Планы Минтранса – планы бизнеса - Морские вести России

Планы Минтранса – планы бизнеса

02.12.2015

Транспортная политика

Планы Минтранса – планы бизнеса

18 марта 2015 года в Санкт-Петербурге состоялась 28-я ежегодная Конференция членов Ассоциации морских торговых портов (АСОП), на которой были рассмотрены отчет о деятельности АСОП за прошедший год и приоритетные направления деятельности на ближайшую перспективу, организационные вопросы – о членстве в АСОП, о полномочиях выборных органов АСОП, об утверждении годового отчета и годового бухгалтерского баланса АСОП и т.д.

На конференции также были вручены награды членам совета директоров Ассоциации в честь 10-летия Росморречфлота и лауреатам конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» в 2014 году. На конференции присутствовали представители администрации Санкт-Петербурга, федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, контролирующих и надзорных служб и ведомств, общественных организаций. Вел заседание президент АСОП Олег Терехов.

Владимир Михайлов

 

Приветствия и оценки

В начале Конференции с приветственным словом к участникам обратился представитель власти Морской столицы – заместитель председателя комитета по транспорту администрации Санкт-Петербурга Алексей Львов. Он, в частности, отметил, что прошедший год был не простым, в нем «было много вызовов». По его словам, тяжелая внешнеполитическая и внешнеэкономическая ситуация довольно серьезно сказалась на внешней торговле, а морской транспорт и морские порты, по сути, в первую очередь ощутили эти изменения. Однако, как заметил представитель Санкт-Петербурга, в целом все бассейны страны справились с этим вызовом.

«Если говорить о Большом порте Санкт-Петербург, то у нас тоже произошло достаточно существенное событие – мы наконец преодолели психологическую планку в 60 млн тонн, рост составил 6%, – добавил А. Львов. – И мы надеемся, что в дальнейшем грузооборот по-прежнему будет расти, особенно если учесть, что в этом году у нас также ожидается знаковое событие – открытие первой очереди аванпорта Бронка. В сентябре-октябре этого года мы ожидаем первый заход судна».

От лица правительства Санкт-Петербурга А. Львов пожелал хорошей работы Конференции АСОП, эффективного обсуждения поднимаемых вопросов и продолжения взаимодействия, а также выразил готовность к эффективному взаимодействию с бизнесом.

Затем от Федерального агентства морского и речного транспорта перед участниками Конференции выступил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк. Он отметил, что в прошедшем году портовая отрасль продолжила поступательное развитие: увеличился объем перевалки почти на 6%, приросли портовые мощности на 22,5 млн тонн. Кроме того, по словам К. Стасюка, прошлый год был богат событиями – это и Олимпиада в Сочи, где был реконструирован порт, введены в эксплуатацию новые круизные и грузовые причалы (Имеретинский район), и главное событие года – вхождение в состав РФ Крыма и Севастополя, которое определило перед отраслью новую повестку дня.

Замруководителя Росморречфлота проинформировал, что 27 января правительством РФ был утвержден первоочередной план антикризисных мероприятий, на его основе в Агентстве разработан свой план первоочередных антикризисных мер в отрасли. Как резюмировал К. Стасюк, суть отраслевых антикризисных мер сводится к тому, что Росморречфлотом будут формироваться резервные фонды в связи с сокращением объема бюджетных инвестиций во все объекты капитального строительства, в том числе и портовой инфраструктуры. «На первый план сегодня выходят инвестиции внебюджетного характера, и здесь мы рассчитываем на вашу поддержку и взаимопонимание», – подчеркнул представитель Агентства, обращаясь к бизнесу.

«На недавнем Экспертном совете Росморречфлота речь шла о возможности возвращения к системе, которая существовала до 2008 года, – уплаты портовых сборов в иностранной валюте. Мы совместно с Минтрансом и ФСТ в ближайшее время рассмотрим этот вопрос. Считаем, что в связи с резким изменением курса доллара это будет дополнительным источником для развития портовой инфраструктуры, – продолжил К. Стасюк. – Свою позицию мы направили в АСОП и, можно сказать, получили поддержку. Но, конечно, вопрос этот дискуссионный и не простой, он будет еще рассматриваться на всех уровнях».

В завершение замруководителя Росморречфлота пожелал участникам Конференции плодотворной дискуссии и пригласил к дальнейшему широкому обсуждению проблем отрасли на других площадках с участием Росморречфлота.

 

Итоги – 2014

С отчетом о работе Ассоциации морских торговых портов за 2014 год выступил исполнительный директор АСОП Серик Жусупов. Вначале он привел итоги работы морских портов РФ за 2014 год, отметив, что в отрасли сохраняется тенденция роста грузооборота. По итогам года грузооборот российских портов увеличился на 5,7% и достиг практически 630 млн тонн, из них сухогрузы – около 293 млн тонн (+14%), наливные грузы – порядка 331 млн тонн (на уровне предыдущего года). При этом экспорт составил 491 млн тонн (+6,7%), импорт – около 40 млн тонн (-6%), транзит – 47,5 млн тонн (+1,5%), каботаж – 41 млн тонн (+13,3%). Ситуация по бассейнам: Дальневосточный – объем грузопереработки составил 162,5 млн тонн (+12,5%), Азово-Черноморский – 194 млн тонн (+11%), Балтийский – 223 млн тонн (+3,5%), Каспийский – 7,9 млн тонн (+0,8%), Арктический – около 35 млн тонн (незначительное снижение за счет сокращения перевалки наливных грузов).

«Нужно отметить, что после проведения в прошлом году выездного заседания Совета директоров АСОП в Астрахани и обращения внимания на проблемы загрузки портов Каспийского бассейна, очевидно, благодаря общим усилиям Минтранса, Росморречфлота, других федеральных структур наметился перелом в ситуации по загрузке каспийских портов – за первые два месяца текущего года у портов Астрахань, Оля и Махачкала отмечен устойчивый рост грузооборота в процентах», – добавил С. Жусупов.

Исполнительный директор АСОП напомнил, что за отчетный период деятельность Ассоциации осуществлялась в соответствии с программой, принятой на предыдущей Конференции АСОП, а также по плану мероприятий, согласованному в рамках соглашения АСОП и Министерства транспорта РФ. Данный план мероприятий формируется ежегодно и в его рамках осуществляется основная работа Ассоциации и ее рабочих комитетов. Кроме того, в 2014 году Ассоциация осуществляла работу по выполнению мероприятий, предусмотренных соответствующими распоряжениями правительства РФ, – об улучшении транспортной ситуации в морских портах и о повышении конкурентоспособности российских морских портов (по ряду мероприятий, связанных с этими распоряжениями Ассоциация является соисполнителем). 

Далее С. Жусупов остановился на основных направлениях, которыми занимались специалисты Ассоциации. Прежде всего это поправки в Федеральный закон «О морских портах в РФ» и в «Устав железнодорожного транспорта».

В частности, исполнительный директор АСОП сказал: «Хотелось бы обратить внимание на основные элементы, которые нашли отражение в данном законе. Это вопросы, связанные с урегулированием взаимоотношений с железнодорожным перевозчиком, которые предусматривают формирование единой нормативно-правовой базы в виде заключения договора между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком на базе типового договора, который должен быть составной частью нормативно-правовых документов данного закона».

Что касается Устава железнодорожного транспорта, С. Жусупов отметил следующее: «Также достаточно большой объем работ был проведен по Уставу железнодорожного транспорта, по нормативно-правовым актам, разработанным в рамках Устава. Прежде всего это Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и взаимоотношений между оператором морского терминала и железнодорожным перевозчиком. К сожалению, не удалось реализовать все предложения, подготовленные Ассоциацией в рамках новой редакции Устава, который вступает в действие с 1 апреля. Но полагаем, что изменения в Устав, подготовленные Минтрансом России и предусматривающие введение понятия оператора морского терминала и необходимость заключения единого договора на базе типового, позволят разрешить все те проблемы, которые в настоящий момент возникают в наших взаимоотношениях».

Следующий достаточно важный вопрос, о котором проинформировал С. Жусупов, – вопрос, связанный с водопользованием. В последнее время участилась практика навязывания со стороны органов водных ресурсов заключения договоров водопользования, проведения аукционов на акватории морских портов, что существенно осложняет работу операторов морских терминалов, вводит определенные элементы дестабилизации. По словам С. Жусупова, для того чтобы исключить это, а также двоякое толкование нормативных актов, предусмотрено внесение соответствующих изменений в Водный кодекс и в Кодекс торгового мореплавания, которые исключат возможность проведения конкурсов на участки водной акватории, прилегающие к причалам операторов морских терминалов либо находящиеся в других районах акватории, связанных с судоходством.

Далее С. Жусупов остановился на таких важных направлениях работы АСОП в области законодательства, как Таможенный кодекс, Налоговый кодекс, Федеральный закон о транспортной безопасности, ценовое регулирование деятельности портов как субъектов естественных монополий и других.

В отношении Федерального закона о транспортной безопасности он, в частности, сказал: «В развитие Федерального закона №16 в 2014 году вышел 15-ФЗ, который внес ряд изменений в ранее действующий закон. При этом одно из основных достижений, которого нам удалось добиться при формировании нового 15-ФЗ, – то, что предусмотрена возможность разработки единого плана охраны объекта транспортной инфраструктуры, составной частью которого является план охраны объекта портового средства. Таким образом, происходит совмещение требований, предусмотренных международным законодательством по Кодексу охраны судов и портовых средств и законом о транспортной безопасности, тем самым унифицируется и подход к оценке уязвимости, и непосредственно сама разработка плана охраны».

Касаясь работы над изменениями в Налоговый кодекс, исполнительный директор АСОП отметил, что данная работа практически завершена на уровне Министерства транспорта, пройдены все необходимые согласования, и скоро данные изменения будут внесены на рассмотрение в правительство. Предлагаемые АСОП налоговые изменения касаются учета затрат операторов морских терминалов на строительство, развитие и содержание объектов пунктов пропуска через государственную границу РФ. Внесение изменений в Налоговый кодекс позволит учесть в расходах  часть затрат по содержанию, безвозмездной передаче объектов пунктов пропуска государственным органам (то есть налогооблагаемая прибыль будет уменьшаться на сумму понесенных затрат).

В завершение выступления С. Жусупов подчеркнул, что успешная работа Ассоциации была бы невозможна, если бы представители АСОП активно не участвовали в различного рода профильных общественных организациях, правительственных комиссиях, комитетах и экспертных советах при правительстве, федеральных органах исполнительной и законодательной власти. «Мы этому уделяем особое внимание, что позволяет нам успешно защищать интересы портового бизнеса, ставить вопросы перед правительством, Государственной Думой, те вопросы, которые необходимо решать для обеспечения условий развития портовой отрасли», – сказал С. Жусупов. Он также поблагодарил представителей Минтранса России, других федеральных и региональных органов исполнительной власти за поддержку, которую они оказывают в работе Ассоциации, и пожелал всем успехов на благо развития портовой отрасли страны.

Затем подробные отчеты по направлениям работы АСОП представили руководители рабочих комитетов Ассоциации: Александр Алексеенко – председатель комитета по экономике и социальным вопросам, Марина Маленьких – председатель комитета по коммерческо-правовым вопросам, Геннадий Иванов – председатель комитета по технологии и механизации, Дмитрий Морозов – председатель комитета по инвестиционным программам развития портовой инфраструктуры и производственным вопросам.

Перед участниками Конференции также выступили представители федеральных и региональных органов исполнительной власти: Елена Свинцова – начальник отдела портов Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, Александр Тимофеев – начальник отдела паспортизации и мониторинга Северо-Западного территориального управления Росграницы, Станислав Шеклинский – начальник отдела по внедрению перспективных таможенных технологий Службы организации таможенного контроля Северо-Западного таможенного управления, и другие. 

 

Награды и победители

В ходе конференции состоялось награждение представителей Ассоциации в честь 10-летия образования Федерального агентства морского и речного транспорта, а также победителей конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» в 2014 году.

Памятными знаками Росморречфлота были награждены члены Совета директоров АСОП: Владимир Корчанов – первый вице-президент ОАО «Дальневосточное морское пароходство», Ирина Криворучко – генеральный директор ОАО «Балтийский балкерный терминал», Игорь Телешев – генеральный директор ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», Павел Олейник – управляющий директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», Ирина Привезенцева – директор по координации АСОП.

Решением конкурсной комиссии лауреатами конкурса «Лучшая стивидорная компания АСОП» за 2014 год стали:

-         в номинации «Переработка внешнеторговых сухих грузов» – ОАО «Восточный порт»;

-         в номинации «Переработка наливных грузов» – ЗАО «Петербургский нефтяной терминал»;

-         в номинации «Лучший пассажирский терминал» – АО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад».

Победителем конкурса в абсолютной номинации «Лучшая стивидорная компания АСОП» по итогам 2014 года было признано ОАО «Восточный порт», которое было выдвинуто на конкурс Федерального агентства морского и речного транспорта «Лучшая стивидорная компания России».

Также званием и знаком «Почетный работник АСОП» был награжден Александр Тихомиров – генеральный директор ЗАО «Транстех Нева Эксибишнс».

 

Морские порты №3 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика