БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

Ж/Д транспорт
БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Ветка длиной более 4 тыс. км стоила почти 18 млрд рублей в ценах 1991 года, что составляет $52 млрд по нынешнему курсу.

Сейчас на магистрали вновь идут работы – ОАО «РЖД» третий год реконструирует Восточный полигон железных дорог. Общие затраты можно оценить в 1 трлн рублей. Основной проект утвердили в 2013 году, когда экономика чувствовала себя относительно неплохо, а мировые цены на уголь держались на приемлемом уровне. Будет ли востребована магистраль, предназначенная главным образом для перевозок угля в эпоху низких сырьевых цен? Правительственные чиновники уверены, что будет, но и сомнений в последнее время звучит немало.

Татьяна Лозовая

Трехкратное удешевление

О важной роли Восточного полигона в РЖД заговорили после 2008 года, когда разгорелся мировой финансовый кризис. Как вспоминает генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочерняя структура РЖД) Федор Пехтерев, стало очевидно, что развитие мировых рынков перемещается на восток, что именно там будет расти потребление сырья, в том числе угля и железной руды, которые экспортируются из России через дальневосточные порты, а доставляются в них по железной дороге. Но на пути этих грузов в Азию полно «узких» мест. От станции Тайшет к Тихому океану ведут две железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ. Транссиб – двухпутный, электрифицированный и весьма загруженный. БАМ – двухпутный менее чем на четверть, электрифицированный менее чем на треть и главное – полупустой.

Расшивка «узких» мест началась со строительства нового Кузнецовского тоннеля стоимостью почти 24 млрд рублей (из них 17,5 млрд рублей – средства Инвестиционного фонда РФ и более 6 млрд рублей – средства РЖД), который был запущен в эксплуатацию в конце 2012 года.

К тому времени в высоких кабинетах вовсю шла дискуссия, как дальше быть с Восточным полигоном, а у РЖД уже был готов комплексный проект по наращиванию перевозок от Тайшета до Советской Гавани (конечная точка БАМа) стоимостью 1,4 трлн рублей. Премьер-министр Владимир Путин, декларирующий поддержку угольной отрасли, поручил передать его на экспертизу во Внешэкономбанк. Но там сочли проект неокупаемым.

К весне 2013 года РЖД, умерив пыл, предложили скорректированный вариант уже за 562 млрд рублей – почти втрое дешевле. Этот проект и нашел поддержку чиновников. На Петербургском международном экономическом форуме в 2013 году президент Путин объявил о выделении госмонополии денег из Фонда национального благосостояния. «Мы даем мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири. Наша транспортная инфраструктура вплотную подходит к быстрорастущим азиатским рынкам», – объявил глава государства.

Но здесь важно понимать, что 562 млрд, обозначенные тогда бывшим президентом РЖД Владимиром Якуниным, были далеко не окончательной суммой стоимости работ на Восточном полигоне. Проект, рассчитанный изначально на 1,4 трлн рублей, просто был разбит на несколько частей (см. «Полная стоимость реконструкции Восточного полигона»).

Грузовая база

Главный посыл модернизации Транссиба и БАМа – потенциальный рост экспорта в азиатские страны. ИЭРТ провел расчеты, согласно которым в 2020 году грузовая база обеих магистралей достигнет 125 млн тонн, на 66 млн тонн превысив уровень 2012 года. В основном речь шла о каменном угле.

Увеличить грузопоток позволит не только наращивание добычи на существующих месторождениях, но и разработка новых, как раз в зоне Транссиба и БАМа. Существенный вклад должны дать Эльгинское и Элегестское месторождения – по 12 млн тонн каждое, около 10 млн тонн – прирост вывоза угля с Кузбасса, более 7 млн тонн – новые месторождения Южной Якутии.

Гендиректор ИЭРТ Федор Пехтерев говорит, что в расчетах опирался на заявки будущих грузоотправителей. «Мы опросили практически всех крупных партнеров РЖД. Собрали заявок почти на 90 млн тонн [прироста к уровню 2012 года]. Полученные данные изучили, отсеяли малореальные – так получили 55 млн тонн. Причем уже после того, как программа была утверждена, появились новые компании, которые сообщили о планах по увеличению экспорта своих товаров (таким образом цифра постепенно выросла до 66 млн. – «Морские порты»)», – рассказывал Пехтерев в интервью «Комсомольской правде» осенью 2014 года.

Важный момент: многие прогнозы (как и вся концепция развития Восточного полигона) составлялись на фоне зашкаливающих мировых цен на уголь. Например, во втором квартале 2011 года был зафиксирован рекордный уровень в $330 за тонну – больше, чем накануне кризиса 2008 года. С тех пор стоимость этого сырья почти безостановочно падала. Если в 2012 году средняя экспортная цена составляла $210, то в 2014-м – $126, а в 2015-м – $102. Следом и корректировались планы угольщиков по наращиванию добычи.

Самым спорным местом в прогнозе ИЭРТ выглядело Элегестское месторождение – крупнейшее в мире по запасам коксующегося угля. Проект сначала развивал банкир Сергей Пугачев (ныне скрывающийся во Франции), затем бизнесмен Руслан Байсаров. Добыча до сих пор ведется на минимальном уровне, поскольку добытый уголь вывозится автотранспортом: железнодорожной ветки к месторождению нет.

Строительство магистрали Кызыл – Курагино длиной 410 км неоднократно обсуждалось, его даже хотели профинансировать из ФНБ, но фактически никаких работ на момент утверждения концепции развития Восточного полигона не велось. Нет их и по сей день. А без этой ветки невозможно рассчитывать на грузовую базу объемом 12 млн тонн в год, которую закладывал ИЭРТ.

Долгий аудит

Осенью 2013 года РЖД предоставили в правительство РФ конкретный перечень объектов, которые собирались построить или реконструировать в рамках модернизации Транссиба и БАМа. Как показали дальнейшие проверки, список выглядел спорно: например, в него включили строительство разъезда Хумма на участке между Комсомольском-на-Амуре и Совгаванью за 2 млрд рублей, хотя фактически этот разъезд уже был построен. Неоднозначно выглядела и идея проложить еще один (фактически третий) Кузнецовский тоннель за 12 млрд рублей, хотя годом ранее был сдан в эксплуатацию предыдущий.

Видимо, сомнения одолели и правительственных чиновников – они решили провести независимый аудит планов госмонополии. Оценку поручили PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, Deloitte (входят в четверку крупнейших аудиторских компаний мира). Результаты были оглашены в начале 2014 года, и они не развеяли, а укрепили сомнения.

Во-первых, аудиторы заявили, что видят рост грузовой базы не на 66 млн тонн и даже не на 55 млн, а лишь на 30 млн. Во-вторых, отметили, что стоимость многих объектов – разъездов, подстанций – в несколько раз превышает мировые аналоги. Больше всего вопросов вызвал Дабанский (Байкальский) тоннель – его смета приближалась к 37 млрд рублей, то есть больше 5 млрд за километр, это выше любых, даже российских аналогов и внутренних нормативов РЖД. При этом аудиторы вообще не были уверены в целесообразности строительства тоннеля при имеющейся грузовой базе.

Посмотрев на проект крупным планом, чиновники решили детализировать контроль. Они выбрали 72 объекта (каждый дороже 1,5 млрд рублей) и назначили технико-ценовой аудит по каждому. И вновь результаты оказались неутешительными.

Так, изучив восемь объектов сметной стоимостью более 19 млрд рублей, Deloitte пришел к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд, или на 40% дешевле. Аудиторы писали, что цена закупаемых материалов до 25% превышает рыночную стоимость, а многие логистические решения, предусмотренные сметой, выглядят неоптимально. Например, щебень доставляют из карьеров за несколько тысяч километров, хотя ближайшие находятся в сотнях километров, рабочих привозят самолетами аж из Белгорода, срезанный грунт направляют на утилизацию, а для строительства насыпи закупают новый. Кроме того, опять возникли вопросы по будущей грузовой базе.

Из-за аудита сроки реализации проекта заметно сдвинулись. Если изначально РЖД планировали закончить модернизацию Транссиба и БАМа в 2017 году, то теперь перенесли на 2019 год. Согласно первоначальному плану, к концу 2015 года должны были завершиться работы на общую сумму 262 млрд рублей, или 46% от общей сметы. Фактически же получилось профинансировать проект на 156 млрд, или 28% сметной стоимости (в результате аудита она снизилась с 562 млрд до 554 млрд рублей).

Отдельного внимания заслуживают средства ФНБ. Первый транш – 50 млрд рублей – был запланирован еще на 2014 год. Но на самом деле деньги пришли только в марте 2015-го. Однако и они оказались невостребованными. По данным Счетной палаты РФ, РЖД взяли лишь около 3,7 млрд рублей, а остальные 46,3 млрд остались лежать на депозите в ВТБ. За март-декабрь прошлого года железнодорожная монополия заработала на процентах от них более 4 млрд рублей.

Как объясняет источник «Морских портов» в РЖД, деньги ФНБ нельзя направлять на проектирование и содержание заказчика (структуры РЖД). Это ограничение появилось только в конце 2014 года, поэтому госмонополия была вынуждена перераспределять уже запланированные денежные потоки, это и привело к временной невостребованности средств ФНБ.

Счетная палата лишь недавно завершила проверку реализации проекта на Восточном полигоне. У контролеров, как раньше у аудиторов, возникло немало претензий. Они отметили, что среди объектов, переданных на технико-ценовой аудит, есть те, что уже введены в эксплуатацию, например реконструированные станции Пони и Монгохто. Кроме того, в Счетной палате отметили, что подрядчики зачастую начинали строить, не имея проектной документации, утвержденной в Главгосэкспертизе, а также неправомерно получали авансы. Причем РЖД не размещали проектно-сметную документацию даже в ходе конкурсов, что является нарушением закона о госзакупках.

Материалы проверки СП были направлены зампреду правительства Аркадию Дворковичу (он курирует РЖД), министру транспорта Максиму Соколову, министру финансов Антону Силуанову и главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву. А вот обращений в Генпрокуратуру и правоохранительные органы не последовало. Это говорит о том, что сами аудиторы не считают обнаруженные нарушения достаточно серьезными.

Финансирование Транссиба и БАМа: основные параметры

Общая стоимость проекта – 562 млрд рублей.

1. Источники:

РЖД – 261 млрд (46%).

Фонд национального благосостояния – 150 млрд (27%).

Федеральный бюджет – 110 млрд (20%).

Выпуск инфраструктурных облигаций РЖД – 41 млрд (7%).

2. Доходность инвестированных средств:

ФНБ: 0,01% в 2015-2019 гг., 2,98% в 2020-2042 гг.

Инфраструктурные облигации РЖД: инфляция плюс 1 п.п.

Источник: Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 г. №2116-р.

Полная стоимость реконструкции Восточного полигона

Основной проект реконструкции Восточного полигона железных дорог стоит 562 млрд рублей.

Отдельной строкой идет реконструкция Восточного БАМа – 42 млрд рублей.

Усиление электроснабжения на повышенный грузопоток после расширения железнодорожных магистралей – это еще 128 млрд рублей, в том числе 90 млрд за счет инвестпрограммы Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС).

Закупка новых локомотивов для обслуживания БАМа и Транссиба – около 80 млрд рублей.

Строительство ветки Кызыл – Курагино, без которой невозможно вывезти уголь с Элегестского месторождения (входит в запланированную грузовую базу), – 156 млрд рублей.

Расширение ветки Междуреченск – Тайшет (под ожидаемый РЖД рост грузопотока из Кузбасса) – 43 млрд рублей.

Таким образом, общая цена модернизации Восточного полигона – более 1 трлн рублей.

Источники: Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 г. №2116-р, Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2014 г. №2744-р, официальный сайт ФСК ЕЭС, отчеты аудиторских компаний Deloitte и PricewaterhouseCoopers, официальный портал Министерства экономики Республики Тыва.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...