Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

И правда брошенные

Морской транспорт

Проблемы ликвидации последствий затопления судов в контексте Международной конвенции по удалению затонувших судов.

Редко выпадает день, когда молчит колокол фрегата Lutine в офисе Регистра Lloyd, а в некоторые дни он слышен по нескольку раз в день. Мировой морской флот теряет ежегодно около двух тысяч грузовых судов.

Как следует из сообщения Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), с 14 апреля 2015 года вступает в силу принятая Международной конференцией ООН в штаб-квартире в Кении в 2007 году Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов. Эта тема широко обсуждается профессиональным морским сообществом прежде всего в отношении затонувших судов в прибрежных водах Российской Федерации, протяженность морских границ которой составляет более 38 тыс. километров.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

 

Практика без законодательства

Найробийская конвенция, в установленные сроки вступления отдельных ее положений, закладывает международные правовые и технические инструменты юридической и финансовой ответственности и выступает полноправным регулятором, как правило, конфликтных отношений прибрежных государств, государств флага, судовладельцев, участников страхового бизнеса в кризисных ситуациях ликвидации последствий кораблекрушений.

В настоящее время Российской Федерации предстоит прохождение процедуры признания конвенции, а также имплементации ее положений в национальное нормативно-правовое поле. И в этой связи важно, чтобы документ о признании учел сложный спектр проблем, существующих в сфере ликвидации последствий затопления судов, и не всегда успешный опыт разрешения конфликтных отношений. Сошлюсь на один из примеров.

В ноябре 2007 года в Керченском проливе ураганным южным ветром с резким разворотом его к юго-западу были затоплены танкер «Волгонефть-139», теплоходы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель», а в порту Новороссийск на мель Кабардинской бухты выброшены два сухогруза – Ziya Koc (флаг Турции) и Captain Ismael (флаг Грузии). Судьба теплохода Captain Ismael сложилась вполне удачно: при активном участии судовладельца судно было снято с мели и в дальнейшем получило разрешение на выход из порта.

Судовладелец теплохода Ziya Koc (компания Koclar Denizcilic Insaat Ticaret Ltd. Sirketei, Стамбул), напротив, самоустранился от участия в спасании имущества, экипаж покинул аварийное судно, а агент заявил о прекращении отношений агентирования. В сложившейся ситуации портовые власти были вынуждены принять инициативные меры по обеспечению сохранности брошенного имущества и обеспечению экологической безопасности при нахождении судна в пляжной зоне известного российского курорта Кабардинки.

ФГУП «Новороссийское управление аварийно-спасательных подводно-технических работ» (НУ АСПТР) были проведены трудоемкие работы по устранению водотечности корпуса,  снятию судна с мели, и в июне 2010 года оно было поставлено на ровный киль в состоянии, пригодном для перемещения в безопасное для стоянки место.

Однако дальнейший ход операции был прекращен по причине непреодолимой позиции Новороссийской таможни, которая на основании статей Таможенного кодекса РФ рассматривала аварийное судно как обычный временный ввоз транспортного средства с правом либо обратного его вывоза собственником, либо помещения его под иные таможенные процедуры. Так как иной порядок завершения ввоза транспортного средства без участия судовладельца оказался невозможным, судно оставалось на месте и очередным штормом вновь было выброшено на прибрежную каменную плиту со значительными повреждениями корпуса, водотечностью в машинное отделение и утратой всякой перспективы сохранения его как грузового судна.

К настоящему времени Арбитражный суд Краснодарского края по иску АЧФ ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» (правопреемник ФГУП «НУ АСПТР») принял решение о взыскании с судовладельца в пользу истца финансовых средств по возмещению затрат на спасание судна. Службой судебных приставов вынесено постановление о наложении ареста на имущество – теплоход Ziya Koc, а дальнейшая судьба судна в плане его ликвидации на месте нахождения стала неопределенной.

 

Рамочные положения и новеллы

Приведенный пример – не единственный, но он наиболее ярко отражает существующую в России практику и говорит о необходимости формирования национальной стратегии в данной сфере морской деятельности с учетом того, что Найробийской конвенцией регламентированы лишь рамочные положения, а именно:

-         порядок передачи сообщений о нахождении судов и аварий, сообщений о жертвах в самое близкое прибрежное государство, передача предупреждения морякам и прибрежным государствам об аварии;

-         действия прибрежных государств по определению местонахождения судна или аварии;

-         критерии определения опасности аварий, включая глубину над затонувшим судном, близость судоходных маршрутов, плотность трафика, тип движения и уязвимость портовых сооружений;

-         экологические критерии – повреждение судна, вероятность попадания в морскую среду груза или нефти;

-         меры по ликвидации аварий, включая права и обязательства судовладельца удалить опасные суда, последствия инцидентов; порядок вмешательства государства;

-         судовладелец должен обеспечить финансовую гарантию для покрытия возможных затрат по ликвидации аварий и по возможным судебным искам.

Технической новеллой конвенции является детализация того, что на судовладельцев и их страхователей возлагается ответственность за последствия всякого инцидента, приведшего к аварии в случаях затопления судов (включая контейнеры, упавшие за борт) или взятия на буксир, а также содержится норма прямого воздействия на судовладельцев и страховщиков со стороны прибрежного государства для принятия необходимых мер, а в случаях объективной необходимости право осуществлять определенные действия без подтверждения согласия на их проведение судовладельцем.

Обращает на себя внимание также норма конвенции о применении ее в исключительной экономической зоне прибрежного государства-подписанта, определяемой от территориальных вод на 200 миль в море от береговой линии. Так как большинство происшествий с затоплением судов случается при посадке судов на мель в 12-мильной зоне территориальных вод, то для стороны подписанта крайне важно сделать специальную оговорку об отнесении действия норм конвенции к акватории территориальных прибрежных вод.

 

Как из брошенного сделать неброшенное

Итак, решение вопросов ликвидации затонувших судов осуществляется собственником имущества, а необходимость принудительных мер возникает тогда, когда собственник судна не предпринимает или уклоняется от принятия мер по ликвидации судна. В этом случае судно подпадает под определение  «брошенные суда» в значении термина А.962(23) «Руководство IМО по разделке судов». При этом действия портовых властей в отношении брошенного судна могут быть основаны, естественно, на действующей национальной нормативной базе. А она вот какова:

1. Федеральный закон №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (применяются в режиме объявленной чрезвычайной ситуации).

2. Гражданский кодекс РФ (применяется с точки зрения имущественных отношений).

При этом нужно отметить, что Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) и Приказ Минморфлота СССР от 12.11.1979 г. №207 (действующий) понятие «брошенное (бесхозяйное) судно» не используют.

В соответствии с ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. (Суда по нормам ГК РФ являются недвижимым имуществом.)

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Более того, механизм приобретения права собственности на недвижимую вещь, предусмотренный ГК РФ, не учитывает специфики правового статуса морского судна в отношении его принадлежности государству флага, обременений по одному из морских требований и прочих деталей.

Поскольку действующая редакция КТМ, глава VII «Затонувшее имущество» применяется только к потерпевшим крушение судам и их обломкам, то следование стратегии Найробийской конвенции дает возможность относить к затонувшему имуществу также выведенные из эксплуатации и брошенные (бесхозяйные) суда. Очевидно также, что данная конвенция предполагает принятие нормативных документов о местах отстоя брошенных судов, процедурах их учета и механизмах утилизации имущества, в случае если оно не востребовано собственником в течение определенного законом срока.

Таким образом, имплементируя положения конвенции в российскую нормативно-правовую базу, прежде всего необходимо учесть:

-         интересы государства в вопросах обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды;

-         интересы судовладельца как собственника имущества с учетом присутствия иностранного компонента;

-         необходимо предусмотреть процедуру поиска собственника при содействии МИД России для должного извещения государства флага и собственника бесхозяйного судна.

Подводя итог сказанному, нужно подчеркнуть, что Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов на этапе ее признания Российской Федерацией инициирует перед законодательными и исполнительными органами государственного управления необходимость комплексного правового обеспечения в данной сфере деятельности, крайне актуальной на огромном протяжении прибрежных районов морей, находящихся в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...