В Москве состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов - Морские вести России

В Москве состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов

14.12.2023

Лента новостей

В Москве состоялось заседание Совета директоров Ассоциации морских торговых портов

Очередное заседание Ассоциации морских торговых портов (АСОП) состоялось в Москве, в здании Федерального агентства морского и речного транспорта.

В ходе мероприятия были подведены предварительные итоги работы портовой отрасли за год, обсуждались вопросы нормативного правового регулирования деятельности операторов морских терминалов, а также организационные и финансовые вопросы Ассоциации.

В дискуссии приняли участие заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай, и. о. руководителя Росморречфлота Борис Ташимов, заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий, первый зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рифат Шайхутдинов и директор АНО «Информационно-аналитический центр по вопросам внешнеторговой деятельности» Константин Ким, представляющий Минпромторг РФ. Подробности приводит корреспондент «Морских вестей России».

Стране необходим запас портовых мощностей

Замминистра транспорта Александр Пошивай отметил, что, несмотря на санкции, которые были введены в отношении морского транспорта России, объем внешнеторговых перевозок не только не сократился, но и продолжает расти.

«Результаты текущего года достойны всяческого уважения, что во многом является заслугой морских портов, которые были вовлечены в работу над переориентацией грузопотоков», - сказал он.

Хотя «разворот логистики» на Восток и Юг показал, что перевалочных мощностей в портах достаточно для удовлетворения выросшего спроса, в Минтрансе считают необходимым сохранение профицита данного показателя относительно текущего грузооборота.

«Профицит должен быть в объеме порядка 20%, это необходимо для преодоления форс-мажоров. По итогам 2023 года мы ожидаем прироста портовых мощностей еще на 11 млн т за счет инвестпроектов, которые у нас реализуются в портах Мурманск, Усть-Луга, Владивосток, Петропавловск-Качатский», - сообщил замминистра.

По его словам, также крайне важно обеспечить возможность перевалки грузов различной номенклатуры. Ранее порты были нацелены на конкретные грузы в зависимости от расположения. Переориентировать их при «развороте» оказалось крайне затруднительно.

«В наибольшей степени логистические проблемы коснулись контейнерных перевозок. В этом плане больше всего пострадали порты Северо-Запада, где контейнерооборот в определенный момент сократился практически до 70%. «Ящики» были переориентированы на дальневосточные и южные порты. К счастью, Дальний Восток оказался в полной мере готов к обработке. Да, в отдельных терминалах Владивостока в пике загрузка доходила до 120%. Но, несмотря на это, мощностей оказалось достаточно, в настоящее время там 67% (загрузка - прим. ред.). Усилия Минтранса, судоходных стивидорных и логистических компаний привели к выравниванию баланса контейнерных перевозок в морских портах РФ. Считаю, что здесь проблема решена», - отметил Александр Пошивай.

Он подчеркнул, что объемы перевалки в порту Санкт-Петербург, где сокращение контейнерооборота было наиболее критичным, постепенно возвращаются к показателям 2021 года.

Говоря о развитии международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» представитель Минтранса напомнил, что за счет масштабного дноуглубления на Волго-Каспийском морском судоходном канале была обеспечена гарантированная проходная осадка в 4,5 метра. При этом работы проводились «с запасом»: на некоторых участках глубины доведены до 7 метров во избежание наносов грунта.

«Следующий наш шаг по МТК - развитие портов Астрахань, Оля, Махачкала», - сообщил Александр Пошивай.

Помимо этого, Минтранс работает над формированием правовой основы по интеграции морских портов новых регионов страны в правовое поле РФ. Параллельно идет восстановление местных перевалочных мощностей.

В завершение доклада замминистра попросил Ассоциацию поддержать компании, которые вынуждены увеличивать сроки реализации инвестпроектов в портовой отрасли.

«В настоящее время некоторые проекты по объективным причинам сдвигаются по срокам «вправо». В сложившихся обстоятельствах мы понимаем, что это неизбежность, с которой необходимо считаться. Но главное тут, что инвесторы не отказываются от реализации. Наша задача вместе с вами их поддержать», - подытожил Александр Пошивай.

И. о. руководителя Росморречфлота Борис Ташимов сообщил, что рост объема грузооборота морских портов РФ в 2023 году может составить 5-6%, в сравнении с уровнем прошлого года.

«По нашему прогнозу, по итогам года мы перевалим порядка 900 млн тонн грузов. В основном, выросла обработка зерна, химических и минеральных удобрений, угля, нефти. В моем понимании, это знаковые показатели», - отметил и. о. глава агентства.

Он добавил, что за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих портовых терминалов совокупные перевалочные мощности РФ уже выросли почти на 22 млн т, превысив показатель в 1,33 млрд тонн.   

«Еще ряд проектов сейчас находится на завершающей стадии, проходят проверки Ростехнадзора. Рассчитываем, что к концу этого, началу следующего года еще несколько объектов будут сданы в эксплуатацию, и мы прирастем дополнительными мощностями, что очень востребовано в текущий момент», - сказал Борис Ташимов.

Совершенствование правовой базы и нивелирование санкционных последствий

Дирекция АСОП отчиталась о проделанной работе с марта по декабрь 2023 года. Исполнительный директор Ассоциации Серик Жусупов сообщил о рассмотрении 194 проектов нормативно-правовых актов.

На основании замечаний, полученных от членов Ассоциации, по всем проектам была сформирована консолидированная позиция, направленная разработчикам нормативно-правовых документов. 

К примеру, были направлены предложения к:

- законопроекту «О внесении изменений в ФЗ «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ»;

- проекту постановления правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта»;

- проекту приказа Минтранса РФ «О внесении изменений в Правила перевозок грузов ж/д транспортом насыпью и навалом»; 

- и многим другим.

В части проектов замечания были учтены, а рассмотрение ряда документов и вовсе было отложено или снято с повестки. Это, к примеру, законопроекты о заключении договоров на перевозку ж/д транспортом на условиях «вези или плати»; о запрете рейдовой перевалки навалочных грузов. В законопроекте «О смешанных перевозках» поправки позволили устранить риски для стивидоров.

Помимо совершенствования нормативно-правовой базы Ассоциация работает над нивелированием санкционных последствий. К примеру, совместно со стивидорами и производителями из РФ и дружественных стран способствует освоению выпуска критически значимого для отрасли подъемно-траспортного оборудования.

«Осенью этого года председатель правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что ключевым условием стабильного функционирования транспортного комплекса России является его независимость от иностранных производителей. Это крайне серьезная цель, которую нам предстоит достичь», - сказал исполнительный директор АСОП.

Отдельное внимание он уделил вопросу поставок комплектующих и запчастей к уже работающему импортному оборудованию. Представитель Минпромторга, присутствующий на заседании, пообещал привлечь внимание ведомства к данной проблеме.

«В целом же, несмотря на все сложности, мы отмечаем рост каботажных, экспортных, импортных и транзитных морских перевозок, положительную динамику грузооборота в портах. Как отмечал первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов, нам удалось прорвать санкционную транспортную блокаду. Теперь же предстоит перейти к поступательному развитию», - подытожил Серик Жусупов.

Фото: Морские вести России

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ