Волга – водный путь международного значения

Речной транспорт
Волга – водный путь международного значения

Протяженность внутренних водных путей в границах федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» составляет 9231,3 км, из них востребовано для судоходства около 45%. В соответствии с государственным заданием на 2015 год и плановый период 2015-2016 годов открыты для судоходства 3914,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3126,6 км.

Наша цель – обеспечить сквозное судоходство


Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Водные пути Волжского бассейна содержать семь районов водных путей и судоходства: Нижегородский, Казанский, Самарский, Саратовский, Волгоградский, Вятский, Ветлужский, информационно-технический центр.

В состав ФБУ «Администрация Волжского бассейна» входят пять районов гидротехнических сооружений (Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский, Астраханский), насчитывающих 15 шлюзов с напором до 16 м, с направляющими причальными стенками общей длиной 9 км, с напорными плотинами и волнозащитными дамбами общей длиной около 5 км, аванпортами, межшлюзовыми бьефами и подходными каналами. Балансовая стоимость сооружений по состоянию на 01.01.2015 составляет более 16,9 млрд рублей.

Судоходные шлюзы Самарского и Городецкого гидроузлов находятся в эксплуатации с 1955 года – в этом году им исполняется по 60 лет, а также Балаковский – с 1968 года, комплекс судоходных сооружений Астраханского вододелителя в дельте
р. Волги, в состав которого входят три однокамерных шлюза (один на р. Волге и два на р. Бушме), – с 1977 года.

Последний гидроузел в Волжском каскаде – Чебоксарский – вступил в эксплуатацию в 1981 году.

Судоходные гидротехнические сооружения участвуют в напорном фронте комплексных гидроузлов. Длина напорного фронта, непосредственно поддерживающая напор водохранилищ, составляет 1104 м, а с учетом напорных дамб, плотин межшлюзовых бьефов – 11,5 км.

Большие объемы работ были выполнены в период подготовки гидроузлов к навигации. В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы) на основании подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ведутся работы по реконструкции Городецкого и Самарского районов гидротехнических сооружений и судоходства. В конце прошлого года завершены работы по замене рабочих и ремонтных затворов водопроводных галерей шлюзов № 13-16 Городецкого РГСиС с переводом цепного привода механизмов на гидропривод.

Продолжаются работы по реконструкции шлюзов № 21-24 Самарского РГСиС. К сентябрю 2017 года здесь необходимо выполнить работы по реконструкции плит оболочек стен камер шлюзов № 21-24, железобетонных балок перекрытия водопроводных галерей и водовыпусков шлюзов № 21-24, шахт затворов водопроводных галерей, межсекционных швов стен камер и галерей, закладных пьезометров этих шлюзов, а также реконструкцию дамб. Масштаб этих работ впечатляет. Подобного комплекса работ по реконструкции на гидроузлах еще не выполнялось.

Путевые работы

Исправное содержание водных путей поддерживается путем регулярного проведения комплекса путевых работ, включающего: содержание навигационной обстановки, дноуглубление, производство русловых изысканий и обеспечение чистоты трасс путем проведения тральных и дноочистительных работ.

Открытие навигации 2015 года в Волжском бассейне организовано в сроки, установленные государственным заданием.

Водные пути бассейна обслуживаются 33 обстановочными бригадами. Всего на водных путях в навигацию 2015 г. планируется задействовать 4076 навигационных знаков, в том числе 2232 плавучих и 1334 береговых. Насыщенность транзитных водных путей Волжского бассейна знаками составляет один знак на один километр.

Для выполнения дноуглубительных работ в 2015 году будут введены в эксплуатацию 14 земснарядов общей технической производительностью 12 400 м3/ч.

Наибольшую трудность в поддержании гарантированных габаритов пути представляют участки транзитного судового хода: р. Волги от Городецких шлюзов до Нижнего Новгорода протяженностью 54 км и участок на Нижней Волге от Волгоградских шлюзов до н.п. Стрелецкое протяженностью 498 км.

Решить проблему поможет строительство Нижегородского низконапорного гидроузла, на реализацию которого в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» заложены средства в объеме 41,6 млрд рублей. Однако до сих пор остается нерешенным вопрос по установлению постоянной отметки уровня воды Чебоксарского водохранилища. Проанализировав проектные материалы, эксперты Минтранса России и Росморречфлота не поддерживают его наполнение до 68 метров.

 Для создания нормальных судоходных условий с гарантированными глубинами 4,0 м от проектного уровня на проблемном участке р. Волги, а также порогах камер шлюзов № 15 16 Городецкого гидроузла
1 июля 2014 года заключен контракт № 38 на выполнение этапа проектных работ по объекту «Строительство Нижегородского низконапорного гидроузла». Целью данного проекта является сохранение сквозного судоходства по р. Волге как водного пути международного значения, создание инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек.

Кроме того, на Нижней Волге на участке протяженностью 30 километров постоянно ухудшаются условия судоходства для судов и составов длиной более 100 м.

На основе взаимодействия

Одним из самых трудных участков для судоходства на Нижней Волге является Саралевский водный узел (участок р. Волги от 2630,0 до 2667,0 км) протяженностью 37 км, который характеризуется значительной извилистостью (радиус закругления здесь составляет 700 м вместо 1100 м). На данном участке согласно проекту с июля 2013 года начато производство капитальных дноуглубительных работ.

Согласно проекту на данном участке требуется проведение дноуглубительных работ на трех участках общим объемом 4,5 млн м3 грунта в течение трех лет. На сегодняшний день на данном участке земснарядами извлечено 4,2 млн м3 грунта. Итогом выполненных работ станет коренное улучшение условий для судоходства. Надеемся на то, что судоводители оценят это уже в скором времени.

В эту навигацию мы планируем продолжить работы по дноуглублению на подходе к причалу Болгары в Республике Татарстан, которые были начаты в прошлом году, и было извлечено 300 м3 грунта. Для обеспечения безопасных условий работы судоводителей пассажирского флота в этом году необходимо выполнить дноуглубление в объеме 1 129 175 м3. Работая на этом объекте, мы столкнулись с техническими трудностями, которые необходимо решить совместно с представителями регионального заказчика.


Высокая ответственность капитана

Евгений Лепехин, первый заместитель руководителя – капитан Волжского бассейна ВВП

Министерством юстиции РФ 13.09.2012 был зарегистрирован приказ № 316 от 17.08.2012 Минтранса РФ «Об определении бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации». Данный нормативно-правовой акт законодательно определил внутренние водные пути и границы всех речных бассейнов РФ.

География Волжского бассейна

Так что же такое Волжский бассейн? Волжский бассейн ВВП – это, конечно же, река Волга со всеми рукавами, притоками и дельтой, расположенными на территориях 15 субъектов РФ, от Ярославской области до Астраханской, а это без малого 10 тыс. км водных путей различных категорий, почти 5000 единиц флота, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, более 400 организаций различных форм собственности, эксплуатирующих суда различных типов, инфраструктура водного транспорта, шлюзы, порты, места погрузки/выгрузки и ремонта, объекты связи, более 40 учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов, а также значительное количество контрольно-надзорных органов и организаций.

Федеральный закон № 131-ФЗ от 28.07.2012 утвердил введение на внутренних водных путях России института капитанов бассейнов ВВП. В соответствии с КВВТ РФ и структурной схемой Администрации Волжского бассейна ВВП капитан бассейна организует и контролирует деятельность подразделений, входящих в состав Администрации: службы государственной регистрации судов и прав на них, службы регулирования движения судов, службы государственного портового контроля, службы дипломирования, аттестации и паспортно-визового режима, службы безопасности судоходства и радионавигации, информационно-технический центр (в части организации связи и радионавигации). Совместная оперативная деятельнос ть всех указанных служб направлена на обеспечение контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения судов и эксплуатации стоечных объектов в бассейне.

Государственный портовый контроль осуществляют шесть инспекций, расположенных в крупных городах Поволжья. Штатная численность 53 инспектора, дислоцированных в 13 городах, выполняющих проверки судов и иных плавучих объектов в 30 пунктах. При проведении проверок в среднем регистрируется 3 замечания на одну проверку и в среднем 56 проверок проводится одним инспектором за календарный год.

Флот под контролем

Процесс движения судов в Волжском бассейне контролируется на уровне всех оперативных служб, поэтому такие нарушения, как нарушение судном установленного района или сезона плавания, нарушение грузоподъемности/пассажировместимости, состояние загрузки, соответствие габаритов судна габаритам судового хода, соответствие схем формирования составов, выявляются и фиксируются любым возможным способом (эфир радиопереговоров, треки АИС, доклады диспетчерам, контроль грузовой марки и др.).

Совместно с представителями региональных транспортных прокуратур и линейных отделов МВД на транспорте выполняются выборочные проверки судов и иных плавучих объектов, осмотры плавсредств при проведении массовых мероприятий на воде в период навигации и в зимний период. В южных регионах бассейна осуществляются проверки судов и иных плавучих объектов, эксплуатируемых судовладельцами за пределами сроков навигации, проводятся осмотры плавсредств, используемых для переправ в зимний период.

Безусловно, государственный портовый контроль обладает значительными контрольными полномочиями, применимость административной практики стала возможной с ноября 2014 года, после внесения очередных изменений в КВВТ РФ. Инспекторы портового контроля стали государственными транспортными инспекторами. В Волжском бассейне возбуждение инспекторами дел об административных правонарушениях производится с начала текущего года, информация о правонарушениях своевременно направляется в подразделения Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Основная задача Администрации Волжского бассейна совместно с Волжским УГМРН Ространснадзора и судовладельческим сообществом привести деятельность организаций и эксплуатацию флота в соответствие с требованиями КВВТ РФ, требованиями «Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта», повысив тем самым качественный уровень безопасности судоходства в Волжском бассейне ВВП РФ.


Морские вести России №7, 2015 г.


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей

Минобороны заявило об угрозе срыва поставок двух новейших кораблей Из-за задержек выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва нах...

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора

Ученый совет ВГУВТ одобрил работу ректора В Волжском государственном университете водного транспорта на заседании Ученого совета ректор вуза р...

Российская экономика

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК

На Пролетарском заводе отработали новые приемы по развитию Производственной системы ОСК На Пролетарском заводе (входит в ОСК) с 13 по 17 марта 2017 года состоялся практический семи...

На Камчатке создан первый рыбный терминал

На Камчатке создан первый рыбный терминал Первый рыбный терминал «Альянс-Камчатка», который обеспечит полный комплекс услуг для рыбодобывающих...

Транспортная политика

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега

Медведев поручил проработать вопрос о введении скидок в «Платоне» в зависимости от пробега Скидки в зависимости от величины пробега грузового автомобиля могут появиться в системе взимания пла...

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович

Использование средств от «Платона» поставят под общественный контроль - Дворкович Средства, используемые в рамках системы взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» будут на...

Морские порты

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров

Global Ports обжалует предписание ФАС в отношении своих стивидоров Группа Global Ports оспорит в суде решение ФАС, в отношении к входящим в группу АО ПКТ, АО «Петролес...

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории

Главгосэкспертиза одобрила проект реконструкции порта крымской Евпатории Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертиза) одобрило проект строительс...




Морской транспорт

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков

В Калининграде заложат траулер «Ударник» для камчатских рыбаков Траулер-сейнер для рыбаков Камчатки заложат в пятницу на Прибалтийском судостроительном заводе (...

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота»

Правительство готово поменять законодательство ради приватизации «Совкомфлота» Акциями «Совкофлота» интересуются негосударственные пенсионные фонды, но тогда компанию придется экс...

Речной транспорт

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока

Грузовая навигация по Енисею из-за теплой погоды начнется на 5-10 дней раньше срока Навигация грузов по Енисею начнется на пять-десять дней раньше обычного из-за теплой погоды и раннег...

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта

Три теплохода привлекут для перевозок пассажиров Таймыра на время реконструкции аэропорта Перевозки пассажиров по линии Дудинка - Красноярск на время реконструкции предстоящим летом аэропорт...

Ж/Д транспорт

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов

ФАС проверяет СОЖТ по своим «внутренним доводам», вопросов о ставках на вагоны нет - союз операторов ФАС РФ проводит проверку саморегулируемой организации «Союз участников рынка услуг операторов железн...

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок

РЖД запускают в эксплуатацию электронную торговую площадку для заказа грузовых перевозок ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) приступает к поэтапному запуску электронной торговой ...

Авто транспорт

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта

Медведев поручил Минтрансу сотрудничать с ОНФ по выявлению участков дорог для ремонта Дмитрий Медведев поручил Минтрансу организовать мониторинг участков автомобильных дорог федерального...

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс

Повышение штрафов «Платона» обсуждается в диапазоне до 10-50 тыс. рублей, законопроект, допускающий более одного штрафа в сутки, подготовлен - Минтранс Повышение штрафа в системе взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» обсуждается в диапазо...

Аналитика

Транспортная политика

Росморречфлот в цифрах и планах

Росморречфлот в цифрах и планах Итоги 2015 года были в центре внимания расширенного заседания Коллегии Федерального Агентства морско...

Морская коллегия отправилась в Крым

Морская коллегия отправилась в Крым В начале апреля (2016) в Крыму состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве РФ по...

Морские порты

Порту Ванино без помощи государства не обойтись

Порту Ванино без помощи государства не обойтись Большие надежды по укреплению экономики Хабаровского края связаны с развитием морских перевозок, в т...

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха

Порт Высоцкий: рекордам кризис не помеха Образованное в 2004 году ООО «Порт Высоцкий» сегодня является основным оператором по оказанию стивид...

Морской транспорт

Нужен эффективный технический менеджмент

Нужен эффективный технический менеджмент Одной из задач, решаемых в процессе технической эксплуатации судна, является обеспечение необходимог...

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза

«Совкомфлот» – национальный перевозчик для нефтегаза Журнал «Морской флот» завершает цикл публикаций о ведущих мировых танкерных перевозчиках. В прошлом ...

Ж/Д транспорт

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...

Дифференцированный подход

Дифференцированный подход Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки — тема для традиционного осеннего обсуждения...




Темы

Инфраструктура / Образование

Непосредственный и фоновый культурный диалоги

Непосредственный и фоновый культурный диалоги Вывести ученика за рамки двухмерного пространства, показать глубины проблемы и отыскать вместе с ним...

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы

Дальневосточный центр организации учебных практик: проблемы и перспективы Многолетние традиции отечественного морского образования в сочетании с современными технологиями – э...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти?

Сколько нужно сил исредств для локализации разливов нефти? В соответствии с требованиями п. 2 постановления Правительства РФ от 14 ноября 2014 г. № 1189 «Об ор...

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Севморпуть

Второе рождение легендарного «Сомова»

Второе рождение легендарного «Сомова» «Михаил Сомов» – судно известное, работающее в ледовых условиях более четырех десятилетий. Флагман а...

Якутия хочет в Арктику

Якутия хочет в Арктику В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одной из тенденц...




Судостроение

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха

Средне-Невский судостроительный завод: ключевые факторы успеха За более чем вековую историю Средне-Невский судостроительный завод переживал разные этапы: годы стан...

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ

Кронштадтский морской завод – надежный партнер ВМФ Уже более полувека водные рубежи России охраняют корабли, оснащенные газотурбинными двигателями. В у...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...