Поделились убытками

Ж/Д транспорт

РЖД страдают от девальвации рубля и пытаются перенести часть убытков на экспортеров

В конце января ОАО «РЖД» повысило на 13,4% железнодорожные тарифы для экспортеров. С учетом планового роста тарифов с начала года перевозки подорожали почти на 25%. Госмонополия объясняет свой шаг девальвацией рубля, предлагая экспортерам поделиться прибылью. Те пытаются отбиться, но пока безуспешно: пролоббировать понижающий коэффициент удалось только угольщикам. Обсуждаются тарифы на перевозки руды и минеральных удобрений.

Очевидно, РЖД будут до последнего стоять на своем. Госмонополия действительно сильно пострадала от девальвации рубля, ведь многие ее долги номинированы в валюте. Убыток от валютных операций из-за отрицательных курсовых разниц по итогам 2015 года достиг 58 млрд рублей, общий убыток компании – 44 млрд.

Александра Васильцева

 

Поделитесь прибылью

С начала 2013 года ОАО «РЖД» получило право применять повышающие и понижающие коэффициенты к тарифам на грузоперевозки, установленным ФСТ России. Максимально возможная надбавка составляет 13,4% (повышающий коэффициент 1,134 к Прейскуранту 10-01), максимальная возможная скидка – 12,8% (понижающий коэффициент 0,872). Предполагается, что решение госмонополии имеет экономический эффект: выручка от перевозок в результате надбавок или скидок должна расти.

В августе прошлого года РЖД установили максимальный повышающий коэффициент – 1,134 – для нефтяных грузов, следующих на экспорт через порты Дальнего Востока. Тариф на внутренние перевозки дизтоплива тоже прибавил 12,5%. Это было связано с высокими мировыми ценами на «черное золото». В середине августа баррель нефти Brent стоил больше $100. Решение госмонополии главным образом ударило по «Роснефти», экспортирующей нефть через терминал в Находке (объем перевалки в 2014 году 7,2 млн тонн).

А вот экспортерам зерна РЖД, наоборот, сделали скидку. Для них применялся понижающий коэффициент 0,882 (минус 11,8%). Правда, в конце года госмонополия ввела ограничения на отправку зерна, объяснив это «необеспечением выгрузки и приема вагонов с зерном», а также отставанием поездов. Впрочем, грузоотправители были уверены: таким образом перевозчик исполняет негласный запрет правительства РФ на экспорт зерна.

Главные новости появились в конце года. На заседании правления ОАО «РЖД» 27 декабря было принято решение установить максимальный повышающий коэффициент 1,134 для всех грузов, следующих в заграничном направлении. Он должен был начать действовать с 29 января 2015 года. Это наложилось на плановое повышение тарифов на 10% с начала текущего года. Таким образом, получилось, что стоимость перевозки для экспортеров фактически вырастает почти на 25%, то есть на четверть.

Представитель госмонополии говорил газете «Ведомости», что резкое подорожание доллара значительно сократило тарифную нагрузку экспортеров, а их затраты на перевозку – даже при коэффициенте 1,134 – не превысят уровень прошлого года. Говоря проще, РЖД потребовали от клиентов поделиться сверхприбылью.

Разумеется, это не понравилось грузоотправителям. Источник «Ведомостей» в одной из компаний назвал решение РЖД злоупотреблением монопольным положением. Он заявил, что применение тарифного коридора оправдано лишь тогда, когда происходит резкий рост мировых цен на перевозимые товары. Но такого нет. Собеседник издания надеялся, что решение госмонополии будет отменено.

 

Рис. 1. Структура перевозок РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров подсчитал, что РЖД дополнительно заработают 40 млрд рублей благодаря повышающим коэффициентам.

В 2014 году на сети РЖД было перевезено 419 млн тонн экспортных грузов, что составило 34% от всех грузов. Таким образом, рост тарифов действительно существенным образом повлияет на выручку. Хотя ранее госмонополия не слишком активно пользовалась этим инструментом. Так, в 2013 году дополнительный доход от тарифной политики (применения повышающих и понижающих коэффициентов) составил лишь 1,5 млрд рублей.

Каменный уголь и нефть являются основными грузами на сети РЖД. По данным ресурса Cargo-report.info, в 2014 году на экспорт по железной дороге было перевезено 150 млн тонн каменного угля и 114 млн тонн нефти и нефтепродуктов. В сумме это более половины всех экспортных перевозок (419 млн тонн). Общая погрузка РЖД составила 1,227 млрд тонн, что на 0,8% меньше, чем годом ранее.

 

«Редкий пример экономической близорукости»

Компании-экспортеры, естественно, сосредоточили свои лоббистские усилия на том, чтобы не дать госмонополии повысить тарифы. Им удалось перетянуть на свою сторону вице-премьера Аркадия Дворковича. 30 декабря у высокопоставленного чиновника прошло совещание, итогом которого стало поручение «организовать дополнительное обсуждение и [дать] юридическую оценку» решению РЖД о применении повышающего коэффициента. Это поручение было дано Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину, ФСТ и ряду других ведомств.

Представитель «Русала» назвал газете «Ведомости» будущее повышение тарифов «редким примером экономической близорукости». Он напомнил, что формальная причина – ограничение инфраструктуры. «При этом за последние три года наблюдается прогрессирующий спад грузооборота, а правительство согласовало РЖД беспрецедентную инвестиционную программу в направление БАМа и Транссиба, – сказал собеседник издания. – Очевидно, что дополнительный рост тарифов приведет к снижению объемов перевозок, а это, в свою очередь, к снижению доходов РЖД, то есть к необходимости снова повышать тарифы, что раскручивает спираль экономической стагнации».

Подробное заключение на решение госмонополии появилось в январе на сайте Совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей). Там подчеркивается, что рост курса доллара не должен становиться основанием для повышения тарифа.

«Правительство РФ предпринимает все возможные меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для крупнейшей естественной монополии РФ <…> на основании спекулятивных курсов, – говорится в документе. – При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских компаний-экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро».

 

Рис. 2. Перевозка экспортных грузов на сети РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Эксперты напоминают, что внешняя конъюнктура для разных товаров существенно отличается. Так, стоимость нефти, черных металлов, меди, энергетического и коксующегося угля упала до исторического минимума. Мировые индексы на нефть в январе 2015 года упали на 55% относительно января прошлого года и на 40% только за последние два месяца. Стоимость энергетического угля снизилась на 46% и 26% соответственно, меди – на 24% и 16%. Производители удобрений согласились предоставить 15%-ную скидку в текущем году для внутреннего рынка. Однако РЖД не учитывают никаких нюансов и ставят всех экспортеров в один ряд.

Кроме того, госмонополия, как утверждают в Совете потребителей РЖД, не учла ряд факторов – например, появление ограничений на экспорт российского сырья в Китай (правительство КНР ввело пошлину 6% на энергетический и 3% на коксующийся уголь, химические удобрения, металлы), а также повышение ключевой ставки ЦБ, повлекшее рост кредитных ставок на оборотные средства до 25-30%, увеличение затрат на обслуживание валютных займов и другие нюансы.

«Объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например, алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет 2,5 к 1), – говорится в заключении Совета. – При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято».

«В современных экономических условиях инфраструктурные компании должны создавать конкурентные условия для промышленных и сельскохозяйственных производителей, – подчеркивает член совета директоров «Русала» Вадим Гераскин. – Дополнительное повышение железнодорожных тарифов негативно отразится на реальном секторе экономики и приведет к снижению производства, грузопотока, ухудшению положения ОАО «РЖД» и в конечном счете к усилению стагнации».

В Совете потребителей перечисляют возможные негативные последствия решения РЖД: банкротство ряда железорудных и угольных компаний, сокращение инвестиций в промышленность, потеря рынков сбыта для экспортеров, рост транспортной составляющей в конечной стоимости груза, сокращение рабочих мест и другие социальные последствия.

 

Повезло, но не всем

В конце января у вице-премьера Аркадия Дворковича состоялось еще одно совещание по проблемам тарифов. Итогом, рассказывают источники, знакомые с ситуацией, стало решение повысить стоимость перевозок для угольных компаний лишь на 1,4-1,5% (вместо 13,4%). «Угольщики точно получат снижение, по остальным грузам – неизвестно», – сообщил собеседник агентства «Рейтер».

Вскоре это подтвердилось. Согласно протоколу, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД» 29 января 2015 года, для перевозчиков энергетического угля, следующих в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций, действует понижающий коэффициент 0,893 (минус 7%). Данная скидка применяется с учетом ранее установленного повышающего коэффициента 1,134, поэтому суммарный эффект равен 1,26 относительно прошлого года. Таким образом, крупнейшие перевозчики экспортного угля, угольные компании уже получили послабление.

Как пояснил вице-президент госмонополии Салман Бабаев, понижающий коэффициент начинает действовать через десять рабочих дней после официальной публикации решения, то есть с 14 февраля. Кроме того, топ-менеджер РЖД добавил, что просчитывается целесообразность снижения надбавки на экспортные перевозки железной руды. А по словам источников агентства ТАСС, тариф может быть снижен еще и для минеральных удобрений.

«РЖД будут продолжать отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов для принятия дальнейших решений в рамках тарифного коридора», – сообщил агентству «Рейтер» представитель РЖД.

На сегодняшний день, однако, успеха добились только угольщики. Снижение тарифов на руду или минудобрения по-прежнему только обсуждается. На применении понижающего коэффициента при перевозке железной руды настаивали компании «Металлоинвест» и «Евраз». Причем производители направляли предложение через некоммерческое партнерство «Русская сталь», «чтобы предоставить консолидированную позицию отрасли». Но, как уже было сказано, пока безрезультатно.

Что касается «Русала», то компания просит не отменять повышающий коэффициент 1,134 для экспорта, но дать максимально возможную скидку 12,8% для импорта глинозема, пишет «Коммерсантъ». На глинозем приходится 15% себестоимости продукции, он в основном привозится с зарубежных предприятий, в том числе входящих в «Русал».

В 2014 году, например, алюминиевый гигант отправил на экспорт примерно 2,6 млн тонн алюминия, а импортировал около 10 млн тонн глинозема. Доставка вагона алюминия из Красноярска в Находку стоит более 140 тыс. рублей, а вагона глинозема в обратном направлении (Находка – Красноярск) – 90 тыс. рублей. И хотя перевозка алюминия дороже, «Русал» просит скидку именно на глинозем, ведь его значительно больше.

Впрочем, не факт, что РЖД пойдут на какие-то послабления, кроме тех, что уже получили угольные компании. Госмонополия серьезно пострадала от девальвации рубля. По итогам 2014 года убыток (по РСБУ) достиг 44 млрд рублей. А за 2013 год существовала небольшая, но прибыль – 740 млн рублей.

В РЖД связывают убыток со скачками валют. «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов), – говорится в пояснительной записке к отчетности. – В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц».

Выручка от грузовых перевозок в минувшем году составила 1,1 трлн рублей, операционная прибыль – около 60 млрд рублей, как и годом ранее. Однако все «съели» курсовые разницы, повлекшие убыток в 58 млрд рублей.

При этом общий объем госфинансирования РЖД на всех уровнях бюджета составил 112 млрд рублей (87 млрд в 2013 году).

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения

Провоз более $100 тысяч через таможенную границу ЕАЭС потребует подтверждения происхождения МВД, Генеральная прокуратура и Следственный комитет согласовали предложения о введении порога переме...

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом

Команда Кусто посоветовала Минприроды выпустить китов из «тюрьмы» летом Команда французского океанолога Жана-Мишеля Кусто подготовила рекомендации по реабилитации и выпуску...

Российская экономика

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн

Минэкономразвития повысило прогноз добычи нефти в России в 2019 году до 558 млн тонн Министерство также повысило прогноз объема добычи газа до 715,2 млрд куб. м.

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах

Совфед одобрил закон о крабовых аукционах Доли квот будут закрепляться за пользователями на 15 лет.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1 раза - до почти 8 млрд рублей

Чистая прибыль НМТП по РСБУ в I квартале выросла в 3,1   раза - до почти 8 млрд рублей Чистая прибыль Новороссийского морского торгового порта (НМТП) по РСБУ в первом квартале 201...

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним»

ФГУП «Росморпорт» введен в действие стандарт организации «Выполнение дноуглубительных работ в морских портах и на подходах к ним» Приказом ФГУП «Росморпорт» от 16 апреля 2019 г. № 144 утвержден и введен в действие стандарт организ...




Морской транспорт

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания

Сразу два корабля, строящиеся на Судостроительном заводе «Северная верфь», ушли на ходовые испытания Корвет «Гремящий» и фрегат «Адмирал флота Касатонов» отправились в акваторию Балтики на заводские хо...

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

Речной транспорт

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая

Пассажирская речная навигация откроется в Подмосковье 1 мая Пассажирская навигация по   трем речным маршрутам в Подмосковье откроется 1 мая, &nbs...

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Ж/Д транспорт

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели

Спрос на поездки в поездах дальнего следования в майские праздники почти в 1,5 раза превысил прошлогодние показатели Для удовлетворения повышенного спроса на перевозку пассажиров в период майских праздников холдингом ...

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

Авто транспорт

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения

ABB и Porsche Japan разработают зарядные станции нового поколения ABB, мировой технологический лидер в области промышленной автоматизации и решений для энергетики, ст...

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...