Ленский бассейн: Укрощение арктических рек - Морские вести России

Ленский бассейн: Укрощение арктических рек

22.07.2015

Речной транспорт

Огромная территория и отсутствие круглогодичной дорожной сети делают внутренние водные пути Ленского бассейна безальтернативными в плане жизнеобеспечения Северо-Восточного региона России. Для доставки грузов северного завоза ФГБУ «Администрация Ленского бассейна» обеспечивает содержание водных магистралей в короткий период арктического лета на территории семи самостоятельных бассейнов рек– Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Нижней Тунгуски, Оленька и Анабара.


Гарантированные габариты – обеспечены

Павел Снытко, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Для выполнения государственного задания по обеспечению судоходства проводится комплекс путевых работ на 10 949 км водных путей, из которых 9147 км  – это водные пути с установленными габаритами судовых ходов и 1802 км – без гарантированных габаритов. На всех обслуживаемых водных путях установлены средства навигационной обстановки различной категории (освещаемая, светоотражательная, неосвещаемая). Общая протяженность эксплуатируемых водных путей составляет 21 726 км, в 2015 году в состав внутренних водных путей РФ включен подход к причалам Якутского района водных путей и судоходства протяженностью 2 км.

На водных путях содержится 12,0 тыс. береговых и 3,8 тыс. плавучих навигационных знаков, из них 5,0 тыс. знаков на водных путях с освещаемой обстановкой. Объем дноуглубительных работ составляет в среднем 2,9 млн кбм, тральных работ – 650 кв. км, изыскательскими партиями выполняется в среднем по 350 съемок лимитирующих перекатов в навигацию. Протяженность обслуживаемых участков варьируется от 50 км на Верхней Лене до 540 км в нижнем течении р. Лены.

Рабочее ядро флота состоит из 11 земкараванов, 77 обстановочных и тральных бригад, 10 русловых изыскательских партий. Всего в навигацию вводится в эксплуатацию около 220 единиц технического и вспомогательного флота.

Путевые работы

С целью обеспечения жизнедеятельности Северо-Восточного региона страны Администрация уделяет особое внимание подготовке флота и выполнению путевых работ на арктических реках Яна, Индигирка, Колыма.

На баре реки Индигирки согласно рекомендациям МГУ судоходная прорезь перенесена на западное направление, которое короче основной прорези на 5,5 км.

С целью изучения криологического состояния грунтов на новом западном направлении прорези бара Индигирки для определения технологии разработки бара на новом направлении был заключен государственный контракт с Институтом криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук на проведение геокриологических изысканий для определения условий залегания мерзлых грунтов на баре Индигирки. Работы выполнялись с июля по август 2014 года, результаты изысканий показали отсутствие мерзлоты на глубине разработки бара по выбранному направлению.

С целью повышения эффективности грунтозабора при работе на мерзлых глинистых грунтах на землесосе «Ленский-1021» смонтирована новая фреза, которая показала хороший результат при разработке баровой прорези на реке Индигирке.

В связи с нехваткой производственных мощностей по разработке баров рек Яна и Индигирка перед Администрацией встала нелегкая задача сокращения дефицита мощности. В 2013 году из Якутска в п. Нижнеянск был перебазирован землесос «Витим» проекта 1-517-03, который с открытием навигации в 2014 году начал разработку бара р. Яны. Землесос был оборудован укороченным рефулером с конической насадкой на концевом понтоне.

Необходимо отметить, что эксплуатация данных землесосов на участках с морским режимом плавания являлась экспериментом, который показал большую зависимость работы землесоса от воздействия метеофакторов (ветер, волна). Тем не менее к началу работы землесоса «О. Стрельченя» на баре р. Яны 16 сентября землесос «Витим» разработал мелководный участок бара (гребень), подготовив условия для работы землесоса «О. Стрельченя». С приходом землесоса «О. Стрельченя» землесос «Витим» передислоцирован обратно в г. Якутск для проведения ремонта и дальнейшей работы на реке Лене.

Принятые в 2014 году меры по обеспечению гарантированных глубин на барах рек Яна и Индигирка позволили доставить весь необходимый объем жизнеобеспечивающих грузов на эти арктические реки.

Мониторинг уровня воды

Отсутствие государственной сети водомерных наблюдений на барах арктических рек вынуждает ФБУ «Администрация Ленского бассейна» самостоятельно решать проблему мониторинга уровней воды в устьях рек Яны и Индигирки. Начиная с 2012 года сначала на баре реки Яны, а затем на баре Индигирки применяются автоматические водомерные посты. Информация с постов средствами КВ-радиосвязи поступает на приемник, находящийся на реке Яне в диспетчерской Янского РВПиС, на баре реки Индигирки сведения с АВП поступают непосредственно на земснаряд, разрабатывающий бар. В навигацию 2015 года прорабатывается вопрос установки на баре Индигирки АВП с интегрированными метеодатчиками, измеряющими скорость и направление ветра.

Перевозка грузов по свободным рекам с незарегулируемым стоком имеет свои особенности. И здесь немаловажным фактором успешной доставки грузов в верховья данных рек является использование природного ресурса весеннего половодья, который позволяет наиболее эффективно использовать загрузку судов. В этой связи ФБУ «Администрация Ленского бассейна» ежегодно раньше установленных сроков действия средств навигационной обстановки открывает судоходную обстановку, ориентируясь на окончание прохождения ледохода. В 2014 году судоходная обстановка в Ленском бассейне открывалась от 18 до 6 суток раньше установленных дат. Начало навигации 2015 года также охарактеризовалось ранним вскрытием рек Лена и Алдан.

Вскрытие реки Лены началось 25 апреля, на 6 суток раньше среднемноголетних сроков. Учитывая увеличение объема перевозок грузов в навигацию 2015 года на 600-800 тыс. тонн, связанного с реализацией проекта по строительству магистрального газопровода «Сила Сибири», ФБУ «Администрация Ленского бассейна» 5 мая, на 6 суток раньше установленных дат, открыло судоходную обстановку на участке Лена – Усть-Кут – Киренск. С прохождением ледохода начала действовать судоходная обстановка на нижележащих участках реки Лены, а также на быстромелеющей реке Амге. С окончанием ледохода эстафету открытия судоходной обстановки примут Жиганский, Янский, Колымский районы водных путей и судоходства, а также Индигирский участок Якутского РВПиС.

Эффективное содержание водных путей Ленского бассейна невозможно без должного научного сопровождения путевых работ. ФБУ «Администрация Ленского бассейна» поддерживает тесные связи с научными специализированными институтами – Научно-исследовательской лабораторией эрозии почв и русловых процессов Московского государственного университета, ЗАО «Ленгипроречтранс». Выполнен ряд научных работ по выработке рекомендаций по улучшению судоходных условий на лимитирующих участках рек Лена, Яна, Индигирка. Как говорилось выше, согласно рекомендациям МГУ была перенесена прорезь на баре реки Индигирки.

Другой затруднительный участок – перекат Верхний Олекминский. Согласно выводам ученых, для улучшения судоходных условий, направления потока в прорезь на перекате Верхний Олекминский необходимо выполнить капитальный ремонт сооружения № 3, и пока вопрос финансирования ремонтных работ указанного сооружения не решен, нам приходится проведением дноуглубительных работ в течение всей навигации обеспечивать гарантированные глубины в перекате.

Заключение

В навигацию 2015 года ФБУ «Администрация Ленского бассейна» прилагает все усилия для выполнения плана путевых работ и обеспечения безопасности судоходства. На землесосе «Индигирка» заканчивается модернизация системы разрыхления, что позволит улучшить качественные показатели работы земснаряда. Из п. Жигалово спущены до г. Киренска два обстановочных теплохода проекта 3050.1 Данные теплоходы с открытием арктической навигации будут доставлены в Янский и Колымский районы водных путей и судоходства и обновят существующий парк путейского флота. Также в п. Жигалово 14 мая спущен на воду обстановочный теплоход «Гидротехник Любимов» проекта 3050, предназначенный для обслуживания устьевого участка реки Лены, Оленекской протоки и реки Оленек. С весенним паводком 2016 года данный теплоход будет спущен до г. Усть-Кута, где после приемочных работ пополнит рабочее ядро Жиганского РВПиС. В Якутском районе водных путей и судоходства осваивается строительство служебно-разъездных катеров для замены неэкономичных служебно-разъездных судов на базе судов «Заря», «Полесье» и т.п.

В целом проведенные в зимний период 2014-2015 годов подготовительные мероприятия позволяют с уверенностью говорить, что ФБУ «Администрация Ленского бассейна» с задачей содержания внутренних водных путей и обеспечения безопасности судоходства в навигацию 2015 года справится.

 

Перед безопасностью все равны

Андрей Журин, первый заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Работа инспекции государственного портового контроля ФБУ «Администрация Ленского бассейна» является наиболее важным звеном осуществления северного завоза грузов на реки Яна, Индигирка, Колыма и Анабар. Ленский бассейн ВВП весьма обширен и имеет своеобразную особенность – продолжительную зиму и весьма короткий навигационный период – с мая по октябрь.

Безаварийное судоходство – экономическая выгода

Тем жестче нагрузка на каждого участника транспортного процесса на ВВП – и путейцев, и судовладельцев, и всех, кто связан с эксплуатацией судов, в том числе и экспертов Российского Речного Регистра, и инспекторов ГПК администраций бассейнов ВВП и Ространснадзора, и других связанных с этим процессом структур. Обеспечение безопасности судоходства, соблюдение требований эксплуатации судов и требований, предъявляемых к квалификации и профессиональной подготовке членов экипажей судов, – вот основные задачи инспекции ГПК. К этой цели следует стремиться не только контролирующим органам, но и судовладельцам, от которых зачастую зависит не только содержание и сохранность флота, но и жизнь находящихся на этих судах людей, тем более что жизненных уроков, преподносимых стихией, более чем предостаточно.

В период подготовки к навигации была проведена комплексная работа с судовладельцами, и надо сказать, что она не была бесполезной, ведь в вопросах безопасности нет критерия по величине компании – есть ответственные судовладельцы и есть те, чей флот требует повышенного внимания со стороны контролирующих и надзорных органов. Другими словами, должен быть единый системный подход к соблюдению законных требований и осмысленному пониманию этого управляющим персоналом таких компаний. Перед инспекцией ГПК Ленского бассейна стояла непростая задача – довести до судовладельцев всех уровней, что прежде всего грамотное планирование движения судов к местам плановых отстоев флота является залогом безаварийной работы в следующую навигацию и, как следствие, ведет к уменьшению финансовых затрат.

Структурная схема ГПК ФБУ «Администрация Ленского бассейна» включает территориальные инспекции в порту Осетрово (филиал в Киренске), Витиме (филиал в Пеледуе), порту Якутск (от Олекминска до п. Быков Мыс, с организацией выездных инспекций на реках Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка и Колыма в навигационный период).

Службой ГПК, осуществляющей общее руководство инспекцией, организовано оперативное взаимодействие со службой диспетчерского регулирования движения судов, отделом регистрации судов, отделом паспорта моряка, дипломирования и аттестации, службой связи, радионавигации и информации.

Характеризует статистика

Навигацию 2015 г. начали 9 инспекторов. Сказывается дефицит в регионе квалифицированных кадров, в первую очередь на флоте, и высокие требования к претендентам на должность инспекторов, от знаний, опыта и профессиональных навыков которых зависит результат – уровень безопасности в бассейне.

Вот некоторые данные статистики, характеризующие работу службы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38.1 КВВТ РФ за период с 21 апреля по 22 октября 2014 г. инспекцией государственного портового контроля было проведено 1179 инспекций, из них по пассажирским судам – 136. Общее количество нарушений в Ленском бассейне составило 4096, из них 359 нарушений пришлось на пассажирский флот. Временно задержано 242 судна, из них 32 пассажирских.

В период с 21 апреля по 19 мая 2015 г. инспекцией государственного портового контроля проведена 31 инспекция, из них по пассажирским судам – 13. Общее количество нарушений в Ленском бассейне составило 56, 12 из которых пришлось на пассажирский флот. Временно задержано 3 судна, из них 1 пассажирское.

В период с 1 января 2014 года по 15 мая 2015 года прошел дипломирование 671 человек, подтвердили свою квалификацию в соответствии с ранее выданным дипломом 313 человек, по результатам квалификационных испытаний оформлены и выданы квалификационные свидетельства на право занятия должностей рядового состава 1262 членам судовой команды.

Согласно приказу Министерства транспорта РФ и Министерства труда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» в аттестационной комиссии при Администрации аттестованы 68 человек.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в соответствии с требованиями статьи 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ и во исполнение приказа Минтранса России от 11.09.2013 № 287 провело аттестацию лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов по применению системы управления безопасностью судов, аттестовано 23 человека.

В Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну зарегистрирована 2301 единица флота, из них:

– самоходного флота – 1563 единицы;

– несамоходного флота – 738 единиц.

Количество правообладателей (собственников) судов – 505 (все формы собственности).

Выполнено регистрационных действий (прием (запись) документов, проверка юридической силы, внесение записи в Государственный судовой реестр на бумажный и электронный носитель, изготовление свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ, а также судовых билетов, изготовление и отправка формы «Т» в Налоговый орган) – 1354. Поступило доходов (государственной пошлины) в федеральный бюджет

1 881 800 рублей. Входящая корреспонденция (в том числе документы на государственную регистрацию) – 862 письма и документа. Исходящая корреспонденция (ответы на письма и отправка документов после проведения государственной регистрации) – 650 писем и документов. Выдано выписок из Государственного судового реестра РФ – 796.

В апреле ФАУ «Российский Речной Регистр» была проведена проверка системы управления безопасностью судов ФБУ «Администрация Ленского бассейна» на соответствие требованиям статьи 34.1 Федерального закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ». По результатам проверки получен документ о соответствии за № 080002 от 27.04.2015.

СУБ – инструмент безопасности

Внедрение системы управления безопасностью (СУБ) явилось логическим шагом, призванным повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях. Она является неотъемлемым элементом интегрированной системы безопасности. Наличие мощных технических систем охраны не может гарантировать приемлемого уровня безопасности без ежедневного проведения организационных мероприятий, равно как и наоборот. Только построение комплексной системы безопасности может дать положительный результат в деятельности по обеспечению безопасности судоходства. И отрадно, что в последнее время наблюдается положительная тенденция речников держать планку требований по безопасности судоходства на добротном уровне, и этот порыв нам всем надо удержать.

В завершение хочу пожелать всем безаварийной работы и ожидаемого финансового результата!


Морские вести России №8, 2015 г.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика