Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

Ж/Д транспорт
БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Ветка длиной более 4 тыс. км стоила почти 18 млрд рублей в ценах 1991 года, что составляет $52 млрд по нынешнему курсу.

Сейчас на магистрали вновь идут работы – ОАО «РЖД» третий год реконструирует Восточный полигон железных дорог. Общие затраты можно оценить в 1 трлн рублей. Основной проект утвердили в 2013 году, когда экономика чувствовала себя относительно неплохо, а мировые цены на уголь держались на приемлемом уровне. Будет ли востребована магистраль, предназначенная главным образом для перевозок угля в эпоху низких сырьевых цен? Правительственные чиновники уверены, что будет, но и сомнений в последнее время звучит немало.

Татьяна Лозовая

Трехкратное удешевление

О важной роли Восточного полигона в РЖД заговорили после 2008 года, когда разгорелся мировой финансовый кризис. Как вспоминает генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочерняя структура РЖД) Федор Пехтерев, стало очевидно, что развитие мировых рынков перемещается на восток, что именно там будет расти потребление сырья, в том числе угля и железной руды, которые экспортируются из России через дальневосточные порты, а доставляются в них по железной дороге. Но на пути этих грузов в Азию полно «узких» мест. От станции Тайшет к Тихому океану ведут две железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ. Транссиб – двухпутный, электрифицированный и весьма загруженный. БАМ – двухпутный менее чем на четверть, электрифицированный менее чем на треть и главное – полупустой.

Расшивка «узких» мест началась со строительства нового Кузнецовского тоннеля стоимостью почти 24 млрд рублей (из них 17,5 млрд рублей – средства Инвестиционного фонда РФ и более 6 млрд рублей – средства РЖД), который был запущен в эксплуатацию в конце 2012 года.

К тому времени в высоких кабинетах вовсю шла дискуссия, как дальше быть с Восточным полигоном, а у РЖД уже был готов комплексный проект по наращиванию перевозок от Тайшета до Советской Гавани (конечная точка БАМа) стоимостью 1,4 трлн рублей. Премьер-министр Владимир Путин, декларирующий поддержку угольной отрасли, поручил передать его на экспертизу во Внешэкономбанк. Но там сочли проект неокупаемым.

К весне 2013 года РЖД, умерив пыл, предложили скорректированный вариант уже за 562 млрд рублей – почти втрое дешевле. Этот проект и нашел поддержку чиновников. На Петербургском международном экономическом форуме в 2013 году президент Путин объявил о выделении госмонополии денег из Фонда национального благосостояния. «Мы даем мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири. Наша транспортная инфраструктура вплотную подходит к быстрорастущим азиатским рынкам», – объявил глава государства.

Но здесь важно понимать, что 562 млрд, обозначенные тогда бывшим президентом РЖД Владимиром Якуниным, были далеко не окончательной суммой стоимости работ на Восточном полигоне. Проект, рассчитанный изначально на 1,4 трлн рублей, просто был разбит на несколько частей (см. «Полная стоимость реконструкции Восточного полигона»).

Грузовая база

Главный посыл модернизации Транссиба и БАМа – потенциальный рост экспорта в азиатские страны. ИЭРТ провел расчеты, согласно которым в 2020 году грузовая база обеих магистралей достигнет 125 млн тонн, на 66 млн тонн превысив уровень 2012 года. В основном речь шла о каменном угле.

Увеличить грузопоток позволит не только наращивание добычи на существующих месторождениях, но и разработка новых, как раз в зоне Транссиба и БАМа. Существенный вклад должны дать Эльгинское и Элегестское месторождения – по 12 млн тонн каждое, около 10 млн тонн – прирост вывоза угля с Кузбасса, более 7 млн тонн – новые месторождения Южной Якутии.

Гендиректор ИЭРТ Федор Пехтерев говорит, что в расчетах опирался на заявки будущих грузоотправителей. «Мы опросили практически всех крупных партнеров РЖД. Собрали заявок почти на 90 млн тонн [прироста к уровню 2012 года]. Полученные данные изучили, отсеяли малореальные – так получили 55 млн тонн. Причем уже после того, как программа была утверждена, появились новые компании, которые сообщили о планах по увеличению экспорта своих товаров (таким образом цифра постепенно выросла до 66 млн. – «Морские порты»)», – рассказывал Пехтерев в интервью «Комсомольской правде» осенью 2014 года.

Важный момент: многие прогнозы (как и вся концепция развития Восточного полигона) составлялись на фоне зашкаливающих мировых цен на уголь. Например, во втором квартале 2011 года был зафиксирован рекордный уровень в $330 за тонну – больше, чем накануне кризиса 2008 года. С тех пор стоимость этого сырья почти безостановочно падала. Если в 2012 году средняя экспортная цена составляла $210, то в 2014-м – $126, а в 2015-м – $102. Следом и корректировались планы угольщиков по наращиванию добычи.

Самым спорным местом в прогнозе ИЭРТ выглядело Элегестское месторождение – крупнейшее в мире по запасам коксующегося угля. Проект сначала развивал банкир Сергей Пугачев (ныне скрывающийся во Франции), затем бизнесмен Руслан Байсаров. Добыча до сих пор ведется на минимальном уровне, поскольку добытый уголь вывозится автотранспортом: железнодорожной ветки к месторождению нет.

Строительство магистрали Кызыл – Курагино длиной 410 км неоднократно обсуждалось, его даже хотели профинансировать из ФНБ, но фактически никаких работ на момент утверждения концепции развития Восточного полигона не велось. Нет их и по сей день. А без этой ветки невозможно рассчитывать на грузовую базу объемом 12 млн тонн в год, которую закладывал ИЭРТ.

Долгий аудит

Осенью 2013 года РЖД предоставили в правительство РФ конкретный перечень объектов, которые собирались построить или реконструировать в рамках модернизации Транссиба и БАМа. Как показали дальнейшие проверки, список выглядел спорно: например, в него включили строительство разъезда Хумма на участке между Комсомольском-на-Амуре и Совгаванью за 2 млрд рублей, хотя фактически этот разъезд уже был построен. Неоднозначно выглядела и идея проложить еще один (фактически третий) Кузнецовский тоннель за 12 млрд рублей, хотя годом ранее был сдан в эксплуатацию предыдущий.

Видимо, сомнения одолели и правительственных чиновников – они решили провести независимый аудит планов госмонополии. Оценку поручили PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, Deloitte (входят в четверку крупнейших аудиторских компаний мира). Результаты были оглашены в начале 2014 года, и они не развеяли, а укрепили сомнения.

Во-первых, аудиторы заявили, что видят рост грузовой базы не на 66 млн тонн и даже не на 55 млн, а лишь на 30 млн. Во-вторых, отметили, что стоимость многих объектов – разъездов, подстанций – в несколько раз превышает мировые аналоги. Больше всего вопросов вызвал Дабанский (Байкальский) тоннель – его смета приближалась к 37 млрд рублей, то есть больше 5 млрд за километр, это выше любых, даже российских аналогов и внутренних нормативов РЖД. При этом аудиторы вообще не были уверены в целесообразности строительства тоннеля при имеющейся грузовой базе.

Посмотрев на проект крупным планом, чиновники решили детализировать контроль. Они выбрали 72 объекта (каждый дороже 1,5 млрд рублей) и назначили технико-ценовой аудит по каждому. И вновь результаты оказались неутешительными.

Так, изучив восемь объектов сметной стоимостью более 19 млрд рублей, Deloitte пришел к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд, или на 40% дешевле. Аудиторы писали, что цена закупаемых материалов до 25% превышает рыночную стоимость, а многие логистические решения, предусмотренные сметой, выглядят неоптимально. Например, щебень доставляют из карьеров за несколько тысяч километров, хотя ближайшие находятся в сотнях километров, рабочих привозят самолетами аж из Белгорода, срезанный грунт направляют на утилизацию, а для строительства насыпи закупают новый. Кроме того, опять возникли вопросы по будущей грузовой базе.

Из-за аудита сроки реализации проекта заметно сдвинулись. Если изначально РЖД планировали закончить модернизацию Транссиба и БАМа в 2017 году, то теперь перенесли на 2019 год. Согласно первоначальному плану, к концу 2015 года должны были завершиться работы на общую сумму 262 млрд рублей, или 46% от общей сметы. Фактически же получилось профинансировать проект на 156 млрд, или 28% сметной стоимости (в результате аудита она снизилась с 562 млрд до 554 млрд рублей).

Отдельного внимания заслуживают средства ФНБ. Первый транш – 50 млрд рублей – был запланирован еще на 2014 год. Но на самом деле деньги пришли только в марте 2015-го. Однако и они оказались невостребованными. По данным Счетной палаты РФ, РЖД взяли лишь около 3,7 млрд рублей, а остальные 46,3 млрд остались лежать на депозите в ВТБ. За март-декабрь прошлого года железнодорожная монополия заработала на процентах от них более 4 млрд рублей.

Как объясняет источник «Морских портов» в РЖД, деньги ФНБ нельзя направлять на проектирование и содержание заказчика (структуры РЖД). Это ограничение появилось только в конце 2014 года, поэтому госмонополия была вынуждена перераспределять уже запланированные денежные потоки, это и привело к временной невостребованности средств ФНБ.

Счетная палата лишь недавно завершила проверку реализации проекта на Восточном полигоне. У контролеров, как раньше у аудиторов, возникло немало претензий. Они отметили, что среди объектов, переданных на технико-ценовой аудит, есть те, что уже введены в эксплуатацию, например реконструированные станции Пони и Монгохто. Кроме того, в Счетной палате отметили, что подрядчики зачастую начинали строить, не имея проектной документации, утвержденной в Главгосэкспертизе, а также неправомерно получали авансы. Причем РЖД не размещали проектно-сметную документацию даже в ходе конкурсов, что является нарушением закона о госзакупках.

Материалы проверки СП были направлены зампреду правительства Аркадию Дворковичу (он курирует РЖД), министру транспорта Максиму Соколову, министру финансов Антону Силуанову и главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву. А вот обращений в Генпрокуратуру и правоохранительные органы не последовало. Это говорит о том, что сами аудиторы не считают обнаруженные нарушения достаточно серьезными.

Финансирование Транссиба и БАМа: основные параметры

Общая стоимость проекта – 562 млрд рублей.

1. Источники:

РЖД – 261 млрд (46%).

Фонд национального благосостояния – 150 млрд (27%).

Федеральный бюджет – 110 млрд (20%).

Выпуск инфраструктурных облигаций РЖД – 41 млрд (7%).

2. Доходность инвестированных средств:

ФНБ: 0,01% в 2015-2019 гг., 2,98% в 2020-2042 гг.

Инфраструктурные облигации РЖД: инфляция плюс 1 п.п.

Источник: Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 г. №2116-р.

Полная стоимость реконструкции Восточного полигона

Основной проект реконструкции Восточного полигона железных дорог стоит 562 млрд рублей.

Отдельной строкой идет реконструкция Восточного БАМа – 42 млрд рублей.

Усиление электроснабжения на повышенный грузопоток после расширения железнодорожных магистралей – это еще 128 млрд рублей, в том числе 90 млрд за счет инвестпрограммы Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС).

Закупка новых локомотивов для обслуживания БАМа и Транссиба – около 80 млрд рублей.

Строительство ветки Кызыл – Курагино, без которой невозможно вывезти уголь с Элегестского месторождения (входит в запланированную грузовую базу), – 156 млрд рублей.

Расширение ветки Междуреченск – Тайшет (под ожидаемый РЖД рост грузопотока из Кузбасса) – 43 млрд рублей.

Таким образом, общая цена модернизации Восточного полигона – более 1 трлн рублей.

Источники: Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 г. №2116-р, Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2014 г. №2744-р, официальный сайт ФСК ЕЭС, отчеты аудиторских компаний Deloitte и PricewaterhouseCoopers, официальный портал Министерства экономики Республики Тыва.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами

В Приморье задержали четыре траулера с браконьерами Пограничники ФСБ со спецназом и при поддержке авиации задержали в Приморье четыре иностранных трауле...

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей

Крымские пограничники «выловили» в Сиваше 250 метров украинских сетей Сотрудники Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым во время патрулирования озера Сиваш...

Российская экономика

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания

Разработанный на Урале грузовой арктический вездеход успешно прошел испытания Грузовой вездеход «Бурлак», разработанный командой уральских инженеров, успешно прошел испытания в о...

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти

Первый арктический самолет-амфибия Л-172 будет поставлен на Ямал в 2018 году - власти Научно-производственное управление «АвиаТех» завершает работу над первым в России арктическим самоле...

Транспортная политика

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ

РЖД готовы продлевать скидку в 50% на перевозку белорусских нефтепродуктов в порты РФ РЖД может продлить действие 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлив...

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия

В вопросах экологической безопасности на море не хватает комплексного подхода в соответствующих законах – Морская коллегия Российское законодательство и стратегические программы в области экологии должны быть увязаны с межд...

Морские порты

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов

Большой морпорт Петербург в январе-сентябре возглавил рейтинг по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-сентябре 2017 года перевалили 272,15 млн тонн сухих грузов, что на 9,4%...

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов

Новороссийск в январе-сентябре возглавил рейтинг портов РФ по перевалке наливных грузов Морские порты РФ по итогам января-сентября 2017 года перевалили 308,27 млн тонн наливных грузов, что...




Морской транспорт

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области

Первое судно на подводных крыльях для Крыма спущено на воду в Ярославской области Судостроительный завод «Вымпел» в Рыбинске Ярославской области осуществил торжественный спуск на вод...

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме

Сухогруз Северного речного пароходства будет зимовать на Колыме На реке Колыма завершилась навигация. Впервые в Зеленомысский порт, расположенный в ее устье приходи...

Речной транспорт

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник

Сормовские корабелы спустят на воду третий танкер-химовоз проекта RST27M в следующий понедельник Завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) спустит на воду танкер-химовоз проекта RTS27М для суд...

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Ж/Д транспорт

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов

Минприроды РФ инициировало снижение ж/д тарифа на перевозку древесных отходов Минприроды России инициировало снижение железнодорожного тарифа на перевозку пеллетов (древесных...

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ

Объем перевозок «ТрансКонтейнера» за 9 месяцев вырос на 17,7%, до 1 млн 316,8 тыс. ДФЭ Объем перевозок «ТрансКонтейнера» по итогам января - сентября 2017 года вырос по сравнению с аналоги...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...