Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Maersk: первый из топов

Морской транспорт
Maersk: первый из топов

Журнал «Морской флот» начинает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Журнал расскажет о краткой истории, стратегии лидеров рынка морских перевозок, о текущих показателях и планах развития бизнеса.

Открывает цикл датская группа Maersk – самый крупный на сегодня контейнерный перевозчик. Первая особенность, с которой мы столкнулись при подготовке этой статьи: в современном глобальном мире крупный бизнес, как правило, не ограничивается одним направлением. Так и у датчан – контейнерные перевозки, естественно, находятся на первом месте, но уже следом идет добыча нефти. Именно она – второй по величине источник доходов компании.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Вековая история

История Maersk (полное название A.P. Moller – Maersk Group) берет начало в 1904 году, когда капитан Петер Маерск-Моллер и его сын Арнольд основали собственную компанию. Первым судном стал пароход Svenborg водоизмещением 2200 тонн.

К 1919 году появилась собственная судостроительная верфь, где стали производить дизельные суда и танкеры. Часть из них шла на продажу, часть – в собственный флот. К началу Второй мировой войны Maersk являлась второй по величине судоходной компанией Дании, располагая 46 судами. Однако начиная с 1941 года суда перешли под контроль армии США. Впоследствии более половины было утеряно в ходе боевых действий.

После войны Maersk сумела довольно быстро восстановить потери, причем новый флот строили с учетом последних технологий. В 1959-м открылась еще одна верфь, также специализирующаяся на танкерах, но уже более крупных. Сначала строились суда водоизмещением до 50 тыс. тонн, затем – до 100 тыс. тонн и, наконец, к 1971 году – до 330 тыс. тонн. Флот покупался нефтяными компаниями либо использовался самой Maersk.

С 1967 года на верфи также стали строить суда-снабженцы, а вскоре появились контейнеровозы, и в жизни компании началась новая эпоха. Сначала корабли предназначались исключительно для продажи, но затем в Maersk решили открыть собственный сегмент перевозок. Первое судно – Laura Maersk вместимостью до 2000 TEU – проследовало из Европы в Азию в 1981 году. Четыре года спустя флот пополнился еще десятью контейнеровозами. Именно на этот сегмент пришлось больше всего «рекордов». В 1988 году был построен Marchen Maersk – самый крупный на тот момент контейнеровоз в мире (4300 TEU). А в 1993-м, поглотив компанию Eac Ben Container Ltd, группа Maersk стал крупнейшим контейнерным перевозчиком в мире. Она сохраняет этот титул и по сей день.

Еще с 1962 года компания владеет лицензией на разведку и добычу нефти в датской части Северного моря. Изначально это не казалось особо перспективным направлением. Зато сейчас Maersk Oil – второй после контейнерных перевозок сегмент группы.

Что же представляет собой бизнес группы на сегодняшний день?

 

Компания сегодня

Бизнес Maersk – это диверсифицированный бизнес, где можно выделить пять основных направлений: контейнерные перевозки, добыча нефти, оперирование глобальной сетью терминалов, оперирование буровыми установками на больших глубинах, а также предоставление спасательных, аварийных судов, снабженцев и танкеров. Особенность компании – наличие собственных верфей.

Главным направлением является бизнес Maersk Line – контейнерные перевозки. На него приходится 55% выручки. Компания владеет 574 контейнеровозами, из них 275 – собственные, 299 – арендованные. В собственности в основном суда среднего и крупного сегмента – от 3000 TEU. В свою очередь 70% арендованных мощностей – суда вместимостью до 3000 TEU.

Следующее направление – добыча нефти – ведет Maersk Oil (19% выручки). У компании есть действующие проекты в районе острова Гренландия, а также в Ираке, Алжире и Бразилии. Но они относительно невелики. Однако в 2013 году первая нефть появилась на месторождении в Катаре, весьма крупном (99 тыс. барр. в сутки), также успехи ожидаются в Великобритании и самой Дании.

Еще одно направление – оперирование терминалами – в руках APM Terminals (9% выручки). Компания владеет транспортно-логистическими мощностями в 68 странах, наиболее перспективные рынки видит в Мексике, Бразилии, Нигерии, России и Китае. Больше всего – 17 терминалов – расположено в Азиатско-Тихоокеанском регионе, еще 15 терминалов – в Африке и на Ближнем Востоке, 11 – в Европе.

На Maersk Drilling – оперирование бурильными установками – приходится 4% выручки. В то же время чистая прибыль за последний год выросла в полтора раза, достигнув $528 млн. Стратегическая цель компании – к 2018 году довести прибыль до $1 млрд. Оборудование Maersk Drilling работает в Северном и Каспийском морях, в Мексиканском заливе, в водах Австралии, Венесуэлы, близ побережья Юго-Восточной Азии и Западной Африки.

Наконец, на услуги и прочие направления бизнеса приходится еще 13% выручки. Если же говорить о рентабельности бизнесов, то список выстраивается практически в обратном порядке: в Maersk Drilling прибыль составляет 25% от выручки, в APM Terminals – около 20%, в Maersk Oil – чуть больше 10% и в Maersk Line – лишь 5%. Другими словами, самое крупное и исторически сложившееся направление является наименее выгодным.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Известно, что морские перевозки, особенно контейнерные, переживают сегодня не лучшие времена. Из-за мирового финансового кризиса возник переизбыток перевозочных мощностей, что тянет вниз фрахтовые ставки. В этом плане Maersk еще повезло: если бы не снижение затрат, позволившее нарастить прибыль в этом сегменте, компания, вероятно, вовсе ушла бы в убыток.

– У нас есть основания быть довольными в плане прибыли за 2013 год. Группа получила $4 млрд – на $1 млрд больше, чем годом ранее, – говорил, представляя отчет за 2013 год, генеральный директор группы Нилс С. Андерсон. – Maersk Line укрепила рентабельность, несмотря на сложности, которые переживают рынки грузоперевозок. А APM Terminals и Maersk Drilling продемонстрировали лучший результат за всю историю. Как и ожидалось, прибыль Maersk Oil оказалась ниже, чем годом ранее, из-за спада производства и снижения нефтяных цен. Однако стабилизировалось к середине года и увеличилось к концу. Большинство других бизнес-направлений также улучшило результат, и в сумме шесть направлений из восьми закончили 2013-й как лучшие представители своей отрасли.

Любопытно проследить динамику инвестиций по различным направлениям. В период со второго квартала 2012 по конец 2013 года наибольший прирост инвестиций – плюс 41% – пришелся на направление APM Terminals, еще плюс 35% – на Maersk Drilling. Как уже было сказано, именно эти структуры показали наибольшую рентабельность, соответственно, именно их выгодно развивать сейчас.

Меньше всего вложений – объем инвестированного капитала снизился на 41% – пришлось на танкерное направление. Кроме того, на 2% упали инвестиции в Maersk Line.

 

Maersk: основные цифры

Компания была основана в 1904 году, штаб-квартира находится в Копенгагене.

Показатели за 2013 год

Выручка: $47,4 млрд.

Прибыль: $3,4 млрд.

Число сотрудников: 89 тысяч в 135 странах.

Стоимость активов: $74,5 млрд.

Место в Fortune Global 500: 157.

 

Как выглядит бизнес Maersk?

Внутри группы можно выделить 4 основных направления.

1. Maersk Line

Крупнейший контейнерный перевозчик в мире.

Мощности: 574 контейнеровоза (2,6 m TEU).

Выручка: $26,2 млрд (55%).

Прибыль: $1,5 млрд.

Численность персонала: 32,9 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка сократилась из-за падения (примерно на 7%) фрахтовых ставок. В то же время чистая прибыль выросла втрое. Это произошло благодаря повышению эффективности: снижению затрат (на 10%), разумному подходу к планированию.

Прогноз на 2014-й

Примерно такие же результаты, как в 2013-м. Мировой спрос на контейнерные перевозки вырастет на 4-5%, но на фрахтовые ставки по-прежнему будет давить переизбыток мощностей.

2. Maersk Oil

Добыча нефти.

Имущество: 77 нефтяных платформ, 3 плавучие установки для хранения и выгрузки нефти.

Выручка: $9,15 млрд (19%).

Прибыль: $1 млрд.

Численность персонала: 4,1 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

На показатели негативно повлияло два фактора. Во-первых, сокращение добычи нефти – до 235 тыс. барр. в сутки против 257 тыс. барр. в сутки годом ранее. Во-вторых, небольшое, но снижение цены на черное золото: от $112 за баррель Brent до $109.

Прогноз на 2014-й

Из-за дальнейшего снижения нефтяных цен (примерно до $104 за баррель Brent) ожидается сокращение выручки. Отчасти оно будет компенсировано ростом добычи нефти, особенно в Алжире и Великобритании.

3. APM Terminals

Оператор глобальной сети терминалов в 68 странах.

Выручка: $4,3 млрд (9%).

Прибыль: $0,8 млрд.

Численность персонала: 20,3 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка и прибыль выросли. Это произошло благодаря увеличению грузооборота принадлежащих группе портов: с 35,4 m TEU до 36,3 m TEU (плюс 3%), точнее, росту числа таких портов. Важную роль сыграло приобретение акций группы Global Ports осенью 2012 года. В настоящий момент Global Ports контролируется APM Terminals и TIHL (каждая компания владеет по 30,75%). Группа владеет ОАО «Петролеспорт», ООО «Восточная стивидорная компания», ЗАО «Первый контейнерный терминал» и рядом других активов.

Прогноз на 2014-й

Результат превзойдет прошлый год благодаря вкладу вновь приобретенных портов и повышению производительности всех терминалов.

4. Maersk Drilling

Владелец и оператор буровых установок на больших глубинах.

Имущество: 16 буровых установок, 10 буровых барж.

Выручка: $2 млрд (4%).

Прибыль: $0,5 млрд.

Численность персонала: 4 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Направление продемонстрировало лучший результат за всю историю, нарастив чистую прибыль в 1,5 раза. Это произошло благодаря максимальной загрузке всех установок, увеличению операционного времени и поднятию ставок для клиентов, использующих данные установки в своей деятельности. Главные клиенты – компании BP, Statoil и ConocoPhillips.

Прогноз на 2014-й

Выручка сократится из-за внедрения новых высокозатратных технологий, пуска шести новых установок и необходимости обучать персонал.

5. Прочие направления

Оператор буксирных, спасательных, аварийных судов и танкеров, другие услуги.

Имущество: 376 судов (буксирные, спасательные и аварийные), 130 танкеров.

Выручка: $5,7 млрд (13%).

Убыток: $0,8 млрд.

Что происходило в 2013-м

Обслуживающие суда принесли $235 млн (вдвое больше, чем годом ранее), но это не смогло покрыть убыток от танкеров ($317 млн) и других бизнес-направлений.

Прогноз на 2014-й

Результат окажется лучше, чем годом ранее.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы

Открытие ученого ВГУВТ поможет уберечь мосты и дамбы Профессор Волжского университета водного транспорта Владимир Белых вместе со своим сыном Игорем Белы...

У берегов Аргентины пропала подлодка

У берегов Аргентины пропала подлодка У берегов Аргентины пропала боевая подводная лодка «Сан-Хуан», принадлежащая Военно-морским силам ст...

Российская экономика

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты

Перевозки по Севморпути только под флагом РФ поднимут престиж и доходы страны - эксперты Закрепление за судами под российским флагом эксклюзивного права на перевозку углеводородов по Северн...

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40%

Росрыболовство: мощности рыболовного флота за счет инвестквот обновятся на 40% Программа инвестиционных квот позволит обновить мощности рыбопромышленного флота в России на 40%...

Транспортная политика

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути

Минтранс представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Севморпути Министерство транспорта РФ представит альтернативные предложения по выбору структуры для развития Се...

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов

Минтранс упростил порядок перерегистрации судов Министерство транспорта РФ упростило порядок перерегистрации судов, новые правила вступают в силу 31...

Морские порты

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов

Большой порт Санкт-Петербург в январе-октябре возглавил рейтинг портов по перевалке сухих грузов Морские порты РФ в январе-октябре 2017 года перевалили 306,49 млн тонн сухих грузов, что на 10,4%...

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ

На долю терминалов «Транснефти» приходится 17,5% совокупного грузооборота портов РФ Грузооборот морских терминалов холдинга «Транснефть», на долю которого приходится до 17,5% совок...




Морской транспорт

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин»

Потомки спасателя Николая Мишина проводили на трудовую вахту спасательный катер «Капитан Мишин» Сыновья и внуки легендарного камчатского спасателя, капитана дальнего плавания Николая Мишина стали ...

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее

Чистый убыток «Совкомфлота» по МСФО за 9 месяцев составил $6,8 млн против прибыли годом ранее Чистый убыток «Совкомфлота» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 9 ме...

Речной транспорт

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала

Туристический бум наблюдался в навигацию 2017 года на Канале имени Москвы – руководитель Канала Спрос на речные путешествия подтвердил положительный тренд развития водных магистралей Московского ...

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация

На Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна завершилась навигация Завершен судоходный сезон на Байкале, водохранилищах и реках Байкало-Ангарского бассейна. Грузоперев...

Ж/Д транспорт

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2%

Правительство поддержало индексацию грузовых ж/д тарифов в 2018 г. на 3,9% с надбавкой 2% Правительство России поддержало предложение Минтранса РФ по индексации на 3,9% к уровню 2017 год...

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД

Правительство РФ одобрило основные параметры финплана и инвестпрограммы РЖД Правительство РФ одобрило в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД...

Авто транспорт

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО

Почти треть средств от системы «Платон» в России направлена на ремонт дорог и мостов в ПФО Регионы Приволжского федерального округа (ПФО) за два года работы государственной системы «П...

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг

Система «Платон» вызвала интерес ряда стран - Ротенберг Система «Платон» имеет высокий экспортный потенциал и вызвала заинтересованность ряда государств, в ...

Аналитика

Транспортная политика

Без повода для оптимизма

Без повода для оптимизма Ежегодный транспортный форум «ЮгТранс-2017», состоявшийся в марте нынешнего года в черноморском горо...

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него»

В. Олерский: «Мы работаем не вопреки бизнесу, а для него» В марте состоялось расширенное совместное итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морског...

Морские порты

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы

Нефтяные РПК улучшают показатели и прибавляют работы За безопасность мореплавания в морском порту Мурманск и на подходах к нему отвечает Мурманский филиа...

Старый новый порт Таганрог

Старый новый порт Таганрог Рождение Таганрога неразрывно связано с первыми шагами русского военно-морского флота, с борьбой Рос...

Морской транспорт

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике

Новые танкеры «Совкомфлота»: уникальные технологии для работы в Арктике В 2016 году флот СКФ пополнили три ультрасовременных арктических челночных танкера – «Штурман Альбан...

Развитие Северного морского пути: от слов к делу

Развитие Северного морского пути: от слов к делу «Северный морской путь после 2050 г. станет доступным для круглогодичного прохождения судов без ледо...

Ж/Д транспорт

Колея в обход России

Колея в обход России Азербайджан, Грузия и Турция, «не спросив разрешения» у РФ, открывают железную дорогу на Китай и Евр...

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути

Москва – Казань – первая ласточка на Шелковом пути Высокоскоростная магистраль (ВСМ) Москва – Казань для нашей страны – прежде всего проект тра...




Темы

Инфраструктура / Образование

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок

МГУ им. адм. Г.И. Невельского: Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Кафедра эксплуатации автоматизированных судовых энергетических установок Морского государственного у...

Дом, который построил Кот

Дом, который построил Кот Уже 20 лет, как Виктор Павлович Кот построил дом на берегу Черного моря, в Севастополе, по адресу: О...

Грузовая база

Переработка нефти: меньше, но лучше

Переработка нефти: меньше, но лучше Ограничение добычи нефти в России одновременно с увеличением крупными компаниями нефтеэкспорта автом...

Укрощение добычи

Укрощение добычи Чтобы снизить избыток предложения нефти на мировом рынке и способствовать повышению ее цены, в конце...

Безопасность мореплавания

Морские спасатели

Морские спасатели 5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ...

Испанское общество спасения и безопасности на море

Испанское общество спасения и безопасности на море Морское побережье Испании имеет самую большую протяженность в Западной Европе – около 7880 кил...

Севморпуть

«Совкомфлот» в Арктике

«Совкомфлот» в Арктике В Архангельске 29 марта открылся Международный арктический форум «Арктика – территория диалога», пар...

Арктический поток

Арктический поток Грузопоток по Северному морскому транспортному коридору, включающему арктические моря от Баренцева и...




Судостроение

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания

О некоторых аспектах прогнозного ледокола СМП круглогодичного плавания Традиционно ледоколы предназначались для продления осенней и весенней навигаций. Ледопроходимость на...

«Князья» подводного флота России

«Князья» подводного флота России В ноябре 2016 года исполняется 20 лет со дня закладки атомного подводного ракетоносца К-535 «Юрий До...

Таможня

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока

Таможня портит кровь морским перевозчикам Дальнего Востока Кто может упрекнуть Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ в том, что введение предварительн...

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Пиратство

Морское пиратство сегодня

Морское пиратство сегодня Проблема морского пиратства или вооруженного разбоя на море, которая существует с незапамятных време...

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...