Экономику транспорта – в пользу клиента

Транспортная политика
Экономику транспорта – в пользу клиента

В декабре в Москве, в Гостином Дворе, уже традиционно прошел форум «Транспорт России», организованный в рамках «Транспортной недели – 2015». На второй день работы форума состоялось пленарное заседание «Транспорт и экономика: формула взаимозависимости», в котором приняли участие министр транспорта Максим Соколов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк и другие руководители транспортной отрасли.

А. Сидоров

С основным докладом на пленарном заседании выступил министр транспорта Максим Соколов. Глава Минтранса напомнил очевидный факт, что транспорт наряду с другими базовыми отраслями экономики составляет каркас производственной и социальной инфраструктуры страны. «Предсказуемая и устойчивая работа всех видов транспорта и ее поступательное развитие являются обязательными условиями конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни граждан, – отметил министр. – Транспорт – это один из основных элементов экономической и социальной стабильности, и особенно это заметно в периоды сильного влияния неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

 

Итоги работы отрасли

Министр огласил предварительные итоги работы транспорта в уходящем году. Данные по водному транспорту, по оценкам Минтранса, выглядят следующим образом.

С января по октябрь объем перевалки грузов в морских портах страны увеличился более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил отметку 495 млн тонн. Прирост перегрузочных мощностей морских портов составил почти 20 млн тонн. Одна только Керченская паромная переправа за 9 месяцев обеспечила перевозку на паромах более 3 млн пассажиров в обе стороны. Для сравнения: столько же пассажиров перевезено по результатам всего 2014 года.

Объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте увеличился по сравнению с прошлогодним периодом более чем на 6% и составил около 12 млн человек. В то же время из-за маловодности рек европейской части страны, а также бассейнов рек Лена и Индигирка, уменьшения объемов потребления нерудных строительных материалов и ряду других причин в целом по стране грузооборот внутреннего водного транспорта снизился на 16%, а объемы перевозок грузов – на 1,2% по отношению к соответствующим показателям прошлого года.

Уверенными темпами продолжается обновление российского флота. В сентябре государственный флаг страны поднят на дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», который построен на Выборгском судостроительном заводе. Это ледокол нового поколения с неограниченным районом плавания, высокой степенью автоматизации, способный преодолевать льды толщиной до 1,5 м. Еще один линейный дизель-электрический ледокол мощностью 16 МВт «Мурманск» будет введен в эксплуатацию до конца года и станет хорошим пополнением ледокольного флота. Помимо этого будут введены в эксплуатацию еще три аварийно-спасательных судна.

Продолжается работа по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка – Приморск, комплексному развитию Мурманского транспортного узла, строительство арктического порта Сабетта. В этом году с частными инвесторами подписаны соглашения, направленные на развитие морского порта Тамань. В середине декабря будет готов к открытию новый морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» общей мощностью 7,5 млн тонн, и это будет крупнейший терминальный комплекс на Балтике.

В июне в правительстве утвержден комплексный проект развития Северного морского пути. Реализация запланированных мероприятий к 2030 году обеспечит надежность транзитных перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе. За 9 месяцев текущего года Администрацией Северного морского пути выдано 662 разрешения на плавание в акватории СМП, в том числе 114 судам под иностранным флагом.

«Развитие транспортной системы имеет множество эффектов, – подчеркнул глава Минтранса. – Снятие инфраструктурных ограничений в первую очередь дает выход российских товаров к новым рынкам. Создание запаса пропускных способностей обеспечивает возможность нашим предприятиям оперативно реагировать на динамичные изменения мировой конъюнктуры и дает возможность переключить поставки в рамках целого континента или даже земного шара. Возможности по повышению мобильности населения повышают его экономическую активность. И также рождают дополнительный потребительский спрос, что является стимулом и условием для роста экономики в целом». «Таким образом, проекты по развитию инфраструктуры сами по себе являются драйверами развития, создавая новые рабочие места и формируя спрос на строительную и машиностроительную продукцию, то есть они являются антикризисными мероприятиями», – заключил министр.

 

Будущее – в IT и энергетике

Глава «Совкомфлота» Сергей Франк в своем кратком выступлении дал ответ на вопрос, как оценить преобразования и развитие морской инфраструктуры в России за последнее время.

«При всех сложностях и трудностях, которые еще имеются, проделан колоссальный объем работы. Сегодня у нас совершенно иная ситуация, чем была в 90-х годах, – сказал Сергей Франк. – В результате развития уникальных транспортных комплексов на Балтике и Черном море гибкости у транспортной системы стало существенно больше. Особенно продуктивным в деле создания инфраструктурных мощностей было последнее десятилетие».

«Сейчас много вызовов связано с тем, что перед нами стоят новые задачи и осваиваются новые морские районы. Прежде всего это Арктика, в последнее время о ней не говорил только ленивый. В Арктике уже осуществлены колоссальные объемы грузовой работы, поддержаны уникальные национальные проекты, а материальная отдача от этих проектов оценивается в десятки миллиардов долларов. При этом львиная доля работы сделана руками российских судостроителей и поддерживается системой уникального российского морского образования», – подчеркнул глава «Совкомфлота».

«Прогресс достигнут большой. Но в дальнейшем задачи будут усложняться, потому что нужно обеспечить компенсацию отставания, набранного в 80-е и 90-е годы. Потребуется больше качественных, точечных, аккуратных решений, ценность объективных и грамотных решений и ответственность будут возрастать», – сказал С. Франк.

Отвечая на другой вопрос, где следует в ближайшие десятилетия ожидать главных технологических прорывов, гендиректор судоходной компании сказал, что новые технологии в сфере транспорта появятся в первую очередь в области информатики и энергетических установок.

«Чтобы представить, насколько серьезные изменения в технологическом смысле нас ждут через 15 лет, надо заглянуть не на 15, а на 30-35 лет назад. Время сжимается, развитие технологий ускоряется», – отметил глава «Совкомфлота».

«В каких областях мы не сможем избежать необходимости менять технологии? Во-первых, это все, что связано с транспортной информатикой. Во-вторых, это энергетика транспорта. Сегодня у нас сохраняется сильная зависимость от fossil fuel (ископаемого топлива. – прим. ред.). Но энергетика транспорта будет радикально меняться. Не могу сказать большего, чтобы не дать пищу конкурентам, но уже в самое ближайшее время мы осуществим внедрение целого ряда решений, которые связаны с радикальной революцией в области энергопотребления. И этот шаг изменит экономику транспорта в пользу клиента», – подчеркнул Сергей Франк.

 

Плата с большегрузов – мера сомнительная

Плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры – такое мнение высказал в своем выступлении Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост».

«На 2016-2020 гг. все транспортные инвестиции в России за исключением трубопроводного транспорта оценивались примерно в 2 трлн рублей. Эта сумма составляет менее 3% ВВП за указанный период, – сказал эксперт. – Чтобы оптимально развивать российскую транспортную инфраструктуру, к этому надо добавить совсем немного, еще 1% ВВП. То есть в сумме инвестиции должны составить около 4% от ВВП или менее 3 трлн рублей в год. Более того, размер суммы, которую надо добавить, находится в пределах статистических колебаний нормы накопления, поэтому эти деньги не сильно меняют ситуацию и уж точно не разгоняют инфляцию».

«Если мы говорим о том, за счет чего должны погашаться инвестиции в транспортную инфраструктуру, то плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании такого рода проектов», – подчеркнул Дмитриев.

«При нынешнем дефиците инфраструктуры большинство транспортных проектов дает очень большие внешние эффекты. Они ускоряют рост экономики в других отраслях, и этот рост ведет к росту налоговой базы бюджета. Поэтому многие проекты на транспорте могут финансироваться без всякой дополнительной платы с пользователей. Они могут финансироваться прежде всего за счет будущей налоговой базы. А для того чтобы воспользоваться такими механизмами, нужно развитие tax increment financing (финансирование публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов. – прим. ред.), то есть в бюджетах разных уровней делать инвестиционные займы на долгосрочной основе, которые в дальнейшем будут погашаться за счет прироста доходов, возникающих благодаря улучшению транспортной инфраструктуры. Для этого в России нужен полноценный рынок длинных денег. Ну а создание такого рынка ни в коем случае не приведет к инфляции, наоборот, снизит ее благодаря снижению транспортной наценки в структуре затрат производителей товаров и услуг», – заключил руководитель «Нового экономического роста».

 

Заглянуть за горизонт 2020 года

Итог пленарного заседания подвел министр транспорта. «Министерство всегда прислушивается к мнению коллег по отрасли, поэтому мы имплементируем все сказанное на заседании в задачи, которые будут поставлены по итогам транспортного форума, – сказал он. – Но я бы не снимал с Минтранса роли гаранта стабильности работы транспортной системы. Потому что, если она будет работать нестабильно, все остальные экономические задачи достигнуть будет невозможно».

«На пленарном заседании было сделано правильное замечание о том, что надо заглядывать в нашем программном бюджетировании за горизонт 2020 года. Такую задачу нужно поставить уже на следующий календарный год. Чтобы наша целевая федеральная программа перешагнула рубеж 2020 года, и горизонт среднесрочного планирования был значительно шире. Это позволит закладывать основу, в том числе инвестиционную, тех проектов, которые должны формировать российскую транспортную отрасль в будущем», – подчеркнул министр.

«И еще один важный момент, который будет присутствовать в повестке нашего дня. Это интеграция. При этом имею в виду интеграционные процессы не только на евразийском пространстве, но и в целом мире, несмотря на те вызовы, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Замкнутости с точки зрения транспорта не существует. Именно это обеспечивает его высокую конкуренцию», – заключил глава Минтранса.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако

Исследовательское судно «Адмирал Владимирский» совершило деловой заход в королевство Монако Океанографическое исследовательское судно (ОИС) Балтийского флота «Адмирал Владимирский» в р...

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков

Кадыров продолжит заниматься судьбой задержанных в Ливии российских моряков Глава Чечни Рамзан Кадыров на встрече в Москве с ливийской политической и военной делегацией, обсуди...

Российская экономика

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт

Инструмент ГЧП слабо используется для развития морских портов – эксперт В проектах по развитию морских портов мало применяются наиболее актуальные инструменты, прежде всего...

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области

Заключено соглашение о создании судостроительного кластера в Астраханской области Судостроительный кластер будет создан в Астраханской области. Соответствующее соглашение заключили п...

Транспортная политика

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев

Бизнес Крыма нужно поддерживать через компенсацию расходов на транспорт - Глазьев В Крыму должна быть реализована система компенсации бизнесу транспортных расходов, аналогичная той, ...

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве

Отчетный съезд Союза транспортников России прошел в Москве 18 апреля в Московской государственной академии водного транспорта – филиале ГУМРФ имени адмирала С...

Морские порты

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег

На строительство транспортного узла в Мурманске у государства нет денег На строительство Мурманского транспортного узла у государства нет денег. Об этом стало известно на с...

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет

Клайпедский порт наметил план развития на 15 лет Администрация Клайпедского порта в настоящий момент разрабатывает генеральный план развития на 15 ле...




Морской транспорт

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане

Оснащенный высокоточным оружием ракетный корабль заложат в Татарстане Торжественная церемония закладки новейшего малого ракетного корабля проекта 21631 состоится на Зелен...

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году

Пассажирское морское сообщение между Крымом и Кубанью откроют в 2019 году Регулярное транспортное пассажирское сообщение между курортами на побережье Кубани и Крыма откроется...

Речной транспорт

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов

В Якутии до 2024 года будет модернизировано 39 судов Модернизацию 39 судов общей грузоподъемностью 65 тыс. тонн проведут до 2024 года в Якутии для обеспе...

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами

Состоялась встреча руководства Администрации Волжского бассейна с судовладельцами Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин принял уча...

Ж/Д транспорт

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей

Доходы главы РЖД Белозерова в 2016 г. выросли вдвое - до 172,9 млн рублей Глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Олег Белозеров отчитался о доходах за 2016 год ...

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович

Правительство рассматривает вопрос перехода РЖД на МСФО при выплате дивидендов - Дворкович Правительство РФ дало поручение рассмотреть вопрос перехода ОАО «Российские железные дороги» (РЖ...

Авто транспорт

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс

Законопроект об увеличении штрафов в «Платоне» будет внесен в весеннюю сессию - Минтранс Законопроект об увеличении штрафов в системе взимания платы за проезд большегрузов по федеральным тр...

Аналитика

Транспортная политика

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Росморречфлот подвел итоги года

Росморречфлот подвел итоги года 30 марта 2016 года в Москве состоялось итоговое совместное заседание Коллегии Федерального агентства...

Морские порты

Северный плацдарм морских портов Приморского края

Северный плацдарм морских портов Приморского края Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Приморского...

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития

Советская Гавань: итоги работы и проблемы развития В ноябре 2015 года в морском порту Советская Гавань была введена и передана в управление ФГУП «Росмо...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Человеческий фактор – матрица аварийности

Человеческий фактор – матрица аварийности В современном мире термин «человеческий фактор» воспринимается как нечто негативное, то, что несет у...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Флот для рыбаков: от слов к делу

Флот для рыбаков: от слов к делу В конце мая в Москве при поддержке Морской коллегии при Правительстве РФ, Минпромторга и Минтранса Р...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...