы поддержки разных отраслей экономики. Но масштаб и значительность предстоящих изменений топ-менеджера явно не пугают.

На той же коллегии глава РЖД сообщил, что в первом квартале 2016 года рост грузовых тарифов составил лишь 3%. При этом правительство разрешало РЖД повысить эффективную ставку на 7,5%. Благодаря более скромным аппетитам госкомпании нагрузка на грузоотправителей, по расчетам О.Белозерова, оказалась на 45,5 млрд рублей ниже, чем могла быть.

Операторы вагонов: сильных изменений не надо

РЖД разрабатывают новую концепцию прейскуранта совместно с Федеральной антимонопольной службой России (в нее влилась Федеральная служба по тарифам, официально упраздненная прошлым летом).

«Мы пишем новый Прейскурант 10-01 вместе с РЖД: не тарифный регулятор пишет отдельно, собрав какую-то кучу теоретиков, которые не знают жизни, технологических процессов, и не железная дорога, у которой может быть определенный конфликт интересов, поскольку грузоперевозками занимается, и какие-то исследователи – мы все вместе», – рассказал агентству ТАСС глава ФАС Игорь Артемьев. Чиновник добавил, что раньше у службы не получалось проводить подобную работу совместно с РЖД, это стало возможно с приходом нового руководства.

Советник президента РЖД Тамара Стебунова также сообщала прессе, что госкомпания рассчитывает предоставить в ФАС свои предложения до 1 августа текущего года. Общая концепция, по словам И.Артемьева, должна быть готова к декабрю 2016-го. На разработку конкретных деталей уйдет еще два года. Как утверждает Т.Стебунова, новый прейскурант начнет действовать не раньше 2019 года.

Свое видение есть и у Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). Это некоммерческое партнерство, объединяющее 28 крупнейших игроков рынка, в том числе «ТрансКонтейнер», «Совфрахт», «Трансойл», «Мечел-Транс», «ЛУКОЙЛ-Транс», «Русагротранс», «Федеральную грузовую компанию», «Первую грузовую компанию» и ряд других. В начале лета члены партнерства провели встречу, где обсудили концепцию будущего прейскуранта.

Как рассказал генеральный директор «Первой грузовой компании» Олег Букин, партнерство консолидирует позицию и предоставит свою концепцию. Сроки пока неизвестны, но, по словам бизнесмена, предложений по изменению действующего прейскуранта будет немного.

Примечательно, что представители власти, видимо, заинтересованы в быстром внедрении новых тарифов. Как пишет газета «Гудок», глава правительства Дмитрий Медведев поставил на официальном письме вице-премьера Аркадия Дворковича следующую визу: «Так когда появится этот новый прейскурант? Сколько еще совещаний нужно?»

Даешь угля!

Действующий Прейскурант 10-01 предусматривает деление грузов на три класса. Меньше всего стоит перевозка продукции первого класса. Как правило, это сырье, то есть самый дешевый груз. Например, уголь, руда, лесоматериалы, песок (подробнее см. «Как устроен Прейскурант 10-01»). К первому классу относится продукция, для которой транспортные расходы превышают 15% себестоимости.

Самый массовый груз в этой категории, естественно, уголь. В 2015 году на него пришлось почти 27% от общей погрузки на сети РЖД (то есть почти половина всего низкодоходного груза). Для госмонополии доставка угля на расстояние более 4 тыс. км является убыточной, утверждает кандидат экономических наук, доцент Российской открытой академии транспорта (входит в МИИТ) Фарид Хусаинов. Однако именно на такие дистанции перевозится от четверти до трети всего объема угля на сети железных дорог.

Такой подход – скрытое субсидирование угольной отрасли за счет РЖД – сложился еще в конце 90-х годов прошлого столетия. Во многом это было связано со сложной социальной ситуацией в Кузбассе, одном из крупнейших угольных бассейнов России. Он расположен в глубине страны, далеко и от западных, и от восточных портов. Например, расстояние до Дальнего Востока составляет 5,5 тыс. км.

Для сравнения: в Австралии среднее транспортное плечо доставки угля – 300 км, в Индонезии – 60 км, утверждают аудиторы компании Deloitte. По их мнению, конкурентоспособность кузбасского угля обеспечивается льготными железнодорожными тарифами, нигде в мире это сырье не возят на такие расстояния. Перевозка кузбасского угля в дальневосточные порты создает для РЖД убыток с каждой тонны в размере 121 рубль, заявляют в Deloitte.

Главная цель – конкуренция с автоперевозками

О содержании будущего прейскуранта пока известно немного. По словам Т.Стебуновой из РЖД, деление грузов на классы останется. Но планируется снизить зависимость тарифа от типа подвижного состава.

«Сейчас существует слишком много тарифных схем – наследие тех времен, когда РЖД обладали собственным парком и учитывали разные затраты на содержание вагонов. А сейчас, когда нет своего парка, надо просто правильно определить расходы, которые ОАО «РЖД» несет, перевозя вагон, – объясняет Т.Стебунова журналистам. – Он характеризуется массой тары, длиной».

Кроме того, РЖД давно добиваются возможности более гибко подходить к тарифообразованию. Госкомпания уже направила в ФАС предложения по упрощению правил тарифного коридора (права применять надбавку 13,4% или скидку 12,8% к утвержденному тарифу). Это позволит быстрее реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

В годовом отчете РЖД за 2015 год говорится, что компания смогла привлечь дополнительные 6,2 млн тонн грузов (что соответствует почти двум суткам погрузки госмонополии) именно за счет гибкой тарифной политики.

В документе также сказано, что доходы РЖД от грузовых перевозок в 2015 году выросли на 98 млрд рублей (примерно на 9%) относительно прошлого года. Самую важную роль сыграла индексация тарифа на 10% – это принесло дополнительные 106 млрд рублей. Еще 23 млрд дало применение повышающих коэффициентов для экспортных грузов. В то же время изменение структуры перевозок, рост доли низкодоходных грузов «съели» 31 млрд рублей возможного дохода.

Долгосрочной целью РЖД является конкуренция с автомобильным транспортом за дорогой груз. Сейчас его на железных дорогах мало: на груз второго и третьего классов в 2015 году пришлось 40% погрузки – соответственно, 60% составили низкодоходные перевозки. Но чтобы привлечь дорогой груз, госмонополия должна иметь возможность изменять тарифы и оперативно реагировать на рыночные реалии.

Для РЖД важен и внешнеэкономический фон. Как уже было сказано, максимальная надбавка к тарифам для экспортеров, переживающих хорошие времена на фоне падения рубля, позволила компании дополнительно заработать 23 млрд рублей. Вероятно, именно гибкость тарифов – главное, что потребуют РЖД от будущего прейскуранта.

Еще один вывод можно сделать из слов О.Белозерова о необходимости возмещения «затрат как минимум на уровне себестоимости»: вероятно, тариф на низкодоходный первый класс грузов увеличится. В эту логику укладывается и фраза президента РЖД о том, что придется изменить систему поддержки разных отраслей. Убрав перекрестное субсидирование, финансирование перевозок дешевых грузов за счет дорогих, госмонополия получит пространство для маневра в части продукции второго и третьего классов. Например, сможет давать скидки и в конечном счете успешно конкурировать с автомобильными перевозками.  

О возможном повышении тарифов, например, на перевозку угля уже предупредил вице-премьер Аркадий Дворкович. Чиновник поручил Минэнерго, Минфину и Минэкономразвития проработать варианты поддержки угольной отрасли.

Как устроен Прейскурант 10-01

Прейскурант 10-01 был утвержден постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 г. №47-т/5. Сейчас он действует в редакции от 29.04.2016 г., сказано на официальном сайте ОАО «РЖД».

Все грузы делятся на три класса. К первому относятся дешевые грузы, транспортная составляющая в цене которых превышает 15%. Например, это лесоматериалы, руда, уголь и кокс, энергетический газ, песок, земля и строительная глина, строительный кирпич, цемент, сырье для производства удобрений.

Во второй класс попадает груз с долей транспортной составляющей 10-15%. Сюда относятся нефть и некоторые нефтепродукты, некоторые стройматериалы, чугун, сельскохозяйственная продукция, включая фрукты, скот, сельскохозяйственная техника, удобрения, мясо, рыба, молоко и другая пищевая продукция.

Наконец, третий класс – дорогой груз, где транспортная часть не превышает 10% себестоимости. Как правило, речь идет о готовой продукции. Например, это различные химикаты, продукты органической химии, товары легкой промышленности, ткани, одежда и текстиль, алкогольные и безалкогольные напитки, газ (кроме энергетического), пластмассовые изделия, автомобили и другой транспорт, металлы, трубы, некоторые нефтепродукты, мебель.

Стоимость перевозки растет вместе с классом груза. Также большую роль играет расстояние. Например, перевезти некоторую продукцию третьего класса на тысячу километров будет стоить в 2,5 раза дороже, чем груз первого класса. А если расстояние превышает 5000 км, то разница становится более чем троекратной.

Морские порты №5 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...