MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Морской транспорт
MSC: как стать второй и остаться семейной компанией

Журнал «МФ» продолжает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Сегодня наш рассказ о компании MSC.

В начале нулевых судоходная компания Mediterranean Shipping Company утвердилась в качестве одного из крупнейших мировых контейнерных перевозчиков. Для грузовой компании, едва отметившей свое 30-летие, это небывалый успех. Один из секретов ее основателя Джанлуиджи Апонте – умение предвидеть ближайшее будущее и попадать точно в струю. Он вовремя отметил грядущий бум азиатской промышленности, равно как растущий спрос на контейнерные перевозки. Он покупал суда, которые другие компании отправляли на металлолом.

Несмотря на масштабы бизнеса, MSC остается закрытой компанией, руководство которой по-прежнему сосредоточено в руках семьи Апонте. В кризис это оказалось бонусом: перевозчик не был перегружен банковскими кредитами и не так сильно страдал от зигзагов на фондовом рынке.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Недолгая история

История Mediterranean Shipping Company (MSC) непродолжительна – компания была основана в 1970 году. Итальянец Джанлуиджи Апонте, живущий в Женеве, заняв $5000, приобрел пятнадцатилетнее судно «Патриция», ранее ходившее под немецким флагом, общей вместимостью 1750 тонн. Вскоре добавилась «Рафаэлла» водоизмещением 2696 тонн. Оба судна были зарегистрированы в африканском государстве Либерия. Они стали перевозить грузы между Средиземноморьем и Сомали.

В 1977 году MSC приобрела другие суда и расширила географию перевозок до Северной Европы, Южной Африки и Индийского океана. Основной стратегией являлась покупка подержанных судов. Это позволяло компании получать прибыль даже при низких фрахтовых ставках, убыточных для основных конкурентов.

Крупной удачей Джанлуиджи Апонте стало приобретение судна Jade. Предыдущий владелец – SAF Marine Ship – продал его на металлолом из-за проблем с двигателем и других неремонтируемых повреждений. Однако в MSC сумели восстановить пароход и, к удивлению конкурентов, он еще долго плавал в разных частях света.

Изначально компания покупала многоцелевые суда, а затем сосредоточилась на контейнеровозах. Особенно важным это направление стало во второй половине 80-х, когда активно заработали линии между Европой и восточным побережьем США.

В 1994-м MSC впервые заказала новое судно, которое сошло со стапелей в 1996 году. А настоящий всплеск произошел в нулевые. Если в 2000-м у компании было менее 150 судов общей емкостью немногим более 250 тыс. TEU, то в 2011-м их число достигло 462, а общая емкость составляла 2,1 млн TEU. Причиной сосредоточения компании на контейнеровозах стал стремительно растущий спрос на контейнерные перевозки. Общий объем их в период с 2000 по кризисный 2008 год вырос более чем вдвое.

Успешным оказалось и то, что MSC сделала ставку на азиатское направление: Китай, Сингапур, Гонконг и другие промышленные центры. Так, в конце 2004 года появилась еженедельная линия, соединяющая Гонконг с портами Мексики, в конце 2005-го – Шанхай с портами Индии, Пакистана и Персидского залива, кроме того, много внимания уделялось перевозкам между Китаем и США.

В середине 2006 года MSC совершила еще одну удачную сделку: купила у мирового лидера Maersk пять контейнеровозов. Суда были построены в 2001 году, создание каждого обошлось в $33 млн. В 2005 году Maersk поглотила их владельца – компанию P&O Nedlloyd. Однако из-за проблем с логистикой для самой Maersk контейнерное направление на тот момент было убыточным. Новым судам не нашлось места внутри ее флота, они были выставлены на продажу и куплены за $44-45 млн каждое.

Мировой финансовый кризис задел MSC, как и другие судоходные компании. «Контейнерные операторы были одними из тех, кто больше всех пострадал, – признавался в одном из интервью Диего Апонте, вице-президент и сын основателя компании. – Мы потеряли много денег. Однако наши линии проходят не только с востока на запад, но и с севера на юг. Это позволяет иметь определенный баланс. Кроме того, мы выработали антикризисную стратегию. Прежде всего отменили текущие заказы на новые суда и отправили старые на металлолом». По словам топ-менеджера, все эти меры позволили относительно быстро выйти из кризиса.

 

Контейнеры, терминалы и круизы

Пожалуй, главная особенность MSC – ее закрытость. Компания до сих пор не только не вышла на биржу, но имеет одного-единственного владельца – семью Апонте. В силу своей непубличности компания не обязана привлекать международных оценщиков, поэтому невозможно проверить, соответствуют ли действительности те данные, которые она предоставляет.

Итак, если верить MSС, в настоящий момент она владеет 459 судами общей вместимостью 2,35 млн TEU. Это делает ее вторым по величине перевозчиком контейнеров после Maersk. Финансовые результаты MSC не публикует вообще.

Вероятно, в ближайшие годы позиция второго в мире перевозчика сохранится. По данным консалтинговой компании Alphaliner, на 1 января 2013 года в портфеле заказов Maersk числились 33 судна общей вместимостью около 450 тыс. TEU. Когда они будут получены, суммарная вместимость всех судов компании перешагнет через 3 млн TEU. Что касается MSC, то на тот же момент она заказала 23 судна общей вместимостью 255 тыс. TEU. Итогом должна стать суммарная вместимость около 2,5 млн TEU – меньше, чем у Maersk, но значительно больше, чем у замыкающей тройку лидеров CMA GGM Group.

MSС не выпускает никаких отчетов о своей деятельности, а первое интервью Диего Апонте (даже не сам Джанлуиджи, до сих пор возглавляющий компанию) дал в 2010 году. Он выбрал турецкое издание Turkish Maritime, объяснив это особой привязанностью к Турции. И именно в этой стране компания собиралась построить Asiaport – крупный логистический хаб, способный обслуживать 1,8 млн TEU в год. Выбирая между Мальтой, Грецией и Турцией, MSC в конечном счете отдала предпочтение последней. Строительство уже идет, географически будущий порт располагается в западной части Турции на берегу Мраморного моря неподалеку от города Текирдаг.

В последние годы MSC инвестирует значительные средства в строительство или покупку морских портов. Еще в 2000 году появилась дочерняя Terminal Invested Limited (TIL), призванная обеспечить причалами и терминалами материнскую компанию. Сейчас это шестой по величине в мире оператор контейнерных терминалов.

Ключевые объекты – порты Антверпена, Роттердама, Клайпеды, Марселя, Стамбула, Сиэтла, Монреаля, Сингапура, всего компания владеет 27 терминалами. В 2013 году 35-процентная доля TIL была продана ряду инвесторов, в том числе портовому оператору PSA Antwerp.

Еще один крупный проект – расширение порта Антверпен. MSC, главному клиенту порта, уже не хватает существующих мощностей. Сейчас контейнерооборот составляет 4,5 млн TEU. Еще в 2011 году компания была вынуждена направить часть грузопотока в другие европейские порты вроде Гавра и Гамбурга. Поэтому принято решение перенести основные мощности в другой район порта Антверпен, расширив перевалочные возможности до 7 млн TEU.

В 2012 году TIL выкупила у UCL Port B.V. 20-процентную долю в СП Container Terminal Limited кипрского владельца ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург». Российская сторона (UCL Holding контролируется Владимиром Лисиным) называла сделку «первым шагом в долгосрочном стратегическом партнерстве».

Летом 2013 года компания подала заявку на участие еще в одном проекте – строительстве двух огромных частных портов в Израиле, в городах Хайфа и Ашдод. Интерес к проекту проявили четыре корпорации, какую именно выберет правительство Израиля, пока неизвестно.

Помимо грузоперевозок и терминалов важной частью морского бизнеса MSC является круизное направление. Первый лайнер – Lauro Lines – был приобретен в 1989 году. А сейчас MSC Cruise – четвертая круизная компания мира (по состоянию на 2012 год), владеющая 13 лайнерами. В торжественной церемонии открытия одного из них участвовала Софи Лорен, давний друг семьи Апонте.

 

Едины и непобедимы

Прошлым летом морское сообщество взволновала новость: три ведущих контейнерных перевозчика – Maersk, MSC и CMA CGM – создают операционный альянс P3 Network для работы на направлениях Азия – Европа, Транспасифик и Трансатлантик. В альянс вовлечены 252 судна общей вместимостью 2,6 млн TEU. Управлением перевозок занимается единый операционный центр, а вот продажи, маркетинг и работа с клиентами по-прежнему осуществляются по отдельности.

Соглашение о создании альянса было подписано 18 июня 2013 года. Почти сразу он привлек внимание антимонопольных ведомств Северной Америки и Европы. Впрочем, сами компании утверждали, что данное сотрудничество не приведет к повышению цен, так как продажи и маркетинговая политика участников альянса остается независимой.

«Главная цель P3 – сделать контейнерные перевозки более эффективными и улучшить качество услуг для наших клиентов, – утверждал представитель CMA GGM. – Это произойдет благодаря повышению частоты (рейсов. – Ред.) и надежности наших услуг».

В марте 2014 года Федеральная морская комиссия (ФМР) США признала, что создание альянса не ведет к снижению конкуренции, к необоснованному повышению или снижению стоимости перевозок. «Данное соглашение, вероятно, приведет к повышению операционной эффективности, что окажется выгодным для клиентов из США», – заявил председатель ФМР Марио Кордеро.

В то же время чиновники ввели дополнительные требования к отчетности альянса, чтобы получать своевременную и актуальную информацию и в случае каких-то подозрений быстро отреагировать. В начале июня к аналогичным выводам пришли в Еврокомиссии, заявив, что не будут вводить в отношении альянса антимонопольные процедуры.

 

MSC: основные цифры

Компания основана в 1970 году, штаб-квартира находится в Женеве.

Число судов: 459.

Общая вместимость: 2,35 млн TEU.

Число офисов: 452 (в 155 странах).

Количество работников: 39 тысяч.

Ключевой порт: Антверпен.

 

Морской флот №3 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...