И правда брошенные

Морской транспорт

Проблемы ликвидации последствий затопления судов в контексте Международной конвенции по удалению затонувших судов.

Редко выпадает день, когда молчит колокол фрегата Lutine в офисе Регистра Lloyd, а в некоторые дни он слышен по нескольку раз в день. Мировой морской флот теряет ежегодно около двух тысяч грузовых судов.

Как следует из сообщения Международной морской организации (International Maritime Organization, IMO), с 14 апреля 2015 года вступает в силу принятая Международной конференцией ООН в штаб-квартире в Кении в 2007 году Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов. Эта тема широко обсуждается профессиональным морским сообществом прежде всего в отношении затонувших судов в прибрежных водах Российской Федерации, протяженность морских границ которой составляет более 38 тыс. километров.

Владимир Ерыгин, руководитель ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

 

Практика без законодательства

Найробийская конвенция, в установленные сроки вступления отдельных ее положений, закладывает международные правовые и технические инструменты юридической и финансовой ответственности и выступает полноправным регулятором, как правило, конфликтных отношений прибрежных государств, государств флага, судовладельцев, участников страхового бизнеса в кризисных ситуациях ликвидации последствий кораблекрушений.

В настоящее время Российской Федерации предстоит прохождение процедуры признания конвенции, а также имплементации ее положений в национальное нормативно-правовое поле. И в этой связи важно, чтобы документ о признании учел сложный спектр проблем, существующих в сфере ликвидации последствий затопления судов, и не всегда успешный опыт разрешения конфликтных отношений. Сошлюсь на один из примеров.

В ноябре 2007 года в Керченском проливе ураганным южным ветром с резким разворотом его к юго-западу были затоплены танкер «Волгонефть-139», теплоходы «Вольногорск», «Нахичевань», «Ковель», а в порту Новороссийск на мель Кабардинской бухты выброшены два сухогруза – Ziya Koc (флаг Турции) и Captain Ismael (флаг Грузии). Судьба теплохода Captain Ismael сложилась вполне удачно: при активном участии судовладельца судно было снято с мели и в дальнейшем получило разрешение на выход из порта.

Судовладелец теплохода Ziya Koc (компания Koclar Denizcilic Insaat Ticaret Ltd. Sirketei, Стамбул), напротив, самоустранился от участия в спасании имущества, экипаж покинул аварийное судно, а агент заявил о прекращении отношений агентирования. В сложившейся ситуации портовые власти были вынуждены принять инициативные меры по обеспечению сохранности брошенного имущества и обеспечению экологической безопасности при нахождении судна в пляжной зоне известного российского курорта Кабардинки.

ФГУП «Новороссийское управление аварийно-спасательных подводно-технических работ» (НУ АСПТР) были проведены трудоемкие работы по устранению водотечности корпуса,  снятию судна с мели, и в июне 2010 года оно было поставлено на ровный киль в состоянии, пригодном для перемещения в безопасное для стоянки место.

Однако дальнейший ход операции был прекращен по причине непреодолимой позиции Новороссийской таможни, которая на основании статей Таможенного кодекса РФ рассматривала аварийное судно как обычный временный ввоз транспортного средства с правом либо обратного его вывоза собственником, либо помещения его под иные таможенные процедуры. Так как иной порядок завершения ввоза транспортного средства без участия судовладельца оказался невозможным, судно оставалось на месте и очередным штормом вновь было выброшено на прибрежную каменную плиту со значительными повреждениями корпуса, водотечностью в машинное отделение и утратой всякой перспективы сохранения его как грузового судна.

К настоящему времени Арбитражный суд Краснодарского края по иску АЧФ ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота» (правопреемник ФГУП «НУ АСПТР») принял решение о взыскании с судовладельца в пользу истца финансовых средств по возмещению затрат на спасание судна. Службой судебных приставов вынесено постановление о наложении ареста на имущество – теплоход Ziya Koc, а дальнейшая судьба судна в плане его ликвидации на месте нахождения стала неопределенной.

 

Рамочные положения и новеллы

Приведенный пример – не единственный, но он наиболее ярко отражает существующую в России практику и говорит о необходимости формирования национальной стратегии в данной сфере морской деятельности с учетом того, что Найробийской конвенцией регламентированы лишь рамочные положения, а именно:

-         порядок передачи сообщений о нахождении судов и аварий, сообщений о жертвах в самое близкое прибрежное государство, передача предупреждения морякам и прибрежным государствам об аварии;

-         действия прибрежных государств по определению местонахождения судна или аварии;

-         критерии определения опасности аварий, включая глубину над затонувшим судном, близость судоходных маршрутов, плотность трафика, тип движения и уязвимость портовых сооружений;

-         экологические критерии – повреждение судна, вероятность попадания в морскую среду груза или нефти;

-         меры по ликвидации аварий, включая права и обязательства судовладельца удалить опасные суда, последствия инцидентов; порядок вмешательства государства;

-         судовладелец должен обеспечить финансовую гарантию для покрытия возможных затрат по ликвидации аварий и по возможным судебным искам.

Технической новеллой конвенции является детализация того, что на судовладельцев и их страхователей возлагается ответственность за последствия всякого инцидента, приведшего к аварии в случаях затопления судов (включая контейнеры, упавшие за борт) или взятия на буксир, а также содержится норма прямого воздействия на судовладельцев и страховщиков со стороны прибрежного государства для принятия необходимых мер, а в случаях объективной необходимости право осуществлять определенные действия без подтверждения согласия на их проведение судовладельцем.

Обращает на себя внимание также норма конвенции о применении ее в исключительной экономической зоне прибрежного государства-подписанта, определяемой от территориальных вод на 200 миль в море от береговой линии. Так как большинство происшествий с затоплением судов случается при посадке судов на мель в 12-мильной зоне территориальных вод, то для стороны подписанта крайне важно сделать специальную оговорку об отнесении действия норм конвенции к акватории территориальных прибрежных вод.

 

Как из брошенного сделать неброшенное

Итак, решение вопросов ликвидации затонувших судов осуществляется собственником имущества, а необходимость принудительных мер возникает тогда, когда собственник судна не предпринимает или уклоняется от принятия мер по ликвидации судна. В этом случае судно подпадает под определение  «брошенные суда» в значении термина А.962(23) «Руководство IМО по разделке судов». При этом действия портовых властей в отношении брошенного судна могут быть основаны, естественно, на действующей национальной нормативной базе. А она вот какова:

1. Федеральный закон №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (применяются в режиме объявленной чрезвычайной ситуации).

2. Гражданский кодекс РФ (применяется с точки зрения имущественных отношений).

При этом нужно отметить, что Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) и Приказ Минморфлота СССР от 12.11.1979 г. №207 (действующий) понятие «брошенное (бесхозяйное) судно» не используют.

В соответствии с ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. (Суда по нормам ГК РФ являются недвижимым имуществом.)

И только по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Более того, механизм приобретения права собственности на недвижимую вещь, предусмотренный ГК РФ, не учитывает специфики правового статуса морского судна в отношении его принадлежности государству флага, обременений по одному из морских требований и прочих деталей.

Поскольку действующая редакция КТМ, глава VII «Затонувшее имущество» применяется только к потерпевшим крушение судам и их обломкам, то следование стратегии Найробийской конвенции дает возможность относить к затонувшему имуществу также выведенные из эксплуатации и брошенные (бесхозяйные) суда. Очевидно также, что данная конвенция предполагает принятие нормативных документов о местах отстоя брошенных судов, процедурах их учета и механизмах утилизации имущества, в случае если оно не востребовано собственником в течение определенного законом срока.

Таким образом, имплементируя положения конвенции в российскую нормативно-правовую базу, прежде всего необходимо учесть:

-         интересы государства в вопросах обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды;

-         интересы судовладельца как собственника имущества с учетом присутствия иностранного компонента;

-         необходимо предусмотреть процедуру поиска собственника при содействии МИД России для должного извещения государства флага и собственника бесхозяйного судна.

Подводя итог сказанному, нужно подчеркнуть, что Найробийская международная конвенция по удалению затонувших судов на этапе ее признания Российской Федерацией инициирует перед законодательными и исполнительными органами государственного управления необходимость комплексного правового обеспечения в данной сфере деятельности, крайне актуальной на огромном протяжении прибрежных районов морей, находящихся в зоне ответственности Российской Федерации.

 

Морские порты №9 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива»

Студенты Сибирского университета водного транспорта – победители и призёры Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» Студенты Сибирского Государственного университета водного транспорта стали победителями и призёрами ...

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене

Учебный парусник «Мир» - крупнейший участник ежегодного морского праздника в немецком Бремерхафене Парусное учебное судно «Мир» прибыло в немецкий город Бремерхафен для участия в ежегодном морском пр...

Российская экономика

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту

Руководство «Белкомура» к осени планирует направить в правительство итоговое предложение по проекту Руководство компании «Межрегиональная компания «Белкомур» планирует к осени текущего года выйти в пр...

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб.

Господдержка проекта «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд руб. Объем господдержки проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» в 2023-2034 гг. составит 95,8 млрд ...

Транспортная политика

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны

Госдума приняла закон, упрощающий процедуру госзакупкок транспортных услуг для Минобороны Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон об осуществлении у единого исполнителя госзак...

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР

На Украину прибыло первое судно с углем из ЮАР На Украину прибыл первый контейнеровоз Panamax с антрацитовым углем, заявил министр энергетики и уго...

Морские порты

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро

Euroports инвестирует в сахарные терминалы более 40 млн евро Глобальный портовый оператор Euroports инвестирует в развитие своих терминалов по перевалке сахара в...

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту

АМПУ и ДП «КТО» завершат строительство волнолома в Одесском порту 25 мая 2017 г. Администрация морских портов Украины (АМПУ) и ДП «Контейнерный терминал Одесс...




Морской транспорт

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве

XVI ежегодная конференция деловых партнеров ПАО «Совкомфлот» прошла в Москве 23-24 мая 2017 года в Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний ...

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан»

Флот Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта пополнился гидрографическим катером «Меридиан» В морском порту Калининград 19 мая 2017 года состоялся торжественный спуск на воду и поднятие госуда...

Речной транспорт

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства

Суд обязал снести здание Южного речного порта в Москве по иску столичного правительства Арбитражный суд Москвы в четверг обязал компанию «ССК» (ООО «Столичная судоходная компания»)...

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга

Во время Кубка конфедераций останутся доступны прогулки по рекам и каналам Петербурга Ограничение на использование водных артерий Петербурга во время проведения Кубка конфедераций в июне...

Ж/Д транспорт

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей

РЖД: подготовка железнодорожной инфраструктуры к ЧМ-2018 обошлась в 15 млрд рублей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) потратило на подготовку железнодорожной инфраструктур...

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн

«Трансойл» в I квартале 2017 г. увеличил объем перевозок на 1,6%, до 16,4 млн тонн Объем перевозок транспортно- логистической группы «Трансойл» собственным и арендованным подвижным со...

Авто транспорт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт

Допуск на рынок грузовых автоперевозок должна контролировать специальная система - эксперт И.о. председателя межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной от...

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова

Власти РФ должны утвердить «тестовый период» для весогабаритного контроля - доклад Титова Власти России должны утвердить «тестовый период» внедрения автоматизированной системы весогабаритног...

Аналитика

Транспортная политика

Нормативное громадьё

Нормативное громадьё В России до сих пор не завершено формирование опорной транспортной сети, отсутствует должная координ...

За разумные условия для инвесторов

За разумные условия для инвесторов 15 сентября 2016 года в Керчи состоялось заседание Президиума Госсовета при участии президента, пред...

Морские порты

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике

ПАО «ММТП» – стивидор с богатым опытом работы в Арктике Проектам по созданию современной инфраструктуры в Арктике для обеспечения безопасной и эффективной э...

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт

Хатанга – река, арктический поселок и морской порт Морской порт Хатанга расположен на реке Хатанге, впадающей в Хатангский залив моря Лаптевых, в 115 м...

Морской транспорт

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями

Исследование свойств судового топлива с растительными композициями Введение в последние годы международными организациями новых экологических норм и стандартов привело...

Ледоколы Финского залива

Ледоколы Финского залива Проанализированы ледокольные возможности линейных дизель-электрических ледоколов, эксплуатируемых в ...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Образование для плавсостава морских судов

Образование для плавсостава морских судов Рассматриваемая в настоящих предложениях тема реформы морского образования касается образовательного...

Российский транспортный университет

Российский транспортный университет Перспективы создания Российского транспортного университета волнуют общественность. Было бы неправил...

Грузовая база

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта

Сужение емкости внутреннего рынка и блокада экспорта В 2015 году темпы роста производства в отечественной черной металлургии замедлились, по итогам 2016 ...

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Безопасность мореплавания

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе

Отработка плана ЛРН при бурении на шельфе 17 августа 2016 года в Охотском море были проведены комплексные учения в рамках отработки Плана по п...

МСКЦ Владивосток на вахте

МСКЦ Владивосток на вахте Морской спасательно-координационный центр Владивосток (МСКЦ Владивосток) является структурны...

Севморпуть

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны

Наша стратегия – развитие Арктики через опорные зоны Архангельская область – один из явных лидеров развития в Арктической зоне России. Это мощный, всесто...

Транспортный потенциал Северного морского пути

Транспортный потенциал Северного морского пути В 1980-е годы 70 портов Советского Союза обеспечивали перевалку около 400 млн тонн внешнеторговых, к...




Судостроение

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества

Коэрцитиметрия в системе менеджмента качества Разработка и внедрение инновационных технологий – составная часть менеджмента качества продукции. В ...

Пассажирский флот нового поколения

Пассажирский флот нового поколения 31 августа 2016 года Средне-Невский судостроительный завод (входит в ОСК) спустил на воду уг...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...