Масштабное освоение российского арктического шельфа нерентабельно, интересны лишь отдельные проекты – эксперт - Морские вести России

Масштабное освоение российского арктического шельфа нерентабельно, интересны лишь отдельные проекты – эксперт

08.12.2015

Российская экономика

Масштабного освоения арктического шельфа в ближайшие годы не будет по двум причинам: в мире нет необходимых технологий и добытый газ некуда будет продать. Об этом заявил Юрий Ампилов, глава представительства компании PGS, выступая на конференции Нефтегазшельф-2015, которая прошла 8 декабря в Москве, передает ИА «Морвести.Ру».

«Когда я был студентом в 1978 году, нам говорили: пройдет 2-3 года начнется масштабная разработка месторождений шельфа. Сегодня мне уже 60 лет и своим студентам, лет пять назад я говорил те же самые слова: пройдет 2-3 года начнется масштабная разработка месторождений шельфа. Но два года назад, я от этих слов отказался», – сообщил эксперт.

«Для разработки большинства месторождений, лицензии на которые набрали Газпром и Роснефть, практически не существует технологий, как в России, так и во всем мире. Еще можно говорить о добыче в незамерзающем Баренцевом море, и возле самого побережья Карского, но море Лаптевых или Восточно-Сибирское практически недоступны на сегодняшнем уровне развития технологий», – привел доводы Юрий Ампилов.

«Но главный вопрос – для кого мы будем добывать этот газ? – подчеркнул представитель PGS. – Сбыт газа проблематичен. Сегодня в мире открывается очень большое количество месторождений. Хотя сегодня страны АТР покупают газ примерно в 1,5 раза дороже, чем Европа, но такая ситуация не надолго. Скоро туда устремятся огромные потоки газа из Австралии. В 2016 – 17 гг. там будут запущены мощные заводы СПГ. Наши заводы войдут в строй гораздо позже. Сахалинский – в 2021 г. Ямал СПГ к 2017 году тоже не заработает, скорее всего речь идет о сроках не ранее 2020 года. Австралия к тому времени выйдет на второе место после Катара. Также в АТР начнет поставки газа Канада, которая теряет рынок США, из-за развития там добычи сланцевого газа».

«Конечно, надо развивать технологии, но нужно браться за реальные задачи. Добыча в прибрежной части Сахалина рентабельна. Можно 2-3 месторождения найти на Карском шельфе, например, Крузенштернское месторождение. В этом случае можно наклонным бурением с берега доставать газ и рентабельное его добывать. Можно кое-что сделать с подводно-добычных комплексов в Баренцевом море, частично в Карском море. Но число подобных проектов сильно ограничено.

Поэтому говоря о масштабном освоении шельфа надо понимать, что масштабного освоения шельфа в ближайшие годы не будет по двум причинам: в мире нет необходимых технологий, во-вторых этот газ некуда будет продать. В мире наблюдается профицит углеводородного сырья, и пока нет перспектив, что наступит нефтегазовый голод. А себестоимость арктической нефти и газа очень велика, добыча будет рентабельной при цене примерно 250 долл за баррель, а не нынешних 40», – сказал Юрий Ампилов.

«Задача освоения шельфа есть, ее надо выполнять, но нужно разобраться с приоритетами. Наша государственная логика построена так: сейчас мы должны развивать нефтегазовые проекты, под это наращивать транспортную составляющую, Севморпуть, военное присутствие в Арктике и т.д. Я бы поменял эти факторы местами. В любом случае нужно осваивать Север, запускать Северный морской путь, создавать на его трассе инфраструктуру для мореплавания. И уже во вторую очередь говорить об освоении арктического шельфа, особенно в Восточной Арктике», – заключил эксперт.

ПАО СКФ
Восточный Порт
Продажа лайнера Князь Владимир
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ