Перевозки грузов автотранспортом в порты по итогам 2015 года выросли на 12,3%, в то время как по ж/д лишь на 6,6%
12.02.2016
Морские порты
Объем перевозок грузов в морские порты России для последующей отправки морем по итогам 2015 года составил 613,3 млн тонн, что на 7,6% выше показателя 2014 года. В том числе, по данным ТАСС, основанных на анализе материалов АСОП, объем сухогрузов составил 252,9 млн тонн (+9,1%), наливных - 360,4 млн тонн (+6,5%).
Основная доля грузов, доставляемых в морские порты, осуществляется железнодорожным транспортом - 47,2% и трубопроводным транспортом - 39,4%, на автомобильный транспорт приходится 8,9%, речной - 2,4% и морской - 2,1%.
Ранее в ходе пленарного заседания форума «Транспортно- транзитный потенциал», прошедшего в Петербурге, главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры Юрий Черногоров заявлял о перспективах роста экспортно-импортных перевозок грузов через порты России к 2020 году по сети железных дорог до 413 млн тонн.
Положительная динамика действительно достигнута. Так, по словам Черногорова, объемы перевозок грузов через порты России в период с 2007 по 2014 год возросли на 43% и составили 276 млн тонн. По данным АСОП, объемы экспортно- импортных перевозок даже превысили этот показатель, составив 286,7 млн тонн грузов.
В то же время, несмотря на увеличение объемов перевалки грузов в портах РФ итогам 2015 года на 5,7% относительно 2014 года до 676,67 млн тонн, в том числе, рост объемов перевалки традиционных номенклатурных групп для перевозок по ж/д составил: угля - 123,2 млн тонн (+6%), зерна - 34,4 млн тонн (+15,1%), черных металлов - 26,2 млн тонн (+12,2%), минеральных удобрений - 16 млн тонн (+8,8%), руды - 6,7 млн тонн (+10,8%(, лесных грузов - 5,3 млн тонн ( +10,7%), цветных металлов - 3,5 млн тонн (+10,7%); когда объемы перевалки экспортных грузов в портах по итогам года составил 539,1 млн тонн с ростом на 7,7%, объемы перевозок грузов по ж/д на порты выросли лишь на 6,6% до 289,4 млн тонн. Из портов по сети ж/д отправлено 15,6 млн тонн - рост на 3,3%.
Доставка грузов в морские порты автомобильным транспортом выросла на 12,3% до 54,2 млн тонн. Из портов на авто вывезено 31,8 млн тонн - снижение на 9,6%. Падение объемов перевалки импортных грузов в портах РФ в 2015 году составило 23,3% до 33,3 млн тонн.
По мнению экспертов в отрасли, введение 15 ноября системы «Платон» по сбору дополнительных средств за проезд большегрузов свыше 12 тонн, может благоприятно отразиться, как минимум, на отдельных сегментах железнодорожных перевозок - прежде всего на перевозках в крытых вагонах и отчасти контейнерных. Также нагрузка на тяжеловесный автотранспорт сыграет на руку перевозчикам сборных грузов: введение платы за пользование трассами приведет к росту рынка железнодорожных багажных перевозок как минимум вдвое, считают они.
В то же время, как ранее писал ТАСС, в крупном сегменте перевозок потребительских товаров ритейлеры заявляли о неготовности работать с РЖД. В частности, их не устраивает доставка товаров не к каждому магазину или их логистическому центру, а на грузовые дворы.
Ситуация также может осложниться на ключевом рынке московского региона вследствие консолидации таможенной очистки на посту Ховрино (более подробно в новости от 21 января «ФТС консолидирует грузы»).
Объем доставки грузов на порты трубопроводным транспортом традиционно растет - до 241,8 млн тонн (+11,2%), морским транспортом доставлено 12,8 млн тонн (+1,0%).
Объемы перевозок грузов речным транспортом, несмотря на сохраняющуюся второй год ситуацию аномального маловодья на внутренних водных путях России, снизились по направлению на порты до 14,8 млн тонн (-26,0%). В то же время, объемы отправок из портов по внутренним водным путям выросли в 2,5 раза до 346 тыс. тонн. При этом, объемы перевозок сухих грузов из портов по ВВП вырос почти в 5 раз, наливных - на 60%.