Внедрение технологий автономного судоходства требует международного сотрудничества - Морские вести России

Внедрение технологий автономного судоходства требует международного сотрудничества

25.04.2025

Лента новостей

В рамках делового партнерства Россия-АСЕАН состоялся онлайн-семинар о технологиях автономного судоходства для устойчивого развития морской отрасли. Минтранс России при участии Центра по продвижению технологий автономного судовождения МАРИНЕТ РУТ (МИИТ) выступили инициатором и организатором семинара, ключевой целью которого является содействие международному сотрудничеству и обмен опытом в области внедрения технологий автономного судоходства, направленных на устойчивый рост и повышение эффективности морских перевозок. Подробности обсуждения приводит пресс-служба министерства.

Мероприятие собрало более 130 участников из Камбоджи, Индонезии, Мьянмы, Малайзии, Филиппин, Таиланда, Восточного Тимора и России, которые представляли морские администрации, портовые власти стран АСЕАН, классификационные общества, образовательные учреждения морской отрасли, компании-разработчики программного обеспечения и аппаратных средств. 

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Директор Дирекции отраслевого развития Департамента экономического сообщества АСЕАН Канчана Ваничкорн.

Директор Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России Виталий Клюев обозначил основные направления и перспективы развития морской отрасли с внедрением технологий автономного судовождения. Также он представил обзор нормативно-правового регулирования автономного судоходства в Российской Федерации, акцентировав внимание участников семинара на важности международного сотрудничества и взаимодействия в комплексном решении актуальных вопросов эксплуатации автономных судов при международных перевозках грузов морским транспортом.

Отдельно руководитель департамента подчеркнул, что сотрудничество стран динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона может послужить базой для достижения прогресса в области развития технологий автономного судоходства, совершенствования национальных законодательств, перспективного изменения международных и региональных нормативно-правовых актов и соглашений с целью их адаптации к внедрению автономного судоходства.

Российские докладчики поделились практическим опытом эксплуатации морских автономных надводных судов (МАНС). Российскими полуавтономными паромами «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» на линии Усть-Луга – Балтийск пройдено более 240 000 морских миль, перевезено 1,8 млн тонн грузов, что демонстрирует экономический потенциал автономных судов в реальных условиях.

Озвучена информация о текущем состоянии и перспективах разработки международных инструментов в области автономного судоходства на уровне Международной морской Организации, а также результатах разработки нормативной базы, позволяющей выполнять проектирование и осуществлять практическую  эксплуатацию МАНС, используя в этих целях отечественные разработки, выполненные в рамках федерального проекта «Автономное судовождение».

Представлены инновационные программы подготовки экипажей МАНС и персонала Центра дистанционного управления (ЦДУ), которые реализуются с использованием современных тренажеров с технологиями виртуальной и дополненной реальности для обеспечения практических навыков экипажей МАНС в области предотвращения столкновений и дистанционного управления в соответствии с международными стандартами Международной конвенции и кодекса по подготовке, сертификации и несению вахты для моряков (ПДНВ). 

Отдельно Российский университет транспорта презентовал собственные научные достижения в области автономного судоходства. В 2023 году был разработан полноразмерный модельный автономный катер, также создаются цифровые двойники акваторий для повышения точности управления судном.

Участники семинара подняли ряд других актуальных вопросов, в том числе:

·         Обеспечение устойчивого перехода от традиционного к автономному судоходству;

·         Создание совместных программ по наращиванию потенциала морских учебных заведений стран АСЕАН и России, с целью повышения цифровых компетенций и готовности к обучению новым технологиям в сфере автономного судовождения;

·         Необходимость развития новых направлений, таких как морская кибербезопасность, интеллектуальное судоходство и зеленые морские технологии.

Семинар «Технологии автономного судоходства для устойчивого развития морской отрасли» делового партнерства Россия-АСЕАН подчеркнул трансформирующий потенциал технологий автономного судоходства в морской отрасли. Решение целого спектра таких актуальных вопросов как устранение пробелов в нормативно-регуляторной базе отдельных стран, удовлетворение потребности в обучении, кибербезопасность и технологическое партнёрство возможно только через тесное международное сотрудничество, что в самой ближайшей перспективе позволит создать безопасную, эффективную и устойчивую среду для внедрения технологий автономного судоходства в морскую отрасль.

 

ПАО СКФ
Восточный Порт
НПО «Аконит»
Продукция российского бренда TOPAZ
НТЦ Редуктор
V ежегодная конференция «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ