Необходимо обеспечить бесперебойную работу отрасли - Морские вести России

Необходимо обеспечить бесперебойную работу отрасли

29.03.2024

Лента новостей

Необходимо обеспечить бесперебойную работу отрасли

28 марта состоялось итоговое заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте под председательством и.о. руководителя Агентства Бориса Ташимова. Участники мероприятия обсудили итоги работы отрасли в прошлом году, задачи на перспективу, формирование нового национального проекта «Транспорт», вопросы обеспечения правопорядка, а также текущее состояние и планы развития Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).

В работе Коллегии приняли участие помощник президента РФ Игорь Левитин, заместитель начальника Управления президента РФ по обеспечению деятельности Государственного Совета РФ Александр Юрчик, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, депутат Госдумы РФ Виктор Дерябкин.

Игорь Левитин поблагодарил Росморречфлот за проделанную в прошлом году работу по выстраиванию логистических цепочек в условиях санкций, обеспечению сообщения с Крымом, Калининградом и Сахалином, а также развитию портов новых регионов.

Вместе с тем, он отметил, что в настоящее время сдерживающим фактором для развития морских портов становится ограниченная пропускная способность железнодорожных подходов к ним. 

«Мы понимаем, что если сегодня морские порты будут строиться по ранее намеченному плану, у части из них будет профицит (перевалочной мощности – прим. ред.). Необходима совместная работа (Росморречфлота, стивидоров и РЖД) с Министерством транспорта для того, чтобы оптимизировать данные (по дальнейшему строительству)», - сообщил Левитин.

Александр Пошивай отметил, что прошлый год для отрасли был непростым.

«Тем не менее, мы встретили достойно все вызовы, сохранили динамику развития отрасли. Грузооборот морских портов России по итогам прошлого года составил 884 млн тонн, что на 5% больше, чем в 2022 году. При этом перевалочные мощности в рамках реализации инвестпроектов выросли на 68,2 млн тонн до 1,36 млрд тонн в год. Профицит должен быть для покрытия пиковых нагрузок (...) На внутренних водных путях вырос объем пассажирских перевозок на 16%, Организуются круизы, они крайне востребованы, и мы должны соответствовать высоким стандартам, которые они задают: строить новые суда, морские вокзалы, развивать причалы в тесном взаимодействии с субъектами РФ», - сказал замминистра.

Виктор Дерябкин подчеркнул, что в настоящее перед Агентством стоит множество задач: они связаны с необходимостью восстановления портовой инфраструктуры, углубления фарватеров, возобновления пассажирских перевозок.

«Да, во многом нам приходится сегодня поднимать отрасль и реанимировать то, что было разрушено много лет назад. И страна делает это! Успешно реализуются масштабные проекты, строится новый флот, морские и речные туристические маршруты все больше привлекают россиян, внедряются современные цифровые технологии. Нет никаких сомнений, что сфера судоходства в России будет и дальше продолжать развиваться хорошими темпами. Со своей стороны, мы всегда готовы услышать проблемы моряков, портовиков и судовладельцев и принимать законы, которые помогут им возрождать славу отечественного флота», - заявил депутат.

Достижение целей и постановка новых

И.о. руководителя Росморречфлота Борис Ташимов выступил с докладом: «Об итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2023 году, задачах на 2024 год и среднесрочную перспективу до 2026 года»

«В отчетном году мы продолжили реализацию целей и задач, поставленных президентом и Правительством. Планомерно продолжалось развитие портовых мощностей в соответствии с положениями Транспортной стратегии, утвержденной Правительством, продолжена реализация мероприятий по развитию внутренних водных путей и наращивание группировки флота. Инструменты известны: это национальные проекты и 10 государственных программ», - отметил Борис Ташимов.

Он напомнил, что грузооборот морских портов по итогам прошлого года достиг почти 884 млн. тонн. При этом выросла перевалка химических и минеральных удобрений, контейнерных и накатных грузов. За Азово-Черноморским бассейном сохранилось первенство по объему перевалки, а лидером по динамике роста числа обработанных грузов стали порты Каспийского бассейна, значительную роль в данной тенденции сыграло развитие транспортного коридора «Север-Юг».

На Волго-Каспийском морском судоходном канале (ВКМСК) в прошлую навигацию было выполнено рекордное дноуглубление в объеме порядка 10 млн куб. метров, для этого были привлечены 18 земкараванов. Работы позволили обеспечить проходную осадку судов на канале в 4,5 метра.

«Расширение пропускной способности ВКМСК - одна из ключевых задач в области развития портовой инфраструктуры Астраханской области, как в прошедшем, так и в текущем году. Перед нами стоит задача по поддержанию достигнутых результатов в части проходной осадки на канале. Росморпорту предстоит обеспечить необходимые работы по ремонтному дноуглублению в условиях высокой заносимости и продолжающегося снижения уровня Каспийского моря. Отдельная задача - расширение возможностей причальной инфраструктуры порта Астрахань», - подчеркнул и. о. главы Агентства.

Говоря о перевалочных мощностях морских портов России, он напомнил, что в прошлом году данный показатель был увеличен на 63 млн тонн до 1,36 млрд тонн, в том числе за счет досрочно завершённых инвестиционных проектов в морских портах Тамань и Ванино. Также в рамках Комплексного плана реализованы инвестиционные проекты в морских портах Ленинградской и Мурманской областей, Краснодарского, Приморского и Камчатского краев.

«С учётом плана по вводу мощностей на 2024 год прогнозируем, что преодолеем отметку в 1,4 млрд тонн к концу года. На текущий год запланирован ввод мощностей в морских портах Мурманск, Усть-Луга, Владивосток, Петропавловск-Камчатский. Общий прирост составит 44 млн тонн», - сообщил руководитель.

Одной из ключевых задач Росморречфлота является обеспечение транспортной доступности территорий. В прошлом году продолжила свою работу Керченская паромная переправа. Перевозки грузов и пассажиров из Крыма в порт Кавказ в настоящее время осуществляют четыре автомобильных и два железнодорожных парома. Работа переправы обеспечивается ФГУП «НИКИМП» и ФГУП «Росморпорт».

В сообщении с Калининградской областью на 10 морских каботажных линиях на постоянной основе работают 29 судов, в том числе шесть паромов. В условиях санкционного давления нагрузка на морской транспорт в этом направлении постоянно возрастает.

«В 2023 году мы в постоянном взаимодействии с Калининградской областью работали над увеличением провозной способности, а также над минимизацией последствий санкций для грузоотправителей и населения региона. Росморречфлотом предоставлялась субсидия для морских грузоперевозчиков, осуществлявших перевозки в направлении области по льготным тарифам. Субсидирование этих перевозок 2024 году будет продолжено», - сообщил Борис Ташимов.

Он также подвел итоги работы российских судоходных компаний в прошлом году: было перевезено более 33 млн. тонн грузов. Это на 15% больше, чем в 2022 году. Объем пассажирских перевозок достиг около 3 млн человек.

На внутреннем водном транспорте объем грузоперевозок сократился на 6% до 109 млн тонн. В тоже время на 6% вырос пассажирооборот - приблизительно до 11 млн человек.

«Сказалось открытие новых туристических маршрутов, активное развитие скоростных пассажирских перевозок по реке Волга, запуск круглогодичных и речных маршрутов электросудов в Москве и благоприятные метеоусловия. По туристическим маршрутам было перевезено более 400 000 пассажиров, рост составил более 15% к уровню 2022 года», - сообщил и. о. главы Росморречфлота.

Объем финансирования содержания внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в прошлом году составил 28,3 млрд руб. В 2023 году были выполнены дногубительные работы в объеме 21 млн куб. метров. Капитальный ремонт производился на 25 объектах инфраструктуры внутренних водных путей, на 5 СГТС повышен уровень безопасности до нормального. Получено разрешение на ввод в эксплуатацию после реконструкции шлюза № 30 Волгоградского гидроузла.

Число судов под флагом РФ на начало 2024 года составило свыше 5000 единиц. Из них порядка 1700 в зарегистрированы в Российском международном реестре, их суммарный дедвейт составляет свыше 9,5 млн тонн.

Для обеспечения аварийно-спасательной готовности в Арктике завершено строительство гидрографического катера и двух аварийно-спасательных судов. Технический флот пополнился 12 судами: это семь промерных судов для проведения гидравлических изысканий, четыре обстановочных судна для работы, а также серийный несамоходный землесос.

В рамках 16 государственных контрактов продолжается строительство 39 морских судов, в том числе 16 судов для Северного морского пути. Планируется в этом году принять в эксплуатацию 16 судов.

В прошлом году также велась активная работа по внедрению цифровых технологий по переводу услуг Росморречфлота в электронный вид; реализации проекта «Автономное судовождение» в части подготовки нормативно-правовой базы, тестовым запускам судов и подготовке кадров а-навигации и е-навигации.

В рамках федерального проекта «Генеральная уборка» было поднято и утилизировано 88 затонувших объектов.

«В прошлом году была проведена инвентаризация затонувшего имущества по всем морским портам страны. В адрес Правительства были направлены предложения о порядка 600 затонувших объектах. В 2024 году в рамках федерального проекта необходимо осуществить подъем и утилизацию 82», - сообщил Борис Ташимов.

Говоря о подготовке кадров, он отметил, что отраслевые образовательные учреждения обеспечили подготовку около 10 000 специалистов, в том числе 6000 человек по плавательным специальностям. В систему отраслевого образования были приняты: Херсонская государственная морская академия и Севастопольский судостроительный колледж.

«В завершение коротко о среднесрочной перспективе. В настоящее время мы участвуем в работе по формированию нового национального проекта развития транспортной инфраструктуры. В составе проекта предусмотрены федеральные проекты по дальнейшему развитию портовой инфраструктуры РФ - это проект «Развитие опорной сети морских портов»; а также по развитию внутреннего водного транспорта - проект «Развитие инфраструктуры опорной сети внутренних водных путей». В целях организации работы по наполнению федеральных проектов была создана межведомственная рабочая группа, которая включает в себя представителей регионов и бизнес-сообщества», - сообщил и. о. главы Росморречфлота.

Резюмируя вышесказанное, в текущем году он попросил сотрудников Агентства сосредоточить все усилия на работе по ключевым направлениям, заданным президентом и Правительством.

«Нам предстоит масштабная работа по развитию опорной сети внутренних водных путей, по развитию морских портов. В первую очередь, за счет высокоэффективных специализированных терминалов. Должно быть продолжено строительство обеспечивающего флота и внедрение цифровых технологий. Пожалуй, самое важное направление - развитие кадрового потенциала отрасли. Необходимо обеспечить бесперебойную работу отрасли, выполнение мероприятий «дорожных карт», направить все усилия на достижение плановых показателей предусмотренных стратегическими документами и федеральными проектами», - подытожил Борис Ташимов.

Работа Федерального агентства морского и речного транспорта за отчетный период была признана удовлетворительной.

Об итогах работы Общественного совета (ОС) при Росморречфлоте в прошлом году доложила его председатель Анна Исаева. Члены Совета рассматривали аспекты реализации Транспортной стратегии РФ, концепции развития отраслевого образования, устранения инфраструктурных ограничений в работе морских портов и внутренних водных путей и другие вопросы. В рамках форума «Сообщество» Общественной палатой РФ ОС Агентства включен в перечень Советов, добившихся максимального прогресса в 2023 году.

Начальник Главного управления на транспорте МВД России Олег Калинкин представил доклад «Об эффективности  взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка на объектах водного транспорта». Он сообщил, что вместе с развитием объектов морского и речного транспорта ведется формирование специализированных подразделений органов внутренних дел. Сегодня сформировано около 100 таких, включая новые подразделения в морских портах Бердянск, Мариуполь, Арктической зоне РФ.

«В прошлом году сотрудниками органов внутренних дел выявлено более 2500 преступлений на водном транспорте: из них чуть более 1000 преступлений было совершено на объектах морского транспорта и 1500 на речном. Наибольшее количество из них были связаны с незаконной добычей биологических ресурсов», - отметил Олег Калинкин.

Генеральный директор ФГУП «Могсвязьспутник» Андрей Куропятников представил доклад «25 лет Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности. Текущее состояние и перспективы развития». Для создания в стране надежной системы связи, обеспечивающей требования ГМССБ, специалистами морской отрасли проделана огромная работа.

На сегодняшний день построены и введены в эксплуатацию:

– сеть береговых станций морских районов А1 и А2 ГМССБ и службы НАВТЕКС в Северо-Западном, Азово-Черноморском, Каспийском и Дальневосточном бассейнах;

– российский наземный сегмент системы подвижной спутниковой связи «Инмарсат», обеспечивающий связь в морском районе А3 ГМССБ, береговые земные станции «Инмарсат-С», расположенные в Московской области и Приморском крае;

– станции приема и обработки информации (СПОИ) и международный координационно-вычислительный центр (МКВЦ) Международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ.

«Система ГМССБ не стоит на месте, она развивается по мере развития информационных и телекоммуникационных технологий. В 2019 году Международной морской организацией (IМО) принято решение об обновлении концепции ГМССБ, что связано со значительными технологическими изменениями в отрасли за прошедшие 20 лет с момента внедрения. В соответствии с представленным планом по обновлению ГМССБ в апреле 2022 года Комитет безопасности на море IМО принял поправки к Конвенции СОЛАС, которые вступили в силу с 1 января 2024 года. Обновленная концепция ГМССБ содержит изменения и дополнения в части использования систем связи нового поколения», - сообщил Андрей Куропятников.

_ _ _

На заседании Коллегии работникам отрасли традиционно вручили благодарственные письма президента РФ и ведомственные награды Минтранса России и Росморречфлота. Помимо этого, состоялась церемония награждения победителей ежегодного конкурса Агентства «Лидер отрасли».

Фото: Морские вести России

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ