В Москве состоялся II Всероссийский форум «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста»
29.11.2024
Лента новостей
Повышение роли рек в создании конкурентоспособной транспортной системы для перевозки грузов и обеспечения связанности территорий, развитие речных туристических маршрутов и реновация прибрежных территорий – задачи ближайшего будущего.
Вопросам их практической реализации, обеспечивающей достижение долгосрочных целей Стратегии развития внутреннего водного транспорта, был посвящен состоявшийся 27-28 ноября в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ II Всероссийский форум «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста», организованный медиагруппой «Морские вести России».
Мероприятие состоялось при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ).
Партнером выступило ООО «Теплоход» - ведущая судоходная компания в сфере аренды теплоходов для мероприятий и речных прогулок в Москве.
С приветственным словом к участникам обратился первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев. По его словам, сегодня «государство развернулось к реке, к возрождению речных перевозок в России».
«В ближайшие годы мы увидим новые международные реалии и новые вызовы. И ответом должны быть стратегически значимые проекты по развитию речного судоходства - это новые пассажирские маршруты, логистика грузоперевозок, облик флота, инфраструктура и её оператор для речных портов по аналогии с морскими», - отметил депутат.
Заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков рассказал о реализации федеральных проектов по повышению объемов перевозок внутренним водным транспортом.
В настоящее время продолжается устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе за счет строительства Багаевского гидроузла на р. Дон и реконструкции судоходных шлюзов 15-16 Городецкого гидроузла на Волге.
Обновляется технический флот. В рамках госпрограмм и с применением механизма льготного лизинга с 2018 года построено 18 земснарядов.
На завершающей стадии находится первый этап проекта межрегиональных пассажирских перевозок «Речные магистрали». В этом году были запущены перевозки по маршруту Городец - Ульяновск. До трех судоходных компаний доведена госсубсидия на погашение затрат, запущена продажа билетов с использованием информационного ресурса «единый билет».
«Дальнейшая реализация проекта «Речные магистрали» будет способствовать развитию пассажирских перевозок и речного туризма на Волге, также станет импульсом для производства скоростных судов», - отметил Федор Шишлаков.
Он добавил, что министерством в этом году начата работа по развитию внутрирегиональных пассажирских перевозок. В ходе инвентаризации были выявлены 608 причалов, разработана маршрутная сеть, включающая 285 маршрутов.
Параллельно ведется создание мультимодальных логистических центров (МЛЦ) на базе речных портов. Запущен первый перегрузочный комплекс – Свияжский ММЛЦ, расположенный на реке Волге в Республике Татарстан.
О противоречиях в нормативно-правовой базе в части границ речных портов, а также регламентов, регулирующих перевозку угля, сообщил вице-президент АПСРТ Сергей Егоров. По его словам, для решения данных проблем необходимо провести комплексную доработку ряда нормативных актов с учетом мнений и предложений экспертов и представителей бизнес-сообщества.
Также участники форума рассмотрели механизмы государственно-частного партнерства как инструмента привлечения инвестиций в модернизацию инфраструктуры и обновление флота. В условиях высокой ключевой ставки все больше инвесторов заключают концессионные соглашения и используют механизм комплексного развития территорий.
Особое внимание было уделено вопросу повышению статуса внутренних водных путей в системе международных транспортных коридоров. Эксперты обсудили новые маршруты, проекты логистических центров и привлечение иностранных партнеров для развития грузовых перевозок на Каспии и освоения Арктики.
Отдельная сессия была посвящена инновационным решениям для строительства, модернизации и эксплуатации инфраструктуры внутреннего водного транспорта. В частности, производители представили разработки в сфере композитных материалов, не подверженных коррозии или влиянию погодных условий, которые позволяют создавать «вечные конструкции»: от мостовых переходов и причалов до барж.
Вопрос будущего речного транспорта и использования современных цифровых технологий на внутренних водных путях вызвал оживленную дискуссию. Уже сегодня электронные навигационные карты и информационное обеспечение судоводителей позволяют повысить эффективность управления судами. А в перспективе нескольких лет на реках могут появиться автономные баржебуксирные составы, технический и пассажирский линейный флот.
На выставке был представлен широкий выбор решений и продукции: от строительных материалов до проектов судов и гидрографических беспилотников.
Второй день Всероссийского речного форума прошел на панорамном премиум-теплоходе ледового класса «Императрица» судоходной компании ООО «Теплоход». В ходе деловой программы гости форума ознакомились с проектами обновления пассажирского, коммерческого, и специального флота, а также причальной инфраструктуры, а после продолжили неформальное общение в комфортной атмосфере во время прогулки по Москве-реке.
__
По итогам форума участники подчеркнули значимость мероприятия как авторитетной площадки для обсуждения стратегических планов и актуальных вопросов развития внутреннего водного транспорта.
Фото: Морские вести России