Что нам стоит порт построить: от расчета инвестиций до монтажа и обслуживания оборудования
01.12.2023
Лента новостей
Возможно ли в текущей геополитической ситуации быстро рассчитать проект терминала навалочных грузов, оперативно поставить и смонтировать не уступающее зарубежным аналогам оборудование и гарантировать его долгосрочную работу и обслуживание? На эти вопросы в ходе ХI конференции «Техника и технологии для портов и грузовых терминалов» рассказал руководитель департамента «Стакеры, реклаймеры» НПО «АКОНИТ» Олег Чистотин.
Просто, быстро и полезно
НПО «АКОНИТ» - один из лидеров российского конвейеростроения, работающий на рынке более 20 лет. Однако в портовой отрасли компания только завоевывает имя и репутацию. Поэтому предприятие поставило перед собой сложную цель: предложить рынку абсолютно новые решения в части производства оборудования для портов.
Компания предлагает выполнение заказов по типу EPC-контракта: от проектирования до сервисного обслуживания изготовленного оборудования.
Как известно, произвести и поставить технику не так сложно, как правильно рассчитать параметры для ее эффективной работы. Для решения этой проблемы в 2022 году «АКОНИТ» провел собственное исследование и начал работу над сервисом, аналогов которому на рынке не было и пока нет. Это портовый конфигуратор, который разрабатывался совместно с экспертами отрасли.
Стояла задача сделать бесплатный удобный сервис, который может дать представление о составе необходимого оборудования для строительства или модернизации порта без личного обращения к компаниям-производителям и без переговоров с менеджерами.
Для создания конфигуратора был обработан огромный массив информации: данные о загрузке портов, характеристики различных типов судов, их востребованность, информация о регионах расположения морских терминалов и т.д.
Сам портовый конфигуратор получился интуитивно понятным и простым в использовании. Пользователю предлагается сделать восемь шагов: ввести данные по характеру груза (уголь, руда, минеральные удобрения, зерно), объем грузопотока, регион, где будет порт, параметры судна, на которое или с которого будет перемещаться груз, обозначить тип хранения груза.
После заполнения форм заказчик получает рекомендации по оборудованию, характеристикам терминала, а также подробную пояснительную записку, 3D-модель, технологический разрез и схему. Уже на этом этапе можно оценить объем необходимых инвестиций с точностью до 20%.
В настоящее время провести полный расчет можно только по углю, модули по остальным типам груза находятся в разработке и будут встроены в сервис позже. Зато доступна версия конфигуратора для смартфонов.
«Порты – стратегически важная отрасль для нашей компании, и мы заинтересованы в долгосрочном и эффективном партнерстве. Запуск конфигуратора – это наш вклад в сотрудничество», - отметил Олег Чистотин.
Цифровая фабрика
Полученный в конфигураторе проект дорабатывается в соответствии с пожеланиями заказчика и отправляется в BIM-среду для выявления самых напряженных мест оборудования. После при необходимости производится усиление и повторный расчет конструкций.
«АКОНИТ» - одно из немногих машиностроительных производственных предприятий, осуществляющих BIM-проектирование. Cовместно с заказчиками и подрядчиками предприятием разработан специальный открытый BIM-стандарт промышленного оборудования, где описаны регламенты взаимодействия и условия эффективной работы техники.
«К примеру, в BIM-среде мы производили статические, кинетические и другие испытания портального кратцер-крана, который будет поставлен в этом году клиенту компании. Это самая крупная в России машина для перевалки карбамида с мощностью в 480 тонн в час. Расчеты позволяют обеспечить прочность, необходимую для 25 лет эксплуатации. Технологическая гарантия этого будет прописана в контракте», - сообщил Олег Чистотин.
Центр компетенций по транспортировке и складированию насыпных грузов
Многолетний опыт и развитие новых направлений производства позволили создать центр компетенций по обработке, транспортировке и складированию насыпных грузов НПО «АКОНИТ».
Для морских и речных портов компания предлагает судопогрузочные машины, кратцер-краны, конвейеры и другое оборудование, которое производится на трех собственных площадках - в Вологде, Кирове и ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане.
НПО «АКОНИТ» - единственные в России, кто производит реклаймеры. И спрос на них заметно растет.
С 2018 по 2022 годы компания реализовала в России пять проектов по монтажу или модернизации механической, электрической части реклаймеров и систем управления и два в Казахстане.
В 2023 году были завершены три проекта. На 2024 год компания уже законтрактовала работы на пяти объектах.
Антисанкционное обслуживание
В прошлом году у «АКОНИТ» был всплеск обращений от различных производств, у которых под угрозой заморозки оказались проекты с оборудованием зарубежных компаний. Из-за введенных ограничений и геополитической ситуации иностранные специалисты отказались проводить шеф-монтаж, настройку систем автоматики и программного обеспечения и гарантийное обслуживание.
Решить данные задачи смогли отделы строительства и монтажа и инжиниринга НПО.
«Помимо этого, на рынке до сих пор используется старая европейская техника, есть даже из ГДР. Мы проводим ее модернизацию, делаем реверс-инжиниринг поставляем компоненты, необходимые для продления срока эксплуатации. Конечно, перед этим проводим технические аудиты и другие необходимые процедуры», - сообщил Олег Чистотин
С поставками комплектующих у предприятия также нет проблем. Заказчики приобретают запасные части для техники в режиме интернет-магазина. К примеру, можно заказать роликоопоры, приводные и натяжные станции для конвейеров, а также ролики. Согласно статистике, последних произведено уже 11 миллионов.
__
Санкции больно ударили по российским портам, поскольку значительная часть подъемно-транспортного оборудования в морских терминалах раньше была импортной. Развитие производственных мощностей, разработка оборудования и новые проекты НПО «АКОНИТ» сегодня позволяют отрасли частично компенсировать технологические потери в сегменте насыпных грузов. А компании - увеличить количество заказов и занять освободившиеся ниши на рынке транспортных систем и техники.
Иллюстрация: НПО «АКОНИТ»