Поделились убытками

Ж/Д транспорт

РЖД страдают от девальвации рубля и пытаются перенести часть убытков на экспортеров

В конце января ОАО «РЖД» повысило на 13,4% железнодорожные тарифы для экспортеров. С учетом планового роста тарифов с начала года перевозки подорожали почти на 25%. Госмонополия объясняет свой шаг девальвацией рубля, предлагая экспортерам поделиться прибылью. Те пытаются отбиться, но пока безуспешно: пролоббировать понижающий коэффициент удалось только угольщикам. Обсуждаются тарифы на перевозки руды и минеральных удобрений.

Очевидно, РЖД будут до последнего стоять на своем. Госмонополия действительно сильно пострадала от девальвации рубля, ведь многие ее долги номинированы в валюте. Убыток от валютных операций из-за отрицательных курсовых разниц по итогам 2015 года достиг 58 млрд рублей, общий убыток компании – 44 млрд.

Александра Васильцева

 

Поделитесь прибылью

С начала 2013 года ОАО «РЖД» получило право применять повышающие и понижающие коэффициенты к тарифам на грузоперевозки, установленным ФСТ России. Максимально возможная надбавка составляет 13,4% (повышающий коэффициент 1,134 к Прейскуранту 10-01), максимальная возможная скидка – 12,8% (понижающий коэффициент 0,872). Предполагается, что решение госмонополии имеет экономический эффект: выручка от перевозок в результате надбавок или скидок должна расти.

В августе прошлого года РЖД установили максимальный повышающий коэффициент – 1,134 – для нефтяных грузов, следующих на экспорт через порты Дальнего Востока. Тариф на внутренние перевозки дизтоплива тоже прибавил 12,5%. Это было связано с высокими мировыми ценами на «черное золото». В середине августа баррель нефти Brent стоил больше $100. Решение госмонополии главным образом ударило по «Роснефти», экспортирующей нефть через терминал в Находке (объем перевалки в 2014 году 7,2 млн тонн).

А вот экспортерам зерна РЖД, наоборот, сделали скидку. Для них применялся понижающий коэффициент 0,882 (минус 11,8%). Правда, в конце года госмонополия ввела ограничения на отправку зерна, объяснив это «необеспечением выгрузки и приема вагонов с зерном», а также отставанием поездов. Впрочем, грузоотправители были уверены: таким образом перевозчик исполняет негласный запрет правительства РФ на экспорт зерна.

Главные новости появились в конце года. На заседании правления ОАО «РЖД» 27 декабря было принято решение установить максимальный повышающий коэффициент 1,134 для всех грузов, следующих в заграничном направлении. Он должен был начать действовать с 29 января 2015 года. Это наложилось на плановое повышение тарифов на 10% с начала текущего года. Таким образом, получилось, что стоимость перевозки для экспортеров фактически вырастает почти на 25%, то есть на четверть.

Представитель госмонополии говорил газете «Ведомости», что резкое подорожание доллара значительно сократило тарифную нагрузку экспортеров, а их затраты на перевозку – даже при коэффициенте 1,134 – не превысят уровень прошлого года. Говоря проще, РЖД потребовали от клиентов поделиться сверхприбылью.

Разумеется, это не понравилось грузоотправителям. Источник «Ведомостей» в одной из компаний назвал решение РЖД злоупотреблением монопольным положением. Он заявил, что применение тарифного коридора оправдано лишь тогда, когда происходит резкий рост мировых цен на перевозимые товары. Но такого нет. Собеседник издания надеялся, что решение госмонополии будет отменено.

 

Рис. 1. Структура перевозок РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров подсчитал, что РЖД дополнительно заработают 40 млрд рублей благодаря повышающим коэффициентам.

В 2014 году на сети РЖД было перевезено 419 млн тонн экспортных грузов, что составило 34% от всех грузов. Таким образом, рост тарифов действительно существенным образом повлияет на выручку. Хотя ранее госмонополия не слишком активно пользовалась этим инструментом. Так, в 2013 году дополнительный доход от тарифной политики (применения повышающих и понижающих коэффициентов) составил лишь 1,5 млрд рублей.

Каменный уголь и нефть являются основными грузами на сети РЖД. По данным ресурса Cargo-report.info, в 2014 году на экспорт по железной дороге было перевезено 150 млн тонн каменного угля и 114 млн тонн нефти и нефтепродуктов. В сумме это более половины всех экспортных перевозок (419 млн тонн). Общая погрузка РЖД составила 1,227 млрд тонн, что на 0,8% меньше, чем годом ранее.

 

«Редкий пример экономической близорукости»

Компании-экспортеры, естественно, сосредоточили свои лоббистские усилия на том, чтобы не дать госмонополии повысить тарифы. Им удалось перетянуть на свою сторону вице-премьера Аркадия Дворковича. 30 декабря у высокопоставленного чиновника прошло совещание, итогом которого стало поручение «организовать дополнительное обсуждение и [дать] юридическую оценку» решению РЖД о применении повышающего коэффициента. Это поручение было дано Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину, ФСТ и ряду других ведомств.

Представитель «Русала» назвал газете «Ведомости» будущее повышение тарифов «редким примером экономической близорукости». Он напомнил, что формальная причина – ограничение инфраструктуры. «При этом за последние три года наблюдается прогрессирующий спад грузооборота, а правительство согласовало РЖД беспрецедентную инвестиционную программу в направление БАМа и Транссиба, – сказал собеседник издания. – Очевидно, что дополнительный рост тарифов приведет к снижению объемов перевозок, а это, в свою очередь, к снижению доходов РЖД, то есть к необходимости снова повышать тарифы, что раскручивает спираль экономической стагнации».

Подробное заключение на решение госмонополии появилось в январе на сайте Совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей). Там подчеркивается, что рост курса доллара не должен становиться основанием для повышения тарифа.

«Правительство РФ предпринимает все возможные меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для крупнейшей естественной монополии РФ <…> на основании спекулятивных курсов, – говорится в документе. – При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских компаний-экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро».

 

Рис. 2. Перевозка экспортных грузов на сети РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Эксперты напоминают, что внешняя конъюнктура для разных товаров существенно отличается. Так, стоимость нефти, черных металлов, меди, энергетического и коксующегося угля упала до исторического минимума. Мировые индексы на нефть в январе 2015 года упали на 55% относительно января прошлого года и на 40% только за последние два месяца. Стоимость энергетического угля снизилась на 46% и 26% соответственно, меди – на 24% и 16%. Производители удобрений согласились предоставить 15%-ную скидку в текущем году для внутреннего рынка. Однако РЖД не учитывают никаких нюансов и ставят всех экспортеров в один ряд.

Кроме того, госмонополия, как утверждают в Совете потребителей РЖД, не учла ряд факторов – например, появление ограничений на экспорт российского сырья в Китай (правительство КНР ввело пошлину 6% на энергетический и 3% на коксующийся уголь, химические удобрения, металлы), а также повышение ключевой ставки ЦБ, повлекшее рост кредитных ставок на оборотные средства до 25-30%, увеличение затрат на обслуживание валютных займов и другие нюансы.

«Объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например, алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет 2,5 к 1), – говорится в заключении Совета. – При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято».

«В современных экономических условиях инфраструктурные компании должны создавать конкурентные условия для промышленных и сельскохозяйственных производителей, – подчеркивает член совета директоров «Русала» Вадим Гераскин. – Дополнительное повышение железнодорожных тарифов негативно отразится на реальном секторе экономики и приведет к снижению производства, грузопотока, ухудшению положения ОАО «РЖД» и в конечном счете к усилению стагнации».

В Совете потребителей перечисляют возможные негативные последствия решения РЖД: банкротство ряда железорудных и угольных компаний, сокращение инвестиций в промышленность, потеря рынков сбыта для экспортеров, рост транспортной составляющей в конечной стоимости груза, сокращение рабочих мест и другие социальные последствия.

 

Повезло, но не всем

В конце января у вице-премьера Аркадия Дворковича состоялось еще одно совещание по проблемам тарифов. Итогом, рассказывают источники, знакомые с ситуацией, стало решение повысить стоимость перевозок для угольных компаний лишь на 1,4-1,5% (вместо 13,4%). «Угольщики точно получат снижение, по остальным грузам – неизвестно», – сообщил собеседник агентства «Рейтер».

Вскоре это подтвердилось. Согласно протоколу, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД» 29 января 2015 года, для перевозчиков энергетического угля, следующих в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций, действует понижающий коэффициент 0,893 (минус 7%). Данная скидка применяется с учетом ранее установленного повышающего коэффициента 1,134, поэтому суммарный эффект равен 1,26 относительно прошлого года. Таким образом, крупнейшие перевозчики экспортного угля, угольные компании уже получили послабление.

Как пояснил вице-президент госмонополии Салман Бабаев, понижающий коэффициент начинает действовать через десять рабочих дней после официальной публикации решения, то есть с 14 февраля. Кроме того, топ-менеджер РЖД добавил, что просчитывается целесообразность снижения надбавки на экспортные перевозки железной руды. А по словам источников агентства ТАСС, тариф может быть снижен еще и для минеральных удобрений.

«РЖД будут продолжать отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов для принятия дальнейших решений в рамках тарифного коридора», – сообщил агентству «Рейтер» представитель РЖД.

На сегодняшний день, однако, успеха добились только угольщики. Снижение тарифов на руду или минудобрения по-прежнему только обсуждается. На применении понижающего коэффициента при перевозке железной руды настаивали компании «Металлоинвест» и «Евраз». Причем производители направляли предложение через некоммерческое партнерство «Русская сталь», «чтобы предоставить консолидированную позицию отрасли». Но, как уже было сказано, пока безрезультатно.

Что касается «Русала», то компания просит не отменять повышающий коэффициент 1,134 для экспорта, но дать максимально возможную скидку 12,8% для импорта глинозема, пишет «Коммерсантъ». На глинозем приходится 15% себестоимости продукции, он в основном привозится с зарубежных предприятий, в том числе входящих в «Русал».

В 2014 году, например, алюминиевый гигант отправил на экспорт примерно 2,6 млн тонн алюминия, а импортировал около 10 млн тонн глинозема. Доставка вагона алюминия из Красноярска в Находку стоит более 140 тыс. рублей, а вагона глинозема в обратном направлении (Находка – Красноярск) – 90 тыс. рублей. И хотя перевозка алюминия дороже, «Русал» просит скидку именно на глинозем, ведь его значительно больше.

Впрочем, не факт, что РЖД пойдут на какие-то послабления, кроме тех, что уже получили угольные компании. Госмонополия серьезно пострадала от девальвации рубля. По итогам 2014 года убыток (по РСБУ) достиг 44 млрд рублей. А за 2013 год существовала небольшая, но прибыль – 740 млн рублей.

В РЖД связывают убыток со скачками валют. «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов), – говорится в пояснительной записке к отчетности. – В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц».

Выручка от грузовых перевозок в минувшем году составила 1,1 трлн рублей, операционная прибыль – около 60 млрд рублей, как и годом ранее. Однако все «съели» курсовые разницы, повлекшие убыток в 58 млрд рублей.

При этом общий объем госфинансирования РЖД на всех уровнях бюджета составил 112 млрд рублей (87 млрд в 2013 году).

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном

Власти Южной Кореи установили контакт с пропавшим у берегов Сомали судном МИД Южной Кореи сообщил в субботу, что команда рыболовецкого судна, в которой есть граждане страны, ...

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Российская экономика

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб.

Финансирование программы судостроения для шельфа предложено сократить на 116 млн руб. Правительство предлагает сократить финансирование госпрограммы «Развитие судостроения и техники для ...

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров

«Северное морское пароходство» не будет выплачивать дивиденды по итогам 2016 – решение собрания акционеров 26 мая 2017 года состоялось общее годовое собрание акционеров ОАО «Северное морское пароходство», на...

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Речной транспорт

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке

Суда стран ЕАЭС получат доступ на внутренние водные пути Союза в упрощенном порядке Проект международного договора о судоходстве согласовали заместители министров транспорта Армении, К...

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Ж/Д транспорт

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе

Рабочее движение по участку железной дороги в обход Украины откроют в августе Открытие рабочего движения на участке Журавка - Миллерово двухпутной электрифицированной железной до...

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...