Ключевые задачи транспорта - Морские вести России

Ключевые задачи транспорта

02.02.2016

Транспортная политика

Стратегические направления развития транспортной отрасли в современных условиях

От того, насколько точно будут определены стратегические направления развития транспортной отрасли, во многом зависит успешная реализация проектов во всех сферах народного хозяйства, комплексное развитие территорий, реализация транзитного потенциала, создание новых рабочих мест, качественное улучшение делового климата и деловой активности населения.

Сергей Егоршев, заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта РФ

 

Новые рубежи

В июне прошлого года правительством утверждена новая редакция Транспортной стратегии страны на период до 2030 года. Магистральным направлением развития транспортной системы было определено сбалансированное ускоренное развитие инфраструктуры.

В текущих условиях только такой подход позволяет транспорту стать одним из основных источников роста экономики страны и регионов, обеспечить население доступными и качественными услугами, создать резервы пропускной способности, повысить конкурентоспособность отечественной экономики.

По счастливому совпадению прошедший год позволил всем нам убедиться в правильности такого подхода. При всей своей сложности и нестабильности 2014 год уже вошел в историю страны как год важнейших исторических событий. Сегодня можно с гордостью сказать, что в том, какими были эти события, есть немалая часть труда и российских транспортников. Прежде всего, 2014-й – это, конечно, год возвращения Крыма и Севастополя в состав России и ставшие триумфальными для нашей страны Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи. Эти события стали вызовом и одновременно новой точкой отсчета, новым рубежом для развития транспортной отрасли!

Подготовка к организации транспортного обслуживания Игр велась на протяжении нескольких лет и позволила создать объекты транспортной инфраструктуры, соответствующие лучшим мировым стандартам, а также оказать участникам и гостям Игр транспортные услуги высокого уровня.

Уже много раз эти цифры были озвучены, но не могу их не повторить. В рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи построено и реконструировано почти 400 км автодорог, движение по которым обеспечивают 22 тоннеля, а также 50 мостов и эстакадных сооружений.

Построена уникальная 50-километровая совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», введены в эксплуатацию семь современных морских пассажирских терминалов.

Фактически создан новый Сочинский морской порт с акваторией в 40 гектаров и протяженностью причальных стенок более 5 километров.

И это далеко не все, что сделали транспортники для Игр в Сочи.

 

Внешние факторы

Прошедший год также показал, что на развитие транспорта существенным образом влияют внешние факторы. Замедление, а затем и спад экономического роста, неблагоприятные изменения внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации отразились на показателях работы отрасли. Снижение спроса на транспортные услуги, спад деловой и инвестиционной активности не могли не повлиять на ключевые показатели, характеризующие деятельность транспортного комплекса.

Грузооборот всего транспортного комплекса превысил уровень 2013 года, вырос более чем на 3% (3,2%) (2686,8 млрд км – 2014 г., 2602,4 – 2013 г.), а объем перевалки грузов в морских портах увеличился почти на 6% (623,6 млн тонн – 5,7% 589,8 млн – 2013 г.). Однако объем перевозок снизился более чем на 2,5% (2,7%), а пассажирооборот транспорта общего пользования по сравнению с тем же периодом увеличился менее чем на 1% (0,6%). Подвижность населения выросла всего на 0,5% к уровню 2013 года (факт на 2014 г. – 3,8 тыс. пасс.-км на одного жителя, 2013 г.– 3,78 тыс. пасс.-км на одного жителя).

Транспортная подвижность преобладающей части населения остается на низком уровне и становится одним из основных препятствий к снижению напряженности на региональных рынках труда. Необходимо отметить, что в условиях складывающейся на протяжении ряда лет экономической ситуации одна из основных проблем транспортного комплекса – недофинансирование – усугубилась.

Так, при подготовке новой редакции Транспортной стратегии мы провели исследования об объемах инвестиций, расходуемых в сопоставимых с Россией странах. Если у нас инвестиции составляют около 2% ВВП, то в странах с высокоразвитой транспортной инфраструктурой, таких как США, Канада, Европейский союз, этот показатель составляет не менее 3%, а в Китае – более 6%.

В прошлом году на развитие отрасли было направлено почти 1 трлн 400 млрд рублей (1,366) инвестиций, что составляет более 10% (10,4%) от общего объема всех инвестиций в стране и почти 2% (1,9%) ВВП России. Около трети (28,7% – 389,5 млрд рублей) от всех инвестиций приходится на федеральный бюджет.

Анализ фактического объема финансирования мероприятий, предусмотренных Транспортной стратегией в период с 2010 по 2015 год, показывает, что оно составляет около 32% от запланированного объема. При этом финансирование НИОКР в транспортной отрасли составляет всего 17% от планового объема, предусмотренного Транспортной стратегией.

Необходимо отметить, что с прошлого года принципиально изменился подход к постановке задач и оценке результатов деятельности транспортной отрасли.

В рамках принятого федерального закона о стратегическом планировании (№ 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014) формируется система стратегического управления транспортным комплексом.

 

Государственные программы

Основными инструментами реализации государственной транспортной политики стали государственные программы. Это прежде всего программа «Развитие транспортной системы» и еще 16 государственных программ, по которым министерства и его подведомственные агентства и службы являются исполнителями.

С учетом этих факторов деятельность министерства и подведомственных ему органов исполнительной власти была направлена на достижение ключевых целей:

-         ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;

-         повышение доступности и безопасности транспортных услуг для населения;

-         повышение конкурентоспособности транспортной системы страны на мировом рынке транспортных услуг.

Для обеспечения ускорения товародвижения в первую очередь решались задачи по развитию сети автомобильных дорог федерального значения и железнодорожных линий, а также улучшению качественных характеристик внутренних водных путей. Дорожная отрасль вышла на 100%-ное финансирование работ по нормативам затрат. Мы впервые перешагнули 50%-ный рубеж по доле протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям.

Приняты ключевые решения, определяющие вектор развития железнодорожного транспорта на долгосрочную перспективу. Это не только решение о модернизации Восточного полигона, но и начало проектирования высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Такой концентрации сложных и масштабных задач в предыдущие периоды еще не было.

В прошлом году улучшены показатели внутренних водных путей и гидротехнических сооружений. Доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизилась до 18%. Доля гидротехнических сооружений, имеющих опасный уровень эксплуатации, по итогам года снизилась почти до 1% (1,2%).

В конце 2014 года после продолжительных дискуссий правительством страны принято решение о переходе к 2018 году на финансирование содержания внутренних водных путей и гидротехнических сооружений по утвержденным нормативам. Это позволит увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой, то есть кардинально улучшить их качественные параметры и обеспечить на всех гидротехнических сооружениях надлежащий уровень безопасности.

Для достижения нашей третьей ключевой цели – повышения конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг – были решены задачи по развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей потребности внешней торговли и геостратегических приоритетов страны. Пропускная способность российских морских портов выросла на 22,5 млн тонн. Введены производственные мощности в морских портах Усть-Луга, Высоцк, Новороссийск, Мурманск, Калининград, Тамань, Темрюк.

Объем перевалки грузов в морских портах увеличился почти на 6% (5,7%) и составил с учетом портов Крыма более 620 млн тонн (623,6). Морской флот пополнился 19 новыми транспортными судами общим дедвейтом более 600 тыс. тонн.

Продолжилось решение задачи обеспечения функционирования и развития Северного морского пути как национальной транспортной артерии России.

Объем перевезенных грузов по Северному морскому пути составил в прошлом году почти 4,0 млн тонн, в том числе в транзитном сообщении около 300 тыс. тонн грузов.

Утверждена актуализированная программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которая вошла составной частью в новую редакцию государственной программы «Развитие транспортной системы».

За прошедший год подготовлено к реализации на условиях государственно-частного партнерства 3 проекта по комплексному развитию транспортного узла Восточный – Находка, Мурманского транспортного узла, а также сухогрузного района морского порта Тамань.

 

«Эра Глонасс» и «Гонец»

Развитие инноваций и интеллектуальных транспортных систем – одно из наиболее важных направлений повышения уровня безопасности транспортных услуг. И здесь надо отметить, что с 1 января под эгидой министерства впервые в мире, значительно опередив создание аналогов в странах Европы и Америки, а также в Китае, введена в промышленную эксплуатацию национальная система экстренного реагирования при авариях на автомобильных дорогах – «ЭРА ГЛОНАСС», позволяющая спасать до 4 тыс. человеческих жизней в год.

Совместное использование системы «ЭРА ГЛОНАСС» с отечественной системой космической связи «ГОНЕЦ» позволит видеть оснащенные автомобили в любой точке нашей страны. При этом будет обеспечен национальный суверенитет над информационными потоками о местоположении автомобилей. Созданный с участием Роскосмоса уникальный отечественный высокотехнологичный продукт может быть предложен иностранным потребителям во всех точках земного шара.

 

Финансирование

Объем финансирования транспортного комплекса из федерального бюджета составит в текущем году более 925 млрд рублей (926,2). Из них в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» более 820 млрд рублей (823,8). Это на 13% (13,1% – 121,2 млрд рублей) меньше по сравнению с ранее планируемыми расходами (в соответствии с 384-ФЗ от 01.12.2014). Расходы инвестиционного характера сократятся еще больше – почти на 23% (22,7% – 102,8 млрд рублей).

В условиях оптимизации бюджетных расходов министерством предусмотрено финансирование в полном объеме содержания и ремонта уже существующей транспортной инфраструктуры, а также мероприятий по обеспечению доступности населения страны в социально значимом сегменте пассажирских перевозок. Такой подход позволит сохранить работоспособность и устойчивое функционирование транспортной системы, повысить доступность социально значимых транспортных услуг при минимизации снижения индикаторов государственных программ.

Мы хорошо понимаем, что в условиях сокращения инвестиционных расходов приоритетность реализации проектов должна в первую очередь учитывать мультипликативный вклад проекта в социально-экономическое развитие регионов страны.

 

Электронный паспорт МТК

Одним из приоритетных направлений, зафиксированных в Транспортной стратегии России на период до 2030 года, является развитие международных транспортных коридоров (МТК). Однако до сегодняшнего дня не существовало единого комплексного подхода к учету параметров развития и функционирования МТК.

В связи с этим министерство разработало единый комплексный подход и программный инструментарий для учета и анализа информации по МТК в виде электронного паспорта МТК (ЭП МТК). Электронный паспорт МТК представляет собой базу данных и геоинформационную систему, а также комплекс аналитических приложений, обеспечивающих хранение и аналитическую обработку характеристик всех объектов транспортной инфраструктуры МТК с отображением их на электронной карте, отображение и анализ информации по пропускным способностям и загруженности участков и узлов МТК, скорости транспортных потоков, тарифам, грузовой базе и грузопотокам по видам транспорта.

Аналитические модули ЭП МТК позволяют сопоставлять различные участки МТК по уровню развития, выделять узкие места, строить и анализировать различные маршруты МТК, рассчитывать параметры их конкурентоспособности (такие как время доставки, стоимость, надежность и безопасность). Проведенная опытная апробация ЭП МТК в пилотном регионе, охватывающем территорию Волгоградской и Астраханской областей, по которым проходит МТК «Север – Юг», показала эффективность разработанной информационно-аналитической системы и ее практическую ценность для решения задач анализа состояния и принятия решений по планированию развития МТК.

При любых возникающих условиях комплексное сбалансированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта, реализация оптимальных моделей обновления основных фондов, развитие конкуренции, рост производительности труда и внедрение инноваций должны стать основой нашей дальнейшей деятельности.

 

Морские вести России №15 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика