Система нуждается в оптимизации
12.01.2016
Транспортная политика
Автор рассматривает проблемы и базовые принципы нынешней системы транспортной безопасности, новации в ее правовом регулировании. Отмечается, что нормативные правовые акты не должны создавать необоснованных препятствий для осуществления перевозок грузов, пассажиров и работы экипажей транспортных средств.
Сергей Дмитриев, д.ю.н.
Признаюсь, полагал, что после успешного окончания зимней Олимпиады в Сочи будут смягчены чрезмерно жесткие требования к хозяйствующим субъектам в отношении обеспечения ими так называемой транспортной безопасности (ТБ). К сожалению, этого не произошло. Более того, по данным Минтранса, МВД, ФСБ и других ведомств России, созданная в нашей стране система транспортной безопасности продолжает «развиваться и действует эффективно», усилена ответственность за нарушение «порядков и правил, установленных в области обеспечения ТБ»1; утверждается, что «к настоящему времени Россия первой в мире реализовала комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте»2. Ни одна другая страна не может себе позволить ничего подобного, хотя уровень соответствующих угроз здесь нередко значительно выше, чем в России, и именно эти страны в свое время были инициаторами формирования системы ТБ3.
На пределе рентабельности
Исследования, проведенные нами в течение 2012-2015 гг., показывают, что одновременно с этим растет недовольство владельцев и сотрудников большинства транспортных предприятий, поскольку они вынуждены идти на дополнительные затраты, связанные с реализацией мер, которые не имеют отношения к ТБ как таковой4. Действительно, анализ правовых установлений в области ТБ дает основания полагать, что их основной целью является нечто иное, как предотвращение терактов. Аргументация инициаторов и разработчиков нормативных правовых актов антитеррористической направленности относительно проста – переживаемый Россией исторический этап является крайне сложным, и страх стать жертвой преступления занимает одно из ведущих мест в структуре гражданских тревог населения.
Однако мы обязаны учесть, что нельзя стричь под одну гребенку, например, многострадальную гражданскую авиацию и автомобильный транспорт, надежная антитеррористическая защита которого практически невозможна в силу его беспрецедентной автономности и включенности практически во все процессы жизнедеятельности граждан.
Конечно, нормы международного права предусматривают, что каждое государство может при определенных обстоятельствах усиливать систему безопасности по своему усмотрению.
Но при этом следует принимать во внимание то обстоятельство, что имеющиеся средства приходится «перекачивать» из сфер эксплуатации, ремонта, технического обслуживания транспортных средств (ТС), обеспечения безопасности дорожного движения, полетов, мореплавания и предупреждения производственного травматизма (где количество погибших и пострадавших исчисляется десятками тысяч) в область борьбы с терроризмом. Причем это сопровождается существенным сокращением объема грузооборота. И немудрено, поскольку, работая в большинстве случаев на пределе рентабельности, транспортные предприятия вынуждены расходовать триллионы рублей на обеспечение ТБ. И это не преувеличение. Например, дополнительные затраты на специальное оборудование и монтажные работы в одном пассажирском автобусе составят не менее 140 тыс. рублей, в пассажирском железнодорожном вагоне – более 1,2 млн рублей. В целом же для реализации требований по обеспечению ТБ, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и ТС, только для ОАО «РЖД» в текущем году дополнительно потребуется 570 млрд рублей (стоимость ДВУХ мостов на полуостров Крым), для авиакомпании «Трансаэро» – 23 млрд рублей, ОАО «Барнаульский автовокзал» – 5,6 млрд рублей и т.п. Невероятно, но факт – расходы по обеспечению ТБ в аэропортах 1-й категории в 2014 году составили от 61% до 99% от их доходов, а на аналогичных предприятиях 2-й категории даже превысили доходы на 30%!5
«Пока гром не грянет – мужик не перекрестится» – это, на мой взгляд, вполне разумный и допустимый алгоритм поведения хозяйствующих субъектов некоторых сфер транспорта, поскольку система обеспечения государственной и общественной безопасности России и без того гипертрофирована. Разумеется, нет предела и ее совершенству, но надо считаться с существующими ресурсными ограничениями и сложившимися реалиями. Например, с момента развала СССР ни в одном из морских портов России не было зарегистрировано ни единого теракта, чего, к сожалению, нельзя сказать о десятках тысяч аварий и несчастных случаев, происшедших вследствие «прозаических» эксплуатационных правонарушений и многочисленных дефектов производственной инфраструктуры. Были теракты на железнодорожном транспорте, но в сотни раз больше аварий с тяжкими последствиями здесь происходило и происходит вследствие отвратительного качества новых вагонов и неквалифицированных действий персонала, обслуживающего пути.
Мои оппоненты из «силовых» ведомств утверждают, что ими ежегодно фиксируются тысячи так называемых «актов незаконного вмешательства – противоправных действий или бездействий, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекших за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавших угрозу наступления таких последствий» (АНВ)6. Согласно пресс-релизам транспортных ведомств на объектах транспорта были пресечены несколько тысяч АНВ, в том числе имеющих некие «признаки террористической направленности». Но впечатляющие статистические данные о количестве задержаний подозреваемых и правонарушителей – это одно, а правильная правовая квалификация деяний и процессуальное доказательство преступных намерений – совершенно иное.
В материалах административных расследований по фактам АНВ преимущественно фигурируют: несанкционированный проход и проезд по территории объектов, передача персоналу объектов вполне безобидных вещей бытового характера, мелкие кражи, распитие алкогольных напитков и другие правонарушения, не имеющие отношения к утвержденному перечню потенциальных угроз совершения АНВ (угрозы захвата, взрыва, размещения взрывных устройств, поражения опасными веществами, блокирования объекта, а также хищения элементов транспортной инфраструктуры, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц)7.
Разрастание системы
Разрастание системы ТБ обусловливает стремление госучреждений, привлекаемых в качестве разработчиков, исполнителей, экспертов и координаторов тех или иных мероприятий, предусмотренных федеральными либо региональными программами, решать под эгидой транспортной безопасности лишь те задачи, которые в наибольшей мере отвечают их собственным потребностям и позволяют получить дополнительные кадровые, материально-технические ресурсы, а также укрепить свой административно-правовой статус. Организационно-структурная независимость и узкая специализация данных учреждений в условиях относительной автономии на различных этапах функционирования объективно порождает множество противоречий между ними и интересами транспортной системы в целом. И это не случайно. Например, в ряду органов, обеспечивающих ТБ авиапредприятий, мы видим подразделения ФГУП УВО Минтранса РФ, линейные органы полиции, вневедомственную охрану МВД РФ, службу авиационной безопасности аэропортов. На многих железнодорожных вокзалах вы обязательно встретитесь с группами досмотра пассажиров и багажа, работу которых сопровождают сотрудники полиции, ведомственной охраны РЖД, частных охранных предприятий и даже казачьих формирований.
В дополнение к традиционным объектам транспортникам приходится сооружать и содержать дорогостоящие зоны досмотра, сами по себе создающие опасные скопления людей; возводить заборы вокруг железнодорожных и автомобильных вокзалов, тем самым увеличивая число возможных жертв при пожарах и взрывах, осложняя проведение последующей эвакуации и спасательных работ; монтировать на объектах и ТС специальное оборудование, стоимость которого нередко превышает остаточную стоимость самих объектов. При этом они обязаны уметь «выявлять неподготовленного нарушителя в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ»; «образовать подразделения транспортной безопасности для защиты объектов, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные для круглосуточного выполнения своих задач по реагированию на подготовку совершения или совершение АНВ в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объектов»; «передавать выявленных нарушителей представителям МВД одновременно в любых двух участках зоны транспортной безопасности и зоны свободного доступа на объект в течение 15 минут с момента их задержания»8 и т.д. и т.п.
Под воздействием мощного лобби силовиков понятие «безопасность общества и государства» во все большей степени возвращает себе былой сакральный смысл и вынуждает сугубо гражданские ведомства изощряться в проявлении бдительности и рвения на зависть офицерам спецназа. Недавно правительство и Минтранс России «порадовали» очередным пакетом новейших требований в части отбора и профессиональной подготовки лиц, имеющих отношение к обеспечению ТБ в хозяйствующих субъектах. Например, отныне к качествам, «необходимым для достижения приемлемых показателей в конкретной профессиональной деятельности» сотрудников, причислены:
- интеллектуальное развитие, способность к логическим суждениям и умозаключениям, к четкому изложению информации в устной и письменной форме;
- эмоциональная устойчивость, уравновешенность, самоконтроль поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;
- высокий уровень волевой регуляции поведения, энергичность, выдержка, смелость, решительность, настойчивость, целеустремленность, высокая работоспособность;
- внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, чувство долга и ответственность;
- высокий уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;
- зрелость личности, способность брать на себя ответственность за принятие решения, за свои действия и поступки;
- умение определять приоритеты и последовательность решения проблем;
- самостоятельность, уверенность в своих силах при высоком уровне самокритичности;
- адекватная самооценка, устойчивая мотивация к достижению успеха на основе самореализации и саморазвития в конкретной профессиональной деятельности;
- стрессоустойчивость в экстремальных ситуациях и т.п.9
К тому же данный контингент должен обладать безукоризненной физической подготовкой, которая должна периодически тестироваться на основе утвержденных норм10.
Практика имитации
Впечатляет! «Войны выигрывают учителя» – говаривал незабвенный О. Бисмарк. Однако где объективные оценки реальных возможностей повсеместного выполнения указанных требований? Где найти таких достойных кандидатов и, главное, какую зарплату и за чей счет им предложить? На практике в подавляющем большинстве случаев реализация подобных мероприятий носит сугубо имитационный характер – на объектах разработаны и утверждены соответствующие планы обеспечения ТБ, сформирован и направлен на длительное и дорогостоящее обучение персонал, имеются соответствующие системы дистанционного наблюдения. Но где соответствующая инфраструктура? Следуя современным требованиям защищенности объектов (общего пользования!), мы обязаны строить чуть ли не средневековые замки с высоченными стенами, башнями и рвами. В противном случае остальные компоненты системы ТБ теряют смысл. Сейчас при желании вы можете: проникнуть в морской порт на скоростном гидроцикле, параплане или используя акваланг; беспрепятственно пройти на железнодорожную станцию со стороны путей, «подныривая» под вагоны, преодолев примитивные ограждения, минуя «рамки», аппаратуру досмотра багажа, десятки дотошных досмотрщиков, охранников, полицейских и т.п. Лица, заинтересованные в совершении терактов или суицида с использованием ТС общего пользования, могут относительно легко устроиться на работу в той или иной сфере транспортного комплекса, используя современные возможности легализации своего пребывания или проживания в любом регионе РФ. И никакие кадровые «фильтры» здесь не помогут, если тот или иной индивид не попадал в соответствующие базы данных правоохранительных органов.
Попытаемся ответить на вопрос: если в переполненных пригородных поездах России нередко свыше 50% пассажиров составляют зайцы с многолетним стажем, то насколько эффективна система контроля допуска лиц, перевозимых по железным дорогам? Несмотря на введение дорогостоящей Единой централизованной государственной автоматизированной информационной системы обеспечения ТБ, предполагающей ведение обязательного учета персональных данных о пассажирах различных видов транспорта11, любой из вас может свободно переехать из одного региона страны в другой, уплатив за проезд непосредственно водителю автобуса и минуя всяческую регистрацию. Примеров превращения «китайских стен ТБ» в фикции несть числа.
В последнее время среди представителей силовых структур стало модным апеллировать к известному высказыванию императора Александра III о том, что у России есть только два союзника – могучие армия и флот. Согласиться с этим невозможно, поскольку оба названных компонента являются прямым порождением мощной экономики страны, и в частности ее коммуникационной сферы, включая транспорт. Мы обязаны считаться с тем, что в отличие от силовиков, в основном пребывающих в режиме «ожидания возможных эксцессов», транспортникам приходится ежечасно заниматься не только обеспечением экономической эффективности собственного труда, но и выполнять огромное количество предписаний по вопросам обеспечения безопасности перевозок грузов и пассажиров, по соблюдению экологических требований, а также по охране собственности. И это способствует укреплению обороноспособности страны, спасению жизни и здоровья людей не меньше, чем массированная борьба с преступностью в традиционном ее понимании. Ведь в конечном итоге актуальность любой проблемы определяется числом погибших и пострадавших по той или иной причине.
Бремя транспортных издержек
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что программу обеспечения ТБ налогоплательщикам приходится выполнять в непростых экономических условиях. И дело не только в санкциях ЕС и США – стагнация промышленного и сельскохозяйственного производства в России идет с 2012 года. Лидируя по величине территории и толерантности по отношению к коррупции среди европейских стран, наша страна с объемом ВВП менее 2% от общемирового является импортозависимой и ориентированной на экспорт природных ресурсов. Причем, в силу ряда объективных природно-климатических и социально-экономических факторов, высокотехнологичное производство в условиях рынка здесь более уязвимо, а демультипликатор добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности пока на порядок меньше, чем в развитых странах. Чрезвычайно важно немедленно реагировать на то, что доля транспортных затрат по многим видам отечественной продукции нередко доходит до 30%. В итоге по индексу логистического обеспечения (LPI) Россия заняла 90-е место в мире12. А ведь одно лишь снижение транспортных издержек хотя бы на 10% могло бы способствовать увеличению товарооборота примерно на $200 млрд. Несмотря на резкую критику со стороны президента РФ, до сих пор не решена острейшая проблема финансирования пригородного железнодорожного сообщения; непрерывно растет стоимость проезда на всех видах транспорта, ограничивая и без того низкую мобильность населения; по показателю транспортной доступности регионы России различаются более чем в 100 раз, а по плотности сети автомобильных дорог с твердым покрытием – до 400 раз.
Судя по докладу председателя правительства РФ в Государственной Думе, а также по данным, представленным Минфином РФ, доходы бюджета в текущем году снизятся на 2,6 трлн рублей, инфляция составит 12,2%, предполагаемый отток капитала превысит 110 млрд13. Падает добыча нефти, угля и других «весомых» полезных ископаемых. Как следствие, происходит резкое снижение спроса на услуги транспортного комплекса. По сведениям Минтранса РФ, ожидается сокращение коммерческих перевозок на 2,8%, грузооборота на 2%, пассажирооборота на 6%. Но это оптимистические оценки федеральных ведомств. По данным «РосБизнесКонсалтинга», падение спроса на транспортные услуги составит 17%, грузооборота – на 7,4%, импорта – на 34%14. Замечу, что ситуация усугубляется наличием квазиконкуренции и искусственно созданным профицитом вагонов на железнодорожном транспорте, запредельными параметрами допустимого общего веса и осевых нагрузок для грузового автотранспорта, неразвитостью инфраструктуры15, ростом стоимости топлива для ТС и множеством других «доморощенных» факторов. Например, доля налоговых платежей в бизнесе достигает 40%. Интегральный коэффициент использования подвижного состава на всех видах транспорта едва достигает 0,2-0,3, а фрахт иностранных ТС бывает значительно выгоднее из-за их меньшей цены, меньших платежей по лизингу, относительно быстрого возврата НДС и эффективной поддержки бизнеса со стороны соответствующих государств.
«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительности и неблагоразумия частных лиц, но часто беднеют из-за расточительности и неблагоразумия власти», – утверждал великий А. Смит. Очевидно, что транспортная система России находится в глубоком кризисе, но, несмотря на это, ведомства наращивают вал требований в области ТБ, игнорируя принципиальные «банальности» сосуществования в современном мире. Многие федеральные чиновники не желают считаться с тем, что любой бизнес не может быть ни «благородным», ни «патриотичным». Если он теряет экономическую эффективность, то без посторонней подпитки обязательно становится банкротом или поглощается.
Только в условиях процветания производителя страна получает весомого налогоплательщика, в том числе способного на проявления столь желаемой «пассионарности». Немаловажно и то, что в условиях глобализации внешние долги можно выплатить только за счет экспорта. Надежды на импортозамещение и автономное существование в значительной степени иллюзорны, ибо на планете давно и безраздельно главенствует принцип разделения труда, причем это с полным правом можно отнести даже к сфере ВПК. Логические порождения данного принципа (ВТО, МВФ, МБР, ЭКОСОС) полезны и необходимы, поскольку способствуют (несмотря на нарастающие стенания антиглобалистов) расширению социально-экономических связей, привлечению инвестиций, снижению издержек, повышению качества продукции, устранению дискриминации в торговле и производстве, а также решению спорных вопросов в рамках международного права, которое, несмотря на громогласные заявления псевдопатриотов различного толка, не увядает.
Следует отметить, что наличие в России множества «актуальных», «социально и политически важных», юридически «совершенных» нормативных правовых актов, а также их повсеместная формальная реализация не могут сами по себе признаваться индикаторами готовности страны к решению проблем ТБ. Появившийся в данной сфере тренд – создание параллельного правоохранительного канала борьбы с терроризмом за счет сугубо «гражданских» структур – лишь способствует усилению правового нигилизма среди представителей хозяйствующих субъектов.
Из практики известно, что очередность решения тех или иных проблем зависит не только от того, насколько точно удается прогнозировать тот или иной социальный процесс, но и от степени убедительности демонстрации его последствий. Но необходимые в данном случае научно-исследовательские работы практически не финансируются, хотя речь идет о сферах, основанных на множестве социально-экономических, психофизиологических и правовых связей и отличающихся наличием множества нормативных, информационных и других неопределенностей. Кроме того, нет универсальных методик эмпирической и экспериментальной оценки действия большинства факторов сферы ТБ даже в наиболее вероятных ситуациях. Не приходится удивляться, что при всем внешнем благородстве и «очевидности» целей стратегические решения во многом умозрительны и зачастую формируются под влиянием «насущных потребностей сегодняшнего дня» при доминировании политической составляющей. Полагаться на декларации в данном случае чрезвычайно опасно, поскольку они, к сожалению, далеко не всегда совпадают с действительными целями их авторов.
В рамках целевых программ
Данное обстоятельство создает благоприятную почву для проявлений субъективизма, лоббирования ведомственных интересов и в конечном итоге ведет к гигантским экономическим и моральным потерям. Поэтому проблемы обеспечения ТБ следует решить в рамках федеральных законов «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О Федеральной службе безопасности», «О полиции», поскольку противодействие терроризму, включая его предупреждение, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, должно быть исключительной сферой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Персонал транспортных предприятий должен обеспечивать: безопасность движения ТС, людей и грузов; защиту окружающей среды в процессе эксплуатации ТС; надежную охрану своей собственности и, разумеется, оказывать возможное и всесторонне обоснованное содействие правоохранительным органам в профилактике терроризма.
P.S. Редакция предлагает продолжить дискуссию на страницах газеты по столь актуальной теме.
1. См. ст. 11.15.1 и ст. 11.15.2 КоАП РФ, ст. 263.1 УК РФ.
2. Инспектор – фигура ключевая // Транспорт России, 23-29 марта 2015 г., с. 5.
3. См., например: The International Ship and Port Facility Security (ISPS) Code: adopted on 12 December 2002, by resolution 2 of the Conference of Contracting Governments to the International Convention for the Safety of Life at Sea.
4. См. Дмитриев С.Н. Проблемы правового регулирования транспортной безопасности // Транспорт Российской Федерации, № 4, 2014; Проблемы обеспечения безопасности портовой инфраструктуры // Транспортное право, № 1, 2014; Новации в законодательстве о транспортной безопасности: Вестник транспорта № 4, 2014; Проблемы правового обеспечения антитеррористической защиты морских портов: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика», Краснодар, 17-18 мая 2013 года. – Краснодар, издательство Краснодарского университета МВД России, 2013 и др.
5. Лобов В. Выстоять в условиях нестабильности // Транспорт России, 19 марта, 2015, с. 1; Полякова И. Управление риск-менеджментом // Транспорт России, 10 мая, 2015, с. 8.
6. См. ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (в ред. 2014 г.).
7. Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: Утв. Приказом Минтранса, ФСБ и МВД России от 5 марта 2010 г. № 52/112/134.
8. См., например: Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: Утверждены Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41; Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта: Утверждены Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 43 и др.
9. Приказ МТ РФ от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»; Приказ Минтранса России от 21 августа 2014 года № 231 «Об утверждении требований к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения ТБ, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения ТБ, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения ТБ, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения ТБ применительно к отдельным видам транспорта»; Приказ Минтранса России от 25.09.2014 № 269 «Об утверждении Порядка проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием тест-предметов и тест-объектов органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов Федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов»; Постановление Правительства РФ от 15.11.2014 № 1209 «О специальных средствах, видах, типах и моделях служебного огнестрельного оружия, патронов к нему и нормах обеспечения ими работников подразделений транспортной безопасности и об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками подразделений транспортной безопасности».
10. Приказ Минтранса России от 08.09.2014 № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения ТБ».
11. См. ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ (с изм. и доп.).
12. См. пресс-релиз МБРР от 20 марта 2014.
13. См. отчет правительства о результатах работы в 2014 году (Государственная Дума СФ РФ, Москва, 21 апреля 2015).
14. Южным портам – больше мощности // Морские порты, № 2, 2015 – с. 52.
15. Например, не обеспечивается ритмичная подача вагонов в морские порты и т.п.
Морские вести России №8 (2015)