Изобретение ученых МГУ им Невельского обещает новую эру в ледовой разведке - Морские вести России

Изобретение ученых МГУ им Невельского обещает новую эру в ледовой разведке

23.11.2017

Морской транспорт

Профессия пилота вертолетов ледовой разведки – одна из самых редких, престижных и опасных в обширном перечне летных специальностей, может стать достоянием прошлого. Во всяком случае, разработанная и запатентованная учеными Государственного морского университета им адмирала Г.И.Невельского уникальная технология ледовой разведки при помощи беспилотников уже привлекла внимание Роспатента. Как сообщает интернет-ресурс Федеральной службы по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) патент МГУ им. адм. Г.И. Невельского, № 2631966 «Способ разведки ледовой обстановки с использованием телеуправляемых беспилотных летательных аппаратов», авторы Денис Коровецкий, Владимир Матецкий, Денис Буров, Олег Букин признан «Патентом недели».

Изобретение, авторы которого в большинстве своем научные сотрудники и аспиранты Морского института информационных технологий ГМУ, впервые позволяет в рамках ледовой разведки с беспилотных летательных аппаратов получать все необходимые для судоходства параметры, включая толщину ледового покрова. Как свидетельствует мировая практика, именно отсутствие надежных данных о ледовой обстановке на пути следования - один из главных факторов, затрудняющих навигацию в арктических и других районах с высоким ледообразованием. Одним из наиболее эффективных методов ледовой разведки считается наблюдение, радиолокационное и инфракрасное зондирование маршрута с борта вертолета. Но в сложных метеоусловиях, характерных для северных широт, использование вертолёта - дорогой, небезопасный и, периодически, неприменимый по метеоусловиям способ ледовой разведки. Известные прежде беспилотные способы разведки и навигации также не позволяли получать все необходимые для судоходства параметры, например, измерять толщину льда.

Согласно технологии ученых МГУ им. адм. Г.И. Невельского для разведки ледовой обстановки необходимо использовать два беспилотных летательных аппарата. Один производит определение характеристик ледовой обстановки по курсу движения каравана судов, второй же является ретранслятором: он передает на обеспечивающее судно полученные данные о ледовой обстановке. Первый беспилотник осуществляет измерения с помощью акустического аппаратно-программного комплекса с излучающими антеннами, которые контактируют со льдом во время управляемой посадки для электромагнитного зондирования толщины льда. Эшелоны полёта и необходимое число точек контактного измерения задают с обеспечивающего судна.

Применение разработанной в морском университете технологии ледовой разведки позволит значительно повысить ее оперативность, достоверность получаемой информации и, что немаловажно, как минимум на порядок снизит стоимость ее проведения. Согласно патентной спецификации, в составе предлагаемого аппаратно-программного комплекса можно использовать обычные коптеры, выполненные на традиционной Х-образной раме с 8-ю стандартными несущими винтами, способные переносить до 2 кг полезной нагрузки. 

ПАО СКФ
Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
НТЦ Редуктор
ЭКОС Групп
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ