Maersk: первый из топов - Морские вести России

Maersk: первый из топов

18.01.2015

Морской транспорт

Журнал «Морской флот» начинает цикл статей, посвященных крупнейшим в мире судоходным компаниям. Журнал расскажет о краткой истории, стратегии лидеров рынка морских перевозок, о текущих показателях и планах развития бизнеса.

Открывает цикл датская группа Maersk – самый крупный на сегодня контейнерный перевозчик. Первая особенность, с которой мы столкнулись при подготовке этой статьи: в современном глобальном мире крупный бизнес, как правило, не ограничивается одним направлением. Так и у датчан – контейнерные перевозки, естественно, находятся на первом месте, но уже следом идет добыча нефти. Именно она – второй по величине источник доходов компании.

Александра Васильцева, наш спецкор

 

Вековая история

История Maersk (полное название A.P. Moller – Maersk Group) берет начало в 1904 году, когда капитан Петер Маерск-Моллер и его сын Арнольд основали собственную компанию. Первым судном стал пароход Svenborg водоизмещением 2200 тонн.

К 1919 году появилась собственная судостроительная верфь, где стали производить дизельные суда и танкеры. Часть из них шла на продажу, часть – в собственный флот. К началу Второй мировой войны Maersk являлась второй по величине судоходной компанией Дании, располагая 46 судами. Однако начиная с 1941 года суда перешли под контроль армии США. Впоследствии более половины было утеряно в ходе боевых действий.

После войны Maersk сумела довольно быстро восстановить потери, причем новый флот строили с учетом последних технологий. В 1959-м открылась еще одна верфь, также специализирующаяся на танкерах, но уже более крупных. Сначала строились суда водоизмещением до 50 тыс. тонн, затем – до 100 тыс. тонн и, наконец, к 1971 году – до 330 тыс. тонн. Флот покупался нефтяными компаниями либо использовался самой Maersk.

С 1967 года на верфи также стали строить суда-снабженцы, а вскоре появились контейнеровозы, и в жизни компании началась новая эпоха. Сначала корабли предназначались исключительно для продажи, но затем в Maersk решили открыть собственный сегмент перевозок. Первое судно – Laura Maersk вместимостью до 2000 TEU – проследовало из Европы в Азию в 1981 году. Четыре года спустя флот пополнился еще десятью контейнеровозами. Именно на этот сегмент пришлось больше всего «рекордов». В 1988 году был построен Marchen Maersk – самый крупный на тот момент контейнеровоз в мире (4300 TEU). А в 1993-м, поглотив компанию Eac Ben Container Ltd, группа Maersk стал крупнейшим контейнерным перевозчиком в мире. Она сохраняет этот титул и по сей день.

Еще с 1962 года компания владеет лицензией на разведку и добычу нефти в датской части Северного моря. Изначально это не казалось особо перспективным направлением. Зато сейчас Maersk Oil – второй после контейнерных перевозок сегмент группы.

Что же представляет собой бизнес группы на сегодняшний день?

 

Компания сегодня

Бизнес Maersk – это диверсифицированный бизнес, где можно выделить пять основных направлений: контейнерные перевозки, добыча нефти, оперирование глобальной сетью терминалов, оперирование буровыми установками на больших глубинах, а также предоставление спасательных, аварийных судов, снабженцев и танкеров. Особенность компании – наличие собственных верфей.

Главным направлением является бизнес Maersk Line – контейнерные перевозки. На него приходится 55% выручки. Компания владеет 574 контейнеровозами, из них 275 – собственные, 299 – арендованные. В собственности в основном суда среднего и крупного сегмента – от 3000 TEU. В свою очередь 70% арендованных мощностей – суда вместимостью до 3000 TEU.

Следующее направление – добыча нефти – ведет Maersk Oil (19% выручки). У компании есть действующие проекты в районе острова Гренландия, а также в Ираке, Алжире и Бразилии. Но они относительно невелики. Однако в 2013 году первая нефть появилась на месторождении в Катаре, весьма крупном (99 тыс. барр. в сутки), также успехи ожидаются в Великобритании и самой Дании.

Еще одно направление – оперирование терминалами – в руках APM Terminals (9% выручки). Компания владеет транспортно-логистическими мощностями в 68 странах, наиболее перспективные рынки видит в Мексике, Бразилии, Нигерии, России и Китае. Больше всего – 17 терминалов – расположено в Азиатско-Тихоокеанском регионе, еще 15 терминалов – в Африке и на Ближнем Востоке, 11 – в Европе.

На Maersk Drilling – оперирование бурильными установками – приходится 4% выручки. В то же время чистая прибыль за последний год выросла в полтора раза, достигнув $528 млн. Стратегическая цель компании – к 2018 году довести прибыль до $1 млрд. Оборудование Maersk Drilling работает в Северном и Каспийском морях, в Мексиканском заливе, в водах Австралии, Венесуэлы, близ побережья Юго-Восточной Азии и Западной Африки.

Наконец, на услуги и прочие направления бизнеса приходится еще 13% выручки. Если же говорить о рентабельности бизнесов, то список выстраивается практически в обратном порядке: в Maersk Drilling прибыль составляет 25% от выручки, в APM Terminals – около 20%, в Maersk Oil – чуть больше 10% и в Maersk Line – лишь 5%. Другими словами, самое крупное и исторически сложившееся направление является наименее выгодным.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Известно, что морские перевозки, особенно контейнерные, переживают сегодня не лучшие времена. Из-за мирового финансового кризиса возник переизбыток перевозочных мощностей, что тянет вниз фрахтовые ставки. В этом плане Maersk еще повезло: если бы не снижение затрат, позволившее нарастить прибыль в этом сегменте, компания, вероятно, вовсе ушла бы в убыток.

– У нас есть основания быть довольными в плане прибыли за 2013 год. Группа получила $4 млрд – на $1 млрд больше, чем годом ранее, – говорил, представляя отчет за 2013 год, генеральный директор группы Нилс С. Андерсон. – Maersk Line укрепила рентабельность, несмотря на сложности, которые переживают рынки грузоперевозок. А APM Terminals и Maersk Drilling продемонстрировали лучший результат за всю историю. Как и ожидалось, прибыль Maersk Oil оказалась ниже, чем годом ранее, из-за спада производства и снижения нефтяных цен. Однако стабилизировалось к середине года и увеличилось к концу. Большинство других бизнес-направлений также улучшило результат, и в сумме шесть направлений из восьми закончили 2013-й как лучшие представители своей отрасли.

Любопытно проследить динамику инвестиций по различным направлениям. В период со второго квартала 2012 по конец 2013 года наибольший прирост инвестиций – плюс 41% – пришелся на направление APM Terminals, еще плюс 35% – на Maersk Drilling. Как уже было сказано, именно эти структуры показали наибольшую рентабельность, соответственно, именно их выгодно развивать сейчас.

Меньше всего вложений – объем инвестированного капитала снизился на 41% – пришлось на танкерное направление. Кроме того, на 2% упали инвестиции в Maersk Line.

 

Maersk: основные цифры

Компания была основана в 1904 году, штаб-квартира находится в Копенгагене.

Показатели за 2013 год

Выручка: $47,4 млрд.

Прибыль: $3,4 млрд.

Число сотрудников: 89 тысяч в 135 странах.

Стоимость активов: $74,5 млрд.

Место в Fortune Global 500: 157.

 

Как выглядит бизнес Maersk?

Внутри группы можно выделить 4 основных направления.

1. Maersk Line

Крупнейший контейнерный перевозчик в мире.

Мощности: 574 контейнеровоза (2,6 m TEU).

Выручка: $26,2 млрд (55%).

Прибыль: $1,5 млрд.

Численность персонала: 32,9 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка сократилась из-за падения (примерно на 7%) фрахтовых ставок. В то же время чистая прибыль выросла втрое. Это произошло благодаря повышению эффективности: снижению затрат (на 10%), разумному подходу к планированию.

Прогноз на 2014-й

Примерно такие же результаты, как в 2013-м. Мировой спрос на контейнерные перевозки вырастет на 4-5%, но на фрахтовые ставки по-прежнему будет давить переизбыток мощностей.

2. Maersk Oil

Добыча нефти.

Имущество: 77 нефтяных платформ, 3 плавучие установки для хранения и выгрузки нефти.

Выручка: $9,15 млрд (19%).

Прибыль: $1 млрд.

Численность персонала: 4,1 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

На показатели негативно повлияло два фактора. Во-первых, сокращение добычи нефти – до 235 тыс. барр. в сутки против 257 тыс. барр. в сутки годом ранее. Во-вторых, небольшое, но снижение цены на черное золото: от $112 за баррель Brent до $109.

Прогноз на 2014-й

Из-за дальнейшего снижения нефтяных цен (примерно до $104 за баррель Brent) ожидается сокращение выручки. Отчасти оно будет компенсировано ростом добычи нефти, особенно в Алжире и Великобритании.

3. APM Terminals

Оператор глобальной сети терминалов в 68 странах.

Выручка: $4,3 млрд (9%).

Прибыль: $0,8 млрд.

Численность персонала: 20,3 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Выручка и прибыль выросли. Это произошло благодаря увеличению грузооборота принадлежащих группе портов: с 35,4 m TEU до 36,3 m TEU (плюс 3%), точнее, росту числа таких портов. Важную роль сыграло приобретение акций группы Global Ports осенью 2012 года. В настоящий момент Global Ports контролируется APM Terminals и TIHL (каждая компания владеет по 30,75%). Группа владеет ОАО «Петролеспорт», ООО «Восточная стивидорная компания», ЗАО «Первый контейнерный терминал» и рядом других активов.

Прогноз на 2014-й

Результат превзойдет прошлый год благодаря вкладу вновь приобретенных портов и повышению производительности всех терминалов.

4. Maersk Drilling

Владелец и оператор буровых установок на больших глубинах.

Имущество: 16 буровых установок, 10 буровых барж.

Выручка: $2 млрд (4%).

Прибыль: $0,5 млрд.

Численность персонала: 4 тысячи человек.

Что происходило в 2013-м

Направление продемонстрировало лучший результат за всю историю, нарастив чистую прибыль в 1,5 раза. Это произошло благодаря максимальной загрузке всех установок, увеличению операционного времени и поднятию ставок для клиентов, использующих данные установки в своей деятельности. Главные клиенты – компании BP, Statoil и ConocoPhillips.

Прогноз на 2014-й

Выручка сократится из-за внедрения новых высокозатратных технологий, пуска шести новых установок и необходимости обучать персонал.

5. Прочие направления

Оператор буксирных, спасательных, аварийных судов и танкеров, другие услуги.

Имущество: 376 судов (буксирные, спасательные и аварийные), 130 танкеров.

Выручка: $5,7 млрд (13%).

Убыток: $0,8 млрд.

Что происходило в 2013-м

Обслуживающие суда принесли $235 млн (вдвое больше, чем годом ранее), но это не смогло покрыть убыток от танкеров ($317 млн) и других бизнес-направлений.

Прогноз на 2014-й

Результат окажется лучше, чем годом ранее.

 

Морской флот №2 (2014)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика