Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Туризм как стратегическая отрасль экономики

Российская экономика
Туризм как стратегическая отрасль экономики

Экономический кризис в нашей стране обострил многие проблемы, не решенные за период нефтяного благополучия. Одной из них является проблема развития туриндустрии. Наша страна по-прежнему не получает миллиарды долларов, которые вывозятся российскими туристами, отправляющимися в страны ближнего и дальнего зарубежья в поисках более качественного отдыха.

А.Г. Шнайдер, д.т.н., профессор, и.о. председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС)

 

Рубль нам в помощь

Сегодня туризм – один из крупнейших секторов мировой экономики, на долю которого приходится 9% от мирового ВВП и который обеспечивает каждое 12 рабочее место в мире. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия получила от международного туризма в 2012 году доход в размере $10,8 млрд, в 2014 году – $12,0 млрд при расходах россиян на зарубежные поездки: в 2012 году – $42,8 млрд, в 2014 году – $50,3 млрд. Таким образом, если по доходу от въездного туризма мы занимали в 2014 году 29-е место в мире, то по расходам – 4-е. Анализ имеющейся статистики позволяет утверждать, что пока Россия не входит в группу стран с крупнейшим активным сальдо туризма.

По оценкам ЮНВТО, Россия занимает 6-е место в мире по туристской привлекательности. Мы – самая большая страна, обладающая территориями, расположенными от арктического до субтропического пояса, занимающая 9-е место по численности населения, вмещающая двести национальностей, обеспеченная разнообразными природными ресурсами, богатейшим культурно-историческим наследием, уникальными этнокультурными традициями. На нашей территории расположены 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. У нас достаточно предпосылок для создания и развития туриндустрии. Но для того чтобы быть конкурентоспособным игроком на мировом туристском рынке, привлекающим и собственное население, и международный турпоток, необходимо предпринять целый комплекс мер, направленных на развитие туриндустрии. Мировая практика показала, что хорошо сформированный туристский продукт и развитая туристская индустрия могут формировать дестинации неэластичного спроса, а въездной турпоток таких территорий не зависит ни от экономических кризисов, ни от геополитической ситуации. Существующее соотношение курса рубля к основным мировым валютам могло бы стать одним из основных факторов, определяющим выбор иностранных туристов, ориентирующихся на стоимость турпродукта.

На состоявшемся недавно Госсовете по туризму в Крыму президент России отметил, что в странах Северной Америки, Азии и Европы количество граждан, отдыхающих в своих собственных странах, доходит до 80% и более. Для России данный показатель остается менее 30% (несмотря на увеличение внутреннего турпотока на 30-40% по итогам летнего сезона 2015 года).

Въездной турпоток в Российскую Федерацию увеличился за последний год на 16%. Однако наша страна уступает по показателю въездного турпотока целому ряду стран: например, Франции – в 3 раза; США, Испании, Китаю – более чем в 2 раза. Показатели Италии, Турции, Германии и Великобритании также значительно выше, чем у нас. По статистике ЮНВТО, по итогам 2014 года по количеству международных прибытий Россия занимала 9-е место, по итогам 2015 года, вероятно, ситуация значительно не изменится. И это несмотря на складывающуюся благоприятную экономическую ситуацию снижения курса рубля по отношению практически ко всем мировым валютам. По данным рейтинга конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), девальвация рубля резко улучшила возможности развития внутреннего и въездного туризма на территории России. Уже в 2014 году Россия заняла 44-е место в этом рейтинге (поднявшись с 63-го, которое занимала в 2013 году) и уступила только одну строчку Турции.

 

Усилить позиции страны

Российской Федерации необходимо использовать текущий момент для усиления позиций страны и ее регионов на внутреннем рынке и мировой арене. Наша страна способна предложить самые разнообразные виды туристской деятельности – от СПА в субтропиках до арктических экспедиций. Однако обязательным условием реализации этих возможностей является понимание органами власти необходимости стратегического отношения к развитию территории страны: сохранению и приумножению туристского потенциала регионов, в том числе развитию инфраструктуры, используемой в сфере въездного и внутреннего туризма, созданию и развитию туриндустрии. И если южные регионы, в которых туризм является отраслью региональной специализации уже не первое десятилетие, обладают туристской инфраструктурой, позволяющей привлекать значительные турпотоки, то освоение Арктики – в том числе и с точки зрения создания арктической туриндустрии – требует особого масштабного системного подхода. Президиум Государственной комиссии по вопросам развития Арктики считает этот вопрос одним из приоритетных. Вопрос развития арктического туризма будет рассмотрен на ближайшем выездном заседании госкомиссии в Архангельске.

Для решения существующих задач в российском туризме необходим консолидированный подход, взаимоувязывающий деятельность законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств. Всем заинтересованным органам государственной власти необходимо выработать общий инструмент, способствующий созданию и развитию туриндустрии. Следует отметить, что отсутствие понимания необходимости координации и взаимодействия законодательных, исполнительных органов с другими участниками сферы туризма является одной из главных проблем, препятствующих развитию отрасли на всех уровнях: от муниципального до федерального. Инструментом, успешно решающим поставленную задачу, может стать Стратегия пространственного развития РФ, которая должна коррелировать и взаимоувязывать развитие туриндустрии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по вертикальной и горизонтальной плоскости управления.

Постановлением правительства от 20 августа 2015 г. были регламентированы вопросы содержания, состава, разработки и утверждения Стратегии пространственного развития РФ, установлены правила осуществления мониторинга и контроля ее реализации. А 8 августа 2015 г. было утверждено постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов». Это постановление в рамках реализации Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является инструментом, обеспечивающим согласованность проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных Стратегией пространственного развития. Данное постановление объединяет Стратегию с отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями социально-экономического развития субъектов, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, компаний и акционерных обществ с государственным участием.

 

Туризм как индустрия

Таким образом, стратегия развития туризма каждого региона должна быть согласована не только с федеральной Стратегией развития туризма, но и с отраслевыми стратегиями: в первую очередь Стратегией развития транспорта (из-за дальности расстояний в стоимости турпакета, формируемого на территории Российской Федерации, транспортная составляющая достигает 70%). Только так, развивая туротрасль на основе системного подхода, можно постепенно формировать и развивать в России туризм как индустрию. В этой ситуации необходимо в первую очередь привлекать к работе профессионалов, тех специалистов, которые действительно хорошо знают проблемы и стратегические направления развития отрасли изнутри. Только в этом случае проблема может начать решаться. Туризм сегодня – область реализации креативной экономики, поэтому работать в этой области должны профессионалы.

Учитывая особенности отрасли, туристскую сферу можно воспринимать как движущую силу (обладающую мощнейшим мультипликационным эффектом) развития региональной экономики как на территориях, имеющих статус депрессивных, так и на территориях, стремящихся обладать статусами креативных экономик. Задача государства – усилить и закрепить эту позитивную для российской экономики возможность: по расчетам экспертов, мультипликативный эффект для разных регионов России имеет средний показатель – 3,27. В связи с чем задачей государственной важности является создание в РФ системы туризма с конструктивно взаимодействующими элементами: государство, частный бизнес, некоммерческие и общественные организации.

Таким образом, с учетом использования системного подхода в России может быть создана мощнейшая туриндустрия, ориентированная как на внутреннего потребителя, так и на въездные турпотоки. Это возможно при условии нашего понимания, что туризм – это в первую очередь отрасль экономики, состоящая из объектов туристской инфраструктуры, разнообразного турпродукта и потребителя – туриста. А выделять в приоритете отдельные составляющие туристского продукта (транспорт, средства размещения или объекты показа) и пытаться таким образом развивать внутренний и въездной туризм – это стратегическая ошибка. Туризм как система включает в себя множество элементов, и только их слаженная работа и четкая координация способны стимулировать развитие отрасли экономики, обладающей колоссальным эффектом мультипликации, создать туриндустрию.

Сейчас в развитии российской туриндустрии наступил очень важный период открытых возможностей, когда население страны благодаря сложившейся конъюнктуре рынка и патриотическому подъему рассматривает возможность заменить зарубежные поездки на внутренние направления. Этот благоприятный период не будет длиться долго, поэтому за ближайшее время нужно предпринять комплекс мер, способных закрепить предпочтения соотечественников отдыхать в России.

Поскольку вопрос самообеспечения страны стратегически важными товарами и услугами является крайне важным, нельзя забывать и о возможностях использования ресурсов внутреннего туризма как импортозамещающего продукта. Необходимо еще раз обратить внимание: в соответствии с данными ЮНВТО российские граждане, участвуя в международном туризме, ежегодно вывозят из страны десятки миллиардов долларов. Например, по итогам 2014 года из страны было вывезено на $38 млрд больше, чем получено от въездного турпотока. Исправить ситуацию возможно через создание импортозамещающего туристского продукта. Использование туристского потенциала территорий, создание и продвижение региональных турпродуктов на основе имеющегося туристского потенциала – неисчерпаемые возможности развития, которыми может воспользоваться практически каждый субъект РФ.

Таким образом, подход к развитию регионального туризма с позиций импортозамещения является крайне актуальным, а создание регионального турпродукта должно стать одной из антикризисных мер каждого субъекта РФ. К сожалению, существующая программа импортозамещения пока не включает в перечень приоритетных отраслей сферу туризма. Мы все понимаем, что туризм – это перспективная отрасль экономики, которая может являться не только инструментом повышения качества жизни россиян, но и важной доходной статьей федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

При разработке подлодок «Варшавянка» расхищено 100 млн рублей

При разработке подлодок «Варшавянка» расхищено 100 млн рублей Следствие добивается ареста заместителя главного инженера «Адмиралтейских верфей» в связи с хищением...

Священники РПЦ в крещенскую ночь освятят все океаны Земли

Священники РПЦ в крещенскую ночь освятят все океаны Земли Священники, которые несут служение в России и других странах мира, они последуют древней православно...

Российская экономика

Керченский «Залив» не успеет в срок достроить судно по госзаказу из-за санкций

Керченский «Залив» не успеет в срок достроить судно по госзаказу из-за санкций Финская Wärtsilä отказалась поставлять генераторы в Крым, объяснив свое решение нежеланием...

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

Транспортная политика

Реконструкция железной дороги в Азербайджане приведёт к увеличению грузопотоков в направлении Россия-Иран – эксперт

Реконструкция железной дороги в Азербайджане приведёт к увеличению грузопотоков в направлении Россия-Иран – эксперт В 2018 году Азербайджан приступит к реконструкции железной дороги Баку-Ялама до границы с Россией, к...

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот

ФГУПы Морсвязьспутник и Роспорпорт будут преобразованы в акционерные общества - Росморречфлот ФГУП «Гидрографическое предприятие» будет преобразовано в ФГБУ, а ФГУП Морсвязьспутник и Роспорпорт ...

Морские порты

Порт Новороссийск за 2017 год перевалил 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна

Порт Новороссийск за 2017 год перевалил 55% всего грузооборота портов Азово-Черноморского бассейна В целом грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна по итогам 2017 года составил 269,5 м...

Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн

Грузооборот Арктического бассейна в 2017 году вырос на 49%, до 74,2 млн тонн Грузооборот портов Арктического бассейна РФ по итогам 2017 года составил 74,2 млн тонн, что превышае...




Морской транспорт

Керченская паромная переправа слегка снизила в 2017 году объемы перевозок

Керченская паромная переправа слегка снизила в 2017 году объемы перевозок Объем перевозок людей и автотранспорта Керченской паромной переправой в 2017 году незначительно сниз...

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год

Реконструкция причалов и инфраструктуры для новых паромов на линии Ванино – Холмск запланирована на 2019 год По сообщению пресс-службы правительства Сахалинской области, проведение работ по реконструкции паром...

Речной транспорт

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос»

Речное круизное судно серии «Золотое кольцо» заложили на астраханском судозаводе «Лотос» Круизное судно проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» заложили в среду на астраханском судостроительном за...

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

Ж/Д транспорт

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 г. вырос на 15,2% - до 1,8 млн ДФЭ

Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 г. вырос на 15,2% - до 1,8 млн ДФЭ Объем перевозок «Трансконтейнера» в 2017 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 15,2% - д...

Количество следующих через Маньчжурию поездов Китай - Европа увеличилось на 53% в 2017 г.

Количество следующих через Маньчжурию поездов Китай - Европа увеличилось на 53% в 2017 г. Количество следующих через городской уезд Маньчжурия (Маньчжоули, автономный район Внутренняя Мо...

Авто транспорт

Строители приступили к обустройству проезжей части Крымского моста

Строители приступили к обустройству проезжей части Крымского моста Строители установили барьерное ограждение и мачты освещения на пилотном участке автодорожной части т...

Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на мосту в Крым

Специалисты приступили к разработке схемы организации дорожного движения на мосту в Крым Участники проекта строительства Крымского моста во взаимодействии со строителями автоподходов к нему...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Интерпретация расчетов технологических параметров портов

Интерпретация расчетов технологических параметров портов Расчет технологических параметров порта – количества причалов, размера парка подъемно-транспортного ...

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...