Поделились убытками

Ж/Д транспорт

РЖД страдают от девальвации рубля и пытаются перенести часть убытков на экспортеров

В конце января ОАО «РЖД» повысило на 13,4% железнодорожные тарифы для экспортеров. С учетом планового роста тарифов с начала года перевозки подорожали почти на 25%. Госмонополия объясняет свой шаг девальвацией рубля, предлагая экспортерам поделиться прибылью. Те пытаются отбиться, но пока безуспешно: пролоббировать понижающий коэффициент удалось только угольщикам. Обсуждаются тарифы на перевозки руды и минеральных удобрений.

Очевидно, РЖД будут до последнего стоять на своем. Госмонополия действительно сильно пострадала от девальвации рубля, ведь многие ее долги номинированы в валюте. Убыток от валютных операций из-за отрицательных курсовых разниц по итогам 2015 года достиг 58 млрд рублей, общий убыток компании – 44 млрд.

Александра Васильцева

 

Поделитесь прибылью

С начала 2013 года ОАО «РЖД» получило право применять повышающие и понижающие коэффициенты к тарифам на грузоперевозки, установленным ФСТ России. Максимально возможная надбавка составляет 13,4% (повышающий коэффициент 1,134 к Прейскуранту 10-01), максимальная возможная скидка – 12,8% (понижающий коэффициент 0,872). Предполагается, что решение госмонополии имеет экономический эффект: выручка от перевозок в результате надбавок или скидок должна расти.

В августе прошлого года РЖД установили максимальный повышающий коэффициент – 1,134 – для нефтяных грузов, следующих на экспорт через порты Дальнего Востока. Тариф на внутренние перевозки дизтоплива тоже прибавил 12,5%. Это было связано с высокими мировыми ценами на «черное золото». В середине августа баррель нефти Brent стоил больше $100. Решение госмонополии главным образом ударило по «Роснефти», экспортирующей нефть через терминал в Находке (объем перевалки в 2014 году 7,2 млн тонн).

А вот экспортерам зерна РЖД, наоборот, сделали скидку. Для них применялся понижающий коэффициент 0,882 (минус 11,8%). Правда, в конце года госмонополия ввела ограничения на отправку зерна, объяснив это «необеспечением выгрузки и приема вагонов с зерном», а также отставанием поездов. Впрочем, грузоотправители были уверены: таким образом перевозчик исполняет негласный запрет правительства РФ на экспорт зерна.

Главные новости появились в конце года. На заседании правления ОАО «РЖД» 27 декабря было принято решение установить максимальный повышающий коэффициент 1,134 для всех грузов, следующих в заграничном направлении. Он должен был начать действовать с 29 января 2015 года. Это наложилось на плановое повышение тарифов на 10% с начала текущего года. Таким образом, получилось, что стоимость перевозки для экспортеров фактически вырастает почти на 25%, то есть на четверть.

Представитель госмонополии говорил газете «Ведомости», что резкое подорожание доллара значительно сократило тарифную нагрузку экспортеров, а их затраты на перевозку – даже при коэффициенте 1,134 – не превысят уровень прошлого года. Говоря проще, РЖД потребовали от клиентов поделиться сверхприбылью.

Разумеется, это не понравилось грузоотправителям. Источник «Ведомостей» в одной из компаний назвал решение РЖД злоупотреблением монопольным положением. Он заявил, что применение тарифного коридора оправдано лишь тогда, когда происходит резкий рост мировых цен на перевозимые товары. Но такого нет. Собеседник издания надеялся, что решение госмонополии будет отменено.

 

Рис. 1. Структура перевозок РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров подсчитал, что РЖД дополнительно заработают 40 млрд рублей благодаря повышающим коэффициентам.

В 2014 году на сети РЖД было перевезено 419 млн тонн экспортных грузов, что составило 34% от всех грузов. Таким образом, рост тарифов действительно существенным образом повлияет на выручку. Хотя ранее госмонополия не слишком активно пользовалась этим инструментом. Так, в 2013 году дополнительный доход от тарифной политики (применения повышающих и понижающих коэффициентов) составил лишь 1,5 млрд рублей.

Каменный уголь и нефть являются основными грузами на сети РЖД. По данным ресурса Cargo-report.info, в 2014 году на экспорт по железной дороге было перевезено 150 млн тонн каменного угля и 114 млн тонн нефти и нефтепродуктов. В сумме это более половины всех экспортных перевозок (419 млн тонн). Общая погрузка РЖД составила 1,227 млрд тонн, что на 0,8% меньше, чем годом ранее.

 

«Редкий пример экономической близорукости»

Компании-экспортеры, естественно, сосредоточили свои лоббистские усилия на том, чтобы не дать госмонополии повысить тарифы. Им удалось перетянуть на свою сторону вице-премьера Аркадия Дворковича. 30 декабря у высокопоставленного чиновника прошло совещание, итогом которого стало поручение «организовать дополнительное обсуждение и [дать] юридическую оценку» решению РЖД о применении повышающего коэффициента. Это поручение было дано Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину, ФСТ и ряду других ведомств.

Представитель «Русала» назвал газете «Ведомости» будущее повышение тарифов «редким примером экономической близорукости». Он напомнил, что формальная причина – ограничение инфраструктуры. «При этом за последние три года наблюдается прогрессирующий спад грузооборота, а правительство согласовало РЖД беспрецедентную инвестиционную программу в направление БАМа и Транссиба, – сказал собеседник издания. – Очевидно, что дополнительный рост тарифов приведет к снижению объемов перевозок, а это, в свою очередь, к снижению доходов РЖД, то есть к необходимости снова повышать тарифы, что раскручивает спираль экономической стагнации».

Подробное заключение на решение госмонополии появилось в январе на сайте Совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей). Там подчеркивается, что рост курса доллара не должен становиться основанием для повышения тарифа.

«Правительство РФ предпринимает все возможные меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для крупнейшей естественной монополии РФ <…> на основании спекулятивных курсов, – говорится в документе. – При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских компаний-экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро».

 

Рис. 2. Перевозка экспортных грузов на сети РЖД в 2014 году

 

Источник: Интернет-ресурс cargo-report.info

 

Эксперты напоминают, что внешняя конъюнктура для разных товаров существенно отличается. Так, стоимость нефти, черных металлов, меди, энергетического и коксующегося угля упала до исторического минимума. Мировые индексы на нефть в январе 2015 года упали на 55% относительно января прошлого года и на 40% только за последние два месяца. Стоимость энергетического угля снизилась на 46% и 26% соответственно, меди – на 24% и 16%. Производители удобрений согласились предоставить 15%-ную скидку в текущем году для внутреннего рынка. Однако РЖД не учитывают никаких нюансов и ставят всех экспортеров в один ряд.

Кроме того, госмонополия, как утверждают в Совете потребителей РЖД, не учла ряд факторов – например, появление ограничений на экспорт российского сырья в Китай (правительство КНР ввело пошлину 6% на энергетический и 3% на коксующийся уголь, химические удобрения, металлы), а также повышение ключевой ставки ЦБ, повлекшее рост кредитных ставок на оборотные средства до 25-30%, увеличение затрат на обслуживание валютных займов и другие нюансы.

«Объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например, алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет 2,5 к 1), – говорится в заключении Совета. – При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято».

«В современных экономических условиях инфраструктурные компании должны создавать конкурентные условия для промышленных и сельскохозяйственных производителей, – подчеркивает член совета директоров «Русала» Вадим Гераскин. – Дополнительное повышение железнодорожных тарифов негативно отразится на реальном секторе экономики и приведет к снижению производства, грузопотока, ухудшению положения ОАО «РЖД» и в конечном счете к усилению стагнации».

В Совете потребителей перечисляют возможные негативные последствия решения РЖД: банкротство ряда железорудных и угольных компаний, сокращение инвестиций в промышленность, потеря рынков сбыта для экспортеров, рост транспортной составляющей в конечной стоимости груза, сокращение рабочих мест и другие социальные последствия.

 

Повезло, но не всем

В конце января у вице-премьера Аркадия Дворковича состоялось еще одно совещание по проблемам тарифов. Итогом, рассказывают источники, знакомые с ситуацией, стало решение повысить стоимость перевозок для угольных компаний лишь на 1,4-1,5% (вместо 13,4%). «Угольщики точно получат снижение, по остальным грузам – неизвестно», – сообщил собеседник агентства «Рейтер».

Вскоре это подтвердилось. Согласно протоколу, опубликованному на официальном сайте ОАО «РЖД» 29 января 2015 года, для перевозчиков энергетического угля, следующих в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций, действует понижающий коэффициент 0,893 (минус 7%). Данная скидка применяется с учетом ранее установленного повышающего коэффициента 1,134, поэтому суммарный эффект равен 1,26 относительно прошлого года. Таким образом, крупнейшие перевозчики экспортного угля, угольные компании уже получили послабление.

Как пояснил вице-президент госмонополии Салман Бабаев, понижающий коэффициент начинает действовать через десять рабочих дней после официальной публикации решения, то есть с 14 февраля. Кроме того, топ-менеджер РЖД добавил, что просчитывается целесообразность снижения надбавки на экспортные перевозки железной руды. А по словам источников агентства ТАСС, тариф может быть снижен еще и для минеральных удобрений.

«РЖД будут продолжать отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимых грузов для принятия дальнейших решений в рамках тарифного коридора», – сообщил агентству «Рейтер» представитель РЖД.

На сегодняшний день, однако, успеха добились только угольщики. Снижение тарифов на руду или минудобрения по-прежнему только обсуждается. На применении понижающего коэффициента при перевозке железной руды настаивали компании «Металлоинвест» и «Евраз». Причем производители направляли предложение через некоммерческое партнерство «Русская сталь», «чтобы предоставить консолидированную позицию отрасли». Но, как уже было сказано, пока безрезультатно.

Что касается «Русала», то компания просит не отменять повышающий коэффициент 1,134 для экспорта, но дать максимально возможную скидку 12,8% для импорта глинозема, пишет «Коммерсантъ». На глинозем приходится 15% себестоимости продукции, он в основном привозится с зарубежных предприятий, в том числе входящих в «Русал».

В 2014 году, например, алюминиевый гигант отправил на экспорт примерно 2,6 млн тонн алюминия, а импортировал около 10 млн тонн глинозема. Доставка вагона алюминия из Красноярска в Находку стоит более 140 тыс. рублей, а вагона глинозема в обратном направлении (Находка – Красноярск) – 90 тыс. рублей. И хотя перевозка алюминия дороже, «Русал» просит скидку именно на глинозем, ведь его значительно больше.

Впрочем, не факт, что РЖД пойдут на какие-то послабления, кроме тех, что уже получили угольные компании. Госмонополия серьезно пострадала от девальвации рубля. По итогам 2014 года убыток (по РСБУ) достиг 44 млрд рублей. А за 2013 год существовала небольшая, но прибыль – 740 млн рублей.

В РЖД связывают убыток со скачками валют. «Часть кредитного портфеля общества выражена в иностранной валюте (доллары США, евро, швейцарские франки и фунты стерлингов), – говорится в пояснительной записке к отчетности. – В результате значительного снижения курса рубля относительно данных валют в IV квартале 2014 года произошел рост финансовых затрат в рублевом эквиваленте и возникли убытки от курсовых разниц».

Выручка от грузовых перевозок в минувшем году составила 1,1 трлн рублей, операционная прибыль – около 60 млрд рублей, как и годом ранее. Однако все «съели» курсовые разницы, повлекшие убыток в 58 млрд рублей.

При этом общий объем госфинансирования РЖД на всех уровнях бюджета составил 112 млрд рублей (87 млрд в 2013 году).

 

Морские порты №3 (2015)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны разместит дивизию на Курилах

Минобороны разместит дивизию на Курилах Минобороны РФ разместит дивизию на Курилах в 2017 году, заявил в среду глава Минобороны РФ Сергей Шо...

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море

Траулер «Павел Панин» потерял ход в Охотском море На БМРТ «Павел Панин» из-за неисправности автоматики не запускается главный двигатель. Судно лежит в...

Российская экономика

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту

В Крыму началось строительство автоподхода к Керченскому мосту Строительство автоподхода, ведущего к строящемуся мосту через Керченский пролив, стартовало в Крыму...

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2»

Allseas подписала контракт по морской части «Северного потока - 2» Компания Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток - 2») заключила со швейцарской A...

Транспортная политика

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок

ФАС пока не готова замораживать РЖД тарифы на перевозку нефтепродуктов на долгий срок Тенденция к снижению РЖД тарифов на перевозку нефтепродуктов позитивная, но замораживать тарифы на д...

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК

Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к ОТЛК Железнодорожная администрация Китая может присоединиться к Объединенной транспортно-логистической ко...

Морские порты

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале

Концепция создания Каспийского хаба предусматривает пассажирский терминал в Махачкале Концепция развития транспортно-логистического кластера в Каспийском бассейне предусматривает строите...

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток

Госдума приняла закон об электронных визах для въезда в свободный порт Владивосток Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект об электронных визах для въезда на терр...




Морской транспорт

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев»

На Онежском судостроительном заводе спущен на воду рабочий катер «Евгений Васильев» На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялся торжественный спуск на воду рабочего кате...

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip

Регулятор заблокировал сделку по продаже Nor Lines группе Eimskip Антимонопольное ведомство Норвегии не одобрило сделку по продаже норвежской компании Nor Lines AS ис...

Речной транспорт

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер

На «Красном Сормове» спустили на воду нефтеналивной танкер Танкер проекта RST27 спущен на воду на нижегородском заводе «Красное Сормово». Судно будет работать ...

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р»

Нижегородское ЦКБ по СПК летом спустит на воду судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р.Е.Алексеев...

Ж/Д транспорт

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд

Спрос на евробонды РЖД превысил $1,75 млрд Инвесторы подали заявки на семилетние евробонды РЖД на сумму свыше $1,75 млрд, говорится в рассылке ...

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности

Проект «Белкомур» находится в высокой степени готовности Проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море - Коми - Урал) рассмо...

Авто транспорт

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана

Заявка оператора «Платона» на объединение с системой весогабаритного контроля может быть доработана Заявка РТИТС (оператор системы «Платон») на объединение с автоматической системой весогабари...

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО

Страховщики предлагают ввести ограничения на покупку е-ОСАГО Страховая компания «МАКС» выступила с инициативой ограничить возможность покупки электронного ОСАГО ...

Аналитика

Транспортная политика

Устранить инфраструктурные ограничения

Устранить инфраструктурные ограничения В апреле в Доме правительства в Москве состоялось итоговое расширенное заседание Коллегии Министерст...

Что сделано и что делать

Что сделано и что делать В Москве 30 марта 2016 г. под председательством заместителя министра транспорта РФ – руководителя Фе...

Морские порты

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск

Обеспечение портовой деятельности в порту Архангельск Морской порт Архангельск является старейшим портом в России, он основан более 420 лет назад в устье ...

Контроль судов из космоса

Контроль судов из космоса Ответственность экипажей судов в случаях нелегальных сбросов загрязняющих веществ в море основана на...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...

Двойные тиски для операторов вагонов

Двойные тиски для операторов вагонов ФАС России собирается контролировать ставки вагонных операторов. Это сильно расширяет полномочия слу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря

Дипломирование моряков в АМП Балтийского моря Дипломирование моряков согласно требованиям статей 54 и 76 Кодекса торгового мореплавания Российской...

Старейший музей речного флота на Волге

Старейший музей речного флота на Волге В №5 «МФ» за 2014 год был опубликован материал «Музеи морского флота: как воспитать патриота». После...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Арктика: время решений

Арктика: время решений Арктика всегда была важнейшей составляющей государственной политики России, и сегодня ситуация тольк...

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике

Арктический челнок – основа транзитных перевозок в Арктике Несмотря на некоторую стабилизацию арктических процессов, связанных с уменьшением ледового покрытия ...




Судостроение

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

От Камчатки до Урала он – единственный!

От Камчатки до Урала он – единственный! Одному из старейших предприятий дальневосточного Хабаровска – 179-му судоремонтному заводу – исполни...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...