Завод «Пелла» продал ярусолов проекта PL-475, построенный еще два года назад - Морские вести России

Завод «Пелла» продал ярусолов проекта PL-475, построенный еще два года назад

15.11.2016

Морской транспорт

Судостроительный завод «Пелла» продал головной ярусолов проекта PL-475, построенный еще два года назад. Предыдущий заказчик из Мурманска отказался покупать судно, не получив ожидаемых квот на вылов биоресурсов, в итоге верфи пришлось достраивать его за свои средства. Об этом пишет «Коммерсант Северо-Запад».

На руку заводу сыграл дефицит на вторичном рынке рыболовецких судов. Покупателем выступила норвежская рыболовная компания Keltic AS, имеющая в своем распоряжении около 15 судов. Состоявшаяся передача ярусолова крупной иностранной компании может повлечь за собой новые заказы на PL-475. Стоимость одного судна колеблется в диапазоне €20-25 млн.

После длительных поисков, продолжавшихся почти два года, Ленинградский судостроительный завод «Пелла» нашел покупателя на свое уже построенное рыболовное судно PL-475. Владельцем ярусолова стала Keltic AS — одна из крупных норвежских рыболовных компаний. По информации «Ъ», флот судовладельца насчитывает около 15 судов, что довольно много для рыболовецкого предприятия. Для сравнения, у Архангельского тралового флота, на прошлой неделе заказавшего на Выборгском судостроительном заводе четыре судна-процессора общей стоимостью €155 млн, только шесть судов.

Несмотря на то, что ярусолов передали заказчику в прошлую пятницу, он уже имеет богатую историю. Идея построить судно возникла еще в досанкционную эпоху: ярусолов был заложен в 2012 году. По информации «Ъ», в основе нового корабля лежал шотландский проект, который под Российский морской регистр судоходства переделывало расположенное в украинском городе Николаеве конструкторское бюро. Во время переработки проекта будущего судна оно принадлежало «Пелле».

«Около восьми лет назад «Пелла» хотела приобрести того или иного российского проектанта для разработки проектов и конструкторской документации на свои суда. Цена в России оказалась слишком высокой, и предприятие выкупило небольшое бюро на Украине. Во время покупки в компании-проектанте работало около 15 сотрудников. На его базе «Пелла» создала полноценное КБ, где работало под сотню человек», — рассказал «Ъ» собеседник на рынке.

Жизнь украинского проектного бюро «Пеллы» оборвалась после начала российско-украинского конфликта: судостроителям пришлось закрыть дочернюю компанию в Николаеве. Несколько сотрудников переехали в Отрадное, где располагается производственная база «Пеллы», но создать новое полноценное КБ так и не удалось.

Как следует из официального сообщения завода, ярусолов, спроектированный на Украине, изначально строился для российского заказчика. Предполагалось, что судно будет передано для промысловой разведки в Баренцевом море мурманской компании, название которой на предприятии не называют. «Промысловая разведка и ресурсные исследования в этих регионах должны были научно подтвердить наличие недоиспользуемых ресурсов донных рыб. Но предоставление необходимых квот на вылов биоресурсов российскому заказчику так и не было оформлено», — говорится на сайте «Пеллы».

В пресс-релизе «Сбербанк-Лизинга» (стопроцентная дочка Сбербанка. — «Ъ»), датированном 15 июля 2014 года, говорится, что головное судно PL-475 было передано в лизинг компании «Персей-Пелла». По данным базы kartoteka.ru, ООО «Персей-Пелла» находится не в Мурманске, а в городе Отрадное Ленобласти, и зарегистрировано по тому же адресу, что и завод-производитель. «Персей-Пелла» на 75% принадлежит заводу «Пелла», но оставшиеся 25% находятся в собственности мурманского ООО «Персей», основной деятельностью которого является морское рыболовство. По всей видимости, именно «Персей» был первоначальным заказчиком рыболовного судна.

Не получив квот, заказчик вынужден был отказаться от корабля, и «Пелла» в течение двух лет медленно достраивала его за свой счет, рассказали собеседники «Ъ» на рынке. «К сожалению, несмотря на рекомендации ученых ВНИРО и Наблюдательного Совета «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов», отечественные заказчики так и не смогли оценить преимуществ постройки рыбопромысловых судов в России», — говорится на сайте «Пеллы».

По данным «Ъ», интерес норвежской компании к ярусолову российской постройки появился около полугода назад. На первый взгляд, это кажется странным, так как норвежцы считаются мировыми лидерами в области рыбопромыслового судостроения. «Свою роль сыграл дефицит судов на вторичном рынке. Ярусолов понадобился в самое ближайшее время, а на постройку обычно уходит несколько лет. За время высокой стоимости нефти судовладельцы покупали в основном танкера, но когда нефтепродукты упали в цене, начался поиск альтернатив, в числе которых оказались и рыболовные суда. В результате сегодня на вторичном рынке рыболовецких судов сформирован дефицит, спрос на них в полной мере не удовлетворяется. А на «Пелле» тем временем стояло новое, почти готовое к использованию судно», — рассказали собеседники «Ъ».

В ходе приемо-сдаточных испытаний головной PL-475 полностью удовлетворил норвежского заказчика. И теперь, спустя два года после того, как «Пелла» должна была сдать головной ярусолов, появилась вероятность получения новых заказов на рыболовные суда. Особенно в контексте грядущего перераспределения долей квот на вылов биоресурсов, стимулирующего рыбаков заказывать новые суда на российских верфях (см. «Ъ» от 10.11.2016).

В упомянутом релизе «Сбербанк-Лизинга» указано, что стоимость головного судна PL-475 составляет €20 млн, собеседники «Ъ» на рынке называют цену в €25 млн.

ПАО СКФ
Восточный Порт
Продажа лайнера Князь Владимир
НПО «Аконит»
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ