Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

И правда брошенные

Морской транспорт

Проблемы ликвидации последствий затопления судов в контексте Международной конвенции по удалению затонувших судов.

Редко выпадает день, когда молчит колокол фрегата Lutine в офисе Регистра Lloyd, а в некоторые дни он слышен по нескольку раз в день. Мировой морской флот теряет ежегодно около двух тысяч грузовых судов.

Как следует из сообщения Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), с 14 апреля 2015 года вступает в силу принятая Международной конференцией ООН в штаб-квартире в Кении в 2007 году Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов. Эта тема широко обсуждается профессиональным морским сообществом прежде всего в отношении затонувших судов в прибрежных водах Российской Федерации, протяженность морских границ которой составляет более 38 тыс. километров.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

 

Практика без законодательства

Найробийская конвенция, в установленные сроки вступления отдельных ее положений, закладывает международные правовые и технические инструменты юридической и финансовой ответственности и выступает полноправным регулятором, как правило, конфликтных отношений прибрежных государств, государств флага, судовладельцев, участников страхового бизнеса в кризисных ситуациях ликвидации последствий кораблекрушений.

В настоящее время Российской Федерации предстоит прохождение процедуры признания конвенции, а также имплементации ее положений в национальное нормативно-правовое поле. И в этой связи важно, чтобы документ о признании учел сложный спектр проблем, существующих в сфере ликвидации последствий затопления судов, и не всегда успешный опыт разрешения конфликтных отношений. Сошлюсь на один из примеров.

В ноябре 2007 года в Керченском проливе ураганным южным ветром с резким разворотом его к юго-западу были затоплены танкер «Волгонефть-139», теплоходы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель», а в порту Новороссийск на мель Кабардинской бухты выброшены два сухогруза – Ziya Koc (флаг Турции) и Captain Ismael (флаг Грузии). Судьба теплохода Captain Ismael сложилась вполне удачно: при активном участии судовладельца судно было снято с мели и в дальнейшем получило разрешение на выход из порта.

Судовладелец теплохода Ziya Koc (компания Koclar Denizcilic Insaat Ticaret Ltd. Sirketei, Стамбул), напротив, самоустранился от участия в спасании имущества, экипаж покинул аварийное судно, а агент заявил о прекращении отношений агентирования. В сложившейся ситуации портовые власти были вынуждены принять инициативные меры по обеспечению сохранности брошенного имущества и обеспечению экологической безопасности при нахождении судна в пляжной зоне известного российского курорта Кабардинки.

ФГУП «Новороссийское управление аварийно-спасательных подводно-технических работ» (НУ АСПТР) были проведены трудоемкие работы по устранению водотечности корпуса,  снятию судна с мели, и в июне 2010 года оно было поставлено на ровный киль в состоянии, пригодном для перемещения в безопасное для стоянки место.

Однако дальнейший ход операции был прекращен по причине непреодолимой позиции Новороссийской таможни, которая на основании статей Таможенного кодекса РФ рассматривала аварийное судно как обычный временный ввоз транспортного средства с правом либо обратного его вывоза собственником, либо помещения его под иные таможенные процедуры. Так как иной порядок завершения ввоза транспортного средства без участия судовладельца оказался невозможным, судно оставалось на месте и очередным штормом вновь было выброшено на прибрежную каменную плиту со значительными повреждениями корпуса, водотечностью в машинное отделение и утратой всякой перспективы сохранения его как грузового судна.

К настоящему времени Арбитражный суд Краснодарского края по иску АЧФ ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» (правопреемник ФГУП «НУ АСПТР») принял решение о взыскании с судовладельца в пользу истца финансовых средств по возмещению затрат на спасание судна. Службой судебных приставов вынесено постановление о наложении ареста на имущество – теплоход Ziya Koc, а дальнейшая судьба судна в плане его ликвидации на месте нахождения стала неопределенной.

 

Рамочные положения и новеллы

Приведенный пример – не единственный, но он наиболее ярко отражает существующую в России практику и говорит о необходимости формирования национальной стратегии в данной сфере морской деятельности с учетом того, что Найробийской конвенцией регламентированы лишь рамочные положения, а именно:

-         порядок передачи сообщений о нахождении судов и аварий, сообщений о жертвах в самое близкое прибрежное государство, передача предупреждения морякам и прибрежным государствам об аварии;

-         действия прибрежных государств по определению местонахождения судна или аварии;

-         критерии определения опасности аварий, включая глубину над затонувшим судном, близость судоходных маршрутов, плотность трафика, тип движения и уязвимость портовых сооружений;

-         экологические критерии – повреждение судна, вероятность попадания в морскую среду груза или нефти;

-         меры по ликвидации аварий, включая права и обязательства судовладельца удалить опасные суда, последствия инцидентов; порядок вмешательства государства;

-         судовладелец должен обеспечить финансовую гарантию для покрытия возможных затрат по ликвидации аварий и по возможным судебным искам.

Технической новеллой конвенции является детализация того, что на судовладельцев и их страхователей возлагается ответственность за последствия всякого инцидента, приведшего к аварии в случаях затопления судов (включая контейнеры, упавшие за борт) или взятия на буксир, а также содержится норма прямого воздействия на судовладельцев и страховщиков со стороны прибрежного государства для принятия необходимых мер, а в случаях объективной необходимости право осуществлять определенные действия без подтверждения согласия на их проведение судовладельцем.

Обращает на себя внимание также норма конвенции о применении ее в исключительной экономической зоне прибрежного государства-подписанта, определяемой от территориальных вод на 200 миль в море от береговой линии. Так как большинство происшествий с затоплением судов случается при посадке судов на мель в 12-мильной зоне территориальных вод, то для стороны подписанта крайне важно сделать специальную оговорку об отнесении действия норм конвенции к акватории территориальных прибрежных вод.

 

Как из брошенного сделать неброшенное

Итак, решение вопросов ликвидации затонувших судов осуществляется собственником имущества, а необходимость принудительных мер возникает тогда, когда собственник судна не предпринимает или уклоняется от принятия мер по ликвидации судна. В этом случае судно подпадает под определение  «брошенные суда» в значении термина А.962(23) «Руководство IМО по разделке судов». При этом действия портовых властей в отношении брошенного судна могут быть основаны, естественно, на действующей национальной нормативной базе. А она вот какова:

1. Федеральный закон №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (применяются в режиме объявленной чрезвычайной ситуации).

2. Гражданский кодекс РФ (применяется с точки зрения имущественных отношений).

При этом нужно отметить, что Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) и Приказ Минморфлота СССР от 12.11.1979 г. №207 (действующий) понятие «брошенное (бесхозяйное) судно» не используют.

В соответствии с ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. (Суда по нормам ГК РФ являются недвижимым имуществом.)

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Более того, механизм приобретения права собственности на недвижимую вещь, предусмотренный ГК РФ, не учитывает специфики правового статуса морского судна в отношении его принадлежности государству флага, обременений по одному из морских требований и прочих деталей.

Поскольку действующая редакция КТМ, глава VII «Затонувшее имущество» применяется только к потерпевшим крушение судам и их обломкам, то следование стратегии Найробийской конвенции дает возможность относить к затонувшему имуществу также выведенные из эксплуатации и брошенные (бесхозяйные) суда. Очевидно также, что данная конвенция предполагает принятие нормативных документов о местах отстоя брошенных судов, процедурах их учета и механизмах утилизации имущества, в случае если оно не востребовано собственником в течение определенного законом срока.

Таким образом, имплементируя положения конвенции в российскую нормативно-правовую базу, прежде всего необходимо учесть:

-         интересы государства в вопросах обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды;

-         интересы судовладельца как собственника имущества с учетом присутствия иностранного компонента;

-         необходимо предусмотреть процедуру поиска собственника при содействии МИД России для должного извещения государства флага и собственника бесхозяйного судна.

Подводя итог сказанному, нужно подчеркнуть, что Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов на этапе ее признания Российской Федерацией инициирует перед законодательными и исполнительными органами государственного управления необходимость комплексного правового обеспечения в данной сфере деятельности, крайне актуальной на огромном протяжении прибрежных районов морей, находящихся в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку

Военный эксперт рассказал, почему только Россия ищет аргентинскую подлодку В Аргентине заявили, что только Россия ведет поиски пропавшей подлодки. Военный эксперт Константин С...

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей

Минобороны РФ подало иск к ЦС «Звездочка» на 3,7 млрд рублей Арбитражный суд Москвы 11 января зарегистрировал иск Минобороны РФ о взыскании с северодвинского АО ...

Российская экономика

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля

Курилы к концу года подключат к интернету с помощью подводного кабеля Ростелеком планирует проложить подводный кабель для подключения Курил к высокоскоростному интернету,...

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей

В транспортную инфраструктуру Красноярского края до 2030 года инвестируют 1,5 трлн рублей В сфере водного транспорта планируется реконструкция арктических портов, строительство речного вокза...

Транспортная политика

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов

44-ФЗ по госзакупкам может быть отредактирован специально для судоремонтных контрактов Правительство Севастополя совместно с Законодательным собранием города Севастополя рассмотрит вопрос...

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану

Пакистан и Иран откроют России выход к Индийскому океану Одним из наиболее перспективных проектов 2018 года для нашей страны является развитие трасс меридион...

Морские порты

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9%

Грузооборот портов Балтийского бассейна за первое полугодие 2017 года вырос на 6,9% Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам января-июня 2017 года увеличился на 6,9%...

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга

Изменен тариф на стоянку у причалов в порту Усть-Луга С 15 января изменяется тариф на услуги по предоставлению причалов в морском порту Усть-Луга для безо...




Морской транспорт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт

Груз-амортизатор на буксирном тросе предотвратит обрыв места крепежа троса – эксперт Груз-амортизатор установленный на легком синтетическом буксирном тросе предотвратит обрыв места его ...

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми

РЖД установили скидки на перевозки в вагонах на паромных линиях Кавказ - Поти и Кавказ - Батуми На железнодорожные перевозки грузов в вагонах на паромах проекта CNF03 паромных линиях Кавказ - Поти...

Речной транспорт

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы

Реки Европы заполонят беспилотные электроходы Голландская компания Port Liner разработала и в ближайшее время собирается запустить в производство ...

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка

«Максим Горький» за 20 миллионов: яхта Сталина пойдет с молотка Московское речное пароходство может продать теплоход «Максим Горький», более известный как «яхта Ста...

Ж/Д транспорт

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога

Второй Байкальский тоннель на БАМе будет достроен в 2019 году - желдорога Строительство второго Байкальского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали завершится в 2019 году, со...

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник

РЖД проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 млрд рублей - источник «Российские железные дороги» (РЖД) проведут вторичное размещение облигаций на сумму до 8,6 м...

Авто транспорт

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта

Ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта Международная ледовая переправа между амурским Поярково и китайским Сюнькэ официально открыта, с 16 ...

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС

Минтранс снял ограничения по перевозкам грузов по федеральным автодорогам - ФАС Ограничения по перевозкам грузов всей номенклатуры по автомобильным дорогам РФ федерального значения...

Аналитика

Транспортная политика

Морская сила России: национальное и глобальное измерение

Морская сила России: национальное и глобальное измерение Расположенная на берегу трех океанов, объединяемая великими реками, озерами, Россия ныне основательн...

Российские грузы – российским портам

Российские грузы – российским портам Задача по переключению части внешнеторговых грузопотоков Российской Федерации с портов стран Балтии,...

Морские порты

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье)

Эколого-геоморфологические аспекты развития портовой логистики в заливе Петра Великого (Южное Приморье) В статье приводится предварительный анализ геоморфологического строения, экзогенных геоморфологическ...

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка

Дальний Восток: холодная зима, ледовая обстановка Подводя итоги зимней навигации 2016-2017 года в морских портах Ванино, Советская Гавань, Магадан, Де...

Морской транспорт

Особая роль морского транспорта

Особая роль морского транспорта Актуальность темы исследования определяется первостепенной ролью морского торгового флота в формиров...

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры

Флоту СКФ нужны только лучшие кадры В московском офисе «Совкомфлота» прошло совещание руководителей структурных подразделений группы СКФ...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра морского профессионального английского языка В № 4 за 2016 г. «Морской флот» начал публикацию материалов о кафедрах морских университетов. В этом...

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Грузовая база

Американский фактор российского газа

Американский фактор российского газа Менее 10 лет назад Россия планировала реализовать беспрецедентный по сложности и масштабам проект по...

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Безопасность мореплавания

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой

Безопасность перевозки как приоритет над выгодой Авторами статьи рассмотрены вопросы, связанные с организацией перевозки ядерных материалов, включая ...

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...