Экономику транспорта – в пользу клиента

Транспортная политика
Экономику транспорта – в пользу клиента

В декабре в Москве, в Гостином Дворе, уже традиционно прошел форум «Транспорт России», организованный в рамках «Транспортной недели – 2015». На второй день работы форума состоялось пленарное заседание «Транспорт и экономика: формула взаимозависимости», в котором приняли участие министр транспорта Максим Соколов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк и другие руководители транспортной отрасли.

А. Сидоров

С основным докладом на пленарном заседании выступил министр транспорта Максим Соколов. Глава Минтранса напомнил очевидный факт, что транспорт наряду с другими базовыми отраслями экономики составляет каркас производственной и социальной инфраструктуры страны. «Предсказуемая и устойчивая работа всех видов транспорта и ее поступательное развитие являются обязательными условиями конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни граждан, – отметил министр. – Транспорт – это один из основных элементов экономической и социальной стабильности, и особенно это заметно в периоды сильного влияния неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

 

Итоги работы отрасли

Министр огласил предварительные итоги работы транспорта в уходящем году. Данные по водному транспорту, по оценкам Минтранса, выглядят следующим образом.

С января по октябрь объем перевалки грузов в морских портах страны увеличился более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил отметку 495 млн тонн. Прирост перегрузочных мощностей морских портов составил почти 20 млн тонн. Одна только Керченская паромная переправа за 9 месяцев обеспечила перевозку на паромах более 3 млн пассажиров в обе стороны. Для сравнения: столько же пассажиров перевезено по результатам всего 2014 года.

Объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте увеличился по сравнению с прошлогодним периодом более чем на 6% и составил около 12 млн человек. В то же время из-за маловодности рек европейской части страны, а также бассейнов рек Лена и Индигирка, уменьшения объемов потребления нерудных строительных материалов и ряду других причин в целом по стране грузооборот внутреннего водного транспорта снизился на 16%, а объемы перевозок грузов – на 1,2% по отношению к соответствующим показателям прошлого года.

Уверенными темпами продолжается обновление российского флота. В сентябре государственный флаг страны поднят на дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», который построен на Выборгском судостроительном заводе. Это ледокол нового поколения с неограниченным районом плавания, высокой степенью автоматизации, способный преодолевать льды толщиной до 1,5 м. Еще один линейный дизель-электрический ледокол мощностью 16 МВт «Мурманск» будет введен в эксплуатацию до конца года и станет хорошим пополнением ледокольного флота. Помимо этого будут введены в эксплуатацию еще три аварийно-спасательных судна.

Продолжается работа по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка – Приморск, комплексному развитию Мурманского транспортного узла, строительство арктического порта Сабетта. В этом году с частными инвесторами подписаны соглашения, направленные на развитие морского порта Тамань. В середине декабря будет готов к открытию новый морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» общей мощностью 7,5 млн тонн, и это будет крупнейший терминальный комплекс на Балтике.

В июне в правительстве утвержден комплексный проект развития Северного морского пути. Реализация запланированных мероприятий к 2030 году обеспечит надежность транзитных перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе. За 9 месяцев текущего года Администрацией Северного морского пути выдано 662 разрешения на плавание в акватории СМП, в том числе 114 судам под иностранным флагом.

«Развитие транспортной системы имеет множество эффектов, – подчеркнул глава Минтранса. – Снятие инфраструктурных ограничений в первую очередь дает выход российских товаров к новым рынкам. Создание запаса пропускных способностей обеспечивает возможность нашим предприятиям оперативно реагировать на динамичные изменения мировой конъюнктуры и дает возможность переключить поставки в рамках целого континента или даже земного шара. Возможности по повышению мобильности населения повышают его экономическую активность. И также рождают дополнительный потребительский спрос, что является стимулом и условием для роста экономики в целом». «Таким образом, проекты по развитию инфраструктуры сами по себе являются драйверами развития, создавая новые рабочие места и формируя спрос на строительную и машиностроительную продукцию, то есть они являются антикризисными мероприятиями», – заключил министр.

 

Будущее – в IT и энергетике

Глава «Совкомфлота» Сергей Франк в своем кратком выступлении дал ответ на вопрос, как оценить преобразования и развитие морской инфраструктуры в России за последнее время.

«При всех сложностях и трудностях, которые еще имеются, проделан колоссальный объем работы. Сегодня у нас совершенно иная ситуация, чем была в 90-х годах, – сказал Сергей Франк. – В результате развития уникальных транспортных комплексов на Балтике и Черном море гибкости у транспортной системы стало существенно больше. Особенно продуктивным в деле создания инфраструктурных мощностей было последнее десятилетие».

«Сейчас много вызовов связано с тем, что перед нами стоят новые задачи и осваиваются новые морские районы. Прежде всего это Арктика, в последнее время о ней не говорил только ленивый. В Арктике уже осуществлены колоссальные объемы грузовой работы, поддержаны уникальные национальные проекты, а материальная отдача от этих проектов оценивается в десятки миллиардов долларов. При этом львиная доля работы сделана руками российских судостроителей и поддерживается системой уникального российского морского образования», – подчеркнул глава «Совкомфлота».

«Прогресс достигнут большой. Но в дальнейшем задачи будут усложняться, потому что нужно обеспечить компенсацию отставания, набранного в 80-е и 90-е годы. Потребуется больше качественных, точечных, аккуратных решений, ценность объективных и грамотных решений и ответственность будут возрастать», – сказал С. Франк.

Отвечая на другой вопрос, где следует в ближайшие десятилетия ожидать главных технологических прорывов, гендиректор судоходной компании сказал, что новые технологии в сфере транспорта появятся в первую очередь в области информатики и энергетических установок.

«Чтобы представить, насколько серьезные изменения в технологическом смысле нас ждут через 15 лет, надо заглянуть не на 15, а на 30-35 лет назад. Время сжимается, развитие технологий ускоряется», – отметил глава «Совкомфлота».

«В каких областях мы не сможем избежать необходимости менять технологии? Во-первых, это все, что связано с транспортной информатикой. Во-вторых, это энергетика транспорта. Сегодня у нас сохраняется сильная зависимость от fossil fuel (ископаемого топлива. – прим. ред.). Но энергетика транспорта будет радикально меняться. Не могу сказать большего, чтобы не дать пищу конкурентам, но уже в самое ближайшее время мы осуществим внедрение целого ряда решений, которые связаны с радикальной революцией в области энергопотребления. И этот шаг изменит экономику транспорта в пользу клиента», – подчеркнул Сергей Франк.

 

Плата с большегрузов – мера сомнительная

Плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры – такое мнение высказал в своем выступлении Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост».

«На 2016-2020 гг. все транспортные инвестиции в России за исключением трубопроводного транспорта оценивались примерно в 2 трлн рублей. Эта сумма составляет менее 3% ВВП за указанный период, – сказал эксперт. – Чтобы оптимально развивать российскую транспортную инфраструктуру, к этому надо добавить совсем немного, еще 1% ВВП. То есть в сумме инвестиции должны составить около 4% от ВВП или менее 3 трлн рублей в год. Более того, размер суммы, которую надо добавить, находится в пределах статистических колебаний нормы накопления, поэтому эти деньги не сильно меняют ситуацию и уж точно не разгоняют инфляцию».

«Если мы говорим о том, за счет чего должны погашаться инвестиции в транспортную инфраструктуру, то плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании такого рода проектов», – подчеркнул Дмитриев.

«При нынешнем дефиците инфраструктуры большинство транспортных проектов дает очень большие внешние эффекты. Они ускоряют рост экономики в других отраслях, и этот рост ведет к росту налоговой базы бюджета. Поэтому многие проекты на транспорте могут финансироваться без всякой дополнительной платы с пользователей. Они могут финансироваться прежде всего за счет будущей налоговой базы. А для того чтобы воспользоваться такими механизмами, нужно развитие tax increment financing (финансирование публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов. – прим. ред.), то есть в бюджетах разных уровней делать инвестиционные займы на долгосрочной основе, которые в дальнейшем будут погашаться за счет прироста доходов, возникающих благодаря улучшению транспортной инфраструктуры. Для этого в России нужен полноценный рынок длинных денег. Ну а создание такого рынка ни в коем случае не приведет к инфляции, наоборот, снизит ее благодаря снижению транспортной наценки в структуре затрат производителей товаров и услуг», – заключил руководитель «Нового экономического роста».

 

Заглянуть за горизонт 2020 года

Итог пленарного заседания подвел министр транспорта. «Министерство всегда прислушивается к мнению коллег по отрасли, поэтому мы имплементируем все сказанное на заседании в задачи, которые будут поставлены по итогам транспортного форума, – сказал он. – Но я бы не снимал с Минтранса роли гаранта стабильности работы транспортной системы. Потому что, если она будет работать нестабильно, все остальные экономические задачи достигнуть будет невозможно».

«На пленарном заседании было сделано правильное замечание о том, что надо заглядывать в нашем программном бюджетировании за горизонт 2020 года. Такую задачу нужно поставить уже на следующий календарный год. Чтобы наша целевая федеральная программа перешагнула рубеж 2020 года, и горизонт среднесрочного планирования был значительно шире. Это позволит закладывать основу, в том числе инвестиционную, тех проектов, которые должны формировать российскую транспортную отрасль в будущем», – подчеркнул министр.

«И еще один важный момент, который будет присутствовать в повестке нашего дня. Это интеграция. При этом имею в виду интеграционные процессы не только на евразийском пространстве, но и в целом мире, несмотря на те вызовы, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Замкнутости с точки зрения транспорта не существует. Именно это обеспечивает его высокую конкуренцию», – заключил глава Минтранса.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...