Удвоение товарооборота РФ с КНР до 200 млрд долларов к 2020 году напрямую зависит от развития приграничных территорий - мнение
11.07.2014
Российская экономика
Удвоение товарооборота с Китаем, в первую очередь, есть производный эффект от того, насколько развитыми будут приграничные территории РФ с Китаем. Положительной динамики роста оборота следует ожидать лишь в случае появления действительно убедительной для российских инвесторов стратегии развития регионов. С таким мнением выступил ведущий эксперт Института современного развития Масленников Никита.
Как ранее сообщал ИТАР-ТАСС, Россия рассчитывает вывести товарооборот с Китаем на уровень 200 млрд долларов к 2020 году. Об этом в мае заявил президент РФ Владимир Путин в интервью ведущим китайским СМИ накануне своего визита в КНР. Спустя месяц, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в ходе выставки «Первое российско-китайское ЭКСПО», проходящей в Харбине, заявляет о готовности России выйти на рубеж товарооборота с Китаем равному 200 млрд долларов даже раньше ранее обозначенного срока.
По мнению эксперта, предпосылки выхода на объем товарооборота в 200 миллиардов долларов на данный момент существуют, но все будет зависеть от нескольких факторов. «При всей значимости нефтегазовой составляющей, уповать только на одни жидкие углеводороды не стоит - с их помощью вряд ли удастся достичь поставленной планки. Здесь будет важно, насколько мы сможем запустить проекты газохимии на основе существующих разработок, и в какой степени сложится нефтехимический кластер, причем не только в районе месторождения, но и за его пределами, где будут изготавливаться промежуточные продукты для химического комплекса. Это совершенно другая добавленная стоимость и другая цена поставок. Многое будет зависеть от качества нашего проектного финансирования, от того, будут ли вовремя сооружены инфраструктурные объекты. Это большие задачи, но, тем не менее, это вызов, на который придется отвечать», - отмечает Масленников.
Кроме того, по мнению эксперта, важным фактором станет развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока со стороны РФ, а с китайской - программа восстановления Северо-востока страны, где видится возможность становления новой сети торговых потоков. «Есть достаточно продвинутые проекты создания судостроительного, авиационного, автомобилестроительного кластеров на Дальнем Востоке и Приморье при участии китайских компаний. Не стоит забывать и о целой индустрии по переработке продуктов моря. Все это пользуется большим спросом на китайском рынке, и перспективы для развития, несомненно, есть. Но, ставя планку в 200 млрд долларов взаимного оборота, мы должны понимать, что основные риски сейчас на нашей стороне», - подводит эксперт.