22 сентября 2021 года, Санкт-Петербург. Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы» - Морские вести России

22 сентября 2021 года, Санкт-Петербург. Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»

22.08.2021

Конференции

22 сентября 2021 года, Санкт-Петербург. Круглый стол «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок и перспективы»

В рамках деловой программы выставки НЕВА.

Организатор:          

К участию приглашены зарубежные и отечественные производители судовых лакокрасочных материалов (ЛКМ), покрытий, судостроительные и судоремонтные компании, судовладельцы, государственные регуляторы и надзорные органы.

Темы для обсуждения:

Развитие рынка ЛКМ для судостроения и судоремонта РФ. Основные тенденции

Вопросы сертификации и требования Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра к покрытиям в судостроении и судоремонте

Отечественные и импортные ЛКМ. Разработки и вывод на рынок

Государственные меры поддержки отечественных производителей

Техническая политика по внедрению новых ЛКМ

Создание единого испытательного центра для производителей ЛКМ

Специализированные покрытия судовых корпусов. Ледовые покрытия для судов арктического флота

По вопросам участия: Марина Титова, marina.titova@morvesti.ru


Такие сложные краски

В сентябре состоялся второй «Круглый стол» журнала «Морской флот» посвященный лакокрасочным покрытиям «Судовые ЛКМ и покрытия. Современный рынок, перспективы».

Мероприятие вызвало неподдельный интерес как у профессионалов этой отрасли, так и у посетителей выставки «Нева» благодаря насыщенной деловой программе.

За одним столом удалось собрать и производителей ЛКМ, и заказчиков – судовладельцев, судостроительные и судоремонтные заводы и представителей классификационных обществ – РМРС и Русского регистра.

Владислав Букин

Растущая доля отечественного

Если в программе первой конференции двухгодичной давности основной упор делался на импортозамещение, то в этот раз делегаты больше спорили о внедрении современных технологий, повышении качества ЛКМ и уровне контроля подготовки поверхности и прочих прикладных вещах. И как это бывает в профессиональном сообществе, по острым вопросам возникла жаркая дискуссия.

От лица головной материаловедческой организации в кораблестроении выступил заместитель начальника НПК 11 ЦНИИ КМ «Прометей» Андрей Анисимов, который подчеркнул, что, материалы для военных кораблей проходят испытания по более жестким и более широким требованиям, нежели те материалы, которые попадают только под требования Российского морского регистра судоходства в гражданском сегменте. При этом в 2015 году резко возросла активность производителей отечественных покрытий. Всего с момента начала политики импортозамещения комиссия «Прометея» рассмотрела 46 новых видов отечественных ЛКМ, из них 4 в этом году. Далеко не все из них прошли проверку, однако тенденция наметилась позитивная.

Отдельно он остановился на проблемах отечественной химической промышленности. Вопрос развития продукции малотоннажной и среднетоннажной химии находится на контроле лично у президента. И задача, которую глава государства поручил профильным ведомствам, довести оборот продукции в этих отраслях к 2030 году до 670 млрд рублей. Здесь будут включены плёнкообразующие материалы и пигменты, то есть все компоненты для производства ЛКМ.

В целом ЛКМ, которые сейчас используются в боевом кораблестроении, удовлетворяют всем требованиям, конечно, при соблюдении изготовителем входного контроля. В случае смены поставщика какого-то из компонентов необходимо внимательно проверять продукт, чтобы не потерять качество.

Тернистый путь технологий

Член Стратегического совета по инвестициям в новые индустрии при Минпромторге России и генеральный директор представительства компании Mankiewizc в России Владимир Трофименко подробно остановился на инновациях, которые применяются в современных судовых ЛКМ.

Сегодня компания Mankiewizc – лидер в индустриальных ЛКМ. Практически 90% всех инноваций в этой сфере для авиации и автомобилестроения принадлежит польской компании.

В части судостроения компания также занимает солидное место, специализируясь на покрытиях премиум-класса для больших яхт (не секрет, что в кризис этот рынок растет стремительно).

В целом по всей промышленности есть большие трудности с внедрением технологий в производство качественного продукта, который бы соответствовал мировому стандарту. Проблем со сбытом или финансированием нет – рынок огромен. Основной вопрос, а есть ли конкурентный продукт? Даже в стратегии развития экспорта продукции утверждается, что в России есть отставание уровня технологического развития.

В основе технологического уровня лежат инновации. Если говорить о ЛКМ, то В. Трофименко выделил два пути развития: локомотивом могут стать или внешние компании, которые придут в Россию и локализуют интеллектуальную собственность, либо компании, которые уже работают в России, самостоятельно добьются каких-то результатов.

Если производитель техники будет заинтересован выпускать продукцию высокого качества и нести все гарантийные обязательства, то он подвигнет это делать и производителей всех комплектующих и материалов. А далее дело за малым. Для выпуска хорошего качества материалов необходимы знания (технология) и господдержка разницы условий. Понятно, что мировые бренды с их огромными объемами выпуска и низкой себестоимостью продукции задавят локальный рынок. Вот на компенсацию этой разницы и должна быть направлена господдержка.

Аналогичная картина и для локализации выпуска сырья. Все по той же цепочке от организации в России дочернего предприятия до поставок отсюда красок по всему миру.

Чтобы вся эта схема заработала нужно, чтобы в России появился крупный игрок, который убедит машиностроителей повышать требования к продукции. Соответственно готовить требования, отбирать сырье, базу, получать субсидии под производство сырья. И параллельно учиться новым технологиям.

Особые ледовые

Директор НОЦ «Полимерные и композиционные материалы» Андрей Дринберг рассказал о лакокрасочных материалах с пониженной адгезией ко льду. Центр занимается разработками для нефтегазодобывающей пром­ышленности.

Для проверки качества в НОЦ установлена уникальная (единственная в Санкт-Петербурге) испытательная машина японского производства. Специалисты центра адаптировали ее под определение антикоррозионной прочности ЛКМ ко льду. Машина может испытывать материалы в температурном диапазоне от минус 70 до плюс 280 градусов.

НОЦ разработал технологию для заделки сварных швов до температуры -50°С –это технология, востребованная у нефтянников.

Китайский гигант

Директор НОЦ «Полимерные и композиционные материалы», начальник отдела маркетинга и продаж покрытий «ТД Хайлон-Рус» Никита Петров рассказал о продукции китайской компании Hilong для судостроения и судоремонта.

Hilong – международная компания, которая работает в нефтегазовой отрасли и специализируется на нефтегазовом оборудовании, трубах и покрытиях промышленного применения. Среди заказчиков компании значатся практически все крупные российские игроки нефтегазового сектора: Роснефть, Лукойл. Также в компании есть направление морских покрытий. Только за последние годы материалы компании использовались при строительстве более 100 и при ремонте более 500 судов, а всего ЛКМ Hilong окрашивались более 1500 судов. Пока основной рынок компании – это Китай и близлежащие территории. Российские судовладельцы используют эти ЛКМ при ремонте на китайских СРЗ.

Годовой объем выпускаемых материалов только в Китае – порядка 30 тысяч тонн жидких покрытий и 5 тысяч тонн порошковых материалов. В России компания Hilong представлена тремя заводами по нанесению внутреннего покрытия на насосно-компрессорные трубы (НКТ).

В 2019 году компания построила новое предприятие по производству жидких ЛКМ для труб НКТ и судовых покрытий. Но из-за пандемии, различных кризисов и перебоев с поставками сырья, запуск пришлось перенести.

Возвращаясь к судовым покрытиям в принципе, компания производит полный спектр покрытий для подводного, надводного борта, надстроек, палуб, трюмов, танков различного назначения. Все материалы соответствуют современным требованиям, часть из них имеет одобрение в РМРС.

Стоит отметить универсальную линейку материалов. Это эпоксидные наполненные противокоррозионные грунт-эмали, которые применяются как для защиты танков, так и для подготовки поверхности для подводного борта, надводного борта, надстроек, палуб и так далее.

Помимо прочего в ассортименте есть материалы для эксплуатации в морской зоне погружения, для различных пристаней, шлюзовых ворот, морских нефтяных платформ и прочих объектов в офшорной зоне.

В целом компания стремится к унификации решений, чтобы материалы были одновременно и толстослойными, чтобы сократить количество слоев (для сокращения времени нанесения покрытия количества циклов ремонтных работ). Также Hilong старается сделать материалы более универсальными к технологии нанесения, быстросохнущими и нетребовательными к подготовке поверхности. В ассортименте компании уже есть серия «Хайлок», которая может применяться как для трюмов, так и для поверхности палуб.

На чужих ошибках

Генеральный директор НТЦ АСИ Татьяна Алявдина рассказала об ошибках и упущениях подрядных организаций при работе над нанесением ЛКМ.

Научный центр АСИ был организован совместно с Русским регистром именно для работ над контролем качества нанесения ЛКМ. Центр оказывает квалифицированную помощь по защите от коррозии корпуса судов, начиная от проектирования, при нанесении защитных покрытий, до помощи в судебных заседаниях, если услуги делались некачественно. Также АСИ принимает заказы на проектную экспертизу по соответствию ЛКМ нормативной документации – насколько рационально применяются те или иные лакокрасочные и защитные материалы, соответствуют ли они российским международным требованиям.

Кроме того, центр проводит независимую инспекцию при нанесении покрытия, подготовке покрытия, подготовке поверхности, нанесении покрытия в качестве независимого эксперта как со стороны заказчика, так и со стороны производителя материалов. Также АСИ проводит экспертную оценку состояния, когда уже произошли какие-то дефекты.

За последние три года центр сделал около 30 успешных технических экспертиз. Причем экспертизы проводили как для небольших частных предприятий, так и для крупных компаний вроде Газпрома и Роснефти.

Говоря об ошибках, которые совершают подрядчики Татьяна Алявдина сказала, что неточности начинают встречаться еще на стадии составления и подписании договора. То есть до того, как началась работа. Начинается с неправильно указанных лакокрасочных материалов, неправильно подобранных материалов. Вторая ошибка связана со сроками выполнения работ. Нанесение ЛКМ может перенестись на осенне-зимний период в силу того, что подрядчику банально дали объект только осенью-зимой. Эти факторы также необходимо предусматривать в договоре.

Также в технологическом регламенте должны быть учтены все условия нанесения покрытия, в том числе климатические.

Вторая часть выступления была посвящена кадровому вопросу.

Основа каждой компании – это люди, знания, навыки, умения. И естественно совершенно, что компания должна идти в ногу со временем. Поэтому гораздо удобнее, гораздо выгоднее компании обучать своих людей, повышать их квалификацию, чем брать их у кого-то со стороны. И надо быть готовым ко всяких технологическим организационным изменениям.

АСИ центра Русского Регистра занимается комплексной подготовкой и переподготовкой кадров. Основные программы центра — это контроль качества защитных покрытий, выполнение работ по огнезащите, есть программа для маляров и т.д. Обучение доступно в любой точке России, либо же по некоторым программам и удаленно.

Центр АСИ признан Российским морским регистром судоходства и морской администрацией флага РФ. Сейчас АСИ – единственный на территории страны учебный центр, где готовят специалистов-инспекторов, которые могут контролировать окраску танков и судов.

Девять кругов конкуренции

На прошлой сессии делегаты в основном обсуждали возможность импортозамещения компонентов ЛКМ. Но как выяснилось, уже в этот раз, главный продукт, который продают производители красок – это информационный товар. Иметь все необходимые компоненты, пусть и импортозамещенные, недостаточно. Главное – это информационный товар, то есть методология, как верно смешать компоненты, чтобы получить те или иные свойства краски. Необходимы технологии нанесения ЛКМ, подготовки поверхности, методики испытаний и контроля.

И тут должен вступить основной закон капиталистической формации. Для того, чтобы развивалась эта отрасль химической промышленности, прежде всего необходимо приличное потребление. Для этого нужен запрос от производителей различной техники. У него, в свою очередь, должно быть требование качества комплектующих и материалов.

Заказчик всегда хочет снизить свои затраты на нанесение покрытий, ремонты. Он будет в ыбирать те ЛКМ, которые позволят сэкономить деньги. Готовы ли к такому, более высокому типу конкуренции, отечественные производители ЛКМ? Есть тема для обсуждения уже на следующей конференции журнала «Морской флот».

Морской флот №6 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ