Преодолеть недостаток грузовой базы для Севморпути
02.08.2024
Севморпуть
Фото: Погрузка танкера в порту Сабетта/novatek.ru
В начале 2000-х годов динамично развивающиеся страны Евразии, не входящие в состав западного мира, осознали необходимость реализации крупных инфраструктурных проектов, призванных усилить геополитическое влияние и обеспечить условия для успешного экономического развития. Индия, Китай и Россия приступили к созданию собственной транспортной инфраструктуры, соединяющей центры глобального развития. Индия инициировала создание экономического коридора «Индия – Ближний Восток – Европа». Китай предложил глобальный проект Нового шелкового пути – «Один пояс, один путь». Важнейшее место в стратегии национального развития России занял проект, связанный с возрождением и развитием Северного морского пути, кратчайшего маршрута из Северной Европы к Тихому океану.
Максим Рогачев
Российское руководство при планировании проекта развития Севморпути поставило амбициозные задачи. К 2024 году объем перевозок должен был составить 80 млн тонн, затем плановые показатели были снижены до 72 млн тонн. В марте этого года вице-премьер Александр Новак предположил, что общий грузопоток по СМП составит 40 млн тонн, а транзит достигнет 2,5 млн тонн. Это заметно больше, чем в минувшем году, когда по СМП было перевезено 36 млн тонн, а транзит составил 2,1 млн тонн.
Однако прогноз Александра Новака существенно меньше не только первоначальных целевых ориентиров, но и показателей, установленных после их корректировки. Попробуем разобраться, какие причины привели к тому, что объем перевозок по СМП оказался ниже запланированного и что можно сделать для увеличения грузовой базы.
Геополитические препятствия для экономического развития
Отношение к СМП на государственном уровне остается неизменным. Это по-прежнему один из главных приоритетов стратегического развития России. Однако те цели, которые первоначально ставились при реализации проекта, сегодня приходится корректировать в связи с изменившейся геополитической ситуацией, которая существенно повлияла на положение дел в мировой торговле.
В настоящее время было бы ошибкой рассматривать СМП как проект, направленный в первую очередь на развитие российского транзитного потенциала. Арктический коридор должен способствовать не только изменению направленности мировых грузовых потоков, но и создавать условия для появления на востоке страны, в Арктической зоне РФ новых добывающих проектов, новой инфраструктуры и экономических центров. Возникает вопрос: способна ли российская экономика в нынешних условиях предоставить средства, необходимые для решения этой задачи?
В утвержденном в августе 2022 года Плане развития Северного морского пути на период до 2035 года указывается, что общие инвестиции в развитие СМП составят почти 1,8 трлн рублей. Причем 620 млрд поступят напрямую из федерального бюджета. Предполагается, что в результате будет построено 14 портов и терминалов, 10 атомных ледоколов, более 100 судов ледового класса. На орбите появятся 12 новых спутников, обеспечивающих связь, отслеживающих изменение погоды и движение льда, упрощающих навигацию.
Государству совместно с крупным бизнесом уже удалось добиться реализации ряда масштабных проектов. Среди них следует отметить введенный в эксплуатацию в мае 2023 года терминал сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата (СГК) «Утренний» компании «НОВАТЭК» в морском порту Сабетта, который позволит ежегодно отгружать почти 22 млн тонн продукции на экспорт. Этот проект, на который в соответствии с планом развития СМП правительство в 2022 году выделило 40 млрд рублей, тесно связан с проектом компании по освоению Салмановского нефтегазоконденсатного месторождения и строительству завода для производства, хранения и отгрузки СПГ. Совокупные инвестиции частного инвестора в этот проект должны составить более 60 млрд рублей.
«НОВАТЭК» намерен создать мощности, которые позволят к 2030 году производить до 70 млн тонн СПГ, значительная часть которого будет экспортироваться по СМП.
Другие крупные нефтегазовые компании также планируют использовать возможности СМП, что, в свою очередь, должно обеспечить маршруту рентабельную грузовую базу. Так, «Роснефть» реализует проект «Восток Ойл», связанный с развитием добычи углеводородов на севере Красноярского края. Совокупные инвестиции компании в этот проект составляют ориентировочно более 560 млрд рублей. Правительство выделяет 3,7 млрд руб-лей на строительство нефтяного терминала «Порт «Бухта Север», который будет использоваться «Роснефтью» для перевалки сырой нефти и транспортировки ее на экспорт по СМП.
В прошлом году правительство выделило 3,2 млрд рублей на строительство терминала «Енисей» мощностью до 15 млн тонн для вывоза угля с Сырадасайского месторождения, который разрабатывает компания «Северная звезда» (дочерняя структура «Норникеля»), собирающаяся вложить в проект более 100 млрд рублей.
Однако в нынешних геополитичес-ких реалиях компаниям стало трудно выполнять свои обязательства по формированию грузовой базы СМП. Из-за американских и европейских санкций замедлилась реализация проектов по освоению месторождений и строительству производственных мощностей. Последний пакет санкций Министерства финансов США, введенный 13 июня, направлен напрямую против проектов «НОВАТЭКа», грузы которого составляют больше половины грузопотока по СМП. Под новые ограничения попали СПГ-танкеры, которые строит для компании завод «Звезда», созданы препятствия для проекта «Арктик СПГ-2» по добыче и переработке природного газа, включенного в грузовую базу СМП.
Безусловно, западные санкции являются главной причиной того, что объем перевозок грузов по СМП в 2023 году, хотя и достиг рекордных 36 млн тонн, но оказался намного ниже запланированных 72 млн тонн и прогнозируемых 47 млн тонн. «НОВАТЭК» не достиг плановых показателей из-за задержки с запуском завода в рамках проекта «Арктик СПГ-2» – компания не досчиталась 3,6 млн тонн продукции. «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» также не смогли выполнить запланированные объемы транспортировки грузов из-за проблем с реализацией собственных проектов. «Северная звезда» столкнулась с проблемами, связанными с задержкой поставки оборудования для обогатительной фабрики вследствие санкций, это, насколько можно понять, вынудило компанию отказаться от поставки угля в Индию.
Полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев считает, что компании, работающие на СМП, необходимо заставить возместить средства, вложенные в его инфраструктуру, если они не выполняют своих обязательств по объемам перевозимых грузов. Несмотря на то что данная инициатива выглядит довольно жесткой, такой подход представляется справедливым. Государство, создавая инфраструктуру Севморпути, несет немалые расходы. Если компании не могут выполнить свои обязательства по загрузке СМП, то было бы справедливо потребовать от них возмещения части понесенных государством расходов. Возможно, подобные меры заставят инвесторов проектов, использующих СМП, активнее изыскивать способы пополнения объемов грузопотока по арктическому коридору.
Больше проектов – больше грузов
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН совместно с консультационной компанией «Гекон» проанализировал структуру грузопотока по СМП в 2023 году. Из общего объема в 36,3 млн тонн 56% составил СПГ, 21% – нефть, 9% – генеральные грузы. На внешнеторговые перевозки пришлось 82% грузопотока. При этом 73% грузоперевозок осуществлялось в западном направлении. В основном это был СПГ, направлявшийся в Азию преимущественно через европейские порты (16,8 млн тонн). Еще 7,9 млн тонн составили нефть и СПГ, которые были доставлены в Мурманск для последующего экспорта.
В восточном направлении осуществлялись перевозки СПГ из морского порта Сабетта в КНР (2,7 млн тонн). Кроме того, на восток шли грузы для проектов, которые на трассе СМП осуществляют «НОВАТЭК», «Роснефть», «Северная звезда» и «Норникель» (всего 3,7 млн тонн).
В Китай также везли нефть, составившую основной объем транзита, – 1,5 млн тонн из 2,1 млн тонн. Заметная часть объема транзита пришлась на железорудный концентрат – 350 тыс. тонн. Доля контейнерных перевозок в общем объеме транзита составила всего 7%. Между тем СМП должен стать привлекательным маршрутом не только для торговли углеводородами со странами АТР, но и для перевозок контейнерных грузов как в экспортно-импортном, так и в транзитном направлениях.
«Росатом», который в 2018 году правительство наделило полномочиями инфраструктурного оператора СМП, помимо прочего, совместно с группой компаний «Дело» приступил к созданию контейнерной арктической линии. В рамках этого проекта в текущем году в Мурманской области началось строительство контейнерного терминала «Западный транспортно-логистический узел» (ЗТЛУ). В его создание будет вложено 44,5 млрд рублей.
ЗТЛУ позволит осуществлять перевалку грузов между контейнеровозами ледового класса и судами неледового класса. Терминал аналогичного назначения будет функционировать и на Дальнем Востоке. В использовании СМП для контейнерных перевозок объективно заинтересован Китай, и китайские компании уже проявляют интерес к участию в организации контейнерной арктической линии.
Большие надежды возлагаются на перспективный проект строительства на берегу Кольского залива глубоководного порта «Лавна», способного принимать крупнотоннажные суда. ВЭБ выделил 12,9 млрд рублей на возведение в порту угольного терминала мощностью 18 млн тонн, что существенно увеличит грузопоток по СМП. Кроме того, там же появится многофункциональный комплекс по перевалке белорусских минеральных удобрений, нефтепродуктов и контейнерных грузов мощностью до 30 млн тонн грузов в год, что будет способствовать в том числе развитию контейнерных перевозок и расширению грузовой базы СМП.
Арктическое будущее наступает
В 2010 году датский сухогруз, проделавший путь из Киркинеса в порт Тяньцзиня через СМП с 40 тыс. тонн железной руды, открыл новую страницу в истории морских перевозок. Переход занял три недели, и компания – оператор судна высоко оценила экономические выгоды от использования нового маршрута.
Преимущества, которые может предоставить СМП по сравнению с другими маршрутами, соединяющими Европу и Азию, в ближайшие десятилетия могут существенно возрасти благодаря изменению климата. Дальнейшее сокращение ледяного покрова в Арктике может уже через 10-15 лет привести к снятию ограничений на размер судов, использующихся на СМП (а на маршруте, проходящем через Суэцкий канал, такие ограничения останутся в силе).
Повышению привлекательности СМП будет способствовать и строительство новых атомных ледоколов проекта 22220, которое ведет «Атомфлот», входящий в госкорпорацию «Росатом». В дополнение к уже имеющимся «Арктике», «Уралу» и «Сибири» в ближайшее время должны быть введены в эксплуатацию «Якутия» и «Чукотка». В результате общая стоимость эксплуатации ледокольного флота уменьшится, а его возможности существенно возрастут.
По оценкам экспертов, Арктика сегодня теплее, чем когда-либо за последние 2000 лет. Если нынешние тенденции сохранятся, то к началу следующего столетия она сможет, согласно существующим прогнозам, полностью освободиться ото льда.
Климатические изменения могут принести СМП как экономические перспективы, так и важное геополитическое значение. Но для того, чтобы эффективно использовать грядущие перемены, к ним нужно готовиться.
Ключ к развитию СМП лежит в повышении его грузопотока, объем которого должен постепенно приблизиться к намеченным ранее целевым ориентирам, а к 2030 году достичь 150 млн тонн. Для этого необходимо, чтобы Правительство РФ потребовало от компаний выполнения своих обязательств, независимо от их коммерческих соображений. Но и компании, участвующие в реализации инфраструктурного проекта огромной стратегической важности для страны, должны не только получать новые возможности и преференции, но и чувствовать ответственность за его успех.
Морские порты №5 (2024)