22 сентября 2021 года, Санкт-Петербург. Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»
22.08.2021
Форумы, конференции, выставки

В рамках деловой программы выставки НЕВА.
Организатор:
К участию приглашены зарубежные и отечественные производители судовых лакокрасочных материалов (ЛКМ), покрытий, судостроительные и судоремонтные компании, судовладельцы, государственные регуляторы и надзорные органы.
Темы для обсуждения:
√ Развитие рынка ЛКМ для судостроения и судоремонта РФ. Основные тенденции
√ Вопросы сертификации и требования Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра к покрытиям в судостроении и судоремонте
√ Отечественные и импортные ЛКМ. Разработки и вывод на рынок
√ Государственные меры поддержки отечественных производителей
√ Техническая политика по внедрению новых ЛКМ
√ Создание единого испытательного центра для производителей ЛКМ
√ Специализированные покрытия судовых корпусов. Ледовые покрытия для судов арктического флота
По вопросам участия: Марина Титова, marina.titova@morvesti.ru
Такие сложные краски
В сентябре состоялся второй «Круглый стол» журнала «Морской флот» посвященный лакокрасочным покрытиям «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок, перспективы».
Мероприятие вызвало неподдельный интерес как у профессионалов этой отрасли, так и у посетителей выставки «Нева» благодаря насыщенной деловой программе.
За одним столом удалось собрать и производителей ЛКМ, и заказчиков – судовладельцев, судостроительные и судоремонтные заводы и представителей классификационных обществ – РМРС и Русского регистра.
Владислав Букин
Растущая доля отечественного
Если в программе первой конференции двухгодичной давности основной упор делался на импортозамещение, то в этот раз делегаты больше спорили о внедрении современных технологий, повышении качества ЛКМ и уровне контроля подготовки поверхности и прочих прикладных вещах. И как это бывает в профессиональном сообществе, по острым вопросам возникла жаркая дискуссия.
От лица головной материаловедческой организации в кораблестроении выступил заместитель начальника НПК 11 ЦНИИ КМ «Прометей» Андрей Анисимов, который подчеркнул, что, материалы для военных кораблей проходят испытания по более жестким и более широким требованиям, нежели те материалы, которые попадают только под требования Российского морского регистра судоходства в гражданском сегменте. При этом в 2015 году резко возросла активность производителей отечественных покрытий. Всего с момента начала политики импортозамещения комиссия «Прометея» рассмотрела 46 новых видов отечественных ЛКМ, из них 4 в этом году. Далеко не все из них прошли проверку, однако тенденция наметилась позитивная.
Отдельно он остановился на проблемах отечественной химической промышленности. Вопрос развития продукции малотоннажной и среднетоннажной химии находится на контроле лично у президента. И задача, которую глава государства поручил профильным ведомствам, довести оборот продукции в этих отраслях к 2030 году до 670 млрд рублей. Здесь будут включены плёнкообразующие материалы и пигменты, то есть все компоненты для производства ЛКМ.
В целом ЛКМ, которые сейчас используются в боевом кораблестроении, удовлетворяют всем требованиям, конечно, при соблюдении изготовителем входного контроля. В случае смены поставщика какого-то из компонентов необходимо внимательно проверять продукт, чтобы не потерять качество.
Тернистый путь технологий
Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России и генеральный директор представительства компании Mankiewizc в России Владимир Трофименко подробно остановился на инновациях, которые применяются в современных судовых ЛКМ.
Сегодня компания Mankiewizc – лидер в индустриальных ЛКМ. Практически 90% всех инноваций в этой сфере для авиации и автомобилестроения принадлежит польской компании.
В части судостроения компания также занимает солидное место, специализируясь на покрытиях премиум-класса для больших яхт (не секрет, что в кризис этот рынок растет стремительно).
В целом по всей промышленности есть большие трудности с внедрением технологий в производство качественного продукта, который бы соответствовал мировому стандарту. Проблем со сбытом или финансированием нет – рынок огромен. Основной вопрос, а есть ли конкурентный продукт? Даже в стратегии развития экспорта продукции утверждается, что в России есть отставание уровня технологического развития.
В основе технологического уровня лежат инновации. Если говорить о ЛКМ, то В. Трофименко выделил два пути развития: локомотивом могут стать или внешние компании, которые придут в Россию и локализуют интеллектуальную собственность, либо компании, которые уже работают в России, самостоятельно добьются каких-то результатов.
Если производитель техники будет заинтересован выпускать продукцию высокого качества и нести все гарантийные обязательства, то он подвигнет это делать и производителей всех комплектующих и материалов. А далее дело за малым. Для выпуска хорошего качества материалов необходимы знания (технология) и господдержка разницы условий. Понятно, что мировые бренды с их огромными объемами выпуска и низкой себестоимостью продукции задавят локальный рынок. Вот на компенсацию этой разницы и должна быть направлена господдержка.
Аналогичная картина и для локализации выпуска сырья. Все по той же цепочке от организации в России дочернего предприятия до поставок отсюда красок по всему миру.
Чтобы вся эта схема заработала нужно, чтобы в России появился крупный игрок, который убедит машиностроителей повышать требования к продукции. Соответственно готовить требования, отбирать сырье, базу, получать субсидии под производство сырья. И параллельно учиться новым технологиям.
Особые ледовые
Директор НОЦ «Полимерные и композиционные материалы» Андрей Дринберг рассказал о лакокрасочных материалах с пониженной адгезией ко льду. Центр занимается разработками для нефтегазодобывающей промышленности.
Для проверки качества в НОЦ установлена уникальная (единственная в Санкт-Петербурге) испытательная машина японского производства. Специалисты центра адаптировали ее под определение антикоррозионной прочности ЛКМ ко льду. Машина может испытывать материалы в температурном диапазоне от минус 70 до плюс 280 градусов.
НОЦ разработал технологию для заделки сварных швов до температуры -50°С –это технология, востребованная у нефтянников.
Китайский гигант
Директор НОЦ «Полимерные и композиционные материалы», начальник отдела маркетинга и продаж покрытий «ТД Хайлон-Рус» Никита Петров рассказал о продукции китайской компании Hilong для судостроения и судоремонта.
Hilong – международная компания, которая работает в нефтегазовой отрасли и специализируется на нефтегазовом оборудовании, трубах и покрытиях промышленного применения. Среди заказчиков компании значатся практически все крупные российские игроки нефтегазового сектора: Роснефть, Лукойл. Также в компании есть направление морских покрытий. Только за последние годы материалы компании использовались при строительстве более 100 и при ремонте более 500 судов, а всего ЛКМ Hilong окрашивались более 1500 судов. Пока основной рынок компании – это Китай и близлежащие территории. Российские судовладельцы используют эти ЛКМ при ремонте на китайских СРЗ.
Годовой объем выпускаемых материалов только в Китае – порядка 30 тысяч тонн жидких покрытий и 5 тысяч тонн порошковых материалов. В России компания Hilong представлена тремя заводами по нанесению внутреннего покрытия на насосно-компрессорные трубы (НКТ).
В 2019 году компания построила новое предприятие по производству жидких ЛКМ для труб НКТ и судовых покрытий. Но из-за пандемии, различных кризисов и перебоев с поставками сырья, запуск пришлось перенести.
Возвращаясь к судовым покрытиям в принципе, компания производит полный спектр покрытий для подводного, надводного борта, надстроек, палуб, трюмов, танков различного назначения. Все материалы соответствуют современным требованиям, часть из них имеет одобрение в РМРС.
Стоит отметить универсальную линейку материалов. Это эпоксидные наполненные противокоррозионные грунт-эмали, которые применяются как для защиты танков, так и для подготовки поверхности для подводного борта, надводного борта, надстроек, палуб и так далее.
Помимо прочего в ассортименте есть материалы для эксплуатации в морской зоне погружения, для различных пристаней, шлюзовых ворот, морских нефтяных платформ и прочих объектов в офшорной зоне.
В целом компания стремится к унификации решений, чтобы материалы были одновременно и толстослойными, чтобы сократить количество слоев (для сокращения времени нанесения покрытия количества циклов ремонтных работ). Также Hilong старается сделать материалы более универсальными к технологии нанесения, быстросохнущими и нетребовательными к подготовке поверхности. В ассортименте компании уже есть серия «Хайлок», которая может применяться как для трюмов, так и для поверхности палуб.
На чужих ошибках
Генеральный директор НТЦ АСИ Татьяна Алявдина рассказала об ошибках и упущениях подрядных организаций при работе над нанесением ЛКМ.
Научный центр АСИ был организован совместно с Русским регистром именно для работ над контролем качества нанесения ЛКМ. Центр оказывает квалифицированную помощь по защите от коррозии корпуса судов, начиная от проектирования, при нанесении защитных покрытий, до помощи в судебных заседаниях, если услуги делались некачественно. Также АСИ принимает заказы на проектную экспертизу по соответствию ЛКМ нормативной документации – насколько рационально применяются те или иные лакокрасочные и защитные материалы, соответствуют ли они российским международным требованиям.
Кроме того, центр проводит независимую инспекцию при нанесении покрытия, подготовке покрытия, подготовке поверхности, нанесении покрытия в качестве независимого эксперта как со стороны заказчика, так и со стороны производителя материалов. Также АСИ проводит экспертную оценку состояния, когда уже произошли какие-то дефекты.
За последние три года центр сделал около 30 успешных технических экспертиз. Причем экспертизы проводили как для небольших частных предприятий, так и для крупных компаний вроде Газпрома и Роснефти.
Говоря об ошибках, которые совершают подрядчики Татьяна Алявдина сказала, что неточности начинают встречаться еще на стадии составления и подписании договора. То есть до того, как началась работа. Начинается с неправильно указанных лакокрасочных материалов, неправильно подобранных материалов. Вторая ошибка связана со сроками выполнения работ. Нанесение ЛКМ может перенестись на осенне-зимний период в силу того, что подрядчику банально дали объект только осенью-зимой. Эти факторы также необходимо предусматривать в договоре.
Также в технологическом регламенте должны быть учтены все условия нанесения покрытия, в том числе климатические.
Вторая часть выступления была посвящена кадровому вопросу.
Основа каждой компании – это люди, знания, навыки, умения. И естественно совершенно, что компания должна идти в ногу со временем. Поэтому гораздо удобнее, гораздо выгоднее компании обучать своих людей, повышать их квалификацию, чем брать их у кого-то со стороны. И надо быть готовым ко всяких технологическим организационным изменениям.
АСИ центра Русского Регистра занимается комплексной подготовкой и переподготовкой кадров. Основные программы центра — это контроль качества защитных покрытий, выполнение работ по огнезащите, есть программа для маляров и т.д. Обучение доступно в любой точке России, либо же по некоторым программам и удаленно.
Центр АСИ признан Российским морским регистром судоходства и морской администрацией флага РФ. Сейчас АСИ – единственный на территории страны учебный центр, где готовят специалистов-инспекторов, которые могут контролировать окраску танков и судов.
Девять кругов конкуренции
На прошлой сессии делегаты в основном обсуждали возможность импортозамещения компонентов ЛКМ. Но как выяснилось, уже в этот раз, главный продукт, который продают производители красок – это информационный товар. Иметь все необходимые компоненты, пусть и импортозамещенные, недостаточно. Главное – это информационный товар, то есть методология, как верно смешать компоненты, чтобы получить те или иные свойства краски. Необходимы технологии нанесения ЛКМ, подготовки поверхности, методики испытаний и контроля.
И тут должен вступить основной закон капиталистической формации. Для того, чтобы развивалась эта отрасль химической промышленности, прежде всего необходимо приличное потребление. Для этого нужен запрос от производителей различной техники. У него, в свою очередь, должно быть требование качества комплектующих и материалов.
Заказчик всегда хочет снизить свои затраты на нанесение покрытий, ремонты. Он будет в ыбирать те ЛКМ, которые позволят сэкономить деньги. Готовы ли к такому, более высокому типу конкуренции, отечественные производители ЛКМ? Есть тема для обсуждения уже на следующей конференции журнала «Морской флот».
Морской флот №6 (2021)