Maersk: первый из топов

Морской транспорт
Maersk: первый из топов

Журнал «Морской флот» начинает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Журнал расскажет о краткой истории, стратегии лидеров рынка морских перевозок, о текущих показателях и планах развития бизнеса.

Открывает цикл датская группа Maersk – самый крупный на сегодня контейнерный перевозчик. Первая особенность, с которой мы столкнулись при подготовке этой статьи: в современном глобальном мире крупный бизнес, как правило, не ограничивается одним направлением. Так и у датчан – контейнерные перевозки, естественно, находятся на первом месте, но уже следом идет добыча нефти. Именно она – второй по величине источник доходов компании.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Вековая история

История Maersk (полное название A.P. Moller – Maersk Group) берет начало в 1904 году, когда капитан Петер Маерск-Моллер и его сын Арнольд основали собственную компанию. Первым судном стал пароход Svenborg водоизмещением 2200 тонн.

К 1919 году появилась собственная судостроительная верфь, где стали производить дизельные суда и танкеры. Часть из них шла на продажу, часть – в собственный флот. К началу Второй мировой войны Maersk являлась второй по величине судоходной компанией Дании, располагая 46 судами. Однако начиная с 1941 года суда перешли под контроль армии США. Впоследствии более половины было утеряно в ходе боевых действий.

После войны Maersk сумела довольно быстро восстановить потери, причем новый флот строили с учетом последних технологий. В 1959-м открылась еще одна верфь, также специализирующаяся на танкерах, но уже более крупных. Сначала строились суда водоизмещением до 50 тыс. тонн, затем – до 100 тыс. тонн и, наконец, к 1971 году – до 330 тыс. тонн. Флот покупался нефтяными компаниями либо использовался самой Maersk.

С 1967 года на верфи также стали строить суда-снабженцы, а вскоре появились контейнеровозы, и в жизни компании началась новая эпоха. Сначала корабли предназначались исключительно для продажи, но затем в Maersk решили открыть собственный сегмент перевозок. Первое судно – Laura Maersk вместимостью до 2000 TEU – проследовало из Европы в Азию в 1981 году. Четыре года спустя флот пополнился еще десятью контейнеровозами. Именно на этот сегмент пришлось больше всего «рекордов». В 1988 году был построен Marchen Maersk – самый крупный на тот момент контейнеровоз в мире (4300 TEU). А в 1993-м, поглотив компанию Eac Ben Container Ltd, группа Maersk стал крупнейшим контейнерным перевозчиком в мире. Она сохраняет этот титул и по сей день.

Еще с 1962 года компания владеет лицензией на разведку и добычу нефти в датской части Северного моря. Изначально это не казалось особо перспективным направлением. Зато сейчас Maersk Oil – второй после контейнерных перевозок сегмент группы.

Что же представляет собой бизнес группы на сегодняшний день?

 

Компания сегодня

Бизнес Maersk – это диверсифицированный бизнес, где можно выделить пять основных направлений: контейнерные перевозки, добыча нефти, оперирование глобальной сетью терминалов, оперирование буровыми установками на больших глубинах, а также предоставление спасательных, аварийных судов, снабженцев и танкеров. Особенность компании – наличие собственных верфей.

Главным направлением является бизнес Maersk Line – контейнерные перевозки. На него приходится 55% выручки. Компания владеет 574 контейнеровозами, из них 275 – собственные, 299 – арендованные. В собственности в основном суда среднего и крупного сегмента – от 3000 TEU. В свою очередь 70% арендованных мощностей – суда вместимостью до 3000 TEU.

Следующее направление – добыча нефти – ведет Maersk Oil (19% выручки). У компании есть действующие проекты в районе острова Гренландия, а также в Ираке, Алжире и Бразилии. Но они относительно невелики. Однако в 2013 году первая нефть появилась на месторождении в Катаре, весьма крупном (99 тыс. барр. в сутки), также успехи ожидаются в Великобритании и самой Дании.

Еще одно направление – оперирование терминалами – в руках APM Terminals (9% выручки). Компания владеет транспортно-логистическими мощностями в 68 странах, наиболее перспективные рынки видит в Мексике, Бразилии, Нигерии, России и Китае. Больше всего – 17 терминалов – расположено в Азиатско-Тихоокеанском регионе, еще 15 терминалов – в Африке и на Ближнем Востоке, 11 – в Европе.

На Maersk Drilling – оперирование бурильными установками – приходится 4% выручки. В то же время чистая прибыль за последний год выросла в полтора раза, достигнув $528 млн. Стратегическая цель компании – к 2018 году довести прибыль до $1 млрд. Оборудование Maersk Drilling работает в Северном и Каспийском морях, в Мексиканском заливе, в водах Австралии, Венесуэлы, близ побережья Юго-Восточной Азии и Западной Африки.

Наконец, на услуги и прочие направления бизнеса приходится еще 13% выручки. Если же говорить о рентабельности бизнесов, то список выстраивается практически в обратном порядке: в Maersk Drilling прибыль составляет 25% от выручки, в APM Terminals – около 20%, в Maersk Oil – чуть больше 10% и в Maersk Line – лишь 5%. Другими словами, самое крупное и исторически сложившееся направление является наименее выгодным.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Известно, что морские перевозки, особенно контейнерные, переживают сегодня не лучшие времена. Из-за мирового финансового кризиса возник переизбыток перевозочных мощностей, что тянет вниз фрахтовые ставки. В этом плане Maersk еще повезло: если бы не снижение затрат, позволившее нарастить прибыль в этом сегменте, компания, вероятно, вовсе ушла бы в убыток.

– У нас есть основания быть довольными в плане прибыли за 2013 год. Группа получила $4 млрд – на $1 млрд больше, чем годом ранее, – говорил, представляя отчет за 2013 год, генеральный директор группы Нилс С. Андерсон. – Maersk Line укрепила рентабельность, несмотря на сложности, которые переживают рынки грузоперевозок. А APM Terminals и Maersk Drilling продемонстрировали лучший результат за всю историю. Как и ожидалось, прибыль Maersk Oil оказалась ниже, чем годом ранее, из-за спада производства и снижения нефтяных цен. Однако стабилизировалось к середине года и увеличилось к концу. Большинство других бизнес-направлений также улучшило результат, и в сумме шесть направлений из восьми закончили 2013-й как лучшие представители своей отрасли.

Любопытно проследить динамику инвестиций по различным направлениям. В период со второго квартала 2012 по конец 2013 года наибольший прирост инвестиций – плюс 41% – пришелся на направление APM Terminals, еще плюс 35% – на Maersk Drilling. Как уже было сказано, именно эти структуры показали наибольшую рентабельность, соответственно, именно их выгодно развивать сейчас.

Меньше всего вложений – объем инвестированного капитала снизился на 41% – пришлось на танкерное направление. Кроме того, на 2% упали инвестиции в Maersk Line.

 

Maersk: основные цифры

Компания была основана в 1904 году, штаб-квартира находится в Копенгагене.

Показатели за 2013 год

Выручка: $47,4 млрд.

Прибыль: $3,4 млрд.

Число сотрудников: 89 тысяч в 135 странах.

Стоимость активов: $74,5 млрд.

Место в Fortune Global 500: 157.

 

Как выглядит бизнес Maersk?

Внутри группы можно выделить 4 основных направления.

1. Maersk Line

Крупнейший контейнерный перевозчик в мире.

Мощности: 574 контейнеровоза (2,6 m TEU).

Выручка: $26,2 млрд (55%).

Прибыль: $1,5 млрд.

Численность персонала: 32,9 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка сократилась из-за падения (примерно на 7%) фрахтовых ставок. В то же время чистая прибыль выросла втрое. Это произошло благодаря повышению эффективности: снижению затрат (на 10%), разумному подходу к планированию.

Прогноз на 2014-й

Примерно такие же результаты, как в 2013-м. Мировой спрос на контейнерные перевозки вырастет на 4-5%, но на фрахтовые ставки по-прежнему будет давить переизбыток мощностей.

2. Maersk Oil

Добыча нефти.

Имущество: 77 нефтяных платформ, 3 плавучие установки для хранения и выгрузки нефти.

Выручка: $9,15 млрд (19%).

Прибыль: $1 млрд.

Численность персонала: 4,1 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

На показатели негативно повлияло два фактора. Во-первых, сокращение добычи нефти – до 235 тыс. барр. в сутки против 257 тыс. барр. в сутки годом ранее. Во-вторых, небольшое, но снижение цены на черное золото: от $112 за баррель Brent до $109.

Прогноз на 2014-й

Из-за дальнейшего снижения нефтяных цен (примерно до $104 за баррель Brent) ожидается сокращение выручки. Отчасти оно будет компенсировано ростом добычи нефти, особенно в Алжире и Великобритании.

3. APM Terminals

Оператор глобальной сети терминалов в 68 странах.

Выручка: $4,3 млрд (9%).

Прибыль: $0,8 млрд.

Численность персонала: 20,3 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка и прибыль выросли. Это произошло благодаря увеличению грузооборота принадлежащих группе портов: с 35,4 m TEU до 36,3 m TEU (плюс 3%), точнее, росту числа таких портов. Важную роль сыграло приобретение акций группы Global Ports осенью 2012 года. В настоящий момент Global Ports контролируется APM Terminals и TIHL (каждая компания владеет по 30,75%). Группа владеет ОАО «Петролеспорт», ООО «Восточная стивидорная компания», ЗАО «Первый контейнерный терминал» и рядом других активов.

Прогноз на 2014-й

Результат превзойдет прошлый год благодаря вкладу вновь приобретенных портов и повышению производительности всех терминалов.

4. Maersk Drilling

Владелец и оператор буровых установок на больших глубинах.

Имущество: 16 буровых установок, 10 буровых барж.

Выручка: $2 млрд (4%).

Прибыль: $0,5 млрд.

Численность персонала: 4 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Направление продемонстрировало лучший результат за всю историю, нарастив чистую прибыль в 1,5 раза. Это произошло благодаря максимальной загрузке всех установок, увеличению операционного времени и поднятию ставок для клиентов, использующих данные установки в своей деятельности. Главные клиенты – компании BP, Statoil и ConocoPhillips.

Прогноз на 2014-й

Выручка сократится из-за внедрения новых высокозатратных технологий, пуска шести новых установок и необходимости обучать персонал.

5. Прочие направления

Оператор буксирных, спасательных, аварийных судов и танкеров, другие услуги.

Имущество: 376 судов (буксирные, спасательные и аварийные), 130 танкеров.

Выручка: $5,7 млрд (13%).

Убыток: $0,8 млрд.

Что происходило в 2013-м

Обслуживающие суда принесли $235 млн (вдвое больше, чем годом ранее), но это не смогло покрыть убыток от танкеров ($317 млн) и других бизнес-направлений.

Прогноз на 2014-й

Результат окажется лучше, чем годом ранее.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины

На Каме рыбаков спасли с дрейфующей льдины Сотрудники МЧС по Татарстану спасли рыбаков, которых унесло на льдине на фарватер Камы. К терпящим б...

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России

Атомная подлодка «Вепрь» до конца года вернется в состав ВМФ России Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) «Вепрь» проекта 971 после ремонта и модернизации ...

Российская экономика

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами

Выборгский судостроительный завод будет сотрудничать с итальянскими корабелами Выборгский судостроительный завод, входящий в состав ОСК, подписал меморандум о сотрудничестве с ита...

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс

«Северная верфь» будет проводить еще один конкурс ФАС обнаружила нарушения в действиях АО «СЗ «Северная верфь», которое в конце марта объявило запрос ...

Транспортная политика

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором

Минтранс предлагает назначить «Администрацию СМП» единым логистическим оператором Министерство транспорта предложило сделать ФКУ «Администрация Северного морского пути» («Админис...

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств

В Каспийском институте заложен сквер консулов прикаспийских государств На территории Каспийского института морского и речного транспорта состоялась торжественная закладка ...

Морские порты

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3%

КТСП увеличил финансирование портовой инфраструктуры в I квартале 2017 года на 38,3% ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) в первом квартале 2017 года направило на ...

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8%

Контейнероборот КТСП в I квартале 2017 года вырос на 7,8% В I квартале 2017 года контейнерооборот ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (КТСП) с...




Морской транспорт

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения

ОСК и АТР займутся внедрением современных технологий судостроения Президент ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор Агентства по технологическому развитию Максим ...

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море

Ледокол «Новороссийск» начал ледовые испытания в Карском море 28 апреля 2017 года новый дизель-электрический ледокол «Новороссийск» приступил к ледовым испытаниям...

Речной транспорт

В центре Москвы теплоход сел на мель

В центре Москвы теплоход сел на мель Теплоход сел на мель под Новоспасским мостом в Москве, пострадавших нет, сообщили «Интерфаксу» в пре...

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского бассейна ВВП»

Роман Чесноков назначен руководителем ФБУ «Администрация Обь-Иртышского  бассейна ВВП» Приказом Росморречфлота c 25 апреля 2017 г. Чесноков Роман Александрович назначен  на долж...

Ж/Д транспорт

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб.

Чистая прибыль РЖД по РСБУ в I квартале снизилась на 3,4% - до 14,1 млрд руб. Чистая прибыль ОАО РЖД по российским стандартам бухгалтерского учета в первом квартале 2017 г. снизи...

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов

РЖД создают «дочку» в Греции для реализации инфраструктурных проектов ООО «РЖД Интернешнл» (входит в холдинг РЖД) создает дочернюю компанию в Греции для реализаци...

Авто транспорт

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев

Только 40% региональных дорог соответствуют нормативам – Д. Медведев Только 40% региональных дорог в России соответствуют нормативному состоянию. Об этом заявил прем...

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики

Пробег для возможного получения скидки в «Платоне» может быть достигнут за полгода - автоперевозчики Пробег для возможного получения скидки в системе «Платон» может быть достигнут за полгода. Такое мне...

Аналитика

Транспортная политика

Содружество в действии

Содружество в действии В конце мая 2016 года в г.Анапе состоялась VI сессия Совета государственных администраций морского и...

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы

Транспорт Крыма: осторожный рост и сдерживающие факторы 23-24 июня 2016 года в г. Алуште (Крым) в отеле Riviera Sunrise Resort & Spa состоялся Трети...

Морские порты

Морские ворота Чукотки

Морские ворота Чукотки С началом календарного лета в северных морских портах Дальнего Востока традиционно начинается Северн...

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания

Развитие инфраструктуры морского порта Восточный и вопросы безопасности мореплавания Морской порт Восточный – крупнейший порт на Дальнем Востоке и один из лидеров по грузообороту в Росс...

Морской транспорт

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая

Безопасность судоходства по Волго-Каспийскому судоходному каналу – категория экономическая От организации эксплуатации Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) и его сост...

Акцизный налог

Акцизный налог Начало нового года уже традиционно связано с изменениями налогообложения. В период бюджетного дефици...

Ж/Д транспорт

Премия за скорость

Премия за скорость В 2017 году тариф на грузовые перевозки по железной дороге вырастет на 6%. Из них 4% – ожида...

РЖД – портовикам: экономьте как мы

РЖД – портовикам: экономьте как мы Президент РЖД Олег Белозеров недавно рассказал о громких успехах компании в части сокращения расходо...




Темы

Инфраструктура / Образование

Фиговый лист для безопасности мореплавания

Фиговый лист для безопасности мореплавания Проблеме повышения безопасности мореплавания (в угоду судовладельцам) придана дуалистическая...

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока

Гранты – молодым ученым Дальнего Востока Молодые ученые Научно-исследовательского института морского транспорта МГУ им. адм. Г.И. Невельского...

Грузовая база

Замедление с перспективой роста

Замедление с перспективой роста Недавно простимулированная девальвацией отрасль минеральных удобрений в России замедлила свой рост п...

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Безопасность мореплавания

«Тяжело в ученьи – легко в бою»

«Тяжело в ученьи – легко в бою» Обеспечение пожарной и экологической безопасности в морских портах – одна из важных задач, стоящих п...

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок

Система «Груз – контроль» для обеспечения безопасности перевозок Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ) устанавливает требования п...

Севморпуть

Особенное судоходство

Особенное судоходство С каждым годом отступление морских льдов в период арктического лета привлекает все больше внимания. ...

Арктические перевозки

Арктические перевозки В сферу важнейших мероприятий государственной политики РФ в Арктике входит интенсификация судоходств...




Судостроение

Круизный туризм – воплощение мечты

Круизный туризм – воплощение мечты Сейчас речные круизные суда (КС) по ВВП России перевозят примерно 350 тыс. туристов. Средний...

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход

Снабжение потребителей энергоносителями в замерзающих морях РФ: комплексный подход Большинство морей, омывающих берега России, являются замерзающими. Даже некоторые южные порты (н...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2017 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2017 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2017 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...