Купить диплом высшего образованияСайт Вулкан - играть бесплатноФункционал 1С ТОиР для производства

Maersk: первый из топов

Морской транспорт
Maersk: первый из топов

Журнал «Морской флот» начинает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Журнал расскажет о краткой истории, стратегии лидеров рынка морских перевозок, о текущих показателях и планах развития бизнеса.

Открывает цикл датская группа Maersk – самый крупный на сегодня контейнерный перевозчик. Первая особенность, с которой мы столкнулись при подготовке этой статьи: в современном глобальном мире крупный бизнес, как правило, не ограничивается одним направлением. Так и у датчан – контейнерные перевозки, естественно, находятся на первом месте, но уже следом идет добыча нефти. Именно она – второй по величине источник доходов компании.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Вековая история

История Maersk (полное название A.P. Moller – Maersk Group) берет начало в 1904 году, когда капитан Петер Маерск-Моллер и его сын Арнольд основали собственную компанию. Первым судном стал пароход Svenborg водоизмещением 2200 тонн.

К 1919 году появилась собственная судостроительная верфь, где стали производить дизельные суда и танкеры. Часть из них шла на продажу, часть – в собственный флот. К началу Второй мировой войны Maersk являлась второй по величине судоходной компанией Дании, располагая 46 судами. Однако начиная с 1941 года суда перешли под контроль армии США. Впоследствии более половины было утеряно в ходе боевых действий.

После войны Maersk сумела довольно быстро восстановить потери, причем новый флот строили с учетом последних технологий. В 1959-м открылась еще одна верфь, также специализирующаяся на танкерах, но уже более крупных. Сначала строились суда водоизмещением до 50 тыс. тонн, затем – до 100 тыс. тонн и, наконец, к 1971 году – до 330 тыс. тонн. Флот покупался нефтяными компаниями либо использовался самой Maersk.

С 1967 года на верфи также стали строить суда-снабженцы, а вскоре появились контейнеровозы, и в жизни компании началась новая эпоха. Сначала корабли предназначались исключительно для продажи, но затем в Maersk решили открыть собственный сегмент перевозок. Первое судно – Laura Maersk вместимостью до 2000 TEU – проследовало из Европы в Азию в 1981 году. Четыре года спустя флот пополнился еще десятью контейнеровозами. Именно на этот сегмент пришлось больше всего «рекордов». В 1988 году был построен Marchen Maersk – самый крупный на тот момент контейнеровоз в мире (4300 TEU). А в 1993-м, поглотив компанию Eac Ben Container Ltd, группа Maersk стал крупнейшим контейнерным перевозчиком в мире. Она сохраняет этот титул и по сей день.

Еще с 1962 года компания владеет лицензией на разведку и добычу нефти в датской части Северного моря. Изначально это не казалось особо перспективным направлением. Зато сейчас Maersk Oil – второй после контейнерных перевозок сегмент группы.

Что же представляет собой бизнес группы на сегодняшний день?

 

Компания сегодня

Бизнес Maersk – это диверсифицированный бизнес, где можно выделить пять основных направлений: контейнерные перевозки, добыча нефти, оперирование глобальной сетью терминалов, оперирование буровыми установками на больших глубинах, а также предоставление спасательных, аварийных судов, снабженцев и танкеров. Особенность компании – наличие собственных верфей.

Главным направлением является бизнес Maersk Line – контейнерные перевозки. На него приходится 55% выручки. Компания владеет 574 контейнеровозами, из них 275 – собственные, 299 – арендованные. В собственности в основном суда среднего и крупного сегмента – от 3000 TEU. В свою очередь 70% арендованных мощностей – суда вместимостью до 3000 TEU.

Следующее направление – добыча нефти – ведет Maersk Oil (19% выручки). У компании есть действующие проекты в районе острова Гренландия, а также в Ираке, Алжире и Бразилии. Но они относительно невелики. Однако в 2013 году первая нефть появилась на месторождении в Катаре, весьма крупном (99 тыс. барр. в сутки), также успехи ожидаются в Великобритании и самой Дании.

Еще одно направление – оперирование терминалами – в руках APM Terminals (9% выручки). Компания владеет транспортно-логистическими мощностями в 68 странах, наиболее перспективные рынки видит в Мексике, Бразилии, Нигерии, России и Китае. Больше всего – 17 терминалов – расположено в Азиатско-Тихоокеанском регионе, еще 15 терминалов – в Африке и на Ближнем Востоке, 11 – в Европе.

На Maersk Drilling – оперирование бурильными установками – приходится 4% выручки. В то же время чистая прибыль за последний год выросла в полтора раза, достигнув $528 млн. Стратегическая цель компании – к 2018 году довести прибыль до $1 млрд. Оборудование Maersk Drilling работает в Северном и Каспийском морях, в Мексиканском заливе, в водах Австралии, Венесуэлы, близ побережья Юго-Восточной Азии и Западной Африки.

Наконец, на услуги и прочие направления бизнеса приходится еще 13% выручки. Если же говорить о рентабельности бизнесов, то список выстраивается практически в обратном порядке: в Maersk Drilling прибыль составляет 25% от выручки, в APM Terminals – около 20%, в Maersk Oil – чуть больше 10% и в Maersk Line – лишь 5%. Другими словами, самое крупное и исторически сложившееся направление является наименее выгодным.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Известно, что морские перевозки, особенно контейнерные, переживают сегодня не лучшие времена. Из-за мирового финансового кризиса возник переизбыток перевозочных мощностей, что тянет вниз фрахтовые ставки. В этом плане Maersk еще повезло: если бы не снижение затрат, позволившее нарастить прибыль в этом сегменте, компания, вероятно, вовсе ушла бы в убыток.

– У нас есть основания быть довольными в плане прибыли за 2013 год. Группа получила $4 млрд – на $1 млрд больше, чем годом ранее, – говорил, представляя отчет за 2013 год, генеральный директор группы Нилс С. Андерсон. – Maersk Line укрепила рентабельность, несмотря на сложности, которые переживают рынки грузоперевозок. А APM Terminals и Maersk Drilling продемонстрировали лучший результат за всю историю. Как и ожидалось, прибыль Maersk Oil оказалась ниже, чем годом ранее, из-за спада производства и снижения нефтяных цен. Однако стабилизировалось к середине года и увеличилось к концу. Большинство других бизнес-направлений также улучшило результат, и в сумме шесть направлений из восьми закончили 2013-й как лучшие представители своей отрасли.

Любопытно проследить динамику инвестиций по различным направлениям. В период со второго квартала 2012 по конец 2013 года наибольший прирост инвестиций – плюс 41% – пришелся на направление APM Terminals, еще плюс 35% – на Maersk Drilling. Как уже было сказано, именно эти структуры показали наибольшую рентабельность, соответственно, именно их выгодно развивать сейчас.

Меньше всего вложений – объем инвестированного капитала снизился на 41% – пришлось на танкерное направление. Кроме того, на 2% упали инвестиции в Maersk Line.

 

Maersk: основные цифры

Компания была основана в 1904 году, штаб-квартира находится в Копенгагене.

Показатели за 2013 год

Выручка: $47,4 млрд.

Прибыль: $3,4 млрд.

Число сотрудников: 89 тысяч в 135 странах.

Стоимость активов: $74,5 млрд.

Место в Fortune Global 500: 157.

 

Как выглядит бизнес Maersk?

Внутри группы можно выделить 4 основных направления.

1. Maersk Line

Крупнейший контейнерный перевозчик в мире.

Мощности: 574 контейнеровоза (2,6 m TEU).

Выручка: $26,2 млрд (55%).

Прибыль: $1,5 млрд.

Численность персонала: 32,9 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка сократилась из-за падения (примерно на 7%) фрахтовых ставок. В то же время чистая прибыль выросла втрое. Это произошло благодаря повышению эффективности: снижению затрат (на 10%), разумному подходу к планированию.

Прогноз на 2014-й

Примерно такие же результаты, как в 2013-м. Мировой спрос на контейнерные перевозки вырастет на 4-5%, но на фрахтовые ставки по-прежнему будет давить переизбыток мощностей.

2. Maersk Oil

Добыча нефти.

Имущество: 77 нефтяных платформ, 3 плавучие установки для хранения и выгрузки нефти.

Выручка: $9,15 млрд (19%).

Прибыль: $1 млрд.

Численность персонала: 4,1 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

На показатели негативно повлияло два фактора. Во-первых, сокращение добычи нефти – до 235 тыс. барр. в сутки против 257 тыс. барр. в сутки годом ранее. Во-вторых, небольшое, но снижение цены на черное золото: от $112 за баррель Brent до $109.

Прогноз на 2014-й

Из-за дальнейшего снижения нефтяных цен (примерно до $104 за баррель Brent) ожидается сокращение выручки. Отчасти оно будет компенсировано ростом добычи нефти, особенно в Алжире и Великобритании.

3. APM Terminals

Оператор глобальной сети терминалов в 68 странах.

Выручка: $4,3 млрд (9%).

Прибыль: $0,8 млрд.

Численность персонала: 20,3 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка и прибыль выросли. Это произошло благодаря увеличению грузооборота принадлежащих группе портов: с 35,4 m TEU до 36,3 m TEU (плюс 3%), точнее, росту числа таких портов. Важную роль сыграло приобретение акций группы Global Ports осенью 2012 года. В настоящий момент Global Ports контролируется APM Terminals и TIHL (каждая компания владеет по 30,75%). Группа владеет ОАО «Петролеспорт», ООО «Восточная стивидорная компания», ЗАО «Первый контейнерный терминал» и рядом других активов.

Прогноз на 2014-й

Результат превзойдет прошлый год благодаря вкладу вновь приобретенных портов и повышению производительности всех терминалов.

4. Maersk Drilling

Владелец и оператор буровых установок на больших глубинах.

Имущество: 16 буровых установок, 10 буровых барж.

Выручка: $2 млрд (4%).

Прибыль: $0,5 млрд.

Численность персонала: 4 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Направление продемонстрировало лучший результат за всю историю, нарастив чистую прибыль в 1,5 раза. Это произошло благодаря максимальной загрузке всех установок, увеличению операционного времени и поднятию ставок для клиентов, использующих данные установки в своей деятельности. Главные клиенты – компании BP, Statoil и ConocoPhillips.

Прогноз на 2014-й

Выручка сократится из-за внедрения новых высокозатратных технологий, пуска шести новых установок и необходимости обучать персонал.

5. Прочие направления

Оператор буксирных, спасательных, аварийных судов и танкеров, другие услуги.

Имущество: 376 судов (буксирные, спасательные и аварийные), 130 танкеров.

Выручка: $5,7 млрд (13%).

Убыток: $0,8 млрд.

Что происходило в 2013-м

Обслуживающие суда принесли $235 млн (вдвое больше, чем годом ранее), но это не смогло покрыть убыток от танкеров ($317 млн) и других бизнес-направлений.

Прогноз на 2014-й

Результат окажется лучше, чем годом ранее.

 

Морской флот №2 (2014)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону

Теплоход «Игарка» сел на мель в районе порта Ростов-на-Дону На 3125 км реки Дон на Александровском рейде теплоход «Игарка» при съемке с якоря под действием тече...

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов»

В Калининграде спустили на воду БДК «Петр Моргунов» Спуск на воду большого десантного корабля (БДК) «Петр Моргунов» состоялся 25 мая на Прибалти...

Российская экономика

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза

Финансирование транспорта до 2024 года вырастет в 1,5 раза К 2024 году финансирование транспортной отрасли может вырасти в 1,5 раза, составив до трех процентов...

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ

Транспортные компании РФ создали ассоциацию для объединения цифровых платформ Российские компании транспортной отрасли объединились для создания ассоциации «Цифровой транспорт и ...

Транспортная политика

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов

Прикаспийские страны завершили переговоры по согласованию ряда пятисторонних документов Прикаспийские страны завершили переговорный процесс по согласованию проектов ряда пятисторонних доку...

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии

В. Олерский принял участие в круглом столе по теме развития судостроения и судоходства в Евразии Замминистра транспорта России – руководитель Росморречфлота Виктор Олерский в «нулевой» день Петербу...

Морские порты

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн

Грузооборот Универсального перегрузочного комплекса превысил 1 млн тонн В I квартале 2018 года ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» (УПК, входит в UCL Holding)...

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля

«Ростерминалуголь» с начала 2018 года перевалил на экспорт 9 млн тонн угля АО «Ростерминалуголь», специализированный угольный терминал, входящий в состав холдинга ООО «Управля...




Морской транспорт

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб.

Росатом оценивает инвестиции в строительство ледоколов до 2030 г. в 0,5 трлн руб. Госкорпорация «Росатом» считает, что до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации...

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ

Росатом предлагает финансировать строительство ледоколов за счет инвесторов и ФНБ Госкорпорация «Росатом» предлагает финансировать строительство ледоколов за счет средств Фонда нацио...

Речной транспорт

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка

Развитие Обь-Иртышского бассейна в центре внимания рабочей поездки замглавы Росморречфлота Виктора Вовка Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Вовк 24 мая пос...

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария»

Завод «Красное Сормово» передал заказчику сухогруз «Пола Макария» 24 мая завод «Красное Сормово» (входит в ОСК) и компания «Пола Райз» подписали акт приема-пе...

Ж/Д транспорт

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД

Единая цифровая платформа для транспорта поможет развитию туризма в России - РЖД Единая цифровая платформа для транспортного комплекса России, которую будет развивать созданная веду...

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики

РЖД и ВТБ будут сотрудничать в сфере цифровой экономики РЖД и банк ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума подписали подписали согл...

Авто транспорт

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия

Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту после открытия Более 108 тыс. транспортных средств проехали по Крымскому мосту в обе стороны за первую неделю с мом...

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР

Тестирующий перевозку грузов из Даляня в Новосибирск автопробег пересек границу РФ и КНР Участники автопробега, который тестирует доставку грузов из китайского города Далянь в Новосибирск, ...

Аналитика

Транспортная политика

Криминальная угроза

Криминальная угроза Статья посвящена рассмотрению эффективности систем безопасности объектов водного транспорта, модели ...

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию

Итоги положительные. Тренд на конкуренцию 27 марта 2018 года прошла расширенная Коллегия Федерального агентства морского и речного транспорта ...

Морские порты

Эхо войны притаилось на морском дне

Эхо войны притаилось на морском дне Общеизвестно, что подводный ландшафт Черного моря содержит захоронения военного времени, опасные для...

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема!

Классные кадры, высокие задачи и… старая проблема! Основная деятельность порта Де-Кастри связана с отгрузкой на экспорт в страны АТР нефти, добываемой ...

Морской транспорт

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности

Проблемы и их решения в целях обеспечения экологической безопасности Требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) ежегодно у...

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле

Океанрыбфлот: 50 лет на промысле ПАО «Океанрыбфлот» – крупнейшая рыбодобывающая компания страны, лидер экономики Камчатского края, фл...

Речной транспорт

Развивая и внедряя передовые технологии

Развивая и внедряя передовые технологии Протяженность водных путей Обь-Иртышского речного бассейна составляет 14 627 км, которые расположены...

На водных путях Центральной России

На водных путях Центральной России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранс...




Темы

Инфраструктура / Образование

Разведчики морских глубин

Разведчики морских глубин Геологические исследования дна морей и океанов начались сравнительно недавно. В начале ХХ века они с...

Морские капитаны

Морские капитаны 90% всей мировой торговли осуществляется через морские перевозки и при этом 99% всех перевоз...

Грузовая база

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок

Выравнивание спроса и предложения на рынке контейнерных перевозок По предварительным оценкам, в 2017 году мировой контейнерооборот вырос более чем на 6% к 2016 го...

Экспортная эйфория

Экспортная эйфория В условиях благоприятной мировой конъюнктуры добыча угля в России в 2017 году выросла на 7,1% и ...

Безопасность мореплавания

Швартовки станут безопасней

Швартовки станут безопасней Европейское агентство по безопасности на море сообщает, что за минувшее десятилетие на морских судах...

Контейнеровозы и батарейки

Контейнеровозы и батарейки Мультимодальные перевозки грузов с привлечением двух и более видов транспорта (mode of transport...

Севморпуть

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике

Севморпуть – наш: почему Америке не выиграть спор с Россией в Арктике Какие доводы в пользу признания Северного морского пути международной транспортной артерией приводят...

Альтернативная магистраль

Альтернативная магистраль В настоящее время в области морских перевозок в Арктике происходят революционные изменения в части т...




Судостроение

Вопросы судоремонта в современных условиях

Вопросы судоремонта в современных условиях Когда мы говорим о судоремонте, то не имеем в виду еще одно абстрактное определение в бизнесе. Речь ...

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы

Крупнотоннажные суда в Арктике: реальность и перспективы Начало нового столетия ознаменовалось резким увеличением интереса к вывозу углеводородного сырья из ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Тридцать дней в плену

Тридцать дней в плену Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства.
И вот – новый материал. Его автор...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2018 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2018 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...