Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Экономику транспорта – в пользу клиента

Транспортная политика
Экономику транспорта – в пользу клиента

В декабре в Москве, в Гостином Дворе, уже традиционно прошел форум «Транспорт России», организованный в рамках «Транспортной недели – 2015». На второй день работы форума состоялось пленарное заседание «Транспорт и экономика: формула взаимозависимости», в котором приняли участие министр транспорта Максим Соколов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк и другие руководители транспортной отрасли.

А. Сидоров

С основным докладом на пленарном заседании выступил министр транспорта Максим Соколов. Глава Минтранса напомнил очевидный факт, что транспорт наряду с другими базовыми отраслями экономики составляет каркас производственной и социальной инфраструктуры страны. «Предсказуемая и устойчивая работа всех видов транспорта и ее поступательное развитие являются обязательными условиями конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни граждан, – отметил министр. – Транспорт – это один из основных элементов экономической и социальной стабильности, и особенно это заметно в периоды сильного влияния неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

 

Итоги работы отрасли

Министр огласил предварительные итоги работы транспорта в уходящем году. Данные по водному транспорту, по оценкам Минтранса, выглядят следующим образом.

С января по октябрь объем перевалки грузов в морских портах страны увеличился более чем на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысил отметку 495 млн тонн. Прирост перегрузочных мощностей морских портов составил почти 20 млн тонн. Одна только Керченская паромная переправа за 9 месяцев обеспечила перевозку на паромах более 3 млн пассажиров в обе стороны. Для сравнения: столько же пассажиров перевезено по результатам всего 2014 года.

Объем перевозок пассажиров на внутреннем водном транспорте увеличился по сравнению с прошлогодним периодом более чем на 6% и составил около 12 млн человек. В то же время из-за маловодности рек европейской части страны, а также бассейнов рек Лена и Индигирка, уменьшения объемов потребления нерудных строительных материалов и ряду других причин в целом по стране грузооборот внутреннего водного транспорта снизился на 16%, а объемы перевозок грузов – на 1,2% по отношению к соответствующим показателям прошлого года.

Уверенными темпами продолжается обновление российского флота. В сентябре государственный флаг страны поднят на дизель-электрическом ледоколе «Владивосток», который построен на Выборгском судостроительном заводе. Это ледокол нового поколения с неограниченным районом плавания, высокой степенью автоматизации, способный преодолевать льды толщиной до 1,5 м. Еще один линейный дизель-электрический ледокол мощностью 16 МВт «Мурманск» будет введен в эксплуатацию до конца года и станет хорошим пополнением ледокольного флота. Помимо этого будут введены в эксплуатацию еще три аварийно-спасательных судна.

Продолжается работа по расширению мощностей транспортного узла Восточный – Находка – Приморск, комплексному развитию Мурманского транспортного узла, строительство арктического порта Сабетта. В этом году с частными инвесторами подписаны соглашения, направленные на развитие морского порта Тамань. В середине декабря будет готов к открытию новый морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» общей мощностью 7,5 млн тонн, и это будет крупнейший терминальный комплекс на Балтике.

В июне в правительстве утвержден комплексный проект развития Северного морского пути. Реализация запланированных мероприятий к 2030 году обеспечит надежность транзитных перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе. За 9 месяцев текущего года Администрацией Северного морского пути выдано 662 разрешения на плавание в акватории СМП, в том числе 114 судам под иностранным флагом.

«Развитие транспортной системы имеет множество эффектов, – подчеркнул глава Минтранса. – Снятие инфраструктурных ограничений в первую очередь дает выход российских товаров к новым рынкам. Создание запаса пропускных способностей обеспечивает возможность нашим предприятиям оперативно реагировать на динамичные изменения мировой конъюнктуры и дает возможность переключить поставки в рамках целого континента или даже земного шара. Возможности по повышению мобильности населения повышают его экономическую активность. И также рождают дополнительный потребительский спрос, что является стимулом и условием для роста экономики в целом». «Таким образом, проекты по развитию инфраструктуры сами по себе являются драйверами развития, создавая новые рабочие места и формируя спрос на строительную и машиностроительную продукцию, то есть они являются антикризисными мероприятиями», – заключил министр.

 

Будущее – в IT и энергетике

Глава «Совкомфлота» Сергей Франк в своем кратком выступлении дал ответ на вопрос, как оценить преобразования и развитие морской инфраструктуры в России за последнее время.

«При всех сложностях и трудностях, которые еще имеются, проделан колоссальный объем работы. Сегодня у нас совершенно иная ситуация, чем была в 90-х годах, – сказал Сергей Франк. – В результате развития уникальных транспортных комплексов на Балтике и Черном море гибкости у транспортной системы стало существенно больше. Особенно продуктивным в деле создания инфраструктурных мощностей было последнее десятилетие».

«Сейчас много вызовов связано с тем, что перед нами стоят новые задачи и осваиваются новые морские районы. Прежде всего это Арктика, в последнее время о ней не говорил только ленивый. В Арктике уже осуществлены колоссальные объемы грузовой работы, поддержаны уникальные национальные проекты, а материальная отдача от этих проектов оценивается в десятки миллиардов долларов. При этом львиная доля работы сделана руками российских судостроителей и поддерживается системой уникального российского морского образования», – подчеркнул глава «Совкомфлота».

«Прогресс достигнут большой. Но в дальнейшем задачи будут усложняться, потому что нужно обеспечить компенсацию отставания, набранного в 80-е и 90-е годы. Потребуется больше качественных, точечных, аккуратных решений, ценность объективных и грамотных решений и ответственность будут возрастать», – сказал С. Франк.

Отвечая на другой вопрос, где следует в ближайшие десятилетия ожидать главных технологических прорывов, гендиректор судоходной компании сказал, что новые технологии в сфере транспорта появятся в первую очередь в области информатики и энергетических установок.

«Чтобы представить, насколько серьезные изменения в технологическом смысле нас ждут через 15 лет, надо заглянуть не на 15, а на 30-35 лет назад. Время сжимается, развитие технологий ускоряется», – отметил глава «Совкомфлота».

«В каких областях мы не сможем избежать необходимости менять технологии? Во-первых, это все, что связано с транспортной информатикой. Во-вторых, это энергетика транспорта. Сегодня у нас сохраняется сильная зависимость от fossil fuel (ископаемого топлива. – прим. ред.). Но энергетика транспорта будет радикально меняться. Не могу сказать большего, чтобы не дать пищу конкурентам, но уже в самое ближайшее время мы осуществим внедрение целого ряда решений, которые связаны с радикальной революцией в области энергопотребления. И этот шаг изменит экономику транспорта в пользу клиента», – подчеркнул Сергей Франк.

 

Плата с большегрузов – мера сомнительная

Плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры – такое мнение высказал в своем выступлении Михаил Дмитриев, президент партнерства «Новый экономический рост».

«На 2016-2020 гг. все транспортные инвестиции в России за исключением трубопроводного транспорта оценивались примерно в 2 трлн рублей. Эта сумма составляет менее 3% ВВП за указанный период, – сказал эксперт. – Чтобы оптимально развивать российскую транспортную инфраструктуру, к этому надо добавить совсем немного, еще 1% ВВП. То есть в сумме инвестиции должны составить около 4% от ВВП или менее 3 трлн рублей в год. Более того, размер суммы, которую надо добавить, находится в пределах статистических колебаний нормы накопления, поэтому эти деньги не сильно меняют ситуацию и уж точно не разгоняют инфляцию».

«Если мы говорим о том, за счет чего должны погашаться инвестиции в транспортную инфраструктуру, то плата за проход большегрузных автомобилей по федеральным трассам – это скорее исключение, чем правило в финансировании такого рода проектов», – подчеркнул Дмитриев.

«При нынешнем дефиците инфраструктуры большинство транспортных проектов дает очень большие внешние эффекты. Они ускоряют рост экономики в других отраслях, и этот рост ведет к росту налоговой базы бюджета. Поэтому многие проекты на транспорте могут финансироваться без всякой дополнительной платы с пользователей. Они могут финансироваться прежде всего за счет будущей налоговой базы. А для того чтобы воспользоваться такими механизмами, нужно развитие tax increment financing (финансирование публичных инвестиционных проектов за счет роста местных налоговых доходов. – прим. ред.), то есть в бюджетах разных уровней делать инвестиционные займы на долгосрочной основе, которые в дальнейшем будут погашаться за счет прироста доходов, возникающих благодаря улучшению транспортной инфраструктуры. Для этого в России нужен полноценный рынок длинных денег. Ну а создание такого рынка ни в коем случае не приведет к инфляции, наоборот, снизит ее благодаря снижению транспортной наценки в структуре затрат производителей товаров и услуг», – заключил руководитель «Нового экономического роста».

 

Заглянуть за горизонт 2020 года

Итог пленарного заседания подвел министр транспорта. «Министерство всегда прислушивается к мнению коллег по отрасли, поэтому мы имплементируем все сказанное на заседании в задачи, которые будут поставлены по итогам транспортного форума, – сказал он. – Но я бы не снимал с Минтранса роли гаранта стабильности работы транспортной системы. Потому что, если она будет работать нестабильно, все остальные экономические задачи достигнуть будет невозможно».

«На пленарном заседании было сделано правильное замечание о том, что надо заглядывать в нашем программном бюджетировании за горизонт 2020 года. Такую задачу нужно поставить уже на следующий календарный год. Чтобы наша целевая федеральная программа перешагнула рубеж 2020 года, и горизонт среднесрочного планирования был значительно шире. Это позволит закладывать основу, в том числе инвестиционную, тех проектов, которые должны формировать российскую транспортную отрасль в будущем», – подчеркнул министр.

«И еще один важный момент, который будет присутствовать в повестке нашего дня. Это интеграция. При этом имею в виду интеграционные процессы не только на евразийском пространстве, но и в целом мире, несмотря на те вызовы, с которыми мы сейчас сталкиваемся. Замкнутости с точки зрения транспорта не существует. Именно это обеспечивает его высокую конкуренцию», – заключил глава Минтранса.

 

Морские вести России №18 (2015)


Вернуться к разделу Транспортная политика

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...