Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Морской транспорт
MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании MSC.

В начале нулевых судоходная компания Mediterranean Shipping Company утвердилась в качестве одного из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков. Для грузовой компании, едва отметившей свое 30-летие, это небывалый успех. Один из секретов ее основателя Джанлуиджи Апонте – умение предвидеть ближайшее будущее и попадать точно в струю. Он вовремя отметил грядущий бум азиатской промышленности, равно как растущий спрос на контейнерные перевозки. Он покупал суда, которые другие компании отправляли на металлолом.

Несмотря на масштабы бизнеса, MSC остается закрытой компанией, руководство которой по-прежнему сосредоточено в руках семьи Апонте. В кризис это оказалось бонусом: перевозчик не был перегружен банковскими кредитами и не так сильно страдал от зигзагов на фондовом рынке.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Недолгая история

История Mediterranean Shipping Company (MSC) непродолжительна – компания была основана в 1970 году. Итальянец Джанлуиджи Апонте, живущий в Женеве, заняв $5000, приобрел пятнадцатилетнее судно «Патриция», ранее ходившее под немецким флагом, общей вместимостью 1750 тонн. Вскоре добавилась «Рафаэлла» водоизмещением 2696 тонн. Оба судна были зарегистрированы в африканском государстве Либерия. Они стали перевозить грузы между Средиземноморьем и Сомали.

В 1977 году MSC приобрела другие суда и расширила географию перевозок до Северной Европы, Южной Африки и Индийского океана. Основной стратегией являлась покупка подержанных судов. Это позволяло компании получать прибыль даже при низких фрахтовых ставках, убыточных для основных конкурентов.

Крупной удачей Джанлуиджи Апонте стало приобретение судна Jade. Предыдущий владелец – SAF Marine Ship – продал его на металлолом из-за проблем с двигателем и других неремонтируемых повреждений. Однако в MSC сумели восстановить пароход и, к удивлению конкурентов, он еще долго плавал в разных частях света.

Изначально компания покупала многоцелевые суда, а затем сосредоточилась на контейнеровозах. Особенно важным это направление стало во второй половине 80-х, когда активно заработали линии между Европой и восточным побережьем США.

В 1994-м MSC впервые заказала новое судно, которое сошло со стапелей в 1996 году. А настоящий всплеск произошел в нулевые. Если в 2000-м у компании было менее 150 судов общей емкостью немногим более 250 тыс. TEU, то в 2011-м их число достигло 462, а общая емкость составляла 2,1 млн TEU. Причиной сосредоточения компании на контейнеровозах стал стремительно растущий спрос на контейнерные перевозки. Общий объем их в период с 2000 по кризисный 2008 год вырос более чем вдвое.

Успешным оказалось и то, что MSC сделала ставку на азиатское направление: Китай, Сингапур, Гонконг и другие промышленные центры. Так, в конце 2004 года появилась еженедельная линия, соединяющая Гонконг с портами Мексики, в конце 2005-го – Шанхай с портами Индии, Пакистана и Персидского залива, кроме того, много внимания уделялось перевозкам между Китаем и США.

В середине 2006 года MSC совершила еще одну удачную сделку: купила у мирового лидера Maersk пять контейнеровозов. Суда были построены в 2001 году, создание каждого обошлось в $33 млн. В 2005 году Maersk поглотила их владельца – компанию P&O Nedlloyd. Однако из-за проблем с логистикой для самой Maersk контейнерное направление на тот момент было убыточным. Новым судам не нашлось места внутри ее флота, они были выставлены на продажу и куплены за $44-45 млн каждое.

Мировой финансовый кризис задел MSC, как и другие судоходные компании. «Контейнерные операторы были одними из тех, кто больше всех пострадал, – признавался в одном из интервью Диего Апонте, вице-президент и сын основателя компании. – Мы потеряли много денег. Однако наши линии проходят не только с востока на запад, но и с севера на юг. Это позволяет иметь определенный баланс. Кроме того, мы выработали антикризисную стратегию. Прежде всего отменили текущие заказы на новые суда и отправили старые на металлолом». По словам топ-менеджера, все эти меры позволили относительно быстро выйти из кризиса.

 

Контейнеры, терминалы и круизы

Пожалуй, главная особенность MSC – ее закрытость. Компания до сих пор не только не вышла на биржу, но имеет одного-единственного владельца – семью Апонте. В силу своей непубличности компания не обязана привлекать международных оценщиков, поэтому невозможно проверить, соответствуют ли действительности те данные, которые она предоставляет.

Итак, если верить MSС, в настоящий момент она владеет 459 судами общей вместимостью 2,35 млн TEU. Это делает ее вторым по величине перевозчиком контейнеров после Maersk. Финансовые результаты MSC не публикует вообще.

Вероятно, в ближайшие годы позиция второго в мире перевозчика сохранится. По данным консалтинговой компании Alphaliner, на 1 января 2013 года в портфеле заказов Maersk числились 33 судна общей вместимостью около 450 тыс. TEU. Когда они будут получены, суммарная вместимость всех судов компании перешагнет через 3 млн TEU. Что касается MSC, то на тот же момент она заказала 23 судна общей вместимостью 255 тыс. TEU. Итогом должна стать суммарная вместимость около 2,5 млн TEU – меньше, чем у Maersk, но значительно больше, чем у замыкающей тройку лидеров CMA GGM Group.

MSС не выпускает никаких отчетов о своей деятельности, а первое интервью Диего Апонте (даже не сам Джанлуиджи, до сих пор возглавляющий компанию) дал в 2010 году. Он выбрал турецкое издание Turkish Maritime, объяснив это особой привязанностью к Турции. И именно в этой стране компания собиралась построить Asiaport – крупный логистический хаб, способный обслуживать 1,8 млн TEU в год. Выбирая между Мальтой, Грецией и Турцией, MSC в конечном счете отдала предпочтение последней. Строительство уже идет, географически будущий порт располагается в западной части Турции на берегу Мраморного моря неподалеку от города Текирдаг.

В последние годы MSC инвестирует значительные средства в строительство или покупку морских портов. Еще в 2000 году появилась дочерняя Terminal Invested Limited (TIL), призванная обеспечить причалами и терминалами материнскую компанию. Сейчас это шестой по величине в мире оператор контейнерных терминалов.

Ключевые объекты – порты Антверпена, Роттердама, Клайпеды, Марселя, Стамбула, Сиэтла, Монреаля, Сингапура, всего компания владеет 27 терминалами. В 2013 году 35-процентная доля TIL была продана ряду инвесторов, в том числе портовому оператору PSA Antwerp.

Еще один крупный проект – расширение порта Антверпен. MSC, главному клиенту порта, уже не хватает существующих мощностей. Сейчас контейнерооборот составляет 4,5 млн TEU. Еще в 2011 году компания была вынуждена направить часть грузопотока в другие европейские порты вроде Гавра и Гамбурга. Поэтому принято решение перенести основные мощности в другой район порта Антверпен, расширив перевалочные возможности до 7 млн TEU.

В 2012 году TIL выкупила у UCL Port B.V. 20-процентную долю в СП Container Terminal Limited кипрского владельца ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». Российская сторона (UCL Holding контролируется Владимиром Лисиным) называла сделку «первым шагом в долгосрочном стратегическом партнерстве».

Летом 2013 года компания подала заявку на участие еще в одном проекте – строительстве двух огромных частных портов в Израиле, в городах Хайфа и Ашдод. Интерес к проекту проявили четыре корпорации, какую именно выберет правительство Израиля, пока неизвестно.

Помимо грузоперевозок и терминалов важной частью морского бизнеса MSC является круизное направление. Первый лайнер – Lauro Lines – был приобретен в 1989 году. А сейчас MSC Cruise – четвертая круизная компания мира (по состоянию на 2012 год), владеющая 13 лайнерами. В торжественной церемонии открытия одного из них участвовала Софи Лорен, давний друг семьи Апонте.

 

Едины и непобедимы

Прошлым летом морское сообщество взволновала новость: три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk, MSC и CMA CGM – создают операционный альянс P3 Network для работы на направлениях Азия – Европа, Транспасифик и Трансатлантик. В альянс вовлечены 252 судна общей вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозок занимается единый операционный центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами по-прежнему осуществляются по отдельности.

Соглашение о создании альянса было подписано 18 июня 2013 года. Почти сразу он привлек внимание антимонопольных ведомств Северной Америки и Европы. Впрочем, сами компании утверждали, что данное сотрудничество не приведет к повышению цен, так как продажи и маркетинговая политика участников альянса остается независимой.

«Главная цель P3 – сделать контейнерные перевозки более эффективными и улучшить качество услуг для наших клиентов, – утверждал представитель CMA GGM. – Это произойдет благодаря повышению частоты (рейсов. – Ред.) и надежности наших услуг».

В марте 2014 года Федеральная морская комиссия (ФМР) США признала, что создание альянса не ведет к снижению конкуренции, к необоснованному повышению или снижению стоимости перевозок. «Данное соглашение, вероятно, приведет к повышению операционной эффективности, что окажется выгодным для клиентов из США», – заявил председатель ФМР Марио Кордеро.

В то же время чиновники ввели дополнительные требования к отчетности альянса, чтобы получать своевременную и актуальную информацию и в случае каких-то подозрений быстро отреагировать. В начале июня к аналогичным выводам пришли в Еврокомиссии, заявив, что не будут вводить в отношении альянса антимонопольные процедуры.

 

MSC: основные цифры

Компания основана в 1970 году, штаб-квартира находится в Женеве.

Число судов: 459.

Общая вместимость: 2,35 млн TEU.

Число офисов: 452 (в 155 странах).

Количество работников: 39 тысяч.

Ключевой порт: Антверпен.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

В Сибири бревно затопило баржу с лесом

В Сибири бревно затопило баржу с лесом В Красноярском крае на Ангаре несамоходная баржа, перевозившая лес, столкнулась с плывшим по реке бр...

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие

В Тихом океане спасли всех рыбаков с судна, потерпевшего бедствие В составе экипажа находились 12 японцев и шесть граждан Индонезии. Сейчас их жизни ничего не угрожае...

Российская экономика

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak

ОСК обменяет 55% финской судоверфи на акции производителя ферросплавов Afarak Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в рамках продажи контрольного пакета в финско...

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм

Турпоток в Крым вырос на 26%, с начала года регион посетили 1,5 млн человек – Ростуризм Крым с начала года посетили 1,5 млн человек, турпоток по сравнению с аналогичным периодом прошлого г...

Транспортная политика

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих

Глава Минтранса определился с кандидатом на пост своего первого заместителя - Дитрих  Министр транспорта РФ Евгений Дитрих направил на утверждение правительства кандидатуру на пост свое...

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса

Глава Росморречфлота Виктор Олерский уходит из Минтранса Как сообщает «Коммерсант», 15 июня замминистра транспорта, глава Росморречфлота Виктор Олерский напи...

Морские порты

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти

Режим Свободного порта позволит реализовать крупные проекты – Хабаровские власти Реализация крупных проектов в сфере перевалки зерна, газовой химии и гидрометаллургии станет возможн...

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ

ОЗК намерена реализовать проект Дальневосточного зернового терминала в рамках СПВ «Объединенная зерновая компания» рассчитывает реализовать проект строительства в Приморском крае спе...




Морской транспорт

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию

Судно с первым грузом сжиженного природного газа «Ямал СПГ» прибыло в Испанию Судно с первой партией сжиженного природного газа (СПГ) «Ямал СПГ» прибыло в Испанию.

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду

Построенный для Ямал СПГ ледокол «Обь» спущен на воду Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в группу ОСК) спустил на воду новый ледокол «...

Речной транспорт

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке

ЧМ-2018 не помешает встретить День выпускника на Москве-реке Ограничение судоходства в столице во время Мундиаля не нарушит планов молодых людей и их родителей о...

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура

Сбои в речной навигации начались в Хабаровском крае из-за обмеления Амура Несмотря на затяжные дожди, уровень Амура в Хабаровске серьезно снижается, из-за чего уже отмечен сб...

Ж/Д транспорт

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД

Глава Минтранса заявил о поддержке Минэкономразвития его выдвижения в совет директоров РЖД Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщил, что Минэкономразвития поддержало его выдвижение в сове...

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае

Проектные работы по железной дороге к мосту на Сахалин начались в Хабаровском крае Специалисты Дальневосточного проектно-изыскательского института транспортного строительства в Ульчск...

Авто транспорт

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска

Более 500 тыс. машин проехали по Крымскому мосту с момента его запуска Свыше полумиллиона автомобилей проехали по Крымскому мосту с момента его открытия 16 мая, сообщил в ...

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов

Проезд по федеральной трассе «Таврида» в Крыму будет бесплатным - Аксенов Проезд по федеральной трассе «Таврида», которую полностью на Крымском полуострове к 2021 году, будет...

Аналитика

Транспортная политика

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы

Судоходное сообщество России обсудило отраслевые проблемы и перспективы Общее собрание членов Российской палаты судоходства состоялось 20 марта 2018 года в Москве под предс...

От карательной модели к партнерской

От карательной модели к партнерской В мероприятии, посвященном итогам контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора и ее территориал...

Морские порты

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы

Порт Холмск: зимняя навигация, работа и перспективы паромной переправы Расположенный на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского, морской порт Х...

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли

Впереди новый политический цикл и новые успехи портовой отрасли 29 марта 2018 года в Санкт-Петербурге прошла 31-я Конференция Ассоциации морских торговых портов ...

Морской транспорт

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ

Системы очистки балластных вод: опыт СКФ Проблема распространения инвазивных видов живых организмов, путешествующих в балластных водах, общеи...

$27 миллионов за мировое соглашение

$27 миллионов за мировое соглашение В России завершился самый большой морской спор, связанный с навалом танкера Delta Pioneer на причал ...

Речной транспорт

Беломорканал находит резервы развития

Беломорканал находит резервы развития На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, вхо...

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в нави...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Трубопровод о двух концах

Трубопровод о двух концах В начале апреля «Транснефть» запустила в эксплуатацию первую очередь нефтепродуктопровода «Юг», кото...

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния

«Транснефть»: снижение перевалки и расширение влияния В 2017 году по трубопроводной системе «Транснефти» было перекачано 477 млн тонн нефти, из них на экс...

Безопасность мореплавания

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики

Морские аварии: предаварийные и поставарийные состояния психики Уровень аварийности, каков бы он ни был, требует неустанного внимания, особенно в отраслях, связанны...

Время не ждет

Время не ждет Не первый год на федеральном уровне в Камчатском регионе обсуждается необходимость утилизировать зат...

Севморпуть

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...




Судостроение

Планы и перспективы Большого Камня

Планы и перспективы Большого Камня Некогда мощный судостроительный комплекс Приморья может обрести второе дыхание. Начало этому процесс...

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Происхождение портовых сборов

Происхождение портовых сборов В статье приводится анализ становления и развития системы портовых сборов в морских портах России, н...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...