Канал имени Москвы в новом формате - Морские вести России

Канал имени Москвы в новом формате

08.06.2016

Речной транспорт

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19 мая 2014 г. № 855-р 20 апреля 2015 года произошла реорганизация федерального государственного унитарного предприятия «Канал имени Москвы» в форме преобразования в федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы».

Затем в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 07.07.2015 № 213 «О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы» в форме присоединения к нему федерального казенного учреждения «Речная администрация Московского бассейна», ФКУ «РАМБ» с 5 октября 2015 г. капитан Московского бассейна и Служба государственного портового контроля переведены в ФГБУ «Канал имени Москвы».

В условиях природной аномалии

О том, в каких условиях и какими мерами пришлось обеспечивать движение флота по водным путям Московского бассейна в минувшую навигацию, сколько перевезено грузов и пассажиров судоходными компаниями и какие мероприятия проводятся по обеспечению транспортной безопасности на объектах учреждения, редакции газеты рассказал руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Анатолий Сокуренко.

«МВР»: Анатолий Анатольевич, навигация прошлого года наверняка уже вошла в историю речного судоходства страны как одна из самых сложных. И не потому, что флот не справился, а элементарно из-за существенной нехватки воды в реках, вызванной малоснежными зимами. Фактор природный, и против него не возразишь, но все же такого, чтобы реки мелели, как Волга, например, вплоть до прекращения судоходства, еще не бывало. Какие предупредительные меры пришлось принимать в бассейне, чтобы максимально снизить влияние маловодности на судоходство?

А. Сокуренко: В первом квартале 2015 года наблюдалась сложная гидрометеорологическая обстановка: запас воды в снеге на большей территории водосборных площадей водохранилищ был ниже нормы. В связи с этим ожидалось повторение маловодья 2014 года.

В начале марта 2015 года установилась теплая солнечная погода, которая привела к резкому снеготаянию и, как следствие, к повышению уровней на водотоках. По прогнозу Гидрометцентра РФ, максимальные уровни весеннего половодья 2015 г. ожидались ниже нормы, поэтому в начале спада уровня воды на Оке было принято решение о подъеме судоходных разборчатых плотин с 19 марта, а на Москве-реке – с 24 марта. Это раньше среднемноголетней даты сбора плотин более чем на месяц. Заблаговременное поднятие разборчатых плотин позволило обеспечить необходимые уровни на реках Оке и Москве к открытию навигации.

По просьбе ФГБУ «Канал имени Москвы», при поддержке Росморречфлота межведомственной оперативной группой по регулированию режимов работы Волжско-Камского каскада было принято решение не проводить сработку Иваньковского водохранилища и водохранилищ водораздельного бьефа до предполоводных отметок. Благодаря своевременно принятым мерам по оптимизации регулирования водных режимов гидроузлов Иваньковское водохранилище было наполнено до нормального подпорного уровня (НПУ) 21 апреля 2015 года. В то время как в 2014 году уровень воды Иваньковского водохранилища в аналогичный период времени был меньше НПУ на 0,8 м. К началу навигации 2015 года уровни воды на всех гидроузлах ФГБУ «Канал имени Москвы» были набраны до проектных отметок.

Для обеспечения гарантированных габаритов судовых ходов в навигацию 2015 года проводился комплекс путевых работ, в том числе для поддержания заданных гарантированных габаритов судовых ходов было задействовано 13 земснарядов и выполнено дноуглубительных транзитных работ в объеме 3883,3 тыс. м3 грунта. На обслуживание водных путей задействовано 28 обстановочных бригад. Проведено траление участков водных путей площадью 541,96 км2. Для выполнения дноочистительных и берегоочистительных работ (очистка от посторонних предметов и подмытых деревьев) задействовано 13 единиц дноочистительных судов, удалено 2575,5 т препятствий.

Во всех филиалах учреждения по закрепленным участкам водных путей составлены оперативные планы проведения комплекса путевых работ, позволяющие обеспечить поддержание заданных Росморречфлотом габаритов на основных судовых ходах и безопасные условия для движения транспортного и пассажирского флота на водных путях бассейна.

Рассмотрев обращение ОАО «Порт Коломна» и предоставленные материалы, с конца августа на участке р. Москвы шлюз № 10 – Беседы была увеличена гарантированная глубина с 270 до 300 см при ширине судового хода 50 м для движения транспортного флота до конца навигации 2015 года.

В навигацию 2015 года по всем основным гидрологическим постам на Оке наблюдались уровни ниже проектных отметок, в результате наступила ранняя межень. В связи со сложными гидрологическими условиями на Оке глубины на многих участках установились меньше гарантированных. «Низкая межень» наблюдалась у городов Калуга, Кашира, Рязань и Муром.

«МВР»: Каковы сравнительные данные по объему грузо- и пассажиропотока по внутренним водным путям, которые эксплуатирует ваше учреждение?

А. Сокуренко: Условия судоходства в навигацию 2015 года, отмеченные снижением глубин ниже гарантированных на отдельных участках внутренних водных путей ФГБУ «Канал имени Москвы», оказали негативное влияние на объемы перевозок грузов. В результате за навигацию 2015 года по внутренним водным путям ФГБУ «Канал имени Москвы» было перевезено 23,7 млн тонн груза, что на 2,4 млн тонн меньше, чем за навигацию 2014 года (26,1 млн тонн).

Также по указанной причине было отменено значительное количество рейсов, судов, осуществляющих перевозки пассажиров по туристским маршрутам. Пассажиропоток за навигацию 2015 года составил 1 млн человек, за навигацию 2014 года – 1,1 млн человек, при этом снижение пассажиропотока по сравнению с предыдущим годом составило 100 тыс. человек.

«МВР»: Какие мероприятия проводятся в области обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, находящихся в ведении ФГБУ «Канал имени Москвы»?

А. Сокуренко: В соответствии с федеральными законами от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и на основании Приказа от 08.02.2011 № 41 Министерства транспорта РФ «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» ФГБУ «Канал имени Москвы» осуществляются мероприятия по реализации требований действующего законодательства в области обеспечения транспортной безопасности на внутренних водных путях и гидротехнических сооружениях.

За учреждением закреплено на праве хозяйственного ведения 125 категорированных объектов транспортной инфраструктуры, из них 104 являются судоходными гидротехническими сооружениями.

В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1285-р, объекты ФГБУ «Канал имени Москвы» оснащены современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, включающие следующие системы:

– инженерные средства охраны;

– систему охранной и тревожной сигнализации;

– систему контроля и управления доступом;

– систему телевизионного наблюдения;

– систему сбора, обработки и отображения информации;

– систему связи и громкоговорящего оповещения;

– досмотровые средства;

– систему охранного освещения;

– систему резервного электроснабжения.

В целях выявления и предотвращения попадания на суда оружия, взрывных устройств либо доступа людей с взрывоопасными или радиоактивными предметами и материалами на причалах Северного речного вокзала, являющегося основным транспортным узлом на внутренних водных путях Московского региона, используется 4 мобильных досмотровых комплекса (МДК) пассажиров, размещенных в одноосных изотермических фургонах, которые дополнительно укомплектованы радиочастотными сканерами и дизельными электростанциями, обеспечивающими их автономную работу.

В связи с вводом в строй современных систем безопасности повысилась надежность охраны и террористическая защищенность гидротехнических сооружений, что соответствует требованиям Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 41.

В ходе реализации подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» полностью оснащен необходимыми инженерно-техническими средствами гидроузел Кузьминск, предусмотрено поэтапное оснащение еще ряда объектов транспортной инфраструктуры, таких как гидроузлы Рыбинский Рыбинского РГС, Карамышевский Тушинского РГС, Перерва Московского РГС, Белоомут Рязанского РГС, № 3 Яхромского РГС.

«МВР»: Анатолий Анатольевич, непросто задавать такой вопрос в нынешних условиях экономической деятельности, тем не менее каковы финансово-экономические перспективы учреждения в наступившем году?

А. Сокуренко: В 2015 г. ФГБУ «Канал имени Москвы» выполняло свои функции согласно программам, утвержденным Федеральным агентством морского и речного транспорта. Фактические расходы предприятия в 2015 году превысили объем запланированных расходов из-за роста объемов перекачки воды и снижения объемов выработки электроэнергии в условиях продолжающегося с 2014 года дефицита осадков.

Для решения экономических задач учреждение продолжает выполнение программы антикризисных мероприятий, в том числе оптимизацию численности сотрудников. Планируемый уровень финансирования учреждения на безопасность судоходства и обводнение в 2016 году составляет 52% от нормативно необходимого объема финансирования.

Несмотря на трудности, коллектив ФГБУ «Канал имени Москвы» отработал стабильно в течение всей навигации и готов к реализации поставленных задач в навигацию 2016 года.


Инспекция – эффективный инструмент безопасности


Владимир Штурмин, первый заместитель руководителя – капитан Московского бассейна ВВП

Общая протяженность водных путей Московского бассейна составляет 3842 км (канал имени Москвы; р. Волга от г. Ржева до пристани Колхозник (н.п. Хопылево); р. Москва; р. Ока от г. Калуги до входа в канал Сейма; р. Клязьма от Владимира до устья; Рыбинское водохранилище от Рыбинского гидроузла до н.п. Торово; озеро Селигер).

Москва является одним из крупнейших мегаполисов и туристических центров мира. Это обуславливает постоянное присутствие в бассейне большого количества круизных, экскурсионных, банкетных судов и плавучих ресторанов. Отсюда и повышенное внимание к проверкам пассажирского флота. В 2015 году из общего количества проверок судов в бассейне проверки пассажирских судов составили 29%.

Не числом, так умением

В структуру службы ГПК в Московском бассейне ВВП входит 7 территориальных инспекций: Рыбинская, Тверская, Муромская, Рязанская, Серпуховская, Тушинская и Московская. Штатная численность сокращена с 36 до 24 человек. При выборе места расположения и определения численности инспекций учитывались интенсивность работы флота на участках движения по водным путям бассейна, классы и типы судов, возможность исключения непроизводственных простоев судов для выполнения их осмотров, наличие причалов, рейдов, якорных стоянок, административных зданий для размещения инспекторов.

Навигацию 2015 года отработали 16 инспекторов. Все прошли обучение на курсах подготовки инспекторов в Санкт-Петербургском университете морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, а также дополнительную стажировку в инспекции государственного портового контроля «Большой порт Санкт-Петербург». По-прежнему кадровый дефицит наблюдается в двух инспекциях – Тушинской и Московской. В регионе имеется достаточное количество специалистов с уровнем квалификации, удовлетворяющим требованиям к инспекторам ГПК, а вот в самой столице желающих работать инспекторами ГПК не наблюдается. В первую очередь это связано с высокими требованиями к претендентам на должность инспектора (ведь от знаний, опыта и профессиональных навыков инспектора зависит уровень безопасности в бассейне) и сравнительно невысоким уровнем оплаты труда.

В 2015 году проведено 1354 инспекции (в 2014 г. – 1277), количество инспекций с замечаниями – 1249 (в 2014 г. – 924), выявлено 4099 несоответствий (в 2014 г. – 3526, +16,25%), задержано 82 судна (в 2014 г. – 113, -27,43%); из них инспекций на пассажирских судах – 394 (в 2014 г. – 290, +26,4%), несоответствий – 1142 (в 2014 г. –796), задержано 23 пассажирских судна (в 2014 г. – 41, -43,9%).

Общее количество инспекций по сравнению с 2014 годом возросло на 6%, количество инспекций с замечаниями возросло на 35.17%, а вот общее количество задержаний судов неуклонно снижается с 153 случаев в 2013 г., 113 случаев в 2014 г. до 82 в 2015 г. При этом общее количество задержаний пассажирских судов уменьшилось с 41 до 23, а общее количество несоответствий на пассажирских судах увеличилось на 43,4%.

Основные причины задержаний судов – отсутствие судовых документов (ст. 14 КВВТ) или окончание их срока действия, состояние противопожарного, аварийно-спасательного и навигационного оборудования, главных и вспомогательных двигателей и механизмов, несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажей судов занимаемым должностям.

По результатам проверок судов в 2015 году было составлено 63 протокола об административных правонарушениях, 68 материалов проверок судов и иных плавучих объектов передано для рассмотрения в Ространснадзор, 39 – в Московскую прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте и Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.

Из них: по ч. 1 ст. 11.7 КоАП РФ (нарушение правил плавания) – 40 материалов, выразившихся в отсутствии на судах судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ и п. 24 ПП по ВВП РФ.

По ч. 1 ст. 11.13 КоАП РФ (нарушение правил выпуска судна в плавание) – 10 материалов, выразившихся в выпуске судна в плавание без документов, удостоверяющих годность судна к плаванию, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам РРР лицом, ответственным за его эксплуатацию.

По ст. 11.16 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) – 13 материалов.

По ч. 1 ст. 11.8 КоАП РФ (нарушение правил эксплуатации судов) – 5 материалов, выразившихся в управлении судоводителем судном, имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация.

В отношении взаимодействия с ЦУГРН можно отметить, что информационная система ГПК позволяет обеспечивать доступ для обмена информацией между инспекциями ГПК и инспекторами ЦУГРН. Результаты осмотров судов доступны для инспекторов ЦУГРН, а инспекторы ГПК имеют возможность ознакомиться с результатами проверок юридических лиц, суда которых намечены к осмотру.

Таким образом, опыт работы инспекторов накапливается, качество работы неуклонно повышается. Налажено оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов. В целом можно констатировать нарастающий прогресс в деятельности инспекции портконтроля в бассейне.

СУБ нужен инструмент принуждения

Анализ результатов проверок судов в Московском бассейне позволяет говорить о том, что причиной 50% случаев задержания судов является отсутствие судовых документов или непредъявление в установленные сроки судов для ежегодного освидетельствования органом по классификации и освидетельствованию, что является нарушением эксплуатационных процедур, а просроченная дата освидетельствования судна – это прямое несоответствие СУБ. Разработка и внедрение системы управления безопасностью (СУБ) призвана повысить уровень безопасности судоходства на ВВП. К сожалению, многие судовладельцы до сих пор не проявляют особого энтузиазма в части обеспечения безопасной эксплуатации своих судов, так как невыполнение требований ст. 34.1 КВВТ не приводит к внеочередному освидетельствованию судна и компании, а также не влечет за собой дополнительных расходов.

Дипломирование и аттестация

Квалификационная комиссия ФГБУ «Канал имени Москвы» проводит квалификационные испытания по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасности судоходства, и лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (СУБ).

При проведении квалификационных испытаний особое внимание уделяется безопасности судоходства, проверяются знания регламентирующих ее основных документов. После прохождения испытаний документы выдаются в течение 10 рабочих дней.

За 2015 г. отделом дипломирования и аттестации:

– проведено 51 заседание квалификационной и 13 заседаний аттестационной комиссий;

– выдано 31 удостоверение исполнительным руководителям и специалистам, связанным с обеспечением безопасности судоходства, и 36 удостоверений лицам, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации судов;

– квалификационные испытания прошли 1276 человек;

– выдано 439 квалификационных свидетельств, 376 дипломов, 869 подтверждений к дипломам.

Регистрация судов

За 2015 год отделом государственной регистрации судов согласовано 14 названий, подлежащих регистрации в Государственном судовом реестре РФ.

За отчетный период зарегистрированы вещные права на 334 судна, сделаны 172 внесения изменений в Государственный судовой реестр, зарегистрировано 90 обременений (ограничений) прав на судно.

Выдано 330 свидетельств о праве собственности на судно (в том числе на 1 строящееся), 329 свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ, 49 судовых билетов маломерных коммерческих, прогулочных и спортивных парусных судов, 186 выписок из Государственного судового реестра РФ. По запросам налоговых, судебных, правоохранительных органов, органов прокуратуры предоставляются сведения по судам и судовладельцам, даются разъяснения судовладельцам касательно действующего законодательства по регистрации прав на суда, ограничений (обременений) прав. Данные о зарегистрированных и снятых с регистрации судах и судовладельцах отправляются в налоговый орган.

Удостоверения личности и мореходные книжки

За 2015 год принято для оформления удостоверения личности моряка 330 заявителей, оформлено 225 мореходных книжек. Ведется регистрация, оформление и отправка для согласования с федеральным органом безопасности принятых от граждан анкет-заявлений в установленном порядке; регистрация и оповещение граждан, получивших согласование на оформление УЛМ в установленном порядке.

Согласно Инструкции по оформлению, выдаче и контролю УЛМ на 31 декабря 2015 г. в связи с окончанием срока действия и оформлением новых УЛМ: аннулировано по актам списания, аннулировано в системе оформления УЛМ (базе данных) 42 документа, а также оповещены (письменно) пункты, выдавшие удостоверения личности, срок которых истек.

Ведется непрерывная консультационная работа с гражданами, обращающимися в ФКУ «РАМБ» по вопросам оформления пакета документов для получения удостоверения личности моряка и мореходной книжки по телефону и по электронной почте.

Своевременно по установленным формам направлялись отчеты о работе ПОВК УЛМ и работе по техническому обслуживанию системы оформления с ООО «ГазИнтех» в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Выполняется работа по приему, отправке почтой и обеспечению движения корреспонденции учреждения, а также по оформлению корреспонденции по оповещению граждан о готовности удостоверений личности моряка и отправке ее почтой.

В заключение разрешите поблагодарить всех коллег за работу, направленную на обеспечение безопасности судоходства, и пожелать всех благ и успехов в нашем с вами нелегком, но таком интересном труде.


Морские вести России №2, 2016 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика