Нефтеперевозки в «коридоре»: уравнение со многими неизвестными

Ж/Д транспорт
Нефтеперевозки в «коридоре»: уравнение со многими неизвестными

18 декабря 2012 года вышел Приказ ФСТ России N398-т/3 «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)». Приказ вводит дополнительную дифференциацию цен перевозок в зависимости от стоимости грузов, и делает весь рынок железнодорожных перевозок нефтепродуктов волатильным и труднопредсказуемым.

В связи с этим на данном рынке ожидаются серьезные изменения, ведь волатильность цен автоматически сделает изменчивыми цены на перевозку нефтепродуктов. Поменяется и характер грузоперевозок в экспортных направлениях, прежде всего в морские порты.

Решить это «уравнение со многими неизвестными» можно будет лишь посредством усиления мониторинга и моделирования железнодорожных перевозок, а также тщательного прогноза конкретных грузопотоков.

Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морское строительство и технологии»

Идеи формирования железнодорожных тарифов уходят корнями в 1950 годы. Несмотря на то, что система социалистических отношений давно «канула в Лету», уступив место капитализму с рыночной экономикой, мы перешли в XXI век, однако по-прежнему продолжаем пользоваться тарифной системой, созданной в советский период. Ни одна другая система в постсоветской России не оказалась столь живучей.  Но все же нужно признать, что и она постепенно трансформируется.

Изменения, которые вводит Приказ ФСТ России от 18.12.2012 г. N398-т/3 «Об утверждении правил и условий применения (установления, изменения) уровня тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов в рамках ценовых пределов (максимального и минимального уровней)» (далее – Приказ), готовились в РЖД в течение нескольких лет. К примеру, многие идеи (условно их можно обозначить как идеи дерегулирования тарифов или регулирования тарифов под возможности и эффективность самого железнодорожного производства как хозяйствующего субъекта) были озвучены еще в 2008 году тогда старшим вице-президентом, а ныне старшим советником президента ОАО «РЖД», доктором экономических наук Борисом Лапидусом1.

Сегодня произошло то, что давно назревало в системе железнодорожных тарифов и в целом в РЖД как в системе хозяйствования. Государственные дотации в эту отрасль сократились настолько, что РЖД не в состоянии развивать инфраструктуру для обеспечения прирастающих объемов перевозок. Настал критический момент, когда нужно было решить вопрос адресных инвестиций в отрасль.

Изменения, вводимые приказом, поменяют многие сложившиеся на сегодняшний день пропорции и диспропорции между отраслями, которые активно используют железнодорожную инфраструктуру.

 

Основные изменения тарифной системы

«Расслоение» тарифов было заложено в тарифной системе изначально при ее формировании, и на данный момент остаётся её стержнем. Например, перевозка тонны сжиженного углеводородного газа (СУГ) всегда была дороже перевозки тонны угля. Этот принцип сохранится, но с введением нового приказа ценовой разброс будет ещё шире, поскольку документ подразумевает дополнительную дифференциацию стоимости перевозки грузов в зависимости от их текущей цены на рынке.

Приказ подразумевает привязку стоимости перевозки к стоимости перевозимого груза, но ограниченную рамками ценового коридора от +13% до -13%. На наш взгляд, это полностью противоречит главному принципу здоровой транспортной системы – тарифы должны строиться на издержках с добавленной стоимостью за качество услуг.

Так или иначе, такая привязка дает «зеленый свет» дорогим и желанным грузам, к которым относятся продукты нефтепереработки и нефтехимии, контейнерные и автомобильные грузы. Учитывая рыночные механизмы формирования цен на нефтепродукты и их постоянные колебания, тарифы на их железнодорожные перевозки тоже станут очень нестабильными.

Почему нефтяные  и нефтехимические грузы будут закрывать проблемные финансовые зоны РЖД? Это объясняется  ролью нефтяных грузов в общем объеме выручки от перевозок РЖД.

Нефтепродукты и нефтехимия в настоящее время являются основным источником доходов, при том что на них приходится лишь четверть объема в суммарном объеме погрузки РЖД.

Дополнительно приказ разрешает вводить повышение (опять же в рамках установленного коридора) при повышении цены топливной составляющей для железнодорожных локомотивов. Следует ожидать, из-за почти формульной топливной составляющей в цене железнодорожного тарифа на перевозку с большой вероятностью поднимутся цены на нефтепродукты на внутреннем российском рынке. Получается «замкнутый круг».

 

А может, это хорошо?

У приказа есть и прогрессивная сторона. В нем определяются и регламентируются отношения с будущими инвесторами, желающими участвовать  в процессе развития инфраструктуры железных дорог. По принципу работы других естественных монополий на ограничивающих участках, которые предполагается развивать за счет привлеченных источников или гарантий объемов, будут вводится повышенные временные инвестиционные тарифы. Предположительно это будут следующие «географические» или «точечные»  надбавки:

-         надбавка за популярное направление;

-         надбавка за возможность вывоза с дороги отправления.

На практике это означает, что в случае старта таких процессов (момент их еще не определен)  при формировании стоимости перевозки будет учитываться то, в какой именно части страны перевозится груз.

Например, на Свердловской или Кемеровской железной дороге тарифы могут стать выше за счет инвестиционной надбавки за вывоз с грузообразующих дорог. С большой вероятностью подорожают популярные направления в морские порты, которыми пользуются экспортеры (впрочем, если дороги в результате увеличат пропускную способность, то результат этих изменений можно будет считать суперпозитивным). Даже если эти инвестиционные повышения носят временный характер, то для «грузоотправителей - неинвесторов» они могут оказаться критичными. Однако в случае с инвестиционными тарифами с высокой долей вероятности можно прогнозировать последствия на конкретных срезах грузопотока.

Давайте посмотрим, кто выигрывает от инвестиционных решений и расшивки ограничений на железнодорожной инфраструктуре. Еще раз хочу заметить, что инвестиционные повышения тарифов на направлениях являются временным повышением, период которого, видимо, будет определяться экономикой каждого отдельного проекта.

Для начала рассмотрим подходы к портам. Если грузоотправитель имеет собственный терминал на «ограниченном» направлении и пул инвесторов (в числе которых он может так же быть участником) привлечённым финансированием «расшивает» проблемные  участки РЖД, то, конечно, он выигрывает и в перспективе получает стабильный и регулярный проезд к собственному терминалу. Своим участием или опосредованно он гарантирует долгосрочную загрузку этого железнодорожного участка.

В целом это положительные результаты. Но вот остальные пользователи этого направления, проанализировав временное повышение тарифа к данному порту, могут сделать выбор в пользу порта-конкурента. Таким образом, морской порт может и выиграть, и проиграть одновременно – получить гарантированный объем и лишиться части грузопотока.

Что касается РЖД, то они добьются перераспределения транспортных потоков. В частности, начнутся адресные инвестиции на трудных участках, и заторы постепенно исчезнут, популярные же направления с инвестиционной добавкой станут не такими популярными. Прибалтика с Украиной подрастут в объемах, а это означает, что объемы с российских портов перераспределятся на сухопутные границы, что для РЖД вполне благоприятно в силу развитости этих направлений. При этом надо отметить, что в финансовом плане РЖД не несут убытков от такого распределения.

Важно учитывать в этом случае и коммерческую политику терминалов в российских портах. Они должны выстраивать свои цены, ориентируясь на эту ситуацию. В конце концов, они также могут выступать инвесторами развития этого направления, если у них есть гарантия в объемах.

Теперь рассмотрим влияние на погрузочные дороги. При появлении инвестиционной составляющей в тарифе на дороге погрузки меньше места для маневра. Перспективные приращения в объемах производства ложатся «краеугольным камнем» в экономику инвестиционных решений по развитию инфраструктуры погрузочных дорог. Примером может служить соглашение РЖД и компании «Новатэк» по вывозу приращенного объема газового конденсата со станции Лимбей Свердловской железной дороги, только перешедшее в типовую форму в рамках приказа.

Конечно, альтернативы РЖД в виде частной железной дороги всё равно нет, но есть альтернатива в виде реки и автодороги. Неоднократно анализируя формирование системы транспортных отношений, мы каждый раз неизбежно приходили к выводу, что базой для формирования тарифов при речных и автомобильных перевозках являлся «незыблемый» железнодорожный тариф. Он был стабильной «внутригодовой» точкой отсчёта для всех: от него формировали цены на свои перевозки речные и автомобильные перевозчики, а также морские терминалы – все они подтягивали свои цены до конкурентного железнодорожно-морского маршрута.

За последнее время конкуренция морских портов уже перешла из разряда «конкуренция с Прибалтикой» в конкуренцию «между российскими экспортными портами», однако ориентиром данной конкуренции служил всё тот же стабильный железнодорожный тариф. Его повышение долгие годы было прогнозируемым, предсказуемым и главное – равномерным для всех внутрироссийских направлений перевозок. На что будут теперь ориентироваться морские терминалы? Видимо, на себестоимость перевалки. И этот бизнес не будет уже таким маржинальным, как ранее.

 

Унификация тарифов перед ВТО

Как известно, процесс вступления в ВТО потребовал выравнивания железнодорожных тарифов по всем направлениям. До недавнего времени этот вопрос оставался нерешённым только с нефтяными грузами. Собственно, чтобы не потерять финансового равновесия перед этим шагом, и было решено поднять общий уровень тарифа путем привязки к ценам перевозимых грузов.

Но с введением приказа этот процесс не закончен, а, по сути, только начат. Сейчас произошло дерегулирование, одновременно произошла унификация тарифов в рамках Единого Экономического Пространства, а впереди – унификация тарифов перед ВТО. В частности, в отношении нефтяных грузов предстоит процесс болезненного и сложного выравнивания тарифов при доставке в российские и иностранные порты.

Механизмов этого процесса не так много, один из наиболее вероятных выглядит следующим образом: поднять все внутренние «наливные» тарифы и тарифы в российские порты до уровня экспортных тарифов через сухопутные переходы.

В целом со вступлением России в ВТО для железных дорог грядет новая эра – произойдет переход от монопольного состояния к рыночному. В новом периоде рынок  нагрянет очень бурно, и все последствия этого пока довольно трудно представить. Но уже сегодня понятно, что появится много открытых ниш для входа европейских компаний на российский рынок железнодорожных услуг.

 

Необходимость мониторинга и моделирования

Решая проблемы финансовой состоятельности железнодорожной отрасли и ведя поиск решений по финансированию развития инфраструктуры железных дорог, выходят новые документы, регламентирующие отношения рынка перевозок и монопольного сектора. То, что эти документы и, в частности,  рассматриваемый приказ, появляются – это, безусловно, плюс.

Следует также иметь в виду, что после вступления приказа в течение первых нескольких лет неизбежно возникнут и другие изменения, которые прописаны в нем как возможные отклонения в рамках ценовых коридоров. Может быть несколько разных изменений тарифов: например, в некоторые российские порты, на ограничивающих участках, в силу увеличения цены топлива и так далее. Это дополнительно усиливает изменчивость железнодорожных тарифов, которые корректнее называть уже просто ценами на железнодорожные перевозки.

Однако процедуры мониторинга результатов по отраслевым признакам, а не по показателям работы железных дорог, привязка конкретного результата изменений в тарифной системе к общим отраслевым или рыночным изменениям и вычленение реакции данного решения на конкретный груз остается для нас открытым вопросом. Как будут обрабатываться результаты таких вводных?

Пока на эти вопросы мы не получили ответов. Размеры ценовых коридоров, регламент принятия решений практически объяснены и определены рамками приказа. А как будут отслеживаться результаты этих введений – остается неясно. Неужели по факту?! Или действительно РЖД будут «санитаром экономики» и постепенно изживут все ненужные и неэффективные грузопотоки, распределив их по принципу поиска точки баланса между ценовой состоятельностью груза и возможностями инфраструктуры? А социально значимые, но неэффективные грузы будут перевозиться за счет государства?

Видимо, лишь практика применения приказа покажет его реальное влияние на транспортную и другие отрасли, в текущих же условиях неопределенность очень высока. В том числе и потому, что ФСТ и ОАО «РЖД» продолжают работу над совершенствованием системы регулирования. В ближайшее время ОАО «РЖД» намерено опубликовать регламент, определяющий порядок и сроки пересмотра тарифных коэффициентов. Возможно, это сможет прояснить ситуацию для пользователей – тех, кто не задействован непосредственно в разработке новых законодательных инициатив, но ощутит на себе их влияние.

Одной из важных целей тарифной системы РЖД должно бы стать увеличение прозрачности и понятности тарифов для клиентов за счет снижения числа коэффициентов и поправок, упрощения тарифных калькуляторов. Но в настоящий момент мы столкнулись с новым витком усложнения этих расчетов. Теперь к ним необходимо добавлять еще процесс мониторинга всех введений согласно положениям приказа и их своевременности. А самое главное – необходимо делать прогноз с глубиной хотя бы один месяц.

Принципиально, чтобы прогноз был достоверным. Здесь проблема заключается в том, что каждый отраслевик видит только свой «шесток», а общей картины и проецирование вводимых изменений на все железнодорожные перевозки ни у кого нет, кроме собственно РЖД (да и то не факт).

Постоянно анализируя экспортные грузопотоки и проецируя их на морские порты, отслеживая загрузку портов и их технологическое наполнение, мы обеспокоены вариативностью (волатильностью), которая неизбежно возникнет в будущем распределении. Мы готовы вместе с грузовладельцами постигать эту картину путем моделирования и прогноза конкретных грузопотоков и их распределения на базе «нетбэков»2. Результатами моделирования могут стать различные прогнозы и выработка рекомендаций для компаний по защите бизнеса от «тарифной атаки».  

 

1 Борис Лапидус: «Транспортный тариф – это санитар экономики», интервью в журнале «РЖД-Партнер» №10, май 2008 г.

2 Нетбэк (от англ. netback) – экспортная цена нефтепродукта за вычетом экспортной пошлины и стоимости транспортировки.

 

Морские порты №4 (2013)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет

Москва и Дамаск подписали соглашение о пункте ВМФ РФ в Тартусе на 49 лет Россия и Сирия подписали соглашение о расширении территории пункта материально-технического обеспече...

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику

Авианосная ударная группа ВМФ России вошла в Атлантику Корабли авианосной ударной группы Северного флота, возвращающиеся на базу в Североморск из похода в ...

Российская экономика

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов

«Стройгазмонтаж» согласился построить ж/д подходы к Керченскому мосту - Соколов Компания «Стройгазмонтаж» согласилась выступить подрядчиком по строительству железнодорожных подходо...

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона»

Медведев призвал проанализировать собираемость средств с помощью «Платона» Глава российского правительства Дмитрий Медведев призвал проанализировать работу системы взимания пл...

Транспортная политика

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ

В. Олерский обсудил развитие МТК «Север – Юг» послом Индии в РФ 18 января состоялась встреча заместителя министра транспорта РФ – руководителя Росморречфлота Виктор...

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов

Минтранс готов рассмотреть позицию РЖД относительно пакета в «Трансконтейнере» - Соколов Министерство транспорта РФ готово рассмотреть позиции участников рынка и, в первую очередь, РЖД отно...

Морские порты

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году

Новороссийск возглавил рейтинг портов по перевалке наливных грузов в 2016 году Морскими портами РФ по итогам 2016 года перевалено 386,13 млн тонн наливных грузов, что на 5,9% ...

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич

Hyundai Merchant Marine покупает 20% акций терминала в порту Лонг-Бич Южнокорейская судоходная компания Hyundai Merchant Marine (HMM) покупает 20% акций компа...




Морской транспорт

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке

Ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» продолжают работу на Чукотке В Восточно-Сибирском море в районе Чаунской губы ледоколы «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» про...

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях

Заказчики траулеров столкнулись с дефицитом места на верфях Верфи европейской части России фактически забиты заказами на ближайшие два-три года. Об этом газете ...

Речной транспорт

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна

Суда проекта RSD49 и модернизированные типа «Волжский» активно использовались СЗП в 2016 году на лихтеровочных перевозках зерна Многоцелевые сухогрузные суда смешанного река-море плавания проекта RSD49 типа «Нева-Лидер» и модерн...

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году

Внутренний водный транспорт перевез 117,9 млн. тонн грузов в 2016 году Росморречфлот опубликовал данные об итогах транспортной деятельности на внутренних водных путях Росс...

Ж/Д транспорт

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины

РЖД снизили с 13,4% до 10% надбавку к тарифу на экспорт в целом из РФ и импорт из Украины ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) снизили введенную в ноябре 2016 года надбавку к тариф...

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера»

РЖД считают наиболее привлекательным сценарием частичный выход из «Трансконтейнера» Частичный выход РЖД из капитала оператора «Трансконтейнер» с привлечением стратегического инвестора ...

Авто транспорт

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом

Росавтодор предлагает ограничивать движение грузовиков весной и летом Росавтодор выступил с инициативой ограничивать движение грузовых транспортных средств в весенний и л...

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу

Взимание платы с малотоннажных грузовиков неоправданно – рекомендации Минтрансу Институт экономики транспорта ВШЭ рекомендовал Минтрансу не распространять действие системы «Платон»...

Аналитика

Транспортная политика

Эффективность невозможна без нового флота

Эффективность невозможна без нового флота Проблемы рыбопромыслового и технического флота оказались недавно в центре внимания двух серьезных го...

Подходы к портам: приоритеты и проблемы

Подходы к портам: приоритеты и проблемы Одним из приоритетов ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» является развитие ...

Морские порты

Портовый контроль в зимних условиях

Портовый контроль в зимних условиях Главной задачей Администрации морских портов (АМП) в соответствии с российским законодательс...

Организация ледокольных проводок в портах Каспия

Организация ледокольных проводок в портах Каспия На протяжении последнего десятилетия грузооборот морских портов России стабильно растет. По данным Ф...

Морской транспорт

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры

Группа Norden: ставка на продуктовые танкеры «Морской флот» продолжает обзор крупнейших мировых перевозчиков нефти. На пятом месте – датская груп...

BW GROUP: триумф, закат и возрождение

BW GROUP: триумф, закат и возрождение В 1970-е годы прошлого века World-Wide Steamship Company, основанная гонконгским бизнесменом китайск...

Ж/Д транспорт

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану

БАМ и Транссиб: путь угля к Тихому океану Строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (БАМ) оказалось самым дорогим инфр...

Процессный подход в управлении перевозками

Процессный подход в управлении перевозками Одной из основных целей деятельности транспортных предприятий является качественное обслуживание гру...




Темы

Инфраструктура / Образование

Сколько еще ученых мы потеряем?

Сколько еще ученых мы потеряем? Научные кадры представляют собой наиболее важную часть научного блока в мониторинге, моделировании и...

О лекциях, лекторах и стандартах образования

О лекциях, лекторах и стандартах образования Проблема хорошего образования была актуальной во все времена. Одновременно с ней бок о бок существуе...

Грузовая база

Контейнерные надежды

Контейнерные надежды В 2015 году грузооборот российских контейнерных терминалов сократился на 25% по отношению к пред...

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки

Неоднозначный манёвр для нефтепереработки Запущенный с 2015 года в нефтяной отрасли «большой налоговый маневр» уже успел оказать положительное...

Безопасность мореплавания

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли

Гендерные вопросы подготовки кадров для судоходной отрасли На склоне лет Сократ сказал: «Я собираюсь посвятить остаток дней выяснению только одного вопроса: по...

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна

Вероятностная оценка надежности элементов корпуса судна Обеспечение безопасности человека на море – чрезвычайно сложная и многогранная проблема. Ее решение ...

Севморпуть

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики

Ледоколы СМП: кругло-годичная навигация на поле статистики Исторически сложилось так, что Северный морской путь (СМП) рассматривается как Западный и Во...

Арктика в настоящем и будущем

Арктика в настоящем и будущем Тема Арктики продолжает набирать актуальность. В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел V Междунар...




Судостроение

Россия снова в лидерах глубоководных исследований

Россия снова в лидерах глубоководных исследований У Пентагона появилось официальное подтверждение его опасений по поводу российской глубоководной прог...

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса?

Как привести российские правила постройки и эксплуатации судов в соответствие с требованиями кодекса? В этой статье представляются результаты предварительного анализа Международного кодекса для судов, э...

Таможня

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве

Таможенный кодекс ЕАЭС в эксклаве В силу эксклавного положения Калининградской области ее транспортный бизнес особенно  чувс...

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок

Проблемы и вопросы морских грузоперевозок К сожалению, из года в год функционирование морских пунктов пропуска РФ вполне можно квалифицировать...

Пиратство

Охотники за пиратами

Охотники за пиратами Многие обыватели, да и, что греха таить, сами заказчики считают, что работа вооруженной морской охра...

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия

Moran Security Group: Тенденции и прогноз пиратства в Индийском океане. Опыт противодействия Проблема сомалийского пиратства в Индийском океане, где пролегают основные торговые маршруты, связыв...

Из истории флота

В Империи экспорт нефти был запрещен

В Империи экспорт нефти был запрещен Российская нефть – ее история охватывает вопросы нефтедобычи, нефтепереработки, транспорта и, конечн...

Славными победами сильны

Славными победами сильны В Севастополе и на Черноморском флоте по инициативе Севастопольского Морского собрания (СМС)...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 6 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2016 году редакция выпустила 7-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Бюллетень новостей

С 2010 года издательство «Морские вести России» ведет интернет-рассылку собственного бюллетеня отраслевой информации с подборкой наиболее важных новостных сообщений. «Бюллетень новостей» рас...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация ГМСКЦ

Регулярная сводка Государственного морского спасательно-координационного центра (ГМСКЦ). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2016 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2016 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2016 года.
Особые условия. Участи...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...