БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

Ж/Д транспорт
БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфраструктурным проектом в истории СССР. Ветка длиной более 4 тыс. км стоила почти 18 млрд рублей в ценах 1991 года, что составляет $52 млрд по нынешнему курсу.

Сейчас на магистрали вновь идут работы – ОАО «РЖД» третий год реконструирует Восточный полигон железных дорог. Общие затраты можно оценить в 1 трлн рублей. Основной проект утвердили в 2013 году, когда экономика чувствовала себя относительно неплохо, а мировые цены на уголь держались на приемлемом уровне. Будет ли востребована магистраль, предназначенная главным образом для перевозок угля в эпоху низких сырьевых цен? Правительственные чиновники уверены, что будет, но и сомнений в последнее время звучит немало.

Татьяна Лозовая

Трехкратное удешевление

О важной роли Восточного полигона в РЖД заговорили после 2008 года, когда разгорелся мировой финансовый кризис. Как вспоминает генеральный директор Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ, дочерняя структура РЖД) Федор Пехтерев, стало очевидно, что развитие мировых рынков перемещается на восток, что именно там будет расти потребление сырья, в том числе угля и железной руды, которые экспортируются из России через дальневосточные порты, а доставляются в них по железной дороге. Но на пути этих грузов в Азию полно «узких» мест. От станции Тайшет к Тихому океану ведут две железнодорожные магистрали – Транссиб и БАМ. Транссиб – двухпутный, электрифицированный и весьма загруженный. БАМ – двухпутный менее чем на четверть, электрифицированный менее чем на треть и главное – полупустой.

Расшивка «узких» мест началась со строительства нового Кузнецовского тоннеля стоимостью почти 24 млрд рублей (из них 17,5 млрд рублей – средства Инвестиционного фонда РФ и более 6 млрд рублей – средства РЖД), который был запущен в эксплуатацию в конце 2012 года.

К тому времени в высоких кабинетах вовсю шла дискуссия, как дальше быть с Восточным полигоном, а у РЖД уже был готов комплексный проект по наращиванию перевозок от Тайшета до Советской Гавани (конечная точка БАМа) стоимостью 1,4 трлн рублей. Премьер-министр Владимир Путин, декларирующий поддержку угольной отрасли, поручил передать его на экспертизу во Внешэкономбанк. Но там сочли проект неокупаемым.

К весне 2013 года РЖД, умерив пыл, предложили скорректированный вариант уже за 562 млрд рублей – почти втрое дешевле. Этот проект и нашел поддержку чиновников. На Петербургском международном экономическом форуме в 2013 году президент Путин объявил о выделении госмонополии денег из Фонда национального благосостояния. «Мы даем мощный импульс развитию Дальнего Востока и Сибири. Наша транспортная инфраструктура вплотную подходит к быстрорастущим азиатским рынкам», – объявил глава государства.

Но здесь важно понимать, что 562 млрд, обозначенные тогда бывшим президентом РЖД Владимиром Якуниным, были далеко не окончательной суммой стоимости работ на Восточном полигоне. Проект, рассчитанный изначально на 1,4 трлн рублей, просто был разбит на несколько частей (см. «Полная стоимость реконструкции Восточного полигона»).

Грузовая база

Главный посыл модернизации Транссиба и БАМа – потенциальный рост экспорта в азиатские страны. ИЭРТ провел расчеты, согласно которым в 2020 году грузовая база обеих магистралей достигнет 125 млн тонн, на 66 млн тонн превысив уровень 2012 года. В основном речь шла о каменном угле.

Увеличить грузопоток позволит не только наращивание добычи на существующих месторождениях, но и разработка новых, как раз в зоне Транссиба и БАМа. Существенный вклад должны дать Эльгинское и Элегестское месторождения – по 12 млн тонн каждое, около 10 млн тонн – прирост вывоза угля с Кузбасса, более 7 млн тонн – новые месторождения Южной Якутии.

Гендиректор ИЭРТ Федор Пехтерев говорит, что в расчетах опирался на заявки будущих грузоотправителей. «Мы опросили практически всех крупных партнеров РЖД. Собрали заявок почти на 90 млн тонн [прироста к уровню 2012 года]. Полученные данные изучили, отсеяли малореальные – так получили 55 млн тонн. Причем уже после того, как программа была утверждена, появились новые компании, которые сообщили о планах по увеличению экспорта своих товаров (таким образом цифра постепенно выросла до 66 млн. – «Морские порты»)», – рассказывал Пехтерев в интервью «Комсомольской правде» осенью 2014 года.

Важный момент: многие прогнозы (как и вся концепция развития Восточного полигона) составлялись на фоне зашкаливающих мировых цен на уголь. Например, во втором квартале 2011 года был зафиксирован рекордный уровень в $330 за тонну – больше, чем накануне кризиса 2008 года. С тех пор стоимость этого сырья почти безостановочно падала. Если в 2012 году средняя экспортная цена составляла $210, то в 2014-м – $126, а в 2015-м – $102. Следом и корректировались планы угольщиков по наращиванию добычи.

Самым спорным местом в прогнозе ИЭРТ выглядело Элегестское месторождение – крупнейшее в мире по запасам коксующегося угля. Проект сначала развивал банкир Сергей Пугачев (ныне скрывающийся во Франции), затем бизнесмен Руслан Байсаров. Добыча до сих пор ведется на минимальном уровне, поскольку добытый уголь вывозится автотранспортом: железнодорожной ветки к месторождению нет.

Строительство магистрали Кызыл – Курагино длиной 410 км неоднократно обсуждалось, его даже хотели профинансировать из ФНБ, но фактически никаких работ на момент утверждения концепции развития Восточного полигона не велось. Нет их и по сей день. А без этой ветки невозможно рассчитывать на грузовую базу объемом 12 млн тонн в год, которую закладывал ИЭРТ.

Долгий аудит

Осенью 2013 года РЖД предоставили в правительство РФ конкретный перечень объектов, которые собирались построить или реконструировать в рамках модернизации Транссиба и БАМа. Как показали дальнейшие проверки, список выглядел спорно: например, в него включили строительство разъезда Хумма на участке между Комсомольском-на-Амуре и Совгаванью за 2 млрд рублей, хотя фактически этот разъезд уже был построен. Неоднозначно выглядела и идея проложить еще один (фактически третий) Кузнецовский тоннель за 12 млрд рублей, хотя годом ранее был сдан в эксплуатацию предыдущий.

Видимо, сомнения одолели и правительственных чиновников – они решили провести независимый аудит планов госмонополии. Оценку поручили PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, Deloitte (входят в четверку крупнейших аудиторских компаний мира). Результаты были оглашены в начале 2014 года, и они не развеяли, а укрепили сомнения.

Во-первых, аудиторы заявили, что видят рост грузовой базы не на 66 млн тонн и даже не на 55 млн, а лишь на 30 млн. Во-вторых, отметили, что стоимость многих объектов – разъездов, подстанций – в несколько раз превышает мировые аналоги. Больше всего вопросов вызвал Дабанский (Байкальский) тоннель – его смета приближалась к 37 млрд рублей, то есть больше 5 млрд за километр, это выше любых, даже российских аналогов и внутренних нормативов РЖД. При этом аудиторы вообще не были уверены в целесообразности строительства тоннеля при имеющейся грузовой базе.

Посмотрев на проект крупным планом, чиновники решили детализировать контроль. Они выбрали 72 объекта (каждый дороже 1,5 млрд рублей) и назначили технико-ценовой аудит по каждому. И вновь результаты оказались неутешительными.

Так, изучив восемь объектов сметной стоимостью более 19 млрд рублей, Deloitte пришел к выводу, что их можно построить за 10,7 млрд, или на 40% дешевле. Аудиторы писали, что цена закупаемых материалов до 25% превышает рыночную стоимость, а многие логистические решения, предусмотренные сметой, выглядят неоптимально. Например, щебень доставляют из карьеров за несколько тысяч километров, хотя ближайшие находятся в сотнях километров, рабочих привозят самолетами аж из Белгорода, срезанный грунт направляют на утилизацию, а для строительства насыпи закупают новый. Кроме того, опять возникли вопросы по будущей грузовой базе.

Из-за аудита сроки реализации проекта заметно сдвинулись. Если изначально РЖД планировали закончить модернизацию Транссиба и БАМа в 2017 году, то теперь перенесли на 2019 год. Согласно первоначальному плану, к концу 2015 года должны были завершиться работы на общую сумму 262 млрд рублей, или 46% от общей сметы. Фактически же получилось профинансировать проект на 156 млрд, или 28% сметной стоимости (в результате аудита она снизилась с 562 млрд до 554 млрд рублей).

Отдельного внимания заслуживают средства ФНБ. Первый транш – 50 млрд рублей – был запланирован еще на 2014 год. Но на самом деле деньги пришли только в марте 2015-го. Однако и они оказались невостребованными. По данным Счетной палаты РФ, РЖД взяли лишь около 3,7 млрд рублей, а остальные 46,3 млрд остались лежать на депозите в ВТБ. За март-декабрь прошлого года железнодорожная монополия заработала на процентах от них более 4 млрд рублей.

Как объясняет источник «Морских портов» в РЖД, деньги ФНБ нельзя направлять на проектирование и содержание заказчика (структуры РЖД). Это ограничение появилось только в конце 2014 года, поэтому госмонополия была вынуждена перераспределять уже запланированные денежные потоки, это и привело к временной невостребованности средств ФНБ.

Счетная палата лишь недавно завершила проверку реализации проекта на Восточном полигоне. У контролеров, как раньше у аудиторов, возникло немало претензий. Они отметили, что среди объектов, переданных на технико-ценовой аудит, есть те, что уже введены в эксплуатацию, например реконструированные станции Пони и Монгохто. Кроме того, в Счетной палате отметили, что подрядчики зачастую начинали строить, не имея проектной документации, утвержденной в Главгосэкспертизе, а также неправомерно получали авансы. Причем РЖД не размещали проектно-сметную документацию даже в ходе конкурсов, что является нарушением закона о госзакупках.

Материалы проверки СП были направлены зампреду правительства Аркадию Дворковичу (он курирует РЖД), министру транспорта Максиму Соколову, министру финансов Антону Силуанову и главе Федеральной антимонопольной службы Игорю Артемьеву. А вот обращений в Генпрокуратуру и правоохранительные органы не последовало. Это говорит о том, что сами аудиторы не считают обнаруженные нарушения достаточно серьезными.

Финансирование Транссиба и БАМа: основные параметры

Общая стоимость проекта – 562 млрд рублей.

1. Источники:

РЖД – 261 млрд (46%).

Фонд национального благосостояния – 150 млрд (27%).

Федеральный бюджет – 110 млрд (20%).

Выпуск инфраструктурных облигаций РЖД – 41 млрд (7%).

2. Доходность инвестированных средств:

ФНБ: 0,01% в 2015-2019 гг., 2,98% в 2020-2042 гг.

Инфраструктурные облигации РЖД: инфляция плюс 1 п.п.

Источник: Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 г. №2116-р.

Полная стоимость реконструкции Восточного полигона

Основной проект реконструкции Восточного полигона железных дорог стоит 562 млрд рублей.

Отдельной строкой идет реконструкция Восточного БАМа – 42 млрд рублей.

Усиление электроснабжения на повышенный грузопоток после расширения железнодорожных магистралей – это еще 128 млрд рублей, в том числе 90 млрд за счет инвестпрограммы Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС).

Закупка новых локомотивов для обслуживания БАМа и Транссиба – около 80 млрд рублей.

Строительство ветки Кызыл – Курагино, без которой невозможно вывезти уголь с Элегестского месторождения (входит в запланированную грузовую базу), – 156 млрд рублей.

Расширение ветки Междуреченск – Тайшет (под ожидаемый РЖД рост грузопотока из Кузбасса) – 43 млрд рублей.

Таким образом, общая цена модернизации Восточного полигона – более 1 трлн рублей.

Источники: Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 г. №2116-р, Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2014 г. №2744-р, официальный сайт ФСК ЕЭС, отчеты аудиторских компаний Deloitte и PricewaterhouseCoopers, официальный портал Министерства экономики Республики Тыва.

Морские порты №4 (2016)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка»

ВМФ России не получит в срок кабельные суда «Свияга» и «Вятка» Причина сдвига сроков – сложности с поставкой ряда узлов и агрегатов, в том числе из-за санкций.

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...