Линейный сервис рефрижераторов - Морские вести России

Линейный сервис рефрижераторов

19.01.2016

Морской транспорт

Расчет себестоимости перевозок мороженой рыбы.

В. Збаращенко, начальник Главфлота Минморфлота и заместитель министра Морского флота СССР  в период 1982-1988 гг.

 

Охотское море – Черное море – 11 000 миль

Расчетное судно: транспортный рефрижератор DWT 10 250 т, DWCC 8000 т по рыбе, все брейк-балк, в трюмах. Скорость 17 узлов, расход бункера на ходу IFO380 21 т в сутки, плюс 4 т в сутки MGO при работе холодильной установки и 2,5 т в сутки без холодильной установки как на ходу, так и на стоянке. Контейнеры (16 TEU) из расчета исключаются, так как из-за 200 т рыбы в этих контейнерах потребуется дополнительный заход в Петропавловск. Цена бункера принята по средней цене на май 2015 года 300 и 600$/t IFO380 и MGO соответственно. Курс доллара 54 руб. Расход бункера IFO380 21 т/с х 54 = 1134 т по 300$/т = $340 200.

Расход бункера MGO на ходу 2,5 т/с х 27 + 4,0 т/с х 27 = 175,5 и на стоянках 155 = 330,5 т по 600$/т = $198 300. Всего стоимость бункера за круговой рейс 98 суток, или 14 недель, 340 200 + 198 300 = $538 500.

Для обеспечения двухнедельной частоты линейного сервиса при продолжительности расчетного кругового рейса 98 суток, или 14 недель, необходимо постоянно держать на линии 7 транспортных рефрижераторов и иметь в распоряжении операторов линии портовый холодильник вместимостью около 8 тыс. тонн мороженой рыбы в одном из портов Черного моря.

Исходя из необходимости формирования предпосылок для активизации экономической деятельности Крыма и Севастополя, целесообразно рассмотреть вариант строительства такого холодильника в порту Севастополь, а строительство транспортных рефрижераторов включить в планы ССЗ «Залив» в Керчи.

Создание в Севастополе порта-хаба для обслуживания устойчивого грузопотока мороженой рыбы из ДВФО и генеральных грузов в восточном направлении, включая скоропортящиеся (мясо, детское питание, сыры), будет способствовать развитию экономики Крыма и Севастополя, загрузке порта и будущего моста через Керченский пролив.

Размещение заказов на строительство 7 транспортных рефрижераторов на заводе «Залив», расположенного в более благоприятных климатических условиях юга РФ по сравнению с другими ССЗ России, что снижает себестоимость судостроения, будет способствовать развитию судостроительного потенциала Крыма.

С целью использования опыта КНР по строительству рефрижераторных судов и формированию конкурентоспособного подхода к вопросам организации работ и ценообразования, а также использования кредитных ресурсов китайских банков представляется целесообразным рассмотреть возможность создания на базе ССЗ «Залив» в Керчи совместной судостроительной компании с одним из ведущих в этой области заводов КНР.

Острая необходимость создания постоянной и равномерной по году загрузки рефрижераторных линейных судов, а также исключения потерь промыслового флота во время путины вызывают необходимость в Петропавловске и Корсакове иметь достаточно мощные и вместительные холодильники, а ремонты и докование рефрижераторного транспортного флота линии планировать в периоды спада промысловой активности добывающего флота.

Условия финансирования и расчет амортизации за круговой рейс 98 суток

Финансирование строительства 7 транспортных рефрижераторов DWT 10 250 t, DWCC 8000 т для мороженой рыбы на 60% их стоимости на уровне $39 млн, то есть по $23,4 млн на судно, обеспечивают банки КНР на 10 лет под 5% годовых, что соответствует ежеквартальным платежам по каждому судну $746 961, или $8300 в сутки. Для кругового рейса 98 суток – это $813 400.

Первоначальный взнос (equity) по каждому судну на уровне 40% от стоимости ($40 млн) судна, то есть $15,6 млн, вносит заказчик (будущий судовладелец или инвестфонды РФ), и он же кредитует так называемые start up расходы на период строительства судов (содержание наблюдателей заказчика) около $0,5 млн на каждое судно из расчета строительства 7 судов в течение трех лет. Всего – $16,1 млн под 3% годовых при льготном периоде 10 лет с последующим погашением этого кредита в течение 4-5 лет.

Капитальные расходы (capex) на будущее докование (раз в три года, всего 3 докования по $100 тыс. и два ремонта (special survey) каждые 5 лет по $300 тыс., всего $0,9 млн также вносит заказчик на условиях 10-летнего льготного периода (grace period) под (zinsen) 3% годовых с полным возвратом этих инвестиций в течение 4-5 лет после расчетов по основному кредиту.

Дополнительная общая финансовая нагрузка по этому кредиту (equity) составит (15,6 + 0,5 + 0,9) х 0,03) около $510 000, за год или ежеквартально – $127 500, соответственно $1417 в сутки. Для кругового рейса 98 суток – это $138 833.

Амортизация (обслуживание кредитов) за круговой рейс 98 суток составляет

813 400 + 138 833 = $952 233. Соответственно за круговой рейс 101 сутки это $981 383.

 

Таблица 1. География кругового рейса Охотское море – Черное море

Порты захода

Сутки

D/a x 1000 $

Расход MGO, т

Примечания

Новороссийск

5

15

12,5

Погрузка генгруза

Суец

1

100

2,5


Сингапур

1

5

2,5

Бункеровка, продукты

Корсаков

2

15

5,0

Выгрузка генгруза

Петропавловск

5

15

12,5

Выгрузка генгруза

Промысел

22

-

88,0

Погрузка рыбы

Сингапур

1

5

4,0

Бункеровка, продукты

Суец

1

100

4,0


Новороссийск

6

15

24,0

Выгрузка рыбы

Всего

44

280

155


На ходу 22 тыс. миль

54

140


Антипират охрана

 

Таблица 2. Ведомость себестоимости кругового рейса 98 суток

Статьи расходов

$ х 1000

%

Амортизация (обслуживание кредитов)

952,2

39,0

Страхование

80,5

3,2

Бункер

538,5

21,7

Дисб расходы в портах линии

80,0

3,2

Суэцкий канал

200,0

8,1

Антипират охрана

140,0

5,6

Экипаж 25 человек

230,0

9,3

Техобслуживание (без capex)

190,0

7,7

Прочие, вкл. менеджмент $25 тыс.

55,0

2,2

Всего себестоимость кругового рейса 98 сут.

2466,2

100

 

Стоимость страхования за круговой рейс 98 суток

Страховая премия КАСКО и клубное страхование P&I. Всего $300 000 в год, что соответствует $80 548 за круговой рейс.

После завершения 10-летнего периода обязательств по обслуживанию основного кредита – $23,4 млн– судовладелец может направить освободившиеся амортизационные средства – около $3,5 млн в год на покрытие кредитов заказчика или/и обязательств перед инвестфондами.

Это позволит в течение 4-5 лет полностью освободить каждое судно от амортизационных финансовых обязательств и начать накопление средств для финансирования следующего поколения транспортных рефрижераторов. При условии работы судна не на уровне себестоимости, а с определенной положительной рентабельностью, допускаемой текущим фрахтовым рынком, финрезультаты работы судна будут выше.

При грузоподъемности судна DWCC 8000 тонн и полной ее утилизации в каждом рейсе за круговой рейс каждое судно перевезет в оба конца 16 000 т груза, что соответствует себестоимости перевозки одной тонны груза 2466,2: 16,0 = $154,14, или при курсе 54 руб./$ 8323,43 руб./т, или около 8,32 руб./кг из районов промысла в Охотском море до Новороссийска/Севастополя.

Для сравнения: при средней загрузке 20-футового контейнера 14 тонн и текущей цене за перевозку одного такого контейнера по желдороге Москва – Владивосток 116 000 руб., или 8286 руб./т, то есть около 8,3 руб./кг.

В соответствии с анализом текущего рынка перевозок рыбы по маршрутам Камчатка – Владивосток – Москва (море + желдорога) стоимость доставки 1 кг мороженой рыбы находится в коридоре 12-16 руб./кг. При уровне сложившихся тарифов по перевозкам мороженой рыбы из порта Новороссийск в Москву на уровне 5 руб./кг Южный маршрут через Суэцкий канал обеспечит общую себестоимость перевозки около 14 руб./кг, но от промыслов в Охотском море до Москвы.

За год флот из 7 судов при 2-недельной частоте сервиса перевезет не менее 200 тыс. тонн рыбы из Охотского моря на порты Черного моря. При промысловом потенциале ДВФО 2,5-3,0 млн тонн морепродуктов желдортранспортом в 2014 году из этого региона вывезено всего 631 тыс. тонн. Поэтому для морского флота на этом фрахтовом рынке места более чем достаточно.

Круговой рейс в летне-осенний период Архангельск – Петропавловск – Промысел – Петропавловск – Архангельск составит 67 суток и себестоимость перевозки 1 кг рыбы составит 5,6 руб., включая ледокольный сбор 1,2 руб./кг.

 

Западная морская линия Петропавловск – Калининград – 12 000 миль

На ходу 24 тыс. миль 59 суток.

Расход бункера IFO380 1239 т, MGO 192 т, стоимостью $576 150 за круговой рейс 101 суток, или 14,4 недели, частота линейного сервиса – 20 суток, или примерно каждые 3 недели.

Условия финансирования и расчет амортизации те же, но за круговой рейс 101 суток уровень амортизации (обслуживание кредитов) – $981 383.

Стоимость страхования в пересчете на круговой рейс 101 суток – $83 014.

При грузоподъемности судна DWCC 8000 тонн и полной ее утилизации в каждом рейсе за круговой рейс каждое судно перевезет 16 000 т груза, что соответствует себестоимости перевозки одной тонны груза 2272,5: 16,0 = $142,03, или при курсе 54 руб./$ это 7670 руб./т, или около 7,7 руб./кг из районов промысла до Калининграда.

Поэтому рассматриваемый проект перевозок морем как по Южному и Западному маршрутам, так и по более короткому маршруту – Севморпути (в летне-осеннее время) имеет право на более глубокое изучение и реализацию, так как позволяет рентабельно работать транспортным рефрижераторам и одновременно дополнит провозные способности РЖД и других видов транспорта на направлении Восток – Запад в дополнение к транссибирским маршрутам в прямых смешанных перевозках с морским транспортом в рамках государственной программы импортозамещения и улучшения транспортного обслуживания промышленных регионов Сибири и Дальнего Востока.

 

Таблица 3. География кругового рейса Петропавловск – Панамский канал – Калининград

Порты захода

Сутки

D/a x 1000 $

Расход MGO, т

Примечания

Калининград

5

15

12,5

Погрузка генгруза

Панамский канал

1

35

2,5


Корсаков

2

15

5,0

Выгрузка генгруза

Петропавловск

5

15

12,5

Выгрузка генгруза

Промысел

22

-

88,0

Погрузка рыбы

Панамский канал

1

35



Калининград

6

15

24,0

Выгрузка рыбы

Всего

42

130

149


 

Таблица 4. Ведомость себестоимости кругового рейса 101 суток

Статьи расходов

$ х 1000

%

Амортизация (обслуживание кредитов)

981,4

43,2

Страхование

83,0

3,6

Бункер

576,1

25,4

Дисб расходы в портах линии

80,0

3,5

Панамский канал

70,0

3,1

Антипират охрана

-

-

Экипаж

237,0

10,4

Техобслуживание (без capex)

190,0

8,4

Прочие, вкл. менеджмент $25 тыс.

55,0

2,4

Всего себестоимость кругового рейса 98 сут.

2272,5

100

 

Морские вести России №11 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика