Ликвидацию лимитирующего участка на Нижнекамском водохранилище оценили в 30-40 млрд руб. - Морские вести России

Ликвидацию лимитирующего участка на Нижнекамском водохранилище оценили в 30-40 млрд руб.

27.11.2023

Лента новостей

Ликвидацию лимитирующего участка на Нижнекамском водохранилище оценили в 30-40 млрд руб.

Правительство РФ при участии заинтересованных субъектов должно представить предложения по реализации мероприятий, направленных на достижение уровня воды в Нижнекамском водохранилище, необходимого для прохода судов с осадкой не менее 3,6 метра. Такое поручение дал президент РФ Владимиром Путиным по итогам июньского совещания по вопросам развития речного судоходства.

«Узким местом» является участок от Воткинского гидроузла до г. Сарапула протяженностью 68 километров с гарантированной глубиной судового хода 3,3 метра. При этом гарантированная глубина на сопряженных участках единой глубоководной системы составляет 4 метра. В связи с недостатком глубины потери грузопотоков на данном направлении составляют порядка 4 миллионов тонн за навигацию. При подъеме уровня воды грузопоток составит около 8 миллионов тонн.

Научно-исследовательские работы по данному вопросу были проведены еще в 2015 году ЗАО «Экватик» по госконтракту с «Росморречфлотом». О полученных выводах «Морским вестям России» в ходе форума «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» рассказал руководитель ФБУ «Администрация “Камводпуть”» Сергей Сергеев.


«В этом году мы снизили проходную осадку до 250 см. В сравнении - с проектной 360 см - это больше метра разница, а ведь с сокращением каждых 10 см осадки теряется практически 0,5 тыс. т грузоподъемности», - отметил руководитель Администрации.

По его словам, 2023 год как один из самых маловодных показал, что объемов Камского и Воткинского водохранилищ в маловодные годы не хватает для поддержания сбросных расходов Воткинской ГЭС, необходимых для обеспечения проектных глубин в навигационный период.

«Согласно проведенной научной работе, поднятие уровня Нижнекамского водохранилища до проектных отметок второй очереди наполнения - это 68-я отметка - нецелесообразно, поскольку приведет к подтоплению больших территорий Удмуртии, Татарстана и Башкортостана. Самый оптимальный вариант (для ликвидации лимитирующего участка - прим. ред.) - строительство низконапорного гидроузла. Определили его створ. На начальном этапе у нас практически все готово», - сообщил Сергей Сергеев.

В ходе форума он сообщил, что наиболее приемлемым вариантом считается расположение створа гидроузла на 1839 км на острове Межный (89 км ниже Чайковского шлюза). Это позволит обеспечить требуемые глубины на регулируемом участке длиной 87 км и практически на всех перекатах. А также безопасность судоходства, удобство эксплуатации объекта, оптимизацию строительных работ, минимизацию негативных последствий для жителей близлежащих населенных пунктов.

В состав объекта может войти двухниточный судоходный шлюз с габаритами камер 300x30x5,5 метра и плотиной с водосливом. Компоновочное решение предполагает перекрытие правой протоки реки Кама глухой земляной плотиной, устройством водосбросных сооружений в русле и устройство шлюза на территории о. Межный. Cтроительства гидроузла на данном участке возможно без остановки судоходства.

По словам руководителя «Камводпути», ориентировочная стоимость возведения основных сооружений низконапорного гидроузла в соответствии с расчетами научно-исследовательской работы 2015 года составила: с одной ниткой шлюза 11,2 млрд рублей, с двумя – 15,7 млрд рублей.

«Учитывая и анализируя аналогичные проекты сделанные по низконапорным гидротехническим сооружениям, я думаю, что реальная цена строительства сегодня составит порядка 30-40 млрд руб.», - отметил эксперт.

Справка: Протяженность водных путей в границах ФБУ «Администрация «Камводпуть» составляет 3268 км, в том числе с гарантированными габаритами - 1910 км.

Иллюстрация: ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Видео: Морские вести России

 

 

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ