Качество подготовки в школе и вузе - основа суверенитета в судостроении - Морские вести России

Качество подготовки в школе и вузе - основа суверенитета в судостроении

28.08.2025

Лента новостей

Качество подготовки в школе и вузе - основа суверенитета в судостроении

Фото: пресс-служба правительства Санкт-Петербурга

Помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев провел в Санкт‑Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ) совещание по вопросам повышения качества подготовки кадров для судостроения.  Участие в мероприятии приняли министр высшего образования и науки Валерий Фальков, полпред президента в СЗФО Александр Гуцан, губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Беглов и Александр Дрозденко. Подробности приводит пресс-служба правительства Северной столицы.

Фокус на практику

«Особое внимание в совершенствовании системы высшего образования уделяется инженерно-техническому образованию, в том числе в области судостроения и кораблестроения. Формирование конкурентоспособных отраслей экономики обеспечивается двумя важными инструментами: системой опережающей подготовки научных и инженерных кадров и разработкой наукоемких технологий», – заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков.

Запущен пилотный проект в рамках новой национальной системы высшего образования. Валерий Фальков перечислил его основные принципы:
- фундаментальность (пристальное внимание на 1-2 курсах должно быть сосредоточено на базовых дисциплинах, связанных с физикой, химией, математикой, информатикой, биологией, – в зависимости от выбранной специальности);
- практикоориентированность (должна быть сформирована четкая практическая программа);
- дополнительная квалификация, которую студент должен получать в ходе обучения;
- образование должно базироваться на основе передовых научных знаний и наукоемких технологий.

Министерство продолжает последовательно увеличивать либо сохранять объемы бюджетных мест по инженерным направлениям подготовки. Это касается и группы специальностей «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта». На предстоящий учебный год по данной группе установлено 5 тыс. 294 места. Высшее образование в этой группе специальностей получают 30 тыс. 105 человек. Итоги нынешней приемной кампании продемонстрировали рост интереса абитуриентов к судостроению.

По инициативе Минобрнауки, объявленной Валерием Фальковым в прошлом году, была введена стипендия имени академика А.Н. Крылова для студентов, имеющих значительные достижения в области кораблестроения. Отбор получателей стипендии завершится к 1 октября.

С Невы на верфь

«Мы решаем важные вопросы подготовки кадров для судостроительной промышленности. Судостроение – одна из важнейших отраслей, на которых базируется технологический суверенитет и безопасность России. Сегодня Президентом поставлена задача достижения технологического лидерства нашей страны. На Петербурге как крупнейшем промышленном, образовательном и научном центре лежит особая ответственность за её выполнение», – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов.

Александр Беглов напомнил, что Петербург занимает второе место в национальном рейтинге научно-технологического развития в России. В программе десяти приоритетов развития города особое место отведено поддержке науки и высоких технологий, созданию новых высокотехнологичных рабочих мест. Исторически судостроительный комплекс Петербурга – крупнейший в России. Сейчас в Северной столице строится порядка 60 гражданских судов и военных кораблей. С учётом проектных организаций и смежных предприятий в отрасли занято почти 60 тысяч человек. Основой судостроительного кластера являются предприятия Объединённой судостроительной корпорации.

«Для организации работы предприятий, входящих в корпорацию, требуется большое число хорошо подготовленных специалистов. Технологическое лидерство невозможно без сильной системы образования и подготовки инженерных кадров», – подчеркнул Александр Беглов.

Сегодня 32 вуза города готовят специалистов инженерно-технического профиля. Из них 17 – именно для судостроения, это более 27 тысяч студентов.

«Нам предстоит выполнить самое важное поручение Президента – создать научно-технологический центр «Невская дельта». В него будет интегрирован проект Морского технического университета «Приморская долина». Петербург будет расширять партнёрство между университетами, колледжами и предприятиями, чтобы выпускники сразу могли включаться в работу над сложными проектами», – подытожил Александр Беглов.

Абитуриентов приходится «подтягивать»

Глава Морской коллегии Николай Патрушев отметил, что вузовский механизм целевого обучения корабелов, не работает должным образом. Это связано в первую очередь со слабой подготовкой абитуриентов.

«Минобрнауки России планомерно увеличивает соответствующие целевые квоты, в том числе по укрупненной группе направлений подготовки "Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта". Однако их заполняемость не достигает и половины от выделенных мест», - подчеркнул он.

«В первую очередь это обусловлено слабой подготовкой абитуриентов по базовым для инженеров предметам, прежде всего по математике, физике, химии, о чем мы не раз говорили, в результате чего наши университеты зачастую вынуждены ликвидировать у вновь зачисленных студентов пробелы в школьных знаниях», - пояснил Патрушев.

Например, отметил он, в СПбГМТУ входной контроль по математике, физике и химии успешно проходит лишь половина первокурсников.

«Остальных в течение семестра, а то и двух приходится подтягивать до необходимого уровня за счет выделенного на освоение программ высшего образования учебного времени, которого и без того недостаточно», - констатировал помощник президента.

«Такое положение во многом обусловлено дефицитом преподавателей математики и физики в некоторых муниципальных образованиях, особенно расположенных в небольших населенных пунктах и в сельской местности, который составляет от 10 до 20%. Главной причиной этого является низкий уровень оплаты учительского труда, прежде всего в глубинке», - продолжил Патрушев, добавив, что в этих условиях «учителям-предметникам приходится работать на полторы, а то и две ставки, чтобы обеспечить себе и своим семьям приемлемый уровень жизни».

«Времени на внешкольную работу, в том числе на профессиональную ориентацию школьников на получение инженерного знания, практически не остается. В связи с этим доля выпускников, выбравших профессию инженера, за три года увеличилась только на 7%», - подчеркнул помощник главы государства. 

Главы регионов на совещании отметили, что работают над решением указанной проблемы.

«В прошлом году была актуализирована Концепция научно-технологического развития Санкт‑Петербурга до 2030 года. Мы со школьной скамьи ориентируем молодёжь на получение инженерно-технических специальностей. На это направлена созданная нами система предпрофессионального и дополнительного образования. Это даёт свои плоды. Ежегодно у нас растут цифры приёма в вузы на инженерно-технические специальности», – отметил Александр Беглов.

59% студентов, поступивших в прошлом году на бюджетные места в петербургские вузы, получают инженерное образование. Подготовку специалистов для отрасли также ведут колледжи города. Всего их в Петербурге 116. Более 45% студентов колледжей осваивают технические профессии. Отвечая на запрос судостроительной отрасли, Северная столица в 2024 году увеличила приём в колледжи по востребованным специальностям почти на 8,6%. А в целом за последние несколько лет количество бюджетных мест на технические профессии выросло в Петербурге более чем на треть.

В Ленобласти до 100% выпускников инженерных классов выбирают технические профессии, сообщил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

«В воспитании и образовании результат нельзя получить мгновенно, но он окупается сторицей: выпускники инженерных классов Ленобласти выбирают технические профессии — в 70% случаев в Сосново и в Выборге — все 100% ребят. Ждём статистику первого выпуска от Тосно», - сказал он.

Глава региона перечислил, где планируется открыть специализированные инженерные классы в ближайшем будущем: с 1 сентября в Шлиссельбургской школе N 1, с 2026 года в Новоладожской школе имени вице-адмирала Черокова, затем в школе № 3 в Сосновом Бору и школе № 3 в Кудрово.

«Поддержим студентов-отличников технических специальностей: поручил уже в сентябре ввести дополнительную стипендию 10 000 рублей в месяц. Качественную практику и дальнейшее трудоустройство ребят на предприятиях отрасли поможет обеспечить региональный Морской совет», — сказал Александр Дрозденко.

По итогам совещания выработаны предложения:

- по повышению качества математического и естественно-научного образования в школах;

- по увеличению эффективности реализации программ высшего и среднего профессионального образования в области судостроения и связанного с отраслью программами по машиностроению и приборостроению;

- по корректировке программ высшего инженерного образования, связанных с цифровым моделированием и проектированием, автоматизированным управлением судостроительным производством и методиками использования технологий ИИ.

__

Самые важные и интересные новости отрасли, а также эксклюзивные интервью с наших мероприятий в социальных сетях:

Telegram: https://t.me/morvestirussia

Вконтакте: https://vk.com/morvesti

Дзен: https://dzen.ru/morvesti

YouTube: https://www.youtube.com/@MaritimeNewsOfRussia

 

Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
НТЦ Редуктор
Подписка 2026
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ