Значение Севморпути растет на фоне эскалации рисков на других транспортных коридорах - Морские вести России

Значение Севморпути растет на фоне эскалации рисков на других транспортных коридорах

18.06.2025

Лента новостей

Борьба за контроль над основными торговыми маршрутами приводит к конфликтам, которые создают риски для перевозчиков, в этих условиях растет значимость Северного морского пути для мировой торговли как кратчайшего маршрута между Европой и Азией, говорится в опубликованном в преддверии ПМЭФ докладе «Росконгресса» «Милитаризация и тарифные войны. Глобальные экономические тренды 2025», с которым ознакомилось «РИА Новости».

«Передел мировых торговых маршрутов преследует цель установления контроля над экспортом сырья, в том числе по трубопроводным маршрутам. Этот процесс сопряжен с рисками для транспортировки и продажи и, как следствие, с риском роста цен на сырье. В этих условиях возрастает значение Северного морского пути как транзитного коридора и кратчайшего маршрута между Европой и Азией, обеспечивающего прямой выход на мировые рынки, к странам Юго-Восточной Азии, Индии, государствам Персидского залива и Африки», - говорится в докладе.

Авторы отмечают, что в настоящее время доминирующая роль двух крупнейших мировых искусственных водных путей - Панамского и Суэцкого каналов - находится под угрозой.

«Панамский канал имеет стратегически важное значение как для США, так и для Китая, однако Вашингтон стремится ограничить влияние Пекина в этом регионе», - говорится в документе.

Так, под давлением США правительство Панамы объявило о выходе из китайской инициативы «Один пояс - один путь», в то время как гонконгский конгломерат CK Hutchison договорился о продаже консорциуму, возглавляемому BlackRock, 90% акций Panama Ports, которая владеет и управляет двумя портами по обе стороны канала.

Кроме того, Панамский канал недостаточно широк и глубок, чтобы пропускать новые гигантские контейнеровозы, которым приходится огибать мыс Доброй Надежды. На возможности использования Панамского канала влияет и погода: прошлогодняя засуха, вызванная Эль-Ниньо, сократила транзит через канал и поставила под сомнение надежность этого водного пути.

«Что касается Суэцкого канала, несмотря на договоренность о прекращении огня между силами США и хуситов, крупные судоходные компании по-прежнему не решаются полностью возобновить операции в Красном море», - отмечают эксперты.

На этом фоне разворачивается борьба за контроль над другими морскими путями, отмечают авторы доклада. «Европейский союз обнародовал планы создания центра морской безопасности в Черном море, а также ввел санкции против судов «теневого флота» России, в то время как в Балтийском море происходили инциденты с задержанием российских судов», - говорится в докладе. Авторы подчеркивают, что оба моря имеют ключевое значение для российского экспорта.

Дополнительную нестабильность создает обсуждающийся в США вопрос о возможности возврата к практике каперских грамот. «Ранее основатель американской ЧВК Blackwater Эрик Принс поддержал идею о выдаче каперских грамот, которые позволили бы частным военным компаниям захватывать суда контрабандистов и получать долю с трофейных грузов. Неясно, насколько широко в случае принятия этого предложения будет применяться такое право частных лиц захватывать суда неприятеля», - отмечает «Росконгресс».

Каперская грамота – разрешение, выдаваемое воюющим государством частному судовладельцу, позволяющее атаковать и захватывать суда, принадлежащие противнику. Такая практика уже давно не применяется в мире, но конституция США предусматривает такое право Конгресса, и этот вопрос периодически возникает в политическом поле страны.

Восточный Порт
ООО «НКТ»
Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
НПО «Аконит»
НТЦ Редуктор
ЭКОС Групп
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ