Туризм как стратегическая отрасль экономики - Морские вести России

Туризм как стратегическая отрасль экономики

25.01.2016

Российская экономика

Экономический кризис в нашей стране обострил многие проблемы, не решенные за период нефтяного благополучия. Одной из них является проблема развития туриндустрии. Наша страна по-прежнему не получает миллиарды долларов, которые вывозятся российскими туристами, отправляющимися в страны ближнего и дальнего зарубежья в поисках более качественного отдыха.

А.Г. Шнайдер, д.т.н., профессор, и.о. председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС)

 

Рубль нам в помощь

Сегодня туризм – один из крупнейших секторов мировой экономики, на долю которого приходится 9% от мирового ВВП и который обеспечивает каждое 12 рабочее место в мире. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), Россия получила от международного туризма в 2012 году доход в размере $10,8 млрд, в 2014 году – $12,0 млрд при расходах россиян на зарубежные поездки: в 2012 году – $42,8 млрд, в 2014 году – $50,3 млрд. Таким образом, если по доходу от въездного туризма мы занимали в 2014 году 29-е место в мире, то по расходам – 4-е. Анализ имеющейся статистики позволяет утверждать, что пока Россия не входит в группу стран с крупнейшим активным сальдо туризма.

По оценкам ЮНВТО, Россия занимает 6-е место в мире по туристской привлекательности. Мы – самая большая страна, обладающая территориями, расположенными от арктического до субтропического пояса, занимающая 9-е место по численности населения, вмещающая двести национальностей, обеспеченная разнообразными природными ресурсами, богатейшим культурно-историческим наследием, уникальными этнокультурными традициями. На нашей территории расположены 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. У нас достаточно предпосылок для создания и развития туриндустрии. Но для того чтобы быть конкурентоспособным игроком на мировом туристском рынке, привлекающим и собственное население, и международный турпоток, необходимо предпринять целый комплекс мер, направленных на развитие туриндустрии. Мировая практика показала, что хорошо сформированный туристский продукт и развитая туристская индустрия могут формировать дестинации неэластичного спроса, а въездной турпоток таких территорий не зависит ни от экономических кризисов, ни от геополитической ситуации. Существующее соотношение курса рубля к основным мировым валютам могло бы стать одним из основных факторов, определяющим выбор иностранных туристов, ориентирующихся на стоимость турпродукта.

На состоявшемся недавно Госсовете по туризму в Крыму президент России отметил, что в странах Северной Америки, Азии и Европы количество граждан, отдыхающих в своих собственных странах, доходит до 80% и более. Для России данный показатель остается менее 30% (несмотря на увеличение внутреннего турпотока на 30-40% по итогам летнего сезона 2015 года).

Въездной турпоток в Российскую Федерацию увеличился за последний год на 16%. Однако наша страна уступает по показателю въездного турпотока целому ряду стран: например, Франции – в 3 раза; США, Испании, Китаю – более чем в 2 раза. Показатели Италии, Турции, Германии и Великобритании также значительно выше, чем у нас. По статистике ЮНВТО, по итогам 2014 года по количеству международных прибытий Россия занимала 9-е место, по итогам 2015 года, вероятно, ситуация значительно не изменится. И это несмотря на складывающуюся благоприятную экономическую ситуацию снижения курса рубля по отношению практически ко всем мировым валютам. По данным рейтинга конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (Travel and Tourism Competitiveness Index), подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), девальвация рубля резко улучшила возможности развития внутреннего и въездного туризма на территории России. Уже в 2014 году Россия заняла 44-е место в этом рейтинге (поднявшись с 63-го, которое занимала в 2013 году) и уступила только одну строчку Турции.

 

Усилить позиции страны

Российской Федерации необходимо использовать текущий момент для усиления позиций страны и ее регионов на внутреннем рынке и мировой арене. Наша страна способна предложить самые разнообразные виды туристской деятельности – от СПА в субтропиках до арктических экспедиций. Однако обязательным условием реализации этих возможностей является понимание органами власти необходимости стратегического отношения к развитию территории страны: сохранению и приумножению туристского потенциала регионов, в том числе развитию инфраструктуры, используемой в сфере въездного и внутреннего туризма, созданию и развитию туриндустрии. И если южные регионы, в которых туризм является отраслью региональной специализации уже не первое десятилетие, обладают туристской инфраструктурой, позволяющей привлекать значительные турпотоки, то освоение Арктики – в том числе и с точки зрения создания арктической туриндустрии – требует особого масштабного системного подхода. Президиум Государственной комиссии по вопросам развития Арктики считает этот вопрос одним из приоритетных. Вопрос развития арктического туризма будет рассмотрен на ближайшем выездном заседании госкомиссии в Архангельске.

Для решения существующих задач в российском туризме необходим консолидированный подход, взаимоувязывающий деятельность законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств. Всем заинтересованным органам государственной власти необходимо выработать общий инструмент, способствующий созданию и развитию туриндустрии. Следует отметить, что отсутствие понимания необходимости координации и взаимодействия законодательных, исполнительных органов с другими участниками сферы туризма является одной из главных проблем, препятствующих развитию отрасли на всех уровнях: от муниципального до федерального. Инструментом, успешно решающим поставленную задачу, может стать Стратегия пространственного развития РФ, которая должна коррелировать и взаимоувязывать развитие туриндустрии на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по вертикальной и горизонтальной плоскости управления.

Постановлением правительства от 20 августа 2015 г. были регламентированы вопросы содержания, состава, разработки и утверждения Стратегии пространственного развития РФ, установлены правила осуществления мониторинга и контроля ее реализации. А 8 августа 2015 г. было утверждено постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов». Это постановление в рамках реализации Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» является инструментом, обеспечивающим согласованность проведения в территориальном и временном отношении мероприятий, предусмотренных Стратегией пространственного развития. Данное постановление объединяет Стратегию с отраслевыми документами стратегического планирования, стратегиями социально-экономического развития субъектов, генеральными схемами, плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, компаний и акционерных обществ с государственным участием.

 

Туризм как индустрия

Таким образом, стратегия развития туризма каждого региона должна быть согласована не только с федеральной Стратегией развития туризма, но и с отраслевыми стратегиями: в первую очередь Стратегией развития транспорта (из-за дальности расстояний в стоимости турпакета, формируемого на территории Российской Федерации, транспортная составляющая достигает 70%). Только так, развивая туротрасль на основе системного подхода, можно постепенно формировать и развивать в России туризм как индустрию. В этой ситуации необходимо в первую очередь привлекать к работе профессионалов, тех специалистов, которые действительно хорошо знают проблемы и стратегические направления развития отрасли изнутри. Только в этом случае проблема может начать решаться. Туризм сегодня – область реализации креативной экономики, поэтому работать в этой области должны профессионалы.

Учитывая особенности отрасли, туристскую сферу можно воспринимать как движущую силу (обладающую мощнейшим мультипликационным эффектом) развития региональной экономики как на территориях, имеющих статус депрессивных, так и на территориях, стремящихся обладать статусами креативных экономик. Задача государства – усилить и закрепить эту позитивную для российской экономики возможность: по расчетам экспертов, мультипликативный эффект для разных регионов России имеет средний показатель – 3,27. В связи с чем задачей государственной важности является создание в РФ системы туризма с конструктивно взаимодействующими элементами: государство, частный бизнес, некоммерческие и общественные организации.

Таким образом, с учетом использования системного подхода в России может быть создана мощнейшая туриндустрия, ориентированная как на внутреннего потребителя, так и на въездные турпотоки. Это возможно при условии нашего понимания, что туризм – это в первую очередь отрасль экономики, состоящая из объектов туристской инфраструктуры, разнообразного турпродукта и потребителя – туриста. А выделять в приоритете отдельные составляющие туристского продукта (транспорт, средства размещения или объекты показа) и пытаться таким образом развивать внутренний и въездной туризм – это стратегическая ошибка. Туризм как система включает в себя множество элементов, и только их слаженная работа и четкая координация способны стимулировать развитие отрасли экономики, обладающей колоссальным эффектом мультипликации, создать туриндустрию.

Сейчас в развитии российской туриндустрии наступил очень важный период открытых возможностей, когда население страны благодаря сложившейся конъюнктуре рынка и патриотическому подъему рассматривает возможность заменить зарубежные поездки на внутренние направления. Этот благоприятный период не будет длиться долго, поэтому за ближайшее время нужно предпринять комплекс мер, способных закрепить предпочтения соотечественников отдыхать в России.

Поскольку вопрос самообеспечения страны стратегически важными товарами и услугами является крайне важным, нельзя забывать и о возможностях использования ресурсов внутреннего туризма как импортозамещающего продукта. Необходимо еще раз обратить внимание: в соответствии с данными ЮНВТО российские граждане, участвуя в международном туризме, ежегодно вывозят из страны десятки миллиардов долларов. Например, по итогам 2014 года из страны было вывезено на $38 млрд больше, чем получено от въездного турпотока. Исправить ситуацию возможно через создание импортозамещающего туристского продукта. Использование туристского потенциала территорий, создание и продвижение региональных турпродуктов на основе имеющегося туристского потенциала – неисчерпаемые возможности развития, которыми может воспользоваться практически каждый субъект РФ.

Таким образом, подход к развитию регионального туризма с позиций импортозамещения является крайне актуальным, а создание регионального турпродукта должно стать одной из антикризисных мер каждого субъекта РФ. К сожалению, существующая программа импортозамещения пока не включает в перечень приоритетных отраслей сферу туризма. Мы все понимаем, что туризм – это перспективная отрасль экономики, которая может являться не только инструментом повышения качества жизни россиян, но и важной доходной статьей федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

 

Морские вести России №13 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика