MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Морской транспорт
MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании MSC.

В начале нулевых судоходная компания Mediterranean Shipping Company утвердилась в качестве одного из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков. Для грузовой компании, едва отметившей свое 30-летие, это небывалый успех. Один из секретов ее основателя Джанлуиджи Апонте – умение предвидеть ближайшее будущее и попадать точно в струю. Он вовремя отметил грядущий бум азиатской промышленности, равно как растущий спрос на контейнерные перевозки. Он покупал суда, которые другие компании отправляли на металлолом.

Несмотря на масштабы бизнеса, MSC остается закрытой компанией, руководство которой по-прежнему сосредоточено в руках семьи Апонте. В кризис это оказалось бонусом: перевозчик не был перегружен банковскими кредитами и не так сильно страдал от зигзагов на фондовом рынке.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Недолгая история

История Mediterranean Shipping Company (MSC) непродолжительна – компания была основана в 1970 году. Итальянец Джанлуиджи Апонте, живущий в Женеве, заняв $5000, приобрел пятнадцатилетнее судно «Патриция», ранее ходившее под немецким флагом, общей вместимостью 1750 тонн. Вскоре добавилась «Рафаэлла» водоизмещением 2696 тонн. Оба судна были зарегистрированы в африканском государстве Либерия. Они стали перевозить грузы между Средиземноморьем и Сомали.

В 1977 году MSC приобрела другие суда и расширила географию перевозок до Северной Европы, Южной Африки и Индийского океана. Основной стратегией являлась покупка подержанных судов. Это позволяло компании получать прибыль даже при низких фрахтовых ставках, убыточных для основных конкурентов.

Крупной удачей Джанлуиджи Апонте стало приобретение судна Jade. Предыдущий владелец – SAF Marine Ship – продал его на металлолом из-за проблем с двигателем и других неремонтируемых повреждений. Однако в MSC сумели восстановить пароход и, к удивлению конкурентов, он еще долго плавал в разных частях света.

Изначально компания покупала многоцелевые суда, а затем сосредоточилась на контейнеровозах. Особенно важным это направление стало во второй половине 80-х, когда активно заработали линии между Европой и восточным побережьем США.

В 1994-м MSC впервые заказала новое судно, которое сошло со стапелей в 1996 году. А настоящий всплеск произошел в нулевые. Если в 2000-м у компании было менее 150 судов общей емкостью немногим более 250 тыс. TEU, то в 2011-м их число достигло 462, а общая емкость составляла 2,1 млн TEU. Причиной сосредоточения компании на контейнеровозах стал стремительно растущий спрос на контейнерные перевозки. Общий объем их в период с 2000 по кризисный 2008 год вырос более чем вдвое.

Успешным оказалось и то, что MSC сделала ставку на азиатское направление: Китай, Сингапур, Гонконг и другие промышленные центры. Так, в конце 2004 года появилась еженедельная линия, соединяющая Гонконг с портами Мексики, в конце 2005-го – Шанхай с портами Индии, Пакистана и Персидского залива, кроме того, много внимания уделялось перевозкам между Китаем и США.

В середине 2006 года MSC совершила еще одну удачную сделку: купила у мирового лидера Maersk пять контейнеровозов. Суда были построены в 2001 году, создание каждого обошлось в $33 млн. В 2005 году Maersk поглотила их владельца – компанию P&O Nedlloyd. Однако из-за проблем с логистикой для самой Maersk контейнерное направление на тот момент было убыточным. Новым судам не нашлось места внутри ее флота, они были выставлены на продажу и куплены за $44-45 млн каждое.

Мировой финансовый кризис задел MSC, как и другие судоходные компании. «Контейнерные операторы были одними из тех, кто больше всех пострадал, – признавался в одном из интервью Диего Апонте, вице-президент и сын основателя компании. – Мы потеряли много денег. Однако наши линии проходят не только с востока на запад, но и с севера на юг. Это позволяет иметь определенный баланс. Кроме того, мы выработали антикризисную стратегию. Прежде всего отменили текущие заказы на новые суда и отправили старые на металлолом». По словам топ-менеджера, все эти меры позволили относительно быстро выйти из кризиса.

 

Контейнеры, терминалы и круизы

Пожалуй, главная особенность MSC – ее закрытость. Компания до сих пор не только не вышла на биржу, но имеет одного-единственного владельца – семью Апонте. В силу своей непубличности компания не обязана привлекать международных оценщиков, поэтому невозможно проверить, соответствуют ли действительности те данные, которые она предоставляет.

Итак, если верить MSС, в настоящий момент она владеет 459 судами общей вместимостью 2,35 млн TEU. Это делает ее вторым по величине перевозчиком контейнеров после Maersk. Финансовые результаты MSC не публикует вообще.

Вероятно, в ближайшие годы позиция второго в мире перевозчика сохранится. По данным консалтинговой компании Alphaliner, на 1 января 2013 года в портфеле заказов Maersk числились 33 судна общей вместимостью около 450 тыс. TEU. Когда они будут получены, суммарная вместимость всех судов компании перешагнет через 3 млн TEU. Что касается MSC, то на тот же момент она заказала 23 судна общей вместимостью 255 тыс. TEU. Итогом должна стать суммарная вместимость около 2,5 млн TEU – меньше, чем у Maersk, но значительно больше, чем у замыкающей тройку лидеров CMA GGM Group.

MSС не выпускает никаких отчетов о своей деятельности, а первое интервью Диего Апонте (даже не сам Джанлуиджи, до сих пор возглавляющий компанию) дал в 2010 году. Он выбрал турецкое издание Turkish Maritime, объяснив это особой привязанностью к Турции. И именно в этой стране компания собиралась построить Asiaport – крупный логистический хаб, способный обслуживать 1,8 млн TEU в год. Выбирая между Мальтой, Грецией и Турцией, MSC в конечном счете отдала предпочтение последней. Строительство уже идет, географически будущий порт располагается в западной части Турции на берегу Мраморного моря неподалеку от города Текирдаг.

В последние годы MSC инвестирует значительные средства в строительство или покупку морских портов. Еще в 2000 году появилась дочерняя Terminal Invested Limited (TIL), призванная обеспечить причалами и терминалами материнскую компанию. Сейчас это шестой по величине в мире оператор контейнерных терминалов.

Ключевые объекты – порты Антверпена, Роттердама, Клайпеды, Марселя, Стамбула, Сиэтла, Монреаля, Сингапура, всего компания владеет 27 терминалами. В 2013 году 35-процентная доля TIL была продана ряду инвесторов, в том числе портовому оператору PSA Antwerp.

Еще один крупный проект – расширение порта Антверпен. MSC, главному клиенту порта, уже не хватает существующих мощностей. Сейчас контейнерооборот составляет 4,5 млн TEU. Еще в 2011 году компания была вынуждена направить часть грузопотока в другие европейские порты вроде Гавра и Гамбурга. Поэтому принято решение перенести основные мощности в другой район порта Антверпен, расширив перевалочные возможности до 7 млн TEU.

В 2012 году TIL выкупила у UCL Port B.V. 20-процентную долю в СП Container Terminal Limited кипрского владельца ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». Российская сторона (UCL Holding контролируется Владимиром Лисиным) называла сделку «первым шагом в долгосрочном стратегическом партнерстве».

Летом 2013 года компания подала заявку на участие еще в одном проекте – строительстве двух огромных частных портов в Израиле, в городах Хайфа и Ашдод. Интерес к проекту проявили четыре корпорации, какую именно выберет правительство Израиля, пока неизвестно.

Помимо грузоперевозок и терминалов важной частью морского бизнеса MSC является круизное направление. Первый лайнер – Lauro Lines – был приобретен в 1989 году. А сейчас MSC Cruise – четвертая круизная компания мира (по состоянию на 2012 год), владеющая 13 лайнерами. В торжественной церемонии открытия одного из них участвовала Софи Лорен, давний друг семьи Апонте.

 

Едины и непобедимы

Прошлым летом морское сообщество взволновала новость: три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk, MSC и CMA CGM – создают операционный альянс P3 Network для работы на направлениях Азия – Европа, Транспасифик и Трансатлантик. В альянс вовлечены 252 судна общей вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозок занимается единый операционный центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами по-прежнему осуществляются по отдельности.

Соглашение о создании альянса было подписано 18 июня 2013 года. Почти сразу он привлек внимание антимонопольных ведомств Северной Америки и Европы. Впрочем, сами компании утверждали, что данное сотрудничество не приведет к повышению цен, так как продажи и маркетинговая политика участников альянса остается независимой.

«Главная цель P3 – сделать контейнерные перевозки более эффективными и улучшить качество услуг для наших клиентов, – утверждал представитель CMA GGM. – Это произойдет благодаря повышению частоты (рейсов. – Ред.) и надежности наших услуг».

В марте 2014 года Федеральная морская комиссия (ФМР) США признала, что создание альянса не ведет к снижению конкуренции, к необоснованному повышению или снижению стоимости перевозок. «Данное соглашение, вероятно, приведет к повышению операционной эффективности, что окажется выгодным для клиентов из США», – заявил председатель ФМР Марио Кордеро.

В то же время чиновники ввели дополнительные требования к отчетности альянса, чтобы получать своевременную и актуальную информацию и в случае каких-то подозрений быстро отреагировать. В начале июня к аналогичным выводам пришли в Еврокомиссии, заявив, что не будут вводить в отношении альянса антимонопольные процедуры.

 

MSC: основные цифры

Компания основана в 1970 году, штаб-квартира находится в Женеве.

Число судов: 459.

Общая вместимость: 2,35 млн TEU.

Число офисов: 452 (в 155 странах).

Количество работников: 39 тысяч.

Ключевой порт: Антверпен.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...