Калининградская область прирастет туризмом? - Морские вести России

Калининградская область прирастет туризмом?

05.08.2015

Транспортная политика

Приняв в сентябре изменения в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», Правительство РФ определило приоритетный проект в развитии морской транспортной инфраструктуры Калининградской области на ближайшие годы – строительство международного пассажирского терминала и яхтенной марины в г. Пионерском. На сооружение объекта выделено 8,5 млрд рублей бюджетных средств, ввести его в эксплуатацию планируется уже в 2018 году. Предварительная стадия проработки, на которой сейчас находится проект, пока не позволяет всесторонне судить о его экономике, но попробуем в общих чертах представить значение будущего объекта для региона, сложности и риски, сопутствующие его реализации.

Галина Музлова, наш собкор

 

Изменение приоритетов государства

Стратегические планы государства в отношении будущего развития портовой инфраструктуры Калининградской области за последние годы менялись неоднократно, рассмотрим, что изменилось на этот раз.

Во-первых, согласно постановлению правительства от 27.09.2014 № 990 «О внесении изменений в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в ФЦП попал новый объект  – пассажирский терминал в Пионерском, также изменено место расположения будущего глубоководного порта, разговоры о строительстве которого уже давно ведутся на федеральном и региональном уровнях. Проект «Строительство глубоководного порта в городе Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область» в новой версии программы переименован в «Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград». В понятие «морская портовая инфраструктура» входят, в свою очередь, международный морской пассажирский терминал с яхтенной мариной в Пионерском и глубоководный порт в районе поселка Янтарный. Впрочем, Минтранс, похоже, рассматривает их не как два отдельных объекта развития транспортной инфраструктуры, а как два этапа строительства единого глубоководного порта. Об этом, в частности, говорил Виктор Олерский, заместитель министра транспорта России, находясь с визитом в Калининградской области еще в мае прошлого года: «Мы все реалисты и понимаем, что строить порт надо поэтапно. Стадийность продиктована работами по освоению территории».

Во-вторых, по сравнению с прежней редакцией ФЦП изменены условия финансирования строительства портовой инфраструктуры Калининградской области из федерального бюджета (см. табл. 1). Если ранее на строительство одного глубоководного порта в Балтийске отводилось около 63 млрд рублей, то сейчас строительство двух объектов государство оценивает в меньшую сумму – 54 млрд рублей. Обращает на себя внимание тот факт, что сумма сокращена за счет государственного финансирования (с 18 до 9 млрд рублей – то есть в два раза), при этом объем средств, которые планируется привлечь из внебюджетных источников, остался прежним – 45 млрд рублей. Основной объем выделенных на проект федеральных средств – 8,5 млрд рублей – планируется направить на строительство международного морского пассажирского терминала в Пионерском и лишь 400 млн рублей предполагается вложить в строительство глубоководного порта в Янтарном.

В-третьих, существенно изменены параметры строительства глубоководного порта в пос. Янтарный по сравнению с предполагавшимся ранее проектом в Балтийске. Если в Балтийске планировалось соорудить контейнерный терминал мощностью 65 млн тонн, то в Янтарном речь идет о строительстве терминала вдвое меньшей мощности – 35 млн тонн. Структура нового проекта глубоководного порта выглядит, наоборот, богаче: вместо ранее запланированного терминала для обработки автомобильной техники и накатных грузов в Балтийске в Янтарном намечено построить терминалы наливных грузов (мощностью 4,9 млн тонн), накатных грузов (2 млн тонн), генеральных грузов (6,1 млн тонн), а также регазификационный терминал (2,3 млн тонн). Предполагается, что общий грузооборот будущего порта составит 50 млн тонн (для сравнения: грузооборот морского порта Калининград в 2013 году составил 13,7 млн тонн).

 

Табл. 1. Основные параметры развития морской портовой инфраструктуры в Калининградской области согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»

Основные параметры

Значения параметров согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) (в ред. ПП РФ от 26.11.2012 № 1224, от 05.05.2013 № 401)

Значения параметров согласно ФЦП «Развитие транспортной системы России» на 2010-2015 гг. и 2010-2020 гг. (в ред. ПП от 27.09.2014 № 990)»

Строительство глубоководного порта в городе Балтийске (бухта Приморская), Калининградская область

Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград

Финансирование проекта, млрд рублей (федеральный бюджет + внебюджетные источники)

62,964 (17,964 + 45)

53,964 (8,964 + 45)

Сроки проектирования

2013-2014 гг.

2015-2016 гг.

Сроки строительства

2015-2020 гг.

2017-2020 гг.

Источник: ФЦП «Развитие транспортной системы России»

 

Перспективный для региона

До внесения изменений в ФЦП проект строительства пассажирского терминала в Пионерском находился «в тени» более масштабного проекта глубоководного порта и обсуждался как возможное факультативное мероприятие при нем, а не самостоятельный проект (в частности, один из предлагаемых ранее вариантов строительства глубоководного порта предусматривал в составе сооружение пассажирского терминала). До настоящего времени на этот объект не делалось специального технического задания, а место и основные параметры его строительства были определены лишь в общем виде, без детальной проработки.

Вместе с тем, по мнению идеологов проекта, сегодняшний приоритет строительства пассажирского терминала в Пионерском имеет под собой вполне определенные основания. «Актуальность реализации данного проекта базируется на двух основных посылах. Первый – приоритетное направление развития туризма в регионе, которое предусматривает в том числе решение вопроса транспортной доступности, – объясняет Алексей Клюнеев, советник губернатора Калининградской области. – Второй посыл заключается в необходимости снятия существующих ограничений в морском порту Калининград по заходу судов – по длине судна до 200 м, осадке до 9,5 м и силе ветра до 15 м/с – и приведения портовой инфраструктуры региона к требованиям сегодняшнего дня, улучшения качества портовых услуг».

Действительно, в настоящее время морской порт Калининград неспособен принимать крупные пассажирские лайнеры, вследствие чего теряется возможность работать с круизными пассажиропотоками, следующими в соседние порты Клайпеды и Гдыни. Планируется, что международный пассажирский терминал будет включать в себя два причала длиной по 300 м и два причала длиной по 170 м для приема паромов и круизных лайнеров, а также яхтенную марину на 300 якорных мест. По словам А. Клюнеева, существующими ограничениями на заход судов в морской порт Калининград вызваны и проблемы регулярного паромного сообщения области с основной территорией России, которые также позволит снять сооружение морского пассажирского терминала в Пионерском.

Как отмечает советник губернатора, этот проект должен рассматриваться в первую очередь с точки зрения перспектив развития региона, а не экономики сегодняшнего дня и ближайшего времени. «Федеральные средства, выделенные на реализацию этого проекта сегодня, завтра позволят «генерировать» спектр дополнительных услуг, новые рабочие места и доходы регионального бюджета», – утверждает А. Клюнеев. «Реализация этого инвестиционного проекта позволит стать Пионерскому крупнейшим транспортно-туристическим комплексом для круизных судов и паромов на Балтике, центром международного яхтенного туризма, обеспечит связь Калининградской области с другими регионами России, европейскими странами и обеспечит прием гостей чемпионата мира по футболу 2018 года», – сообщает Министерство развития инфраструктуры региона, рассматривая данный проект как важнейший этап социально-экономического развития региона. Ни в коем случае не настаивая на оценке целесообразности проекта исключительно «с позиции бухгалтера», то есть подсчета расходов на строительство и будущих доходов, все же возьмем на себя смелость утверждать, что экономика и окупаемость проекта играют здесь не последнюю роль, пусть даже на перспективу. В любом случае реализация проекта сопряжена со значительными рисками экономического плана.

 

Риски проекта

Один из рисков связан как раз с первоочередным строительством одного пассажирского терминала вместо варианта «три в одном», который рассматривался ранее. «Принятое на сегодняшний день решение о строительстве пассажирского терминала – это, безусловно, положительное событие с точки зрения перспектив развития транспортного комплекса Калининградской области, однако оно более остро ставит вопрос об окупаемости средств, ведь хорошо известно о том, что срок окупаемости пассажирских терминалов запредельный, – говорит Владимир Козырев, президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград. По его словам, чтобы «влиться» в круизный бизнес, нужны годы, на протяжении которых терминал будет скорее обременением, нежели источником постоянного и стабильного дохода. «Частично улучшить ситуацию могло бы создание в составе пассажирского терминала комплекса бункеровки пассажирских лайнеров, однако максимальная эффективность использования бюджетных средств и средств частных инвесторов может быть достигнута только в случае строительства в рамках единого портового комплекса нескольких терминалов», – считает президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград.

Своего рода «вдохновляющим примером» для будущего терминала в Пионерском может служить пассажирский терминал «Морской фасад», несколько лет назад построенный в Санкт-Петербурге. Сейчас туда ежегодно заходят сотни круизных судов, а пассажиропоток порта в 2013 году составил 500 тыс. человек. По информации правительства Калининградской области, предполагаемый годовой пассажирооборот терминала составит не менее 400 тыс. человек (на перспективу – до 1,1 млн человек в год). То есть речь идет о сопоставимых цифрах по пассажиропотоку двух терминалов – притом что масштабы регионов нельзя назвать близкими (например, согласно статистике, в 2013 году Ленинградскую область посетило порядка 1,9 млн туристов, тогда как Калининградский регион удостоили вниманием немногим более 500 тыс. человек), не говоря уже об эксклавности территории самого западного региона России, которая снизила бы туристическую привлекательность даже «при прочих равных».

По озвученным на сегодняшний день планам получается, что с сооружением нового терминала в Пионерском туристический поток в Калининградскую область должен за несколько лет удвоиться. Какие же факторы, кроме роста транспортной доступности, будут способствовать привлечению туристов? «В настоящее время уже подписано соглашение, позволяющее на начальном этапе привлекать до 3,5-5 тыс. туристов в неделю, которых готова «поставлять» компания MSC. Сегодня работа в этом направлении продолжается», – отмечает советник губернатора области А. Клюнеев. Речь, напомним, идет о соглашении о намерениях по строительству международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерском, подписанном 19 сентября 2014 года в ходе XIII Международного инвестиционного форума в Сочи между губернатором области, ФГУП «Росморпорт» и международной судоходной компанией MSC Cruises. «Договоренности в рамках подписанного соглашения пока не имеют никакой юридической значимости, – говорит Владимир Козырев, – они приобретут ее лишь в том случае, если вслед за этим документом будет подписано инвестиционное соглашение между государством и инвестором, где будет в финансовых параметрах разложено, кто из участников сколько средств вкладывает в данный проект».

Очевидно, что пока инвестиционного соглашения не подписано, само предполагаемое участие международной судоходной компании MSC Cruises следует считать еще одним риском проекта. «Эта компания, являясь крупнейшим оператором круизных линий, не имеет опыта инвестирования в портовую инфраструктуру. То есть она может привлечь определенный пассажиропоток в Пионерский, но имеет право и поставить для этого свои условия – к примеру, потребовать построить вблизи причала какие-либо объекты туристической инфраструктуры – парк развлечений или казино, – объясняет президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград. – И, соответственно, имеет полное право отказаться включать Пионерский в свои круизные маршруты в случае, если эти условия не будут созданы». Логично также предположить, что кроме MSC Cruises проект должен заинтересовать местный бизнес. По информации областного правительства, переговоры с местными инвесторами начаты, при этом о проявлении такого интереса со стороны какой-либо компании пока не сообщается, по крайней мере публично.

Так или иначе, работы в рамках проекта уже начаты. По состоянию на октябрь 2014 года Минтрансом России готовятся конкурсные процедуры на разработку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, а на месте будущего строительства международного пассажирского терминала проведены первые геологические изыскания. Проект в Пионерском должен пройти еще достаточно долгий путь   – экспертные заключения, государственную и экологическую экспертизу, подписание инвестиционных соглашений, наконец, одобрение на уровне правительства. Хочется надеяться, что к началу реализации проект будет скорректирован в сторону большей экономической эффективности и привлекательности для местного бизнеса.

 

Время строить

Леонид Тозик, директор проектного института ЗАО «ГТ Морстрой»

– Проектный институт ЗАО «ГТ Морстрой» в 2013-2014 гг. провел работы по актуализации ранее выполненного «Обоснования инвестиций в проект «Строительство глубоководного порта в г. Балтийске, Калининградская область. Объекты федеральной собственности» с выделением первого этапа строительства терминала для приема круизных и грузопассажирских судов. Основное внимание было уделено анализу существующего состояния туристической отрасли в Российской Федерации, а также в регионе Балтийского моря, тенденциям и перспективам развития. Выполнена оценка потенциального пассажиропотока (круизных пассажиров и пассажиров паромных линий) с учетом особенностей региона. Обоснована настоятельная потребность Калининградской области в создании морского круизного терминала.

На основании выводов по результатам анализа различных показателей, статистики существующих пассажирских терминалов региона (Хельсинки, Таллин, Рига, Стокгольм, Клайпеда, а также пассажирского порта «Санкт-Петербург «Морской фасад»):

-         рассмотрены возможные места расположения будущего терминала. На основании сравнения различных показателей рекомендовано строительство терминала осуществить в районе г. Пионерского, северо-западнее существующей «Гавани Пионерская»;

-         разработана компоновочная схема сооружений терминала (были рассмотрены 6 различных вариантов компоновки). При этом в рекомендуемом варианте сооружения терминала расположены вне существующей гавани;

-         определено количество причалов – для успешного функционирования подобных терминалов необходимо не менее двух единиц причалов для круизных судов;

-         выбраны основные технические параметры расчетных типов круизных судов и паромов, их длина, ширина, осадка, пассажировместимость и др.;

-         обоснованы параметры гидротехнических сооружений: искусственно созданный земельный участок, причалы, оградительные сооружения, подходной канал, маневровые акватории;

-         определены основные параметры сооружений береговой инфраструктуры терминала – пассажирские галереи и навесы, стоянки автобусов и легкового транспорта, здание морского вокзала, здания и сооружения инженерного обеспечения;

-         предложено осуществить строительство в три этапа: 1) терминал круизных судов; 2) терминал паромных судов; 3) яхтенная марина.

Предложенные проектным институтом ЗАО «ГТ Морстрой» решения были рассмотрены и одобрены заказчиком– ФГУП «Росморпорт» и Федеральным агентством морского и речного транспорта.

Разработанные материалы были использованы при проведении переговоров с потенциальными инвесторами. Основным результатом стало проведение переговоров между ФГУП «Росморпорт» и будущим оператором-инвестором Grandi Navi Veloci S.p.A и подписание соглашения о совместной реализации данного проекта.

В ближайшее время предстоит выполнить целый комплекс работ, в том числе полный комплекс инженерных изысканий, разработку проектной документации, прохождение необходимых согласований и экспертиз, разработку рабочей документации и выполнение строительных работ. Наиболее сложным представляется выполнение большого объема инженерно-геологических изысканий с применением плавучих средств, которые надо провести в условиях открытой акватории в неблагоприятный зимне-весенний период и в достаточно сжатые сроки.

 

Морские вести России №16 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика