В Москве состоялся Всероссийский речной форум и выставка «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста» - Морские вести России

В Москве состоялся Всероссийский речной форум и выставка «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста»

20.10.2023

Лента новостей

В Москве состоялся Всероссийский речной форум и выставка «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста»

По итогам июньского совещания по вопросам развития речного судоходства президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений. Их главный вектор - возрождение внутреннего водного транспорта и значительное повышение его «удельного веса» в транспортной системе России.

Обсуждение практической реализации поставленных задач состоялось 17-18 октября в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ в ходе первого Всероссийского речного форума и выставки «Речная инфраструктура: модернизация и точки роста», организованного группой изданий «Морские вести России».

Мероприятие состоялось при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального агентства морского и речного транспорта. Партнерами выступили компании «Теплоход» и «Рунова».

В мероприятии приняли участие около 200 делегатов от отраслевых ассоциаций, федеральных и региональных органов исполнительной власти, инвесторов, бизнеса, поставщиков и подрядчиков проектов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта. С докладами выступили около 50 спикеров.

С приветственным словом к участникам в рамках пленарной сессии «Приоритетные направления развития внутреннего водного транспорта» обратился заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай.

«Сегодня мы участвуем в историческом процессе – возрождении речного транспорта России. Конечно, начинать нужно было бы лет 20 назад, тем не менее, мы уже несколько лет активно работаем над этим. Поручения президента определили ключевые задачи этой работы. И у нас нет никаких сомнений, что они будут выполнены», - сказал он.

По его словам, в условиях геополитической нестабильности уникальные преимущества внутреннего водного транспорта необходимы стране. К таким относится экологичность и низкая стоимость грузоперевозок. Понимая это, Минтранс работает над переориентацией массовых грузов с железнодорожных и автомобильных маршрутов на внутренние водные пути.

Для расширения грузопотоков реализуются проекты по дноуглублению и развитию судоходства рек Сибири, Дальнего Востока и Единой глубоководной системы европейской части РФ. Параллельно идет работа над развитием внутренних водных путей в составе международного транспортного коридора «Север-Юг».

Для обеспечения грузоперевозок ведется разработка новых проектов судов, призванных заменить устаревшие «Волго-Доны». В рамках данной программы совместно с Минпромторгом реализуются программы льготного лизинга и утилизационного гранта.

Еще один приоритет в работе министерства - развитие сети речных пассажирских перевозок. По инициативе Совета Госдумы запущен проект «Речные магистрали», предполагающий строительство скоростных судов и создание необходимой инфраструктуры, причалов, системы продажи электронных билетов. Инициатива свяжет несколько регионов новыми маршрутами и поспособствует развитию туризма.

Сопутствующей задачей является привлечение инвесторов к развитию внутренних водных путей. Законопроект о возможности приватизации речных портов за рубль был принят Госдумой в первом чтении. В Минтрансе считают, что приобретение и восстановление невостребованных объектов инфраструктуры можно и нужно сделать привлекательным.

«Желаю вам продуктивной дискуссии! По ее результатам, я уверен, будут определены насущные проблемы и потребности отрасли. Над их решением нам нужно работать сообща», - подытожил Александр Пошивай.

DSC_3113.JPG

Начальник Управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота Александр Клюкин рассказал о деталях реализации отраслевых федеральных проектов по развитию инфраструктуры и флота.

Он подчеркнул, что одним из ключевых факторов развития перевозок внутренним водным транспортом является устранение существующих «узких мест». В рамках данной работы ведется строительство Багаевского и реконструкция Городецкого гидроузлов, готовятся предложения по увеличению уровня воды в Нижнекамском водохранилище.

Еще одно направление работы - реконструкция судоходных гидротехнических сооружений (ГТС), уже оказавшая значительный эффект на пассажирские перевозки. К примеру, работы на гидросооружениях Московского бассейна позволили вернуть на речные маршруты колесные теплоходы.

Для реализации потенциала развития обновленной инфраструктуры потребуются дополнительные суда. В них крайне заинтересованы судоходные компаний и регионы России. «По представленным предложениям определена потребность в строительстве порядка 680 судов в дополнение к уже работающим», - сообщил Александр Клюкин.

В продолжение сессии эксперты рассмотрели проекты развития инфраструктуры Московского, Енисейского и Камского бассейнов внутренних водных путей. А также перспективы применения механизма концессии в проектах речного транспорта.

Особый интерес участников форума вызвала техническая сессия «Инновационные решения для строительства, модернизации и эксплуатации гидротехнической и береговой инфраструктуры».

DSC_3595.JPG

Руководитель Администрации Волго-Балтийского бассейна Федор Шишлаков рассказал о готовящихся поправках в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, которые сделают обязательным применение на борту судна государственных навигационных карт, что позволит использовать для этих целей электронные карты наравне с бумажными.

Замруководителя Администрации Двинско-Печорского бассейна Владимир Горяев поделился опытом эксплуатации новейших земснаряда, промерного и обстановочного судов, построенных по госпрограмме «Развитие транспортной системы РФ».  

Спикеры также подняли проблему импортозамещения материалов и технологий для строительства и ремонта причальных и портовых сооружений, ставшую актуальной с уходом зарубежных производителей. Компании рассказали о собственных разработках.

К примеру, ООО «Рунова» производит специализированные строительные смеси для ремонта и защиты бетона. Генеральный директор компании Андрей Нестеренко рассказал об опыте их использования в морском порту Новороссийск: при ремонте причалов методом торкретирования; для восстановления защитного покрытия в зоне переменного уровня, над водой и под водой; при инъецировании узлов примыканий свай оболочек к ригелям; для восстановления подволок плит перекрытия и вторичной защиты ж/б поверхностей.

В ходе стратегической сессии «Резервы речной логистики» участники форума представили проекты, способы и технологии перспективного развития внутреннего водного транспорта. Среди них включение Обь-Иртышского бассейна в проект международного сотрудничества Китая «Один пояс – один путь», создание торгово-логистического канала Средняя Волга - Персидский залив, организация круглогодичной транскаспийской перевозки грузов барже-буксирными составами и другие.

Директор дирекции по работе с инвесторами Корпорации развития Нижегородской области Андрей Исаченко представил проект создания транспортно-логистического хаба и создания третьей в стране портовой особой экономической зоны на базе двух грузовых речных терминалов в городе Бор. До 2028 года планируется привлечь инвестиции в размере 16,82 млрд руб. Реализация инициативы позволит нарастить целевой грузооборот до 4,35 млн тонн.

DSC_0405.JPG

Сессию второго дня «Инфраструктура водного туризма и пассажирских перевозок» участники форума провели на новом панорамном премиум-теплоходе ледового класса «Жемчужина», принадлежащего судоходной компании ООО «Теплоход».

Во время прогулки по Москве-реке спикеры представили проекты развития речной туристической инфраструктуры в Татарстане, Санкт-Петербурге, Московской и Вологодской областях.

DSC_0580.JPG

Ведущий эксперт-аналитик направления «Цифровая трансформация и устойчивое развитие» ФАНУ «Востокгосплан» Сергей Абанин рассказал о перспективах развития внутреннего водного туризма на Дальнем Востоке. По его словам, в настоящее время данный сегмент бизнеса растет только в Прибайкалье и в Республике Саха (Якутия). В других регионах ДФО для положительной динамики необходима господдержка.

«Мы рекомендуем на региональном уровне определить стратегические задачи отрасли водного транспорта и вопросов внутреннего водного туризма по согласованию с Минтрансом РФ и ГИМС МЧС РФ. Утвердить такие документы нормативными актами. В планировании хозяйственной деятельности необходимо предусмотреть проектное управление строительством новых пассажирских и грузопассажирских судов для нужд туризма и пассажирских перевозок, выработать систему поддержки частных компаний отрасли. Важно также допустить к развитию водного туризма малый и средний бизнес», - сказал Сергей Абанин.

__

По итогам форума участники подчеркнули значимость мероприятия как новой авторитетной площадки для обсуждения стратегических планов и актуальных вопросов развития внутреннего водного транспорта.

Фото: Морские вести России

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ