Надежная связь для судов в море - Морские вести России

Надежная связь для судов в море

27.02.2024

Безопасность мореплавания

25 лет со дня внедрения Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания

Фото: БЗС Инмарсат п. Нудоль/Фото ФГУП «Морсвязьспутник»

История создания Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) / Global Maritime Distress and Safety System (GMDSS) начинается с 1979 года, когда участниками Международной конференции по поиску и спасанию на море, в том числе и СССР, была принята Международная конвенция по поиску и спасанию на море и намечен план создания Глобальной системы связи при бедствии.

Андрей Куропятников, генеральный директор ФГУП «Морсвязьспутник»

Конвенция определила основы создания национальных служб поиска и спасания, установила порядок их взаимодействия и сотрудничества между государствами, ввела основные эксплуатационные процедуры при проведении поисково-спасательных операций на море.

В 1988 году было принято дополнение (поправки) к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (СОЛАС-74) относительно введения системы ГМССБ для обеспечения срочной передачи и приема сигналов бедствия, навигационных и метеорологических предупреждений, а спустя 11 лет, 1 февраля 1999 года, принятые поправки вступили в силу.

Завершение эпохи азбуки Морзе

Введение ГМССБ проводилось поэтапно в период с 1 февраля 1992 года по 31 января 1999 года. Основное внимание было уделено вопросам организации надежной, резервированной связи, в том числе строительству береговых объектов и оснащению судов системами УКВ, ПВ/КВ-связи с возможностью цифрового избирательного вызова (ЦИВ) и спутниковой связи. Специалистами морской отрасли был разработан и введен в действие перечень требований, рекомендаций и руководств к эксплуатационным процедурам, к выделяемым радиочастотам, береговому и судовому оборудованию, квалификации судовых и береговых радиоспециалистов. Все это было сделано для достижения главной цели – организации надежной связи для судов в море.

31 января 1999 года стало датой завершения эпохи передачи сообщений с помощью азбуки Морзе и начала эпохи использования на море современных решений на основе УКВ, ПВ/КВ с ЦИВ и спутниковой связи.

Связь является основой, фундаментом для работы ГМССБ. Без нее невозможно организовать аварийно-спасательную операцию, наладить в море взаимодействие между судами и спасательно-координационными центрами, обеспечить оперативный поиск и спасания судов и людей, терпящих бедствие. Связь нужна для доставки на суда навигационных и метеорологических предупреждений, метеорологических прогнозов, необходимых для планирования безопасного движения судов в море.

В России внедрение системы ГМССБ было организовано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.07.1997 № 813 «О создании и функционировании Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ)» и приказом Минтранса России от 21.10.1997 № 125 «О создании и функционировании ГМССБ».

Что сделано

Для создания в стране надежной системы связи, обеспечивающей требования ГМССБ, специалистами морской отрасли проделана огромная работа.

На сегодняшний день построены и введены в эксплуатацию:

– сеть береговых станций морских районов А1 и А2 ГМССБ и службы НАВТЕКС в Северо-Западном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах;

– российский наземный сегмент системы подвижной спутниковой связи «Инмарсат», обеспечивающий связь в морском районе А3 ГМССБ, береговые земные станции «Инмарсат-С», расположенные в Московской области и Приморском крае;

– станции приема и обработки информации (СПОИ) и международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) Международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.

Для обеспечения функционирования ГМССБ совместно работают государственные органы и предприятия морской отрасли: Минтранс России законодательно обеспечивает поддержку и координацию работ в части развития отечественного сегмента ГМССБ, Росморречфлот через подведомственные ему организации – выполнение текущих и перспективных задач для обеспечения его функционирования.

С момента издания постановления Правительства РФ от 03.07.1997 № 813 и приказа Минтранса России от 21.10.1997 № 125 ФГУП «Морсвязьспутник» осуществлял функции уполномоченной организации в создании и осуществлении государственного надзора за функционированием на морском транспорте систем, объектов радиосвязи и электрорадионавигации ГМССБ.

В настоящее время ФГУП «Морсвязьспутник», являясь предприятием, подведомственным Росморречфлоту:

– обеспечивает эксплуатацию российского сегмента береговых объектов ГМССБ в составе МКВЦ и СПОИ-1 в г. Москве и СПОИ-3 в г. Находка системы КОСПАС-САРСАТ, а также береговых земных станций «Инмарсат-С» и станции сопряжения «Марсат-4»;

– проводит освидетельствование береговых объектов ГМССБ.

ФГУП «Росморпорт» в рамках выполнения задач по обеспечению безопасности мореплавания отвечает за эксплуатацию, поддержание в надлежащем техническом состоянии и развитие действующих, а также за строительство новых систем обеспечения безопасности мореплавания.

В настоящее время в хозяйственном ведении предприятия находятся 42 береговые станции морского района А1 ГМССБ, 18 береговых станций морского района А2 ГМССБ, а также 11 береговых станций службы НАВТЕКС. Все объекты ГМССБ поддерживаются на должном техническом уровне и функционируют согласно установленным в РФ требованиям к ним.

Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ) – ФГБУ «Морспасслужба» совместно с филиалами, морскими спасательно-координационными центрами (МСКЦ) и морскими спасательно-координационными подцентрами (МСПЦ) обеспечивает прием и обработку аварийных сигналов, полученных от судов в море, организацию и координацию несения аварийно-спасательной готовности сил и средств к поиску и спасанию людей с судов и объектов, терпящих бедствие в море, а также организует подготовку и повышение квалификации операторов ГМССБ.

Морские образовательные организации готовят к работе на море высококлассных специалистов ГМССБ, востребованных на морских судах.

Российская Федерация является координатором морских районов NAVAREA/METAREA XIII, XX и XXI и обеспечивает поставку информации по безопасности мореплавания на прибрежные районы акватории Северного морского пути, а также в район Охотского моря. Передача осуществляется по каналам системы спутниковой связи «Инмарсат» через службу SafetyNet, а также c использованием береговых станций НАВТЕКС.

За подготовку навигационной и метеорологической информации отвечают Управление навигации и океанографии Министерства обороны, ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» и ФГУП «Гидрографическое предприятие», ее доставку по каналам спутниковой связи – ФГУП «Морсвязьспутник», по каналам службы НАВТЕКС – ФГУП «Росморпорт».

Вопросы регулирования использования радиочастотного спектра в РФ, в том числе частот в интересах функционирования ГМССБ, находятся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Развитие системы

Система ГМССБ не стоит на месте, она развивается по мере развития информационных и телекоммуникационных технологий. В 2019 году Международной морской организацией (IМО) принято решение об обновлении концепции ГМССБ, что связано со значительными технологическими изменениями в отрасли за прошедшие 20 лет с момента внедрения.

В соответствии с представленным планом по обновлению ГМССБ в апреле 2022 года Комитет безопасности на море IМО принял поправки к Конвенции СОЛАС, которые вступили в силу с 1 января 2024 года.

Обновленная концепция ГМССБ содержит изменения и дополнения в части использования систем связи нового поколения, таких как:

– система обмена данными в диапазоне ОВЧ (VHF Data Exchange System, VDES), обеспечивающая работу на частотах автоматической идентификационной системы (АИС);

– система NAVDAT, предназначенная для передачи информации по безопасности мореплавания на скорости передачи данных до 18 Кбит/сек (рассматривается в качестве альтернативы службе НАВТЕКС);

– система автоматического установления связи (ALE), обеспечивающая возможность автоматического выбора используемой частоты и установление связи в диапазоне ВЧ (КВ) морской подвижной службы.

В соответствии с поправками все требования по радиосвязи сведены в одну IV главу Конвенции СОЛАС. Обновленная концепция дает новое определение морского района А3 ГМССБ, закрепляет предоставление услуг подвижной спутниковой связи в ГМССБ несколькими провайдерами, отменяет обязательные требования по наличию на судне оборудования узкополосного буквопечатания (УБПЧ) для морского района А4 ГМССБ, но сохраняет обязательные требования по использованию приемника УБПЧ в КВ (ВЧ) диапазоне для получения ИБМ.

Следует отметить, что 25-летие со дня внедрения ГМССБ – значимая дата не только для специалистов в области связи, но и для всех моряков и работников морской отрасли.

В этот важный и знаменательный день ФГУП «Морсвязьспутник» искренне поздравляет всех специалистов, которые связали жизнь с морским делом, тех, кто стоял у истоков создания и внедрения ГМССБ в России, и тех, кто в настоящее время обеспечивает ее функционирование, а также тех, кто сегодня разрабатывает и внедряет современные технические средства и технологии, которые предназначены для обеспечения безопасности мореплавания и сохранности человеческой жизни на море!

Морские вести России №1 (2024)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

09.04.2024

Безопасность мореплавания

19.03.2024

Безопасность мореплавания

27.02.2024

Безопасность мореплавания

27.10.2023

Безопасность мореплавания