Туризм как стратегическая отрасль экономики

Российская экономика
Туризм как стратегическая отрасль экономики

Экономический кризис в нашей стране обострил многие проблемы, не решенные за период нефтяного благополучия. Одной из них является проблема развития туриндустрии. Наша страна по-прежнему не получает миллиарды долларов, которые вывозятся российскими туристами, отправляющимися в страны ближнего и дальнего зарубежья в поисках более качественного отдыха.

А.Г. Шнайдер, д.т.н., профессор, и.о. председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС)

 

Рубль нам в помощь

Сегодня туризм – один из крупнейших секторов мировой экономики, на долю которого приходится 9% от мирового ВВП и который обеспечивает каждое 12 рабочее место в мире. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия получила от международного туризма в 2012 году доход в размере $10,8 млрд, в 2014 году – $12,0 млрд при расходах россиян на зарубежные поездки: в 2012 году – $42,8 млрд, в 2014 году – $50,3 млрд. Таким образом, если по доходу от въездного туризма мы занимали в 2014 году 29-е место в мире, то по расходам – 4-е. Анализ имеющейся статистики позволяет утверждать, что пока Россия не входит в группу стран с крупнейшим активным сальдо туризма.

По оценкам ЮНВТО, Россия занимает 6-е место в мире по туристской привлекательности. Мы – самая большая страна, обладающая территориями, расположенными от арктического до субтропического пояса, занимающая 9-е место по численности населения, вмещающая двести национальностей, обеспеченная разнообразными природными ресурсами, богатейшим культурно-историческим наследием, уникальными этнокультурными традициями. На нашей территории расположены 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. У нас достаточно предпосылок для создания и развития туриндустрии. Но для того чтобы быть конкурентоспособным игроком на мировом туристском рынке, привлекающим и собственное население, и международный турпоток, необходимо предпринять целый комплекс мер, направленных на развитие туриндустрии. Мировая практика показала, что хорошо сформированный туристский продукт и развитая туристская индустрия могут формировать дестинации неэластичного спроса, а въездной турпоток таких территорий не зависит ни от экономических кризисов, ни от геополитической ситуации. Существующее соотношение курса рубля к основным мировым валютам могло бы стать одним из основных факторов, определяющим выбор иностранных туристов, ориентирующихся на стоимость турпродукта.

На состоявшемся недавно Госсовете по туризму в Крыму президент России отметил, что в странах Северной Америки, Азии и Европы количество граждан, отдыхающих в своих собственных странах, доходит до 80% и более. Для России данный показатель остается менее 30% (несмотря на увеличение внутреннего турпотока на 30-40% по итогам летнего сезона 2015 года).

Въездной турпоток в Российскую Федерацию увеличился за последний год на 16%. Однако наша страна уступает по показателю въездного турпотока целому ряду стран: например, Франции – в 3 раза; США, Испании, Китаю – более чем в 2 раза. Показатели Италии, Турции, Германии и Великобритании также значительно выше, чем у нас. По статистике ЮНВТО, по итогам 2014 года по количеству международных прибытий Россия занимала 9-е место, по итогам 2015 года, вероятно, ситуация значительно не изменится. И это несмотря на складывающуюся благоприятную экономическую ситуацию снижения курса рубля по отношению практически ко всем мировым валютам. По данным рейтинга конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), девальвация рубля резко улучшила возможности развития внутреннего и въездного туризма на территории России. Уже в 2014 году Россия заняла 44-е место в этом рейтинге (поднявшись с 63-го, которое занимала в 2013 году) и уступила только одну строчку Турции.

 

Усилить позиции страны

Российской Федерации необходимо использовать текущий момент для усиления позиций страны и ее регионов на внутреннем рынке и мировой арене. Наша страна способна предложить самые разнообразные виды туристской деятельности – от СПА в субтропиках до арктических экспедиций. Однако обязательным условием реализации этих возможностей является понимание органами власти необходимости стратегического отношения к развитию территории страны: сохранению и приумножению туристского потенциала регионов, в том числе развитию инфраструктуры, используемой в сфере въездного и внутреннего туризма, созданию и развитию туриндустрии. И если южные регионы, в которых туризм является отраслью региональной специализации уже не первое десятилетие, обладают туристской инфраструктурой, позволяющей привлекать значительные турпотоки, то освоение Арктики – в том числе и с точки зрения создания арктической туриндустрии – требует особого масштабного системного подхода. Президиум Государственной комиссии по вопросам развития Арктики считает этот вопрос одним из приоритетных. Вопрос развития арктического туризма будет рассмотрен на ближайшем выездном заседании госкомиссии в Архангельске.

Для решения существующих задач в российском туризме необходим консолидированный подход, взаимоувязывающий деятельность законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств. Всем заинтересованным органам государственной власти необходимо выработать общий инструмент, способствующий созданию и развитию туриндустрии. Следует отметить, что отсутствие понимания необходимости координации и взаимодействия законодательных, исполнительных органов с другими участниками сферы туризма является одной из главных проблем, препятствующих развитию отрасли на всех уровнях: от муниципального до федерального. Инструментом, успешно решающим поставленную задачу, может стать Стратегия пространственного развития РФ, которая должна коррелировать и взаимоувязывать развитие туриндустрии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по вертикальной и горизонтальной плоскости управления.

Постановлением правительства от 20 августа 2015 г. были регламентированы вопросы содержания, состава, разработки и утверждения Стратегии пространственного развития РФ, установлены правила осуществления мониторинга и контроля ее реализации. А 8 августа 2015 г. было утверждено постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов». Это постановление в рамках реализации Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является инструментом, обеспечивающим согласованность проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных Стратегией пространственного развития. Данное постановление объединяет Стратегию с отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями социально-экономического развития субъектов, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, компаний и акционерных обществ с государственным участием.

 

Туризм как индустрия

Таким образом, стратегия развития туризма каждого региона должна быть согласована не только с федеральной Стратегией развития туризма, но и с отраслевыми стратегиями: в первую очередь Стратегией развития транспорта (из-за дальности расстояний в стоимости турпакета, формируемого на территории Российской Федерации, транспортная составляющая достигает 70%). Только так, развивая туротрасль на основе системного подхода, можно постепенно формировать и развивать в России туризм как индустрию. В этой ситуации необходимо в первую очередь привлекать к работе профессионалов, тех специалистов, которые действительно хорошо знают проблемы и стратегические направления развития отрасли изнутри. Только в этом случае проблема может начать решаться. Туризм сегодня – область реализации креативной экономики, поэтому работать в этой области должны профессионалы.

Учитывая особенности отрасли, туристскую сферу можно воспринимать как движущую силу (обладающую мощнейшим мультипликационным эффектом) развития региональной экономики как на территориях, имеющих статус депрессивных, так и на территориях, стремящихся обладать статусами креативных экономик. Задача государства – усилить и закрепить эту позитивную для российской экономики возможность: по расчетам экспертов, мультипликативный эффект для разных регионов России имеет средний показатель – 3,27. В связи с чем задачей государственной важности является создание в РФ системы туризма с конструктивно взаимодействующими элементами: государство, частный бизнес, некоммерческие и общественные организации.

Таким образом, с учетом использования системного подхода в России может быть создана мощнейшая туриндустрия, ориентированная как на внутреннего потребителя, так и на въездные турпотоки. Это возможно при условии нашего понимания, что туризм – это в первую очередь отрасль экономики, состоящая из объектов туристской инфраструктуры, разнообразного турпродукта и потребителя – туриста. А выделять в приоритете отдельные составляющие туристского продукта (транспорт, средства размещения или объекты показа) и пытаться таким образом развивать внутренний и въездной туризм – это стратегическая ошибка. Туризм как система включает в себя множество элементов, и только их слаженная работа и четкая координация способны стимулировать развитие отрасли экономики, обладающей колоссальным эффектом мультипликации, создать туриндустрию.

Сейчас в развитии российской туриндустрии наступил очень важный период открытых возможностей, когда население страны благодаря сложившейся конъюнктуре рынка и патриотическому подъему рассматривает возможность заменить зарубежные поездки на внутренние направления. Этот благоприятный период не будет длиться долго, поэтому за ближайшее время нужно предпринять комплекс мер, способных закрепить предпочтения соотечественников отдыхать в России.

Поскольку вопрос самообеспечения страны стратегически важными товарами и услугами является крайне важным, нельзя забывать и о возможностях использования ресурсов внутреннего туризма как импортозамещающего продукта. Необходимо еще раз обратить внимание: в соответствии с данными ЮНВТО российские граждане, участвуя в международном туризме, ежегодно вывозят из страны десятки миллиардов долларов. Например, по итогам 2014 года из страны было вывезено на $38 млрд больше, чем получено от въездного турпотока. Исправить ситуацию возможно через создание импортозамещающего туристского продукта. Использование туристского потенциала территорий, создание и продвижение региональных турпродуктов на основе имеющегося туристского потенциала – неисчерпаемые возможности развития, которыми может воспользоваться практически каждый субъект РФ.

Таким образом, подход к развитию регионального туризма с позиций импортозамещения является крайне актуальным, а создание регионального турпродукта должно стать одной из антикризисных мер каждого субъекта РФ. К сожалению, существующая программа импортозамещения пока не включает в перечень приоритетных отраслей сферу туризма. Мы все понимаем, что туризм – это перспективная отрасль экономики, которая может являться не только инструментом повышения качества жизни россиян, но и важной доходной статьей федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...