Линейный сервис рефрижераторов
19.01.2016
Морской транспорт
Расчет себестоимости перевозок мороженой рыбы.
В. Збаращенко, начальник Главфлота Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР в период 1982-1988 гг.
Охотское море – Черное море – 11 000 миль
Расчетное судно: транспортный рефрижератор DWT 10 250 т, DWCC 8000 т по рыбе, все брейк-балк, в трюмах. Скорость 17 узлов, расход бункера на ходу IFO380 21 т в сутки, плюс 4 т в сутки MGO при работе холодильной установки и 2,5 т в сутки без холодильной установки как на ходу, так и на стоянке. Контейнеры (16 TEU) из расчета исключаются, так как из-за 200 т рыбы в этих контейнерах потребуется дополнительный заход в Петропавловск. Цена бункера принята по средней цене на май 2015 года 300 и 600$/t IFO380 и MGO соответственно. Курс доллара 54 руб. Расход бункера IFO380 21 т/с х 54 = 1134 т по 300$/т = $340 200.
Расход бункера MGO на ходу 2,5 т/с х 27 + 4,0 т/с х 27 = 175,5 и на стоянках 155 = 330,5 т по 600$/т = $198 300. Всего стоимость бункера за круговой рейс 98 суток, или 14 недель, 340 200 + 198 300 = $538 500.
Для обеспечения двухнедельной частоты линейного сервиса при продолжительности расчетного кругового рейса 98 суток, или 14 недель, необходимо постоянно держать на линии 7 транспортных рефрижераторов и иметь в распоряжении операторов линии портовый холодильник вместимостью около 8 тыс. тонн мороженой рыбы в одном из портов Черного моря.
Исходя из необходимости формирования предпосылок для активизации экономической деятельности Крыма и Севастополя, целесообразно рассмотреть вариант строительства такого холодильника в порту Севастополь, а строительство транспортных рефрижераторов включить в планы ССЗ «Залив» в Керчи.
Создание в Севастополе порта-хаба для обслуживания устойчивого грузопотока мороженой рыбы из ДВФО и генеральных грузов в восточном направлении, включая скоропортящиеся (мясо, детское питание, сыры), будет способствовать развитию экономики Крыма и Севастополя, загрузке порта и будущего моста через Керченский пролив.
Размещение заказов на строительство 7 транспортных рефрижераторов на заводе «Залив», расположенного в более благоприятных климатических условиях юга РФ по сравнению с другими ССЗ России, что снижает себестоимость судостроения, будет способствовать развитию судостроительного потенциала Крыма.
С целью использования опыта КНР по строительству рефрижераторных судов и формированию конкурентоспособного подхода к вопросам организации работ и ценообразования, а также использования кредитных ресурсов китайских банков представляется целесообразным рассмотреть возможность создания на базе ССЗ «Залив» в Керчи совместной судостроительной компании с одним из ведущих в этой области заводов КНР.
Острая необходимость создания постоянной и равномерной по году загрузки рефрижераторных линейных судов, а также исключения потерь промыслового флота во время путины вызывают необходимость в Петропавловске и Корсакове иметь достаточно мощные и вместительные холодильники, а ремонты и докование рефрижераторного транспортного флота линии планировать в периоды спада промысловой активности добывающего флота.
Условия финансирования и расчет амортизации за круговой рейс 98 суток
Финансирование строительства 7 транспортных рефрижераторов DWT 10 250 t, DWCC 8000 т для мороженой рыбы на 60% их стоимости на уровне $39 млн, то есть по $23,4 млн на судно, обеспечивают банки КНР на 10 лет под 5% годовых, что соответствует ежеквартальным платежам по каждому судну $746 961, или $8300 в сутки. Для кругового рейса 98 суток – это $813 400.
Первоначальный взнос (equity) по каждому судну на уровне 40% от стоимости ($40 млн) судна, то есть $15,6 млн, вносит заказчик (будущий судовладелец или инвестфонды РФ), и он же кредитует так называемые start up расходы на период строительства судов (содержание наблюдателей заказчика) около $0,5 млн на каждое судно из расчета строительства 7 судов в течение трех лет. Всего – $16,1 млн под 3% годовых при льготном периоде 10 лет с последующим погашением этого кредита в течение 4-5 лет.
Капитальные расходы (capex) на будущее докование (раз в три года, всего 3 докования по $100 тыс. и два ремонта (special survey) каждые 5 лет по $300 тыс., всего $0,9 млн также вносит заказчик на условиях 10-летнего льготного периода (grace period) под (zinsen) 3% годовых с полным возвратом этих инвестиций в течение 4-5 лет после расчетов по основному кредиту.
Дополнительная общая финансовая нагрузка по этому кредиту (equity) составит (15,6 + 0,5 + 0,9) х 0,03) около $510 000, за год или ежеквартально – $127 500, соответственно $1417 в сутки. Для кругового рейса 98 суток – это $138 833.
Амортизация (обслуживание кредитов) за круговой рейс 98 суток составляет
813 400 + 138 833 = $952 233. Соответственно за круговой рейс 101 сутки это $981 383.
Таблица 1. География кругового рейса Охотское море – Черное море
Порты захода |
Сутки |
D/a x 1000 $ |
Расход MGO, т |
Примечания |
---|---|---|---|---|
Новороссийск |
5 |
15 |
12,5 |
Погрузка генгруза |
Суец |
1 |
100 |
2,5 |
|
Сингапур |
1 |
5 |
2,5 |
Бункеровка, продукты |
Корсаков |
2 |
15 |
5,0 |
Выгрузка генгруза |
Петропавловск |
5 |
15 |
12,5 |
Выгрузка генгруза |
Промысел |
22 |
- |
88,0 |
Погрузка рыбы |
Сингапур |
1 |
5 |
4,0 |
Бункеровка, продукты |
Суец |
1 |
100 |
4,0 |
|
Новороссийск |
6 |
15 |
24,0 |
Выгрузка рыбы |
Всего |
44 |
280 |
155 |
|
На ходу 22 тыс. миль |
54 |
140 |
|
Антипират охрана |
Таблица 2. Ведомость себестоимости кругового рейса 98 суток
Статьи расходов |
$ х 1000 |
% |
---|---|---|
Амортизация (обслуживание кредитов) |
952,2 |
39,0 |
Страхование |
80,5 |
3,2 |
Бункер |
538,5 |
21,7 |
Дисб расходы в портах линии |
80,0 |
3,2 |
Суэцкий канал |
200,0 |
8,1 |
Антипират охрана |
140,0 |
5,6 |
Экипаж 25 человек |
230,0 |
9,3 |
Техобслуживание (без capex) |
190,0 |
7,7 |
Прочие, вкл. менеджмент $25 тыс. |
55,0 |
2,2 |
Всего себестоимость кругового рейса 98 сут. |
2466,2 |
100 |
Стоимость страхования за круговой рейс 98 суток
Страховая премия КАСКО и клубное страхование P&I. Всего $300 000 в год, что соответствует $80 548 за круговой рейс.
После завершения 10-летнего периода обязательств по обслуживанию основного кредита – $23,4 млн– судовладелец может направить освободившиеся амортизационные средства – около $3,5 млн в год на покрытие кредитов заказчика или/и обязательств перед инвестфондами.
Это позволит в течение 4-5 лет полностью освободить каждое судно от амортизационных финансовых обязательств и начать накопление средств для финансирования следующего поколения транспортных рефрижераторов. При условии работы судна не на уровне себестоимости, а с определенной положительной рентабельностью, допускаемой текущим фрахтовым рынком, финрезультаты работы судна будут выше.
При грузоподъемности судна DWCC 8000 тонн и полной ее утилизации в каждом рейсе за круговой рейс каждое судно перевезет в оба конца 16 000 т груза, что соответствует себестоимости перевозки одной тонны груза 2466,2: 16,0 = $154,14, или при курсе 54 руб./$ 8323,43 руб./т, или около 8,32 руб./кг из районов промысла в Охотском море до Новороссийска/Севастополя.
Для сравнения: при средней загрузке 20-футового контейнера 14 тонн и текущей цене за перевозку одного такого контейнера по желдороге Москва – Владивосток 116 000 руб., или 8286 руб./т, то есть около 8,3 руб./кг.
В соответствии с анализом текущего рынка перевозок рыбы по маршрутам Камчатка – Владивосток – Москва (море + желдорога) стоимость доставки 1 кг мороженой рыбы находится в коридоре 12-16 руб./кг. При уровне сложившихся тарифов по перевозкам мороженой рыбы из порта Новороссийск в Москву на уровне 5 руб./кг Южный маршрут через Суэцкий канал обеспечит общую себестоимость перевозки около 14 руб./кг, но от промыслов в Охотском море до Москвы.
За год флот из 7 судов при 2-недельной частоте сервиса перевезет не менее 200 тыс. тонн рыбы из Охотского моря на порты Черного моря. При промысловом потенциале ДВФО 2,5-3,0 млн тонн морепродуктов желдортранспортом в 2014 году из этого региона вывезено всего 631 тыс. тонн. Поэтому для морского флота на этом фрахтовом рынке места более чем достаточно.
Круговой рейс в летне-осенний период Архангельск – Петропавловск – Промысел – Петропавловск – Архангельск составит 67 суток и себестоимость перевозки 1 кг рыбы составит 5,6 руб., включая ледокольный сбор 1,2 руб./кг.
Западная морская линия Петропавловск – Калининград – 12 000 миль
На ходу 24 тыс. миль 59 суток.
Расход бункера IFO380 1239 т, MGO 192 т, стоимостью $576 150 за круговой рейс 101 суток, или 14,4 недели, частота линейного сервиса – 20 суток, или примерно каждые 3 недели.
Условия финансирования и расчет амортизации те же, но за круговой рейс 101 суток уровень амортизации (обслуживание кредитов) – $981 383.
Стоимость страхования в пересчете на круговой рейс 101 суток – $83 014.
При грузоподъемности судна DWCC 8000 тонн и полной ее утилизации в каждом рейсе за круговой рейс каждое судно перевезет 16 000 т груза, что соответствует себестоимости перевозки одной тонны груза 2272,5: 16,0 = $142,03, или при курсе 54 руб./$ это 7670 руб./т, или около 7,7 руб./кг из районов промысла до Калининграда.
Поэтому рассматриваемый проект перевозок морем как по Южному и Западному маршрутам, так и по более короткому маршруту – Севморпути (в летне-осеннее время) имеет право на более глубокое изучение и реализацию, так как позволяет рентабельно работать транспортным рефрижераторам и одновременно дополнит провозные способности РЖД и других видов транспорта на направлении Восток – Запад в дополнение к транссибирским маршрутам в прямых смешанных перевозках с морским транспортом в рамках государственной программы импортозамещения и улучшения транспортного обслуживания промышленных регионов Сибири и Дальнего Востока.
Таблица 3. География кругового рейса Петропавловск – Панамский канал – Калининград
Порты захода |
Сутки |
D/a x 1000 $ |
Расход MGO, т |
Примечания |
---|---|---|---|---|
Калининград |
5 |
15 |
12,5 |
Погрузка генгруза |
Панамский канал |
1 |
35 |
2,5 |
|
Корсаков |
2 |
15 |
5,0 |
Выгрузка генгруза |
Петропавловск |
5 |
15 |
12,5 |
Выгрузка генгруза |
Промысел |
22 |
- |
88,0 |
Погрузка рыбы |
Панамский канал |
1 |
35 |
|
|
Калининград |
6 |
15 |
24,0 |
Выгрузка рыбы |
Всего |
42 |
130 |
149 |
|
Таблица 4. Ведомость себестоимости кругового рейса 101 суток
Статьи расходов |
$ х 1000 |
% |
---|---|---|
Амортизация (обслуживание кредитов) |
981,4 |
43,2 |
Страхование |
83,0 |
3,6 |
Бункер |
576,1 |
25,4 |
Дисб расходы в портах линии |
80,0 |
3,5 |
Панамский канал |
70,0 |
3,1 |
Антипират охрана |
- |
- |
Экипаж |
237,0 |
10,4 |
Техобслуживание (без capex) |
190,0 |
8,4 |
Прочие, вкл. менеджмент $25 тыс. |
55,0 |
2,4 |
Всего себестоимость кругового рейса 98 сут. |
2272,5 |
100 |
Морские вести России №11 (2015)