MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Морской транспорт
MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании MSC.

В начале нулевых судоходная компания Mediterranean Shipping Company утвердилась в качестве одного из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков. Для грузовой компании, едва отметившей свое 30-летие, это небывалый успех. Один из секретов ее основателя Джанлуиджи Апонте – умение предвидеть ближайшее будущее и попадать точно в струю. Он вовремя отметил грядущий бум азиатской промышленности, равно как растущий спрос на контейнерные перевозки. Он покупал суда, которые другие компании отправляли на металлолом.

Несмотря на масштабы бизнеса, MSC остается закрытой компанией, руководство которой по-прежнему сосредоточено в руках семьи Апонте. В кризис это оказалось бонусом: перевозчик не был перегружен банковскими кредитами и не так сильно страдал от зигзагов на фондовом рынке.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Недолгая история

История Mediterranean Shipping Company (MSC) непродолжительна – компания была основана в 1970 году. Итальянец Джанлуиджи Апонте, живущий в Женеве, заняв $5000, приобрел пятнадцатилетнее судно «Патриция», ранее ходившее под немецким флагом, общей вместимостью 1750 тонн. Вскоре добавилась «Рафаэлла» водоизмещением 2696 тонн. Оба судна были зарегистрированы в африканском государстве Либерия. Они стали перевозить грузы между Средиземноморьем и Сомали.

В 1977 году MSC приобрела другие суда и расширила географию перевозок до Северной Европы, Южной Африки и Индийского океана. Основной стратегией являлась покупка подержанных судов. Это позволяло компании получать прибыль даже при низких фрахтовых ставках, убыточных для основных конкурентов.

Крупной удачей Джанлуиджи Апонте стало приобретение судна Jade. Предыдущий владелец – SAF Marine Ship – продал его на металлолом из-за проблем с двигателем и других неремонтируемых повреждений. Однако в MSC сумели восстановить пароход и, к удивлению конкурентов, он еще долго плавал в разных частях света.

Изначально компания покупала многоцелевые суда, а затем сосредоточилась на контейнеровозах. Особенно важным это направление стало во второй половине 80-х, когда активно заработали линии между Европой и восточным побережьем США.

В 1994-м MSC впервые заказала новое судно, которое сошло со стапелей в 1996 году. А настоящий всплеск произошел в нулевые. Если в 2000-м у компании было менее 150 судов общей емкостью немногим более 250 тыс. TEU, то в 2011-м их число достигло 462, а общая емкость составляла 2,1 млн TEU. Причиной сосредоточения компании на контейнеровозах стал стремительно растущий спрос на контейнерные перевозки. Общий объем их в период с 2000 по кризисный 2008 год вырос более чем вдвое.

Успешным оказалось и то, что MSC сделала ставку на азиатское направление: Китай, Сингапур, Гонконг и другие промышленные центры. Так, в конце 2004 года появилась еженедельная линия, соединяющая Гонконг с портами Мексики, в конце 2005-го – Шанхай с портами Индии, Пакистана и Персидского залива, кроме того, много внимания уделялось перевозкам между Китаем и США.

В середине 2006 года MSC совершила еще одну удачную сделку: купила у мирового лидера Maersk пять контейнеровозов. Суда были построены в 2001 году, создание каждого обошлось в $33 млн. В 2005 году Maersk поглотила их владельца – компанию P&O Nedlloyd. Однако из-за проблем с логистикой для самой Maersk контейнерное направление на тот момент было убыточным. Новым судам не нашлось места внутри ее флота, они были выставлены на продажу и куплены за $44-45 млн каждое.

Мировой финансовый кризис задел MSC, как и другие судоходные компании. «Контейнерные операторы были одними из тех, кто больше всех пострадал, – признавался в одном из интервью Диего Апонте, вице-президент и сын основателя компании. – Мы потеряли много денег. Однако наши линии проходят не только с востока на запад, но и с севера на юг. Это позволяет иметь определенный баланс. Кроме того, мы выработали антикризисную стратегию. Прежде всего отменили текущие заказы на новые суда и отправили старые на металлолом». По словам топ-менеджера, все эти меры позволили относительно быстро выйти из кризиса.

 

Контейнеры, терминалы и круизы

Пожалуй, главная особенность MSC – ее закрытость. Компания до сих пор не только не вышла на биржу, но имеет одного-единственного владельца – семью Апонте. В силу своей непубличности компания не обязана привлекать международных оценщиков, поэтому невозможно проверить, соответствуют ли действительности те данные, которые она предоставляет.

Итак, если верить MSС, в настоящий момент она владеет 459 судами общей вместимостью 2,35 млн TEU. Это делает ее вторым по величине перевозчиком контейнеров после Maersk. Финансовые результаты MSC не публикует вообще.

Вероятно, в ближайшие годы позиция второго в мире перевозчика сохранится. По данным консалтинговой компании Alphaliner, на 1 января 2013 года в портфеле заказов Maersk числились 33 судна общей вместимостью около 450 тыс. TEU. Когда они будут получены, суммарная вместимость всех судов компании перешагнет через 3 млн TEU. Что касается MSC, то на тот же момент она заказала 23 судна общей вместимостью 255 тыс. TEU. Итогом должна стать суммарная вместимость около 2,5 млн TEU – меньше, чем у Maersk, но значительно больше, чем у замыкающей тройку лидеров CMA GGM Group.

MSС не выпускает никаких отчетов о своей деятельности, а первое интервью Диего Апонте (даже не сам Джанлуиджи, до сих пор возглавляющий компанию) дал в 2010 году. Он выбрал турецкое издание Turkish Maritime, объяснив это особой привязанностью к Турции. И именно в этой стране компания собиралась построить Asiaport – крупный логистический хаб, способный обслуживать 1,8 млн TEU в год. Выбирая между Мальтой, Грецией и Турцией, MSC в конечном счете отдала предпочтение последней. Строительство уже идет, географически будущий порт располагается в западной части Турции на берегу Мраморного моря неподалеку от города Текирдаг.

В последние годы MSC инвестирует значительные средства в строительство или покупку морских портов. Еще в 2000 году появилась дочерняя Terminal Invested Limited (TIL), призванная обеспечить причалами и терминалами материнскую компанию. Сейчас это шестой по величине в мире оператор контейнерных терминалов.

Ключевые объекты – порты Антверпена, Роттердама, Клайпеды, Марселя, Стамбула, Сиэтла, Монреаля, Сингапура, всего компания владеет 27 терминалами. В 2013 году 35-процентная доля TIL была продана ряду инвесторов, в том числе портовому оператору PSA Antwerp.

Еще один крупный проект – расширение порта Антверпен. MSC, главному клиенту порта, уже не хватает существующих мощностей. Сейчас контейнерооборот составляет 4,5 млн TEU. Еще в 2011 году компания была вынуждена направить часть грузопотока в другие европейские порты вроде Гавра и Гамбурга. Поэтому принято решение перенести основные мощности в другой район порта Антверпен, расширив перевалочные возможности до 7 млн TEU.

В 2012 году TIL выкупила у UCL Port B.V. 20-процентную долю в СП Container Terminal Limited кипрского владельца ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». Российская сторона (UCL Holding контролируется Владимиром Лисиным) называла сделку «первым шагом в долгосрочном стратегическом партнерстве».

Летом 2013 года компания подала заявку на участие еще в одном проекте – строительстве двух огромных частных портов в Израиле, в городах Хайфа и Ашдод. Интерес к проекту проявили четыре корпорации, какую именно выберет правительство Израиля, пока неизвестно.

Помимо грузоперевозок и терминалов важной частью морского бизнеса MSC является круизное направление. Первый лайнер – Lauro Lines – был приобретен в 1989 году. А сейчас MSC Cruise – четвертая круизная компания мира (по состоянию на 2012 год), владеющая 13 лайнерами. В торжественной церемонии открытия одного из них участвовала Софи Лорен, давний друг семьи Апонте.

 

Едины и непобедимы

Прошлым летом морское сообщество взволновала новость: три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk, MSC и CMA CGM – создают операционный альянс P3 Network для работы на направлениях Азия – Европа, Транспасифик и Трансатлантик. В альянс вовлечены 252 судна общей вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозок занимается единый операционный центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами по-прежнему осуществляются по отдельности.

Соглашение о создании альянса было подписано 18 июня 2013 года. Почти сразу он привлек внимание антимонопольных ведомств Северной Америки и Европы. Впрочем, сами компании утверждали, что данное сотрудничество не приведет к повышению цен, так как продажи и маркетинговая политика участников альянса остается независимой.

«Главная цель P3 – сделать контейнерные перевозки более эффективными и улучшить качество услуг для наших клиентов, – утверждал представитель CMA GGM. – Это произойдет благодаря повышению частоты (рейсов. – Ред.) и надежности наших услуг».

В марте 2014 года Федеральная морская комиссия (ФМР) США признала, что создание альянса не ведет к снижению конкуренции, к необоснованному повышению или снижению стоимости перевозок. «Данное соглашение, вероятно, приведет к повышению операционной эффективности, что окажется выгодным для клиентов из США», – заявил председатель ФМР Марио Кордеро.

В то же время чиновники ввели дополнительные требования к отчетности альянса, чтобы получать своевременную и актуальную информацию и в случае каких-то подозрений быстро отреагировать. В начале июня к аналогичным выводам пришли в Еврокомиссии, заявив, что не будут вводить в отношении альянса антимонопольные процедуры.

 

MSC: основные цифры

Компания основана в 1970 году, штаб-квартира находится в Женеве.

Число судов: 459.

Общая вместимость: 2,35 млн TEU.

Число офисов: 452 (в 155 странах).

Количество работников: 39 тысяч.

Ключевой порт: Антверпен.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...