РЖД собрались получить 25% в проекте порта Суходол в Приморье
04.09.2018
Морские порты
Совет директоров ОАО «Российские железные дороги» во вторник рассмотрит вопрос о предоставлении ООО «Морской порт Суходол займа более чем на 9 млрд рублей на 13 лет под 10% годовых, при этом РЖД могут получить в проекте 25,01% за 440 млн рублей, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, знакомые с повесткой заседания.
«Суходолом» (Приморье) владеет группа «Сибирский деловой союз» (СДС) Михаила Федяева и Владимира Гридина. Проект стартовал в 2012 году и предполагает создание угольного порта в Приморье на 20 млн тонн (12 млн тонн к 2021 году, еще 8 млн тонн - в 2022 году). Общее финансирование может составить около 48,5 млрд руб. (строительство - 35,4 млрд руб.), из которых заемные средства - около 37 млрд руб., говорят источники издания. NPV проекта - 18,94 млрд руб., IRR - 14,95%, срок окупаемости - более 12 лет.
По словам собеседников «Коммерсанта», «Российские железные дороги» могут выдать заем траншами в течение трех лет, если «Суходол» предоставит договоры с подрядчиками, подтвердит источники финансирования со своей стороны и заключит долгосрочный контракт take-or-pay с СДС на перевалку не менее 12 млн тонн в год по ставке не менее $10 за тонну. «Сибирский деловой союз» в 2017 году продал 24 млн тонн угля (91% на экспорт), к 2021 году экспорт должен вырасти до 28 млн тонн, загружать «Суходол» планируется и за счет других угольщиков.
Представитель РЖД напомнил газете о заключенном в мае соглашении с СДС (тогда деталей не было), отказавшись от других комментариев, получить их в группе и в министерстве транспорта РФ не удалось. ВТБ «потенциально интересно участие в проекте, но говорить о деталях рано», сказал изданию представитель финансовой организации. В Газпромбанке, который давно работает с «Сибирским деловым союзом», и в Сбербанке отказались от комментариев.
На недавнем заседании президентской комиссии по ТЭК в Кемерово, перед которым президент РФ Владимир Путин посетил с Федяевым Черниговский разрез СДС, глава Минэнерго Александр Новак заявил, что экспорт угля из РФ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона может удвоиться до 207 млн тонн к 2025 году.
В то же время, источник «Коммерсанта» в отрасли называет идею «Российских железных дорог» «крайне сомнительной». «Сегодня у монополии лишних денег просто нет, а при вложениях в порт РЖД берут на себя и дополнительные риски», - пояснил он. Собеседник издания добавил, что «Суходол» получит серьезное преимущество перед другими портами узла Восточный-Находка, где и так наблюдаются проблемы с темпами развития.
Другой источник издания в отрасли настаивает, что «у РЖД много денег, и нужно искать, куда их вкладывать», но тоже сомневается в выборе объекта для инвестирования. «Чем плох проект угольного порта «Вера», который планируется запускать в сентябре? Почему монополия не вкладывает в ППК-Север в бухте Врангеля, который делает «Ространсмодернизация», а подрядчиком была «Сумма»? Почему там не достроить железнодорожную часть, на которую из бюджета выделено 10 млрд руб., и не завершить терминал?» - говорит он.
Еще один собеседник издания заявил, что порт Суходол «астрономически дорогой и неконкурентоспособный по сравнению с другими».