Портовики не согласны с «привязкой» ценника аренды госпричалов к доходам за их использование - Морские вести России

Портовики не согласны с «привязкой» ценника аренды госпричалов к доходам за их использование

10.07.2024

Лента новостей

В январе 2024 года Минтранс РФ завершил разработку проекта ФЗ «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Документ был включен в План законопроектной деятельности Правительства РФ на 2024 год.

Это уже не первая попытка министерства пересмотреть условия аренды терминалов (причалов) в госсобственности. В этот раз предлагается определять размер оплаты на основе доходов от их эксплуатации и расходов государства на их содержание. Конкретный порядок должно установить Правительство РФ отдельным подзаконным актом.

Вероятно, действия ведомства вызваны возникшей необходимостью поиска источников финансирования для уже начатых портовых проектов. В пояснительной записке к документу указано, что установление нового порядка определения арендной платы «необходимо для выполнения важных задач по обеспечению безопасности мореплавания, функционирования паромных линий, реконструкции портовых объектов, дноуглубительных работ».

Реакция стивидоров на предложение была негативной. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) направила в адрес председателя Правительства и министра транспорта письма с просьбой сохранить действующий механизм определения арендной платы.

Пока есть только законопроект, а подзаконный акт, на который ссылается законопроект, отсутствует, что не позволяет «в полной мере оценить правовые последствия принятия законопроекта для арендаторов объектов инфраструктуры в морском порту», пояснили в АСОП. К тому же эта инициатива Минтранса с портовиками не обсуждалась и не согласовывалась, как и предполагаемый порядок определения размера арендной платы за пользование терминалами (причалами).

Бизнес опасается, что разовые всплески доходности могут привести к завышенным арендным платежам в долгосрочной перспективе, что не позволит формировать долгосрочные планы развития.

По мнению АСОП, принятие законопроекта приведет к пересмотру существующей правовой конструкции, а это значит, что изменение порядка расчета арендной платы затруднит реализацию федерального проекта «Развитие морских портов» транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Таким образом, пересмотр методики определения арендных платежей может негативно повлиять на инвестиционный потенциал всей портовой индустрии. В случае кризиса доходы стивидоров снизятся, что дополнительно осложнит реализацию инвестиционных планов. А ведь, есть еще и геополитические риски...

В АСОП указывают, что сам по себе порядок определения размера арендной платы по договорам аренды в законодательстве уже определен. Используются отчеты независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества. Проведение оценки указанных объектов является обязательным. Действующим законодательством также предусмотрена возможность индексации арендной платы по договорам аренды государственного недвижимого имущества в морских портах раз в год.

Кроме того, приказом Минфина России от 05.10.2021 г. №146-н утверждены типовые условия договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за «Росморпортом». Одним из типовых является условие о проведении ежегодной индексации арендной платы путем изменения размера арендной платы в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции. Это условие активно используется предприятием на практике в отношении заключенных договоров аренды объектов федеральной собственности путем подписания соответствующих дополнительных соглашений.

С позицией портовиков солидарен и Российский союз промышленников и предпринимателей – в начале мая объединение также обратилось с письмом к Андрею Белоусову, занимавшему тогда пост первого вице-премьера, с просьбой сохранить действующий порядок.

Подробности читайте в журнале «Морские порты» № 5 за 2024 г.

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
X ежегодный форум «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация»
Подписка 2025
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ