ОСК не может застраховать строительство атомных ледоколов из-за санкций
09.03.2016
Российская экономика
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) из-за западных санкций вынуждена вести свой самый дорогостоящий гражданский проект - строительство трех атомных ледоколов общей стоимостью 121 млрд руб.- без полноценной страховки, пишет «Коммерсант».
В ОСК утверждают, что такой объем страхования реально привлечь на западных рынках, но для попавшей в 2014 году под санкции компании они закрыты. Российские страховщики могут покрыть риски на сумму не более 5 млрд руб в рамках одной сделки. В ОСК говорят, что «неоднократно обращали внимание государства на проблему», а одним из вариантов является перестрахование в создаваемой Национальной перестраховочной компании (НПК).
ЛК-60 строятся на мощностях петербургского Балтзавода, заказчик - ФГУП «Атомфлот». Завод получил заказ на головной ЛК-60 в 2012 году за 36,9 млрд руб., спуск на воду запланирован на этот май, передача заказчику - на декабрь 2017 года. Еще два ледокола общей стоимостью 84,4 млрд руб. должны быть сданы в конце 2019 и 2020 годов.
Сложности со страхованием из-за санкций есть не только у ОСК, у страховщиков появились проблемы с размещением рисков санкционных клиентов еще в 2014 году. Компании не могли разместить за рубежом риски строителя моста через Керченский пролив - «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга (стоимость проекта - 211,8 млрд руб.). Также без полноценной защиты остались риски тестовых полетов боевой авиации, на них, по подсчетам страховщиков, требовалась емкость в $60 млн. В целом вся оборонная, судостроительная и авиационная сфера оказалась под угрозой недострахования. В итоге весной 2015 года на базе страховой компании «Ростеха» «РТ-Страхование» была создана внутренняя перестраховочная емкость в $85 млн, но и ее не хватило для охвата всех рисков. По подсчетам рынка, после введения санкций без перестраховочной защиты остались около 1,4 тыс. объектов на 1,35 трлн руб., перестраховочная премия по ним оценена в 8 млрд руб. В качестве решения ЦБ предложил создать НПК, ее уставный капитал составит 71 млрд руб. Впрочем, ряд источников в машиностроении уверяют, что сейчас «критических сложностей со страхованием техники
нет».
Заместитель главы СОГАЗа Николай Галушин подтверждает, что после введения санкций стало невозможно размещать риски попавших под них компаний (и целых отраслей, например ВПК) в перестрахование на рынках стран Европы, которые «являются традиционными партнерами». При этом, по его оценкам, внутренняя емкость страхового рынка РФ - около 3-5 млрд руб. в зависимости от вида и объекта страхования. Поэтому по договорам с более высокими страховыми суммами сейчас «либо предоставляется лимитированное покрытие в размере емкости российского рынка, либо происходит дополнительное размещение на рынках стран, не присоединившихся к режиму санкций». Но пока емкость на этих рынках также не удовлетворяет запросы крупных рисков. Господин Галушин добавляет, что рассматривается перестрахование на рынках Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, но полностью заместить традиционные рынки пока не удается. «В итоге в качестве основного варианта решения рассматривается создание НПК»,- согласен топ-менеджер.
Эксперты также отмечают, что риски, связанные с отсутствием полного страхового покрытия дорогостоящей техники, возрастают на фоне импортозамещения: «Попавшие под санкции компании вынуждены ориентироваться на импортозамещение, но никто не может дать гарантий, что перепроектирование с учетом отечественных узлов и компонентов не приведет к сложностям». По их мнению, до начала работы НПК логично зарезервировать дополнительные средства на покрытие подобных рисков.