Безопасность мореплавания в морском порту Темрюк - Морские вести России

Безопасность мореплавания в морском порту Темрюк

25.03.2015

Морские порты

Морской порт Темрюк расположен на Таманском побережье Азовского моря при впадении в него реки Кубань, в 4-х км от города Темрюк, входящего в состав субъекта Российской Федерации – Краснодарского края.

Сегодня морской порт Темрюк – это развивающийся морской порт, имеющий все предпосылки для дальнейшего экономического развития. Общий грузооборот порта ежегодно составляет более 2 млн тонн.

Игорь Махтин, исполняющий обязанности капитана морского порта Темрюк

 

Обеспечение безопасности мореплавания

Обеспечение безопасности мореплавания в Российской Федерации является прерогативой государства. Государственный надзор за безопасностью мореплавания, как и за рядом других видов деятельности морского транспорта, осуществляется соответствующими органами государственного управления в форме административного надзора, путем контроля за соблюдением требований законов, подзаконных актов и международных договоров, в которых участвует Россия.

Согласно ст.6 КТМ РФ государственный надзор за торговым мореплаванием возлагается на Федеральное агентство морского и речного транспорта Российской Федерации.

Согласно ст.74 КТМ РФ капитан морского порта осуществляет функции по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту.

Капитанам портов были делегированы функции государственных институтов власти в области обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, экологической безопасности, надзора за соблюдением национальных законов и нормативных актов в сфере торгового мореплавания, международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, надзора за эксплуатацией гидротехнических сооружений порта и портовой инфраструктуры, находящихся в федеральной собственности.

Поставленные правительством задачи успешно реализуются через институт морских администраций, деятельность которых позволяет укреплять позиции государства в структуре управления портами, создавать новые системы государственного контроля в морской отрасли, отвечающие реалиям новых экономических отношений как между хозяйствующими субъектами портовой индустрии, так и в их взаимодействии с государством.

В службе капитана порта работают бывшие капитаны, штурманы, военно-морские офицеры, то есть люди высокой самодисциплины, имеющие большой опыт в самостоятельном принятии непростых решений, от которых зависит обстановка в порту, а также жизнь и здоровье людей.

Эффективное выполнение государственных задач обеспечивает динамичный рост экономических показателей работы порта Темрюк, способствует привлекательности порта для отечественных и иностранный инвесторов. Первая причина такого состояния – высокий уровень безопасности порта в различных аспектах контроля: мореплавания, экологии, эксплуатации флота, режима и пр.

Реализация новых подходов в организации единой системы обеспечения безопасности мореплавания позволила снизить общий уровень аварийности в портах более чем в два раза.

Указанные тенденции в показателях работы порта, состояние экологии, снижение уровня аварийности в порту напрямую обеспечивают стабильное развитие экономики как южного региона России, в первую очередь Краснодарского края, так и выполнение ряда федеральных программ развития транспортного комплекса страны.

Развитие Азово-Черноморского бассейна, включая торговое судоходство, промышленное рыболовство, транзит нефти и газа, имеет стратегическое значение для Российской Федерации и связано с политическими и экономическими интересами страны. Для защиты интересов России на Азово-Черноморском бассейне, включая территориальные воды, экономическую зону, континентальный шельф, и выполнения международных обязательств Российской Федерации необходима надежная система обеспечения безопасности мореплавания и морской безопасности судов и береговых объектов в российской акватории Черного и Азовского морей.

Основные факторы обеспечения безопасности в порту – содержание в надлежащем состоянии и развитие гидротехнических сооружений, систем радионавигационного оборудования и связи, аварийно-спасательных средств, а также взаимодействие Службы капитана порта со стивидорными компаниями, осуществляющими эксплуатацию причалов.

Служба капитана порта Темрюк осуществляет контроль за навигационной обстановкой в порту, управлением движением судов, выполнением требований конвенционных документов международных классификационных обществ и организаций, принимает участие в работе комиссий по расследованию аварийных ситуаций, а также организует аварийно-спасательные работы. Кроме того, она выполняет технический контроль за состоянием гидротехнических сооружений и выдает разрешение на их эксплуатацию с учетом замечаний противопожарных и экологических служб, совместно с Таманским управлением Азово-Черноморского филиала ФГУП «Росморпорт» организует и реализует мероприятия, вытекающие из обязательств по контролю и поддержанию в надлежащем техническом состоянии СНО, ГМССБ, и АИС Азово-Черноморского региона.

Комплексная система мер обеспечения безопасности мореплавания должна включать:

– навигационную безопасность мореплавания;

– технологическую безопасность;

– систему охранных мероприятий в свете требований кодекса ОСПС.

Для обеспечения навигационной безопасности мореплавания выполняются мероприятия по созданию подсистем:

-         установленных путей движения судов (УПДС);

-         управления движением судов (СУДС);

-         мониторинга и автоматического сопровождения судов;

-         автоматической информационной системы (АИС);

-         средств навигационного оборудования (СНО);

-         морской радиосвязи, судовых сообщений и обеспечения информацией;

-         правил плавания и других нормативно-правовых актов, регулирующих мореплавание.

Более расширенно эти мероприятия обычно включают:

-         создание и модификацию систем управления движением судов (СУДС), обеспечивающих плавание судов на подходах к портам и в узкостях, на основе радиолокационного контроля местоположения судов на фарватерах (каналах), АИС, и предоставление судам необходимой навигационной информации в случаях возникновения затруднений и при нарушениях режима движения;

-         обеспечение работы морских районов Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ);

-         установление правил плавания на акваториях портов;

-         организация лоцманского, буксирного и ледокольного обеспечения движения судов;

-         создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии системы средств навигационного оборудования – плавучих, береговых, светящих, радиотехнических и пр., для обеспечения возможности высокоточного определения координат судов и ограждения навигационных опасностей;

-         рациональное распределение судопотоков путем создания системы установленных путей движения судов (УПДС), включающие схемы разделения движения, зоны прибрежного плавания, глубоководные пути, специально предназначенные для судов с опасными грузами, места якорных стоянок и др.;

-         обеспечение необходимых габаритов элементов, составляющих акваторию порта: разворотных мест, операционных акваторий причалов, ковшей и бассейнов; возможность непрерывного высокоточного местоопределения судов, гарантирующую их нахождение в отведенных полосах движения при любых условиях видимости;

-         информационное обеспечение судов навигационной и гидрометеорологической информацией по региону;

-         контроль за положениями судов и соблюдением ими режима плавания, оказание помощи при затруднениях в определении места, а также в аварийных ситуациях;

-         высокую эффективность операций при поиске и спасании, а также при ликвидации последствий аварий;

-         надежную радиосвязь между всеми участниками движения и береговыми лоцманами-операторами, контролирующими движение в обслуживаемой зоне, а также с Морским спасательно-координационным центром (МСКЦ);

-         введение нормативных актов (Правил плавания), определяющих обязанности участников движения с учетом маневренных возможностей судов, характера перевозимого груза, т.д. и систем управления этим движением.

Важнейшим звеном в системе обеспечения безопасности мореплавания в РФ являются береговые системы управления движением судов (СУДС). Они создаются, в первую очередь в районах и портах с интенсивным судоходством и повышенной экологической опасностью.

В порту Кавказ создана Региональная система управления движением судов (РСУДС), а также автоматизированная идентификационная система (АИС), аналогов которой в России нет.

 

Инспектирование морских судов

В течение десятилетий усилия IМО были направлены на разработку и принятие международных конвенций, устанавливающих требования к обеспечению безопасности мореплавания. Центральное место в этом процессе занимает контроль со стороны государства порта.

Контроль – понятие довольно емкое и может включать различные виды управляющего воздействия. Наиболее широкое распространение в практике торгового судоходства получила такая форма контроля, как инспектирование судов на предмет соответствия требованиям действующих международных конвенций.

В последние годы инспектирование иностранных судов в портах на предмет соответствия требованиям ряда международных конвенций приобрело поистине глобальный характер. Региональным соглашением, оказавшим значительное влияние на становление и развитие правового режима инспектирования судов в портах, является Парижский меморандум о взаимопонимании, о контроле со стороны государства порта. Многолетний опыт практического использования положений Меморандума позволяет сделать вывод, что подобного рода соглашения можно считать наиболее эффективными из правовых инструментов в деле обеспечения безопасности мореплавания.

Парижский меморандум был подписан в 1978 году Англией, Бельгией, Данией, Нидерландами, Грецией, Ирландией, Испанией, Италией, Норвегией, Португалией, Финляндией, Францией, Германией и Швецией и вступил в силу с 1 июля 1982 года. 10 ноября 1995 года в число полноправных членов Парижского меморандума была принята Россия.

В соответствии с положениями Меморандума власти обязались поддерживать эффективную систему контроля со стороны государства порта с целью обеспечения, не проводя дискриминации флага, того, чтобы иностранные торговые суда, посещающие порты их государств, отвечали нормам, содержащимся в следующих договорах:

-         Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., Протокол 1988 г. к Международной конвенции о грузовой марке 1966 г.;

-         Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (COJIAC-74);

-         Протокол 1978 г. к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (COJIAC-78);

-         Протокол 1988 г. к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (COJIAC-88),

-         Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколом 1978 г. к этой конвенции (МАРПОЛ-73/78);

-         Международная конвенция ПДМНВ-78/95, Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72);

-         Конвенция о минимальных нормах на торговых судах 1976 г. (Конвенция МОТ №147).

Меморандум устанавливает, что ежегодным общим количеством осмотров должно охватываться 25% числа иностранных торговых судов, зашедших в порты их государства.

Для достижения целей Меморандума стороны взяли на себя обязательство консультироваться и сотрудничать друг с другом, а также обмениваться между собой информацией.

 

Работа инспекции портового контроля

За истекший период 2014 года в морской порт Темрюк всего совершено 262 судозахода. При этом судов под флагом РФ – 122, количество судозаходов под иностранными флагами – 140.

С целью контроля за мореходным состоянием судов под флагом РФ в рамках FSC проверено 17 судов, из них 15 с замечаниями, 2 судна было задержано. Также проведено 14 инспекций судов служебно-вспомогательного флота.

Отделом PSC по Парижскому меморандуму за указанный период было проведено 19 инспекций судов под иностранным флагом, из них:

-         первичных (IN) инспекций – 4;

-         более детальных (MD) инспекций – 9;

-         расширенных инспекций (EI) – 6.

Из них с замечаниями – 17 инспекций, с задержанием – 1.

За пять месяцев 2014 года инспекторами FSC в порту Темрюк было задержано 2 судна под флагом РФ: танкер «Механик Пантелеев» (год постройки 2011, cудовладелец ООО «ВФ Танкер»; в результате проверки было выявлено 8 замечаний, из них 2 замечания, приведших к задержанию) и танкер «Истра» (год постройки 2013, судовладелец ООО «Волго-Донское судовое агентство»; в результате проверки было выявлено 14 замечаний, из них 2 замечания, приведших к задержанию).

В 2014 году в морском порту Темрюк по Парижскому меморандуму было задержано одно судно – Feofan Shokhirev (флаг Belize, по результатам проверки судна было выявлено 8 замечаний, из них 2 замечания, приведшие к задержанию).

Безопасность мореплавания – одна из главных составляющих профессионализма моряков.

Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охране окружающей среды, предупреждению аварийности охраны человеческой жизни на море Служба капитана порта Темрюк в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и др.), международных кодексов (МКУБ, ОСПС, ЛСА и др.), резолюциями Международной морской организации (IМО), федеральными законами Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания, Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, нормативными документами  Минтранса России и Федерального агентства  морского и речного транспорта.

Комплексная система мер способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов, регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.

 

Морские порты №5 (2015)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика