Поделились убытками

Ж/Д транспорт

РЖД страдают от девальвации рубля и пытаются перенести часть убытков на экспортеров

В конце января ОАО «РЖД» повысило на 13,4% железнодорожные тарифы для экспортеров. С учетом планового роста тарифов с начала года перевозки подорожали почти на 25%. Госмонополия объясняет свой шаг девальвацией рубля, предлагая экспортерам поделиться прибылью. Те пытаются отбиться, но пока безуспешно: пролоббировать понижающий коэффициент удалось только угольщикам. Обсуждаются тарифы на перевозки руды и минеральных удобрений.

Очевидно, РЖД будут до последнего стоять на своем. Госмонополия действительно сильно пострадала от девальвации рубля, ведь многие ее долги номинированы в валюте. Убыток от валютных операций из-за отрицательных курсовых разниц по итогам 2015 года достиг 58 млрд рублей, общий убыток компании – 44 млрд.

Александра Васильцева

 

Поделитесь прибылью

С начала 2013 года ОАО «РЖД» получило право применять повышающие и понижающие коэффициенты к тарифам на грузоперевозки, установленным ФСТ России. Максимально возможная надбавка составляет 13,4% (повышающий коэффициент 1,134 к Прейскуранту 10-01), максимальная возможная скидка – 12,8% (понижающий коэффициент 0,872). Предполагается, что решение госмонополии имеет экономический эффект: выручка от перевозок в результате надбавок или скидок должна расти.

В августе прошлого года РЖД установили максимальный повышающий коэффициент – 1,134 – для нефтяных грузов, следующих на экспорт через порты Дальнего Востока. Тариф на внутренние перевозки дизтоплива тоже прибавил 12,5%. Это было связано с высокими мировыми ценами на «черное золото». В середине августа баррель нефти Brent стоил больше $100. Решение госмонополии главным образом ударило по «Роснефти», экспортирующей нефть через терминал в Находке (объем перевалки в 2014 году 7,2 млн тонн).

А вот экспортерам зерна РЖД, наоборот, сделали скидку. Для них применялся понижающий коэффициент 0,882 (минус 11,8%). Правда, в конце года госмонополия ввела ограничения на отправку зерна, объяснив это «необеспечением выгрузки и приема вагонов с зерном», а также отставанием поездов. Впрочем, грузоотправители были уверены: таким образом перевозчик исполняет негласный запрет правительства РФ на экспорт зерна.

Главные новости появились в конце года. На заседании правления ОАО «РЖД» 27 декабря было принято решение установить максимальный повышающий коэффициент 1,134 для всех грузов, следующих в заграничном направлении. Он должен был начать действовать с 29 января 2015 года. Это наложилось на плановое повышение тарифов на 10% с начала текущего года. Таким образом, получилось, что стоимость перевозки для экспортеров фактически вырастает почти на 25%, то есть на четверть.

Представитель госмонополии говорил газете «Ведомости», что резкое подорожание доллара значительно сократило тарифную нагрузку экспортеров, а их затраты на перевозку – даже при коэффициенте 1,134 – не превысят уровень прошлого года. Говоря проще, РЖД потребовали от клиентов поделиться сверхприбылью.

Разумеется, это не понравилось грузоотправителям. Источник «Ведомостей» в одной из компаний назвал решение РЖД злоупотреблением монопольным положением. Он заявил, что применение тарифного коридора оправдано лишь тогда, когда происходит резкий рост мировых цен на перевозимые товары. Но такого нет. Собеседник издания надеялся, что решение госмонополии будет отменено.

 

Рис. 1. Структура перевозок РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров подсчитал, что РЖД дополнительно заработают 40 млрд рублей благодаря повышающим коэффициентам.

В 2014 году на сети РЖД было перевезено 419 млн тонн экспортных грузов, что составило 34% от всех грузов. Таким образом, рост тарифов действительно существенным образом повлияет на выручку. Хотя ранее госмонополия не слишком активно пользовалась этим инструментом. Так, в 2013 году дополнительный доход от тарифной политики (применения повышающих и понижающих коэффициентов) составил лишь 1,5 млрд рублей.

Каменный уголь и нефть являются основными грузами на сети РЖД. По данным ресурса Cargo-report.info, в 2014 году на экспорт по железной дороге было перевезено 150 млн тонн каменного угля и 114 млн тонн нефти и нефтепродуктов. В сумме это более половины всех экспортных перевозок (419 млн тонн). Общая погрузка РЖД составила 1,227 млрд тонн, что на 0,8% меньше, чем годом ранее.

 

«Редкий пример экономической близорукости»

Компании-экспортеры, естественно, сосредоточили свои лоббистские усилия на том, чтобы не дать госмонополии повысить тарифы. Им удалось перетянуть на свою сторону вице-премьера Аркадия Дворковича. 30 декабря у высокопоставленного чиновника прошло совещание, итогом которого стало поручение «организовать дополнительное обсуждение и [дать] юридическую оценку» решению РЖД о применении повышающего коэффициента. Это поручение было дано Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину, ФСТ и ряду других ведомств.

Представитель «Русала» назвал газете «Ведомости» будущее повышение тарифов «редким примером экономической близорукости». Он напомнил, что формальная причина – ограничение инфраструктуры. «При этом за последние три года наблюдается прогрессирующий спад грузооборота, а правительство согласовало РЖД беспрецедентную инвестиционную программу в направление БАМа и Транссиба, – сказал собеседник издания. – Очевидно, что дополнительный рост тарифов приведет к снижению объемов перевозок, а это, в свою очередь, к снижению доходов РЖД, то есть к необходимости снова повышать тарифы, что раскручивает спираль экономической стагнации».

Подробное заключение на решение госмонополии появилось в январе на сайте Совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей). Там подчеркивается, что рост курса доллара не должен становиться основанием для повышения тарифа.

«Правительство РФ предпринимает все возможные меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для крупнейшей естественной монополии РФ <…> на основании спекулятивных курсов, – говорится в документе. – При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских компаний-экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро».

 

Рис. 2. Перевозка экспортных грузов на сети РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Эксперты напоминают, что внешняя конъюнктура для разных товаров существенно отличается. Так, стоимость нефти, черных металлов, меди, энергетического и коксующегося угля упала до исторического минимума. Мировые индексы на нефть в январе 2015 года упали на 55% относительно января прошлого года и на 40% только за последние два месяца. Стоимость энергетического угля снизилась на 46% и 26% соответственно, меди – на 24% и 16%. Производители удобрений согласились предоставить 15%-ную скидку в текущем году для внутреннего рынка. Однако РЖД не учитывают никаких нюансов и ставят всех экспортеров в один ряд.

Кроме того, госмонополия, как утверждают в Совете потребителей РЖД, не учла ряд факторов – например, появление ограничений на экспорт российского сырья в Китай (правительство КНР ввело пошлину 6% на энергетический и 3% на коксующийся уголь, химические удобрения, металлы), а также повышение ключевой ставки ЦБ, повлекшее рост кредитных ставок на оборотные средства до 25-30%, увеличение затрат на обслуживание валютных займов и другие нюансы.

«Объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например, алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет 2,5 к 1), – говорится в заключении Совета. – При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято».

«В современных экономических условиях инфраструктурные компании должны создавать конкурентные условия для промышленных и сельскохозяйственных производителей, – подчеркивает член совета директоров «Русала» Вадим Гераскин. – Дополнительное повышение железнодорожных тарифов негативно отразится на реальном секторе экономики и приведет к снижению производства, грузопотока, ухудшению положения ОАО «РЖД» и в конечном счете к усилению стагнации».

В Совете потребителей перечисляют возможные негативные последствия решения РЖД: банкротство ряда железорудных и угольных компаний, сокращение инвестиций в промышленность, потеря рынков сбыта для экспортеров, рост транспортной составляющей в конечной стоимости груза, сокращение рабочих мест и другие социальные последствия.

 

Повезло, но не всем

В конце января у вице-премьера Аркадия Дворковича состоялось еще одно совещание по проблемам тарифов. Итогом, рассказывают источники, знакомые с ситуацией, стало решение повысить стоимость перевозок для угольных компаний лишь на 1,4-1,5% (вместо 13,4%). «Угольщики точно получат снижение, по остальным грузам – неизвестно», – сообщил собеседник агентства «Рейтер».

Вскоре это подтвердилось. Согласно протоколу, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД» 29 января 2015 года, для перевозчиков энергетического угля, следующих в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций, действует понижающий коэффициент 0,893 (минус 7%). Данная скидка применяется с учетом ранее установленного повышающего коэффициента 1,134, поэтому суммарный эффект равен 1,26 относительно прошлого года. Таким образом, крупнейшие перевозчики экспортного угля, угольные компании уже получили послабление.

Как пояснил вице-президент госмонополии Салман Бабаев, понижающий коэффициент начинает действовать через десять рабочих дней после официальной публикации решения, то есть с 14 февраля. Кроме того, топ-менеджер РЖД добавил, что просчитывается целесообразность снижения надбавки на экспортные перевозки железной руды. А по словам источников агентства ТАСС, тариф может быть снижен еще и для минеральных удобрений.

«РЖД будут продолжать отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов для принятия дальнейших решений в рамках тарифного коридора», – сообщил агентству «Рейтер» представитель РЖД.

На сегодняшний день, однако, успеха добились только угольщики. Снижение тарифов на руду или минудобрения по-прежнему только обсуждается. На применении понижающего коэффициента при перевозке железной руды настаивали компании «Металлоинвест» и «Евраз». Причем производители направляли предложение через некоммерческое партнерство «Русская сталь», «чтобы предоставить консолидированную позицию отрасли». Но, как уже было сказано, пока безрезультатно.

Что касается «Русала», то компания просит не отменять повышающий коэффициент 1,134 для экспорта, но дать максимально возможную скидку 12,8% для импорта глинозема, пишет «Коммерсантъ». На глинозем приходится 15% себестоимости продукции, он в основном привозится с зарубежных предприятий, в том числе входящих в «Русал».

В 2014 году, например, алюминиевый гигант отправил на экспорт примерно 2,6 млн тонн алюминия, а импортировал около 10 млн тонн глинозема. Доставка вагона алюминия из Красноярска в Находку стоит более 140 тыс. рублей, а вагона глинозема в обратном направлении (Находка – Красноярск) – 90 тыс. рублей. И хотя перевозка алюминия дороже, «Русал» просит скидку именно на глинозем, ведь его значительно больше.

Впрочем, не факт, что РЖД пойдут на какие-то послабления, кроме тех, что уже получили угольные компании. Госмонополия серьезно пострадала от девальвации рубля. По итогам 2014 года убыток (по РСБУ) достиг 44 млрд рублей. А за 2013 год существовала небольшая, но прибыль – 740 млн рублей.

В РЖД связывают убыток со скачками валют. «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов), – говорится в пояснительной записке к отчетности. – В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц».

Выручка от грузовых перевозок в минувшем году составила 1,1 трлн рублей, операционная прибыль – около 60 млрд рублей, как и годом ранее. Однако все «съели» курсовые разницы, повлекшие убыток в 58 млрд рублей.

При этом общий объем госфинансирования РЖД на всех уровнях бюджета составил 112 млрд рублей (87 млрд в 2013 году).

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения

Правительство может направить в 2017 г. 5,4 млрд руб. на поддержку транспортного машиностроения Правительство РФ может направить в 2017 году 5,4 млрд рублей на поддержку транспортного машиностроен...

Транспортная политика

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс

Россия готова проработать инициативы Греции в области железных дорог и портов - Минтранс Россия готова оперативно проработать инициативы Греции в области железнодорожной и портовой инфрастр...

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку»

Госдума ратифицировала соглашение с Турцией по «Турецкому потоку» Госдума на заседании в пятницу ратифицировала соглашение с Турцией по проекту газопровода «Турецкий ...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...