Будни и надежды порта Охотск - Морские вести России

Будни и надежды порта Охотск

24.01.2017

Морские порты

Период навигации в дальневосточном морском порту Охотск скоротечен, а его успешное прохождение зависит от множества факторов, среди которых важное место отводится слаженной работе всех заинтересованных служб, предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в порту. К моменту выхода в свет данного материала навигация 2015 года в Охотске будет закрыта, но ее итоги уже на данный момент позволяют судить о том, что оперативное взаимодействие между службами и хозяйствующими субъектами в порту в период навигации было достигнуто.

Юрий Егорочкин, исполняющий обязанности капитана морского порта Охотск, ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Грузооборот морского порта Охотск за период навигации 2015 года превысил 132 тыс. тонн, что несколько ниже показателей года предыдущего, когда объем грузооборота составил 164,9 тыс. тонн. Снижение произошло в основном за счет корректировки плана завоза золотосодержащей руды ОАО «Охотская горно-геологическая компания», являющегося дочерним предприятием концерна «Полиметалл». Здесь нужно отметить, что данный вид груза является основным для порта на протяжении трех последних лет, и это позволяет удерживать стабильный объем грузооборота.

Приблизительно по 10% в структуре грузооборота порта Охотск ежегодно составляют объемы северного завоза и вывоза за пределы Охотского района мороженой рыбопродукции, производимой местными рыболовецкими предприятиями. Не стал исключением в этом плане и 2015 год: в рамках программы северного завоза в Охотский район доставлено 18 тыс. тонн каменного угля и дизельного топлива, а вывезено около 19,5 тыс. тонн мороженой рыбопродукции.

Безопасность мореплавания в суровых условиях

В условиях, когда навигационный период ограничен суровым климатом, а единственный имеющийся вход в порт – через устье реки Кухтуй – подвержен серьезным изменениям после каждого шторма, контроль за безопасностью мореплавания в морском порту Охотск приобретает особое значение.

В этом году сотрудникам Службы капитана порта пришлось столкнуться почти с критической ситуацией – при проведении подготовительных работ к открытию навигации выяснилось, что вход в устье, и без того небольшой, сузился практически в два раза, существенно ограничив возможности для маневра заходящим в порт судам. Поскольку проведение дноуглубительных работ – вещь весьма затратная, а в случае с портом Охотск еще и нецелесообразная, основная ставка в вопросе профилактики аварийности делается на профессионализм лоцманов и регулярный контроль глубин фарватера.

Подобная тактика возымела свой положительный эффект: в нынешнюю навигацию в порту имел место только один аварийный случай, не связанный с качеством лоцманской проводки или недостатком глубин. По результатам расследования, проведенного Амурским УГМРН Ространснадзора, большее отношение он имел к вопросу профессиональной пригодности членов экипажа судна.

Значительную роль в деле профилактики аварийности в порту играет налаживание взаимодействия по организации завоза грузов. Результатом многочисленных консультаций, проведенных сотрудниками Службы капитана морского порта Охотск со всеми структурами, задействованными на завозе, стало то, что в нынешнюю навигацию основной объем грузов был завезен в самый благоприятный период с минимальным количеством штормов. Как следствие, в июле-сентябре значительно увеличился судопоток, что в свою очередь стало основанием для увеличения штата лоцманов Николаевского-на-Амуре филиала ФГУП «Росморпорт», работающих в морском порту Охотск в период навигации вахтовым методом.

Все эти факты свидетельствуют о наличии понимания у всех заинтересованных сторон, что коммерческие интересы не должны идти вразрез с необходимостью соблюдения норм безопасности мореплавания.

Успехи портовых властей – успехи бизнеса

Одним из успехов в деятельности Службы капитана порта в текущем году стало то, что такой важный документ, как «Обязательные постановления по морскому порту Охотск», вышел на последнюю стадию утверждения. Пройдя долгую и трудную подготовительную работу с корректурами и согласованиями, занявшую более пяти лет, сейчас он находится на утверждении в Минтрансе России. На ускорение процесса согласований существенно повлияло подписание председателем правительства РФ Д.А. Медведевым распоряжения от 29.01.2015 г. №117-р, определившего границы морского порта Охотск.

Арендатором причалов – ОАО «Охотская горно-геологическая компания» (ОГГК) – ведется регулярная работа по реконструкции и поддержанию в рабочем состоянии причалов порта, по обновлению комплекса гидротехнических сооружений. На текущий момент три из пяти причалов имеют паспорта со сроком эксплуатации до сентября 2019 года. Завершен капитальный ремонт причальной стенки порта, смонтирован и введен в эксплуатацию новый портальный кран. Эти меры как минимум позволят обеспечить стабильные объемы грузопереработки единственной работающей в порту стивидорной компании – ООО «Охотский морской порт», а в перспективе даже их увеличить.

Сама ОГГК – крупнейшая компания района – увеличения объемов завоза грузов в ближайшем будущем не планирует. Поэтому все надежды на повышение грузооборота порта, укрепление его инфраструктуры, расширение мощности и, как следствие, развитие социально-экономического положения региона, а также повышение качества жизни охотчан связаны с начавшейся работой по освоению шельфа северной части Охотского моря крупнейшей государственной ресурсодобывающей компанией ОАО «НК «Роснефть».

Группа специалистов компании в эту навигацию посетила офис филиала ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Охотск с целью налаживания взаимодействия и исследования перевалочных возможностей порта. Пока о конкретике в этом вопросе говорить рано – все будет зависеть от того, как оценят специалисты «Роснефти» перспективы использования порта в связи с деятельностью компании на шельфе Охотского моря. Но сбрасывать эти перспективы со счета пока не стоит.

Проблемы – местные, уровень – федеральный

Наверное, ни для кого уже не является секретом плачевное состояние торгового флота нашей страны, его более чем преклонный возраст, дефицит качественных судоремонтных баз и слабое развитие судостроения в целом. Все это неизбежно отражается на качестве работы морской отрасли, особенно ощутимо такое положение дел сказывается на работе небольших портов. Не является исключением и морской порт Охотск, буксирное обеспечение которого оставляет желать лучшего, причем без особых надежд на обновление.

Думается, что разовыми мерами ситуацию в отрасли вряд ли удастся изменить. Здесь нужна планомерная реализация политики государства, нацеленной на обновление флота страны, что неизбежно скажется на улучшении состояния морской отрасли, и в частности судостроения и судоремонта, и позволит совершенствовать материальную базу как крупных, так и небольших северных морских портов.

Еще в 2012 году специалистами лицензированной компании «АМБ-ЮГ» из Ростова-на-Дону было проведено предпроектное обследование и разработана проектная документация на создание на территории морского порта Охотск системы инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности акватории порта (ИТСОТБ). Проект предусматривал установку целого комплекса телевизионных камер, тепловизоров и радиолокационного оборудования со способностью обнаружения сверхмалых объектов в радиусе 8 километров.

Однако до настоящего времени работы по установке ИТСОТБ не начаты и начнутся ли в ближайшее время – не известно, хотя эта мера позволила бы значительно повысить уровень транспортной безопасности в порту.

Жизнь в отдаленных северных уголках нашей огромной Родины всегда была неразрывно связана с функционированием транспортных путей. В Охотске, где холодный период длится 9 месяцев в году, а единственным способом попасть, как говорят охотчане, «на материк» является воздушное сообщение, каждая навигация долгожданна. Ведь именно морем доставляется сюда большая часть народнохозяйственных грузов и продовольствия.

Морской порт Охотск для региона жизненно необходим. Поэтому сохранить и по возможности укрепить его – задача государственной важности, если государство заинтересовано, чтобы Дальний Восток России постепенно не опустел.

Морские порты №9 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика