Туризм как стратегическая отрасль экономики

Российская экономика
Туризм как стратегическая отрасль экономики

Экономический кризис в нашей стране обострил многие проблемы, не решенные за период нефтяного благополучия. Одной из них является проблема развития туриндустрии. Наша страна по-прежнему не получает миллиарды долларов, которые вывозятся российскими туристами, отправляющимися в страны ближнего и дальнего зарубежья в поисках более качественного отдыха.

А.Г. Шнайдер, д.т.н., профессор, и.о. председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС)

 

Рубль нам в помощь

Сегодня туризм – один из крупнейших секторов мировой экономики, на долю которого приходится 9% от мирового ВВП и который обеспечивает каждое 12 рабочее место в мире. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия получила от международного туризма в 2012 году доход в размере $10,8 млрд, в 2014 году – $12,0 млрд при расходах россиян на зарубежные поездки: в 2012 году – $42,8 млрд, в 2014 году – $50,3 млрд. Таким образом, если по доходу от въездного туризма мы занимали в 2014 году 29-е место в мире, то по расходам – 4-е. Анализ имеющейся статистики позволяет утверждать, что пока Россия не входит в группу стран с крупнейшим активным сальдо туризма.

По оценкам ЮНВТО, Россия занимает 6-е место в мире по туристской привлекательности. Мы – самая большая страна, обладающая территориями, расположенными от арктического до субтропического пояса, занимающая 9-е место по численности населения, вмещающая двести национальностей, обеспеченная разнообразными природными ресурсами, богатейшим культурно-историческим наследием, уникальными этнокультурными традициями. На нашей территории расположены 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. У нас достаточно предпосылок для создания и развития туриндустрии. Но для того чтобы быть конкурентоспособным игроком на мировом туристском рынке, привлекающим и собственное население, и международный турпоток, необходимо предпринять целый комплекс мер, направленных на развитие туриндустрии. Мировая практика показала, что хорошо сформированный туристский продукт и развитая туристская индустрия могут формировать дестинации неэластичного спроса, а въездной турпоток таких территорий не зависит ни от экономических кризисов, ни от геополитической ситуации. Существующее соотношение курса рубля к основным мировым валютам могло бы стать одним из основных факторов, определяющим выбор иностранных туристов, ориентирующихся на стоимость турпродукта.

На состоявшемся недавно Госсовете по туризму в Крыму президент России отметил, что в странах Северной Америки, Азии и Европы количество граждан, отдыхающих в своих собственных странах, доходит до 80% и более. Для России данный показатель остается менее 30% (несмотря на увеличение внутреннего турпотока на 30-40% по итогам летнего сезона 2015 года).

Въездной турпоток в Российскую Федерацию увеличился за последний год на 16%. Однако наша страна уступает по показателю въездного турпотока целому ряду стран: например, Франции – в 3 раза; США, Испании, Китаю – более чем в 2 раза. Показатели Италии, Турции, Германии и Великобритании также значительно выше, чем у нас. По статистике ЮНВТО, по итогам 2014 года по количеству международных прибытий Россия занимала 9-е место, по итогам 2015 года, вероятно, ситуация значительно не изменится. И это несмотря на складывающуюся благоприятную экономическую ситуацию снижения курса рубля по отношению практически ко всем мировым валютам. По данным рейтинга конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), девальвация рубля резко улучшила возможности развития внутреннего и въездного туризма на территории России. Уже в 2014 году Россия заняла 44-е место в этом рейтинге (поднявшись с 63-го, которое занимала в 2013 году) и уступила только одну строчку Турции.

 

Усилить позиции страны

Российской Федерации необходимо использовать текущий момент для усиления позиций страны и ее регионов на внутреннем рынке и мировой арене. Наша страна способна предложить самые разнообразные виды туристской деятельности – от СПА в субтропиках до арктических экспедиций. Однако обязательным условием реализации этих возможностей является понимание органами власти необходимости стратегического отношения к развитию территории страны: сохранению и приумножению туристского потенциала регионов, в том числе развитию инфраструктуры, используемой в сфере въездного и внутреннего туризма, созданию и развитию туриндустрии. И если южные регионы, в которых туризм является отраслью региональной специализации уже не первое десятилетие, обладают туристской инфраструктурой, позволяющей привлекать значительные турпотоки, то освоение Арктики – в том числе и с точки зрения создания арктической туриндустрии – требует особого масштабного системного подхода. Президиум Государственной комиссии по вопросам развития Арктики считает этот вопрос одним из приоритетных. Вопрос развития арктического туризма будет рассмотрен на ближайшем выездном заседании госкомиссии в Архангельске.

Для решения существующих задач в российском туризме необходим консолидированный подход, взаимоувязывающий деятельность законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств. Всем заинтересованным органам государственной власти необходимо выработать общий инструмент, способствующий созданию и развитию туриндустрии. Следует отметить, что отсутствие понимания необходимости координации и взаимодействия законодательных, исполнительных органов с другими участниками сферы туризма является одной из главных проблем, препятствующих развитию отрасли на всех уровнях: от муниципального до федерального. Инструментом, успешно решающим поставленную задачу, может стать Стратегия пространственного развития РФ, которая должна коррелировать и взаимоувязывать развитие туриндустрии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по вертикальной и горизонтальной плоскости управления.

Постановлением правительства от 20 августа 2015 г. были регламентированы вопросы содержания, состава, разработки и утверждения Стратегии пространственного развития РФ, установлены правила осуществления мониторинга и контроля ее реализации. А 8 августа 2015 г. было утверждено постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов». Это постановление в рамках реализации Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является инструментом, обеспечивающим согласованность проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных Стратегией пространственного развития. Данное постановление объединяет Стратегию с отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями социально-экономического развития субъектов, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, компаний и акционерных обществ с государственным участием.

 

Туризм как индустрия

Таким образом, стратегия развития туризма каждого региона должна быть согласована не только с федеральной Стратегией развития туризма, но и с отраслевыми стратегиями: в первую очередь Стратегией развития транспорта (из-за дальности расстояний в стоимости турпакета, формируемого на территории Российской Федерации, транспортная составляющая достигает 70%). Только так, развивая туротрасль на основе системного подхода, можно постепенно формировать и развивать в России туризм как индустрию. В этой ситуации необходимо в первую очередь привлекать к работе профессионалов, тех специалистов, которые действительно хорошо знают проблемы и стратегические направления развития отрасли изнутри. Только в этом случае проблема может начать решаться. Туризм сегодня – область реализации креативной экономики, поэтому работать в этой области должны профессионалы.

Учитывая особенности отрасли, туристскую сферу можно воспринимать как движущую силу (обладающую мощнейшим мультипликационным эффектом) развития региональной экономики как на территориях, имеющих статус депрессивных, так и на территориях, стремящихся обладать статусами креативных экономик. Задача государства – усилить и закрепить эту позитивную для российской экономики возможность: по расчетам экспертов, мультипликативный эффект для разных регионов России имеет средний показатель – 3,27. В связи с чем задачей государственной важности является создание в РФ системы туризма с конструктивно взаимодействующими элементами: государство, частный бизнес, некоммерческие и общественные организации.

Таким образом, с учетом использования системного подхода в России может быть создана мощнейшая туриндустрия, ориентированная как на внутреннего потребителя, так и на въездные турпотоки. Это возможно при условии нашего понимания, что туризм – это в первую очередь отрасль экономики, состоящая из объектов туристской инфраструктуры, разнообразного турпродукта и потребителя – туриста. А выделять в приоритете отдельные составляющие туристского продукта (транспорт, средства размещения или объекты показа) и пытаться таким образом развивать внутренний и въездной туризм – это стратегическая ошибка. Туризм как система включает в себя множество элементов, и только их слаженная работа и четкая координация способны стимулировать развитие отрасли экономики, обладающей колоссальным эффектом мультипликации, создать туриндустрию.

Сейчас в развитии российской туриндустрии наступил очень важный период открытых возможностей, когда население страны благодаря сложившейся конъюнктуре рынка и патриотическому подъему рассматривает возможность заменить зарубежные поездки на внутренние направления. Этот благоприятный период не будет длиться долго, поэтому за ближайшее время нужно предпринять комплекс мер, способных закрепить предпочтения соотечественников отдыхать в России.

Поскольку вопрос самообеспечения страны стратегически важными товарами и услугами является крайне важным, нельзя забывать и о возможностях использования ресурсов внутреннего туризма как импортозамещающего продукта. Необходимо еще раз обратить внимание: в соответствии с данными ЮНВТО российские граждане, участвуя в международном туризме, ежегодно вывозят из страны десятки миллиардов долларов. Например, по итогам 2014 года из страны было вывезено на $38 млрд больше, чем получено от въездного турпотока. Исправить ситуацию возможно через создание импортозамещающего туристского продукта. Использование туристского потенциала территорий, создание и продвижение региональных турпродуктов на основе имеющегося туристского потенциала – неисчерпаемые возможности развития, которыми может воспользоваться практически каждый субъект РФ.

Таким образом, подход к развитию регионального туризма с позиций импортозамещения является крайне актуальным, а создание регионального турпродукта должно стать одной из антикризисных мер каждого субъекта РФ. К сожалению, существующая программа импортозамещения пока не включает в перечень приоритетных отраслей сферу туризма. Мы все понимаем, что туризм – это перспективная отрасль экономики, которая может являться не только инструментом повышения качества жизни россиян, но и важной доходной статьей федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

 

Морские вести России №13 (2015)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений

Цветные металлы резко подорожали в пятницу на ослаблении торговых опасений Цены на цветные металлы активно выросли в пятницу на торгах в Лондоне благодаря ослаблению опасений ...

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень

На Сахалине в партиях красной икры весом 3,5 тонны обнаружены стафилококк и плесень Плесень, золотистый стафилококк и бактерии кишечной палочки выявили специалисты ветеринарной лаборат...

Российская экономика

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали

Консультации России с США в ВТО по иску по стали и алюминию результатов не дали Россия провела консультации с США во Всемирной торговой организации по российскому иску в отношении ...

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний

В Минфине рассказали о ситуации с приватизацией госкомпаний Министерство финансов не закладывает в бюджет РФ на 2019-2021 годы крупные сделки по приватизации, т...

Транспортная политика

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России»

ФГУП «Росморпорт» приняло участие в работе IV Стратегического форума «Транспортная инфраструктура России» ФГУП «Росморпорт» на форуме представляли заместитель Генерального директора по проектному управлению...

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU

Транспортная инфраструктура России: международная интеграция – ИА MORVESTI.RU Локализация инфраструктуры должна быть привязана к существующим или перспективным направлениям грузо...

Морские порты

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3%

Грузооборот группы НМТП за январь - июль 2018 г. снизился на 3,3% Как свидетельствуют приводимые компанией данные, основной вклад в снижение грузооборота внесли налив...

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга

Быть ли переезду? Эксперт ИА MORVESTI.RU – о переносе Большого порта Санкт-Петербурга «Важно, чтобы терминал не перекладывал свои затраты на грузовладельцев».




Морской транспорт

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове

Суда «Донбасс» и «Корец» вышли из Одессы предположительно для создания базы ВМСУ на Азове Поисково-спасательное судно и морской буксир могут войти в состав сил новой военно-морской базы укра...

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов»

В состав тихоокеанского флота возвращается после модернизации корабль - командно-измерительный комплекс «Маршал Крылов» Работы по модернизации уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических уче...

Речной транспорт

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО)

Восстановлено судоходство по протоке Большая Юмба (ЯНАО) Проход мимо стоящего на мели и перегородившего часть судового хода состава «РТ-169» - «МП-100» возмо...

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения

Юрий Цветков поздравил коллектив Администрации Обского бассейна с 80-летием учреждения Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта отметил, что развитие речного тран...

Ж/Д транспорт

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40%

Минпромторг РФ ожидает рост экспорта продукции ж/д машиностроения в 2018 г. минимум на 40% В 2017 г. рост производства железнодорожного машиностроения в РФ составил 133% по отношению к 2016 г...

Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров»

 Международная конференция «Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров» В работе конференции принял участие председатель ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров. Уч...

Авто транспорт

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск

Три региона Сибири подпишут соглашение о строительстве дороги из Тувы в Новосибирск Планируется подписать соглашение с руководством Республики Хакасия и Кемеровской области о строитель...

ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами

 ФТС запустила пилотный проект по снабжению транзитных грузов электронными пломбами Эксперимент будет проводится в течении одного месяца одновременно на пяти маршрутах. Для отслеживани...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский сектор – время преобразований

Лоцманский сектор – время преобразований Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращен...

Проектное управление в исполнении государства

Проектное управление в исполнении государства Правительство изменило механизм управления инвестиционными проектами, включенными в отраслевые целев...

Морские порты

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру

Инвестиции и технологии – в портовую инфраструктуру 19-20 апреля в Москве прошел III Всероссийский форум портовиков «Инфраструктура портов: новое строит...

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей

Перспективы порта Темрюк зависят от портовых властей Морской порт Темрюк расположен в южной части Темрюкского залива Азовского моря, у левого берега реки...

Морской транспорт

Морские капитаны. Особенности нашего времени

Морские капитаны. Особенности нашего времени Особенности нашего времени состоят в том, что за последние десятилетия возросли темпы жизни человече...

Морские перевозки попали под санкции

Морские перевозки попали под санкции Глобальные контейнерные операторы отказались перевозить грузы российских компаний и физлиц, находящи...

Речной транспорт

Камводпуть: Водные пути и флот

Камводпуть: Водные пути и флот Протяженность водных путей в границе ответственности Администрации Камского бассейна – 3347 км, из к...

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навиг...




Темы

Инфраструктура / Образование

Инновационное образование – это хороший Учитель

Инновационное образование – это хороший Учитель 5 и 6 апреля 2018 г. в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошла Международная научно-методическая к...

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота

Вклад научной школы кафедры в развитие морского и речного флота 1 ноября 2016 года в ходе оптимизации структуры ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова была реорганизова...

Грузовая база

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры

Рефгрузы: изменение географии перевозок и уход в контейнеры После введения санкций против России и ответных российских санкций на ввоз отдельных видов сельхозпр...

Не отступать и не сдаваться

Не отступать и не сдаваться Помимо быстро меняющегося мирового рынка сжиженного природного газа (СПГ) и растущей на нем ...

Безопасность мореплавания

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны»

Китак Лим: «Вопросы безопасности в море по-прежнему актуальны» 99-я сессия КБМ (MSC-99) проходила в штаб-квартире ИМО в Лондоне с 16 по 25 мая 2018 года по...

На основе преемственности

На основе преемственности В настоящее время Международная ассоциация морских средств навигационного оборудования и маячных слу...

Севморпуть

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...

«Ключевой» вопрос Севморпути

«Ключевой» вопрос Севморпути Принятие решения о создании единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути все...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Главный способ международной торговли

Главный способ международной торговли Статья посвящена истории торгового мореплавания в период распада Киевской Руси и татаро-монгольского...

В начале времен

В начале времен История торгового мореплавания на Руси уходит в глубокую древность. Первые поселения славян появляли...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...