Какие суда наиболее предпочтительны для перевозок зерновых по ВВП Украины

Речной транспорт
Какие суда наиболее предпочтительны для перевозок зерновых по ВВП Украины

19 ноября 2015 года в Одессе прошла международная конференция «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии», организованная издательством «Порты Украины» и информационно-аналитическим центром «BlackSeaTrans».

В конференции приняли участие около 200 представителей стивидорных компаний; производителей, экспортеров и импортеров зерновых и масличных культур; инвестиционных компаний, банков, экспедиторских, агентских, страховых компаний.

Генеральный директор Морского инженерного бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров выступил с докладом «Плюсы и минусы флота, обслуживающего украинский зерновой экспорт. Какие суда смогли бы повысить эффективность перевозок».

В докладе были использованы результаты диссертационнного исследования младшего научного сотрудника Морского инженерного бюро Александра Егорова.

В докладе отмечалось, что и сегодня суда смешанного река-море плавания (ССП) остаются наиболее востребованным типом грузовых судов среди отечественных судовладельцев. Но причины этого интереса во многом отличны от того, что наблюдалось в 1990-2000 годы, когда в первую очередь привлекали их относительно малая остаточная стоимость (что было принципиально важно для вновь появившихся частных компаний) и грузоподъемность в 2000(3000(5000 тонн, востребованная на достаточно хаотичном рынке перевозок (мелкооптовая партия) на порты Турции, Средиземноморья и т.п.

Конечно, такие перевозки и ныне популярны, но для крупных игроков основная задача ССП сейчас - это работа с речных терминалов на рейдовые перевалочные комплексы (РПК) и (или) морские глубоководные порты, т.е. фактически обеспечение доставки массовых грузов к морскому тоннажу. Источник такого интереса во многом определяется недостатком количества глубоководных портов и проблемой доставки груза к этим глубоководным портам по железной дороге и автотранспортом.

Особенностью работы украинской схемы «речной терминал - РПК» является сочетание достаточно большого речного плеча по внутренним водным путям (ВВП) и относительно малого, но сильного влияющего, морского плеча. Конечная цель - погрузка (выгрузка) ССП на морское судно с дедвейтом от 5 до 200 тыс. т в условиях рейда (РПК) или порта (в режиме STS - ship to ship - борт о борт).

Отсюда следуют и понятные недостатки ССП (речь идет о судах обычных, не составных):

- значительную часть времени рейса судно не находится в движении (погрузка - выгрузка, ожидание постановки к причалу, ожидание судна - накопителя, ожидание разводки моста и т.п.);

- избыточная мореходность и соответственно избыточная мощность главных двигателей на речном участке пути (мощность выбирается из условий обеспечения безопасной работы в море, в том числе штормовой запас), тем более что на значительной части внутренних водных путей скорости ограничены;

- в ряде случаев невозможность полностью выбрать максимальные габариты, которые позволяют путевые условия; - для принятых мощностей и численности экипажа явно недостаточная речная грузоподъемность;

- ограниченная пропускная способность ВВП.

Возможный путь исправления таких недостатков - использование барже-буксирных составов (ББС) смешанного река-море плавания.

Примеры:

«ВФ танкер» - нефтеналивные ББС на базе переоборудованных барж проекта 05074, работающие на Финский залив; «Донречфлот» - сухогрузные ББС с баржами проекта Р79 и Р79А, работающие на РПК в районе порта Кавказ; «Укрречфлот» - сухогрузные ББС с баржами-площадками и сухогрузные суда проекта Р168 с баржами-приставками, работающие на РПК в районе банки Трутаева и др.

 Понятно, что подавляющая часть используемого тоннажа и тяги имеют значительный возраст и должны уже в ближайшие годы быть заменены на новый флот, тем более многие из этих судов, работающих на Днепре, имеют недостаточную грузоподъемность. Т.е. действующий грузовой флот, обеспечивающий работу морских и речных терминалов и рейдовых перевалочных комплексов, физически и морально устарел.

Средний возраст:

- всех транспортных судов, находящихся под наблюдением Регистра судоходства Украины, 35,0 лет;

- самоходных сухогрузных судов 35,5 лет;

- несамоходных сухогрузных судов 28,5 лет;

- самоходных наливных судов 39,4 года;

- несамоходных наливных судов 38,0 лет;

- буксирного флота, необходимого для обслуживания несамоходных сухогрузных и наливных судов, 43,5 лет.

Понятно, что такая ситуация требует нового флота и ясного представления о том зачем, в каких условия и как будет работать новые составные суда и толкаемые составы.

 Для принятой сегодня схемы работы «речной терминал - РПК» актуальны следующие модели эксплуатации барже-буксирных составов смешанного река-море

плавания:

- на основе «вертушки», включающей в себя один буксир-толкач и несколько барж, для перевозки грузов из порта в порт;

- самоходное судно-толкач и одна баржа для перевозки грузов из речных портов на РПК;

- буксир-толкач и баржа для перевозки грузов из речных портов на РПК;

- буксир-толкач и две баржи для перевозки грузов из речных портов на РПК.

При этом можно рекомендовать обеспечение некоторых общепроектных решений, а именно оптимального назначения класса по району плавания, что позволит минимизировать массу судна порожнем; максимально возможного по фактическим условиям эксплуатации коэффициента общей полноты Cb, что позволит увеличить грузоподъемность состава; универсальности - баржа должна иметь возможность работать с морскими («новыми») толкачами и с существующими речными толкачами, так и экономии ходового времени - состав должен проходить через шлюзы без переформирования, выбирая при этом все возможные по правилам плавания габариты гидротехнических сооружений и сохраняя управляемость в путевых условиях назначенного техническим заданием речного бассейна.

Анализ основных существующих сцепных устройств показал, что сцепное устройство необходимо выбирать под каждую конкретную линию и пожелания заказчика, с учетом конструктивных ограничений самих сцепных устройств.

Для классических смешанных река-море перевозок (дальних) рекомендуется использовать полужесткие сцепные устройства.

Для смешанных река-море перевозок с упором на речную часть, к примеру, для линии Днепр - Очаков (банка Трутаева), рекомендуется использовать «речные» полужесткие сцепные устройства типа «О» в совокупности со стальными тросами, рассчитанными на соответствующие нагрузки (с ограничениями по высоте волны 2 м при плавании в Днепро-Бугском лимане). При более сильном волнении на морском участке до Очакова необходимо будет водить состав методом буксировки, что позволит значительно удешевить постройку.

Выбор главных размерений судов смешанного река-море плавания определяется путевыми условиями, и, соответственно, инструментом проектировщика остается масса судна порожнем (по сути, является функцией класса судна по рассматриваемому району плавания) и коэффициент общей полноты Cb.

На основе анализа путевых условий можно рекомендовать для самоходного судна-толкача смешанного река-море плавания «Днепромакс» класса габаритную длину 140-149 м (длину грузовой секции ББС не более 120 м). Габаритная длина состава не должна превышать 269 м.

Габаритная ширина судна может быть принята в пределах 16,0-17,2 м (в зависимости от наличия дополнительных подруливающих устройств).

Надводный габарит судна может быть равным или меньше 16,7 м (для работы по Днепру не выше Запорожья). Для работы выше Запорожья до Кременчуга - 14,5 м. Для работы выше Кременчуга - 12,8 м. Для работы выше Запорожья без ожидания разводки Кременчугского и Днепропетровского двухъярусного мостов - 8,57 м.

Рабочий теоретический диапазон осадок судна «Днепромакс» класса изменяется в пределах 3,00-4,50 м.

Определение наиболее эффективного для смешанных перевозок коэффициента общей полноты является комплексной задачей нахождения «золотой середины», в которую входят «разнонаправленные» характеристики:

- объем перевозок (чем больше перевезенного груза, тем лучше с точки зрения и экономики, и «захвата» рынка перевозок, однако, максимальный объем достигается при высоких скоростях, что, в итоге, негативно влияет на конечный результат и себестоимость перевозок из-за больших расходов на топливо - причем при увеличении стоимости на топливо этот показатель будет еще более актуальным);

- расход топлива (чем меньше эксплуатационная скорость и Cb, тем меньше расходы);

- характеристики портовых перегружателей и гидросооружений на пути следования по реке (по-разному влияют на Cb, возможно появление дополнительного кругового рейса);

- безопасность мореплавания и ограничения по скоростному режиму (при скоростях ниже 4,5 узлов ССП с «полными» обводами с Cb = 0,93 теряют управляемость, при высоких скоростях свыше 10 узлов ССП обладают инерционными характеристиками, не позволяющими быстро отреагировать на резко изменившуюся обстановку на реке – маломерный катер, встречное судно, отмель, крутой поворот - это особо важно для составных судов с габаритной длиной более 200 м; как итог учета этих опасностей на речном участке - невозможность реализации высоких эксплуатационных скоростей).

Для существующих реалий речных и смешанных река-море перевозок массовых партий груза наиболее эффективным для смешанных перевозок является судно с максимально возможным коэффициентом полноты Cb для определенного диапазона скоростей. Для диапазона скоростей 8,5-10 узлов (основной диапазон работы существующих ССП) наиболее эффективным является Cb = 0,93, при больших значениях резко вырастает буксировочное сопротивление, а, соответственно, и расходы на топливо, при меньших значениях - перевозится меньше груза и, соответственно, хуже экономика при таких же портовых и различных навигационных (шлюзование, проход под мостами) сборах.

Кроме того, на экономическую эффективность существенное влияние оказывает норма погрузочно-разгрузочных работ в портах и длина линии, особенно для моделей эксплуатации с закрепленным тоннажем (модель ББС «самоходное судно»).

В целом можно сказать про хорошую экономическую эффективность рассматриваемых концептов, особенно составного судна для работы на РПК. Срок окупаемости проектов значительно ниже срока окупаемости, принятого в отечественном судостроении для сухогрузных судов.

Наиболее реализуемым выглядит концепт составного судна, так как реализация «вертушки», да и вообще барже-буксирного состава, требует гарантированных, постоянных грузопотоков с развитой логистической цепочкой, что в настоящее время проблематично.

Перспективные концепты сухогрузных судов для работы по внутренним водным путям и в каботаже имеют при осадке 3,65 м в пресной воде дедвейты до 11 тыс. тонн, что существенно превышает возможности существующих судов, обеспечивающих подвоз груза к морским терминалам и рейдовым перевалочным комплексам.


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась

СМИ: американская «сланцевая революция» провалилась Период «сланцевой революции» в США подходит к концу, поскольку в последнее время наблюдается резкое ...

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси

Приморские рыбаки ходатайствуют о присвоении государственной награды за восстановление промысла иваси 18 октября состоялась рабочая встреча вр.и.о. губернатора Приморского края Андрея Тарасенко с членам...

Российская экономика

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании

Железная дорога «Белкомур» обойдется в 330 млрд руб. с учетом кредитов - директор компании Строительство железной дороги «Белкомур», которая пройдет от Белого моря через Республику Коми до Ур...

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения

ОСК ликвидирует два из четырех региональных центра судостроения «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) ликвидирует два из четырех региональных цен...

Транспортная политика

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота

Уточнены полномочия Минтранса России и Росморречфлота Выпущено Постановление Правительства РФ от 13.10.2017 N 1247 «О внесении изменений в некоторые акты ...

Глава Минприроды предложил создать комитет по экологии при администрации президента РФ

Глава Минприроды предложил создать комитет по экологии при администрации президента РФ Глава Минприроды РФ Сергей Донской предложил спецпредставителю президента по вопросам экологии, тран...

Морские порты

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах

Завершено проектирование нового причала на Командорских островах Главгосэкспертиза одолбрила сметную стоимость строительства объекта (грузопассажирского пирса и ...

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск

Архангельскому филиалу Росморпорта передано гидротехническое сооружение в порту Архангельск За ФГУП «Росморпорт» закреплено на праве хозяйственного ведения и передано Архангельскому филиалу ги...




Морской транспорт

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг

Решение о строительстве ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. - Минпромторг Решение о строительстве атомного ледокола «Лидер» будет принято в 2018-2019 гг. Об этом в четверг со...

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича»

Катер «БГК -2149» переименован в «Евгения Гницевича» Большой гидрографический катер проекта 19920, построенный на АО «ССЗ «Вымпел» и принятый в состав фл...

Речной транспорт

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года

Проект нового речного вокзала в Петербурге представят до конца года Проект нового речного вокзала в Санкт-Петербурге представят до конца года. Об этом сообщил представи...

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям

Спрос на речные круизы вернулся к докризисным показателям Как сообщается на сайте Ассоциации туроператоров России (АТОР) несмотря на довольно холодное...

Ж/Д транспорт

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс

«Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере», готова идти на открытый конкурс Группа «Сумма» хочет купить весь пакет РЖД в «Трансконтейнере». Об этом ТАСС в кулуарах Всемирного ф...

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале

Совет директоров РЖД рассмотрит стратегию цифровизации в IV квартале Совет директоров РЖД планирует в IV квартале 2017 года рассмотреть стратегию цифровизации компании, ...

Авто транспорт

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса

Инфраструктура «Платона» поможет в борьбе с незаконными свалками - замглавы Минтранса Система взимания платы с большегрузов «Платон» поможет в борьбе с незаконными свалками посредством к...

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин

Решение об индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год пока не принято - Левитин Власти пока не приняли решение по индексации тарифов системы «Платон» на 2018 год, сообщил в среду п...

Аналитика

Транспортная политика

Юбилейный отчет АСОП

Юбилейный отчет АСОП 23 марта 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась юбилейная, 30-я конференция (общее собрание чле...

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы

По пути повышения конкурентоспособности транспортной системы 31 марта 2017 года в Московской государственной академии водного транспорта - филиале Государственно...

Морские порты

ФАС против стивидоров: битва за рубли

ФАС против стивидоров: битва за рубли Федеральная антимонопольная служба выписывает стивидорам гигантские штрафы, утверждая, что те, польз...

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений

Порт Де-Кастри: положительное влияние законодательных изменений Зимнюю навигацию и период ледокольных проводок 2016-2017 годов порт Де-Кастри отработал без происшес...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Через океан на рынки Мьянмы

Через океан на рынки Мьянмы Глобализация, увеличивая интеграцию в мировую экономическую систему, все теснее связывает между собо...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...