Президент провёл совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства - Морские вести России

Президент провёл совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства

20.06.2023

Лента новостей

Президент провёл совещание, посвящённое вопросам развития речного судоходства

На Северном речном вокзале состоялось совещание с президентом РФ по вопросам, посвященным развитию речного судоходства. 


***

Механизмы и технологии практической реализации поставленных на совещании задач - в фокусе обсуждения ВСЕРОССИЙСКОГО РЕЧНОГО ФОРУМА. Приглашаем к участию!

***

Открывая обсуждение, Владимир Путин отметил значительное развитие системы городского общественного транспорта в Москве. Отреставрированный Северный речной вокзал вернул себе статус крупного транспортного, туристического узла не только столицы, но и России в целом. Открываются дополнительные маршруты, обновляются и вагоны метро, и парк наземного транспорта. Сформирован единый комплекс, в котором все виды транспорта взаимоувязаны и дополняют друг друга.

«Сегодня по Москве-реке запускаются регулярные рейсы речного транспорта: они будут встроены в общую сеть городских маршрутов, причём здесь будут задействованы электрические суда отечественного производства с высокими экологическими стандартами. Сейчас мы познакомились с одним таким экземпляром: всё просто, конструктивно, приятно сделано, видовые окна. Я думаю, что все, кто будет пользоваться этим, все получат удовольствие от такого транспорта», - сказал президент.

Переходя к повестке заседания, глава государства напомнил, что реки играют огромную роль в пассажирских и грузовых перевозках, в гидроэнергетике, в сельском хозяйстве, в обеспечении работы жилищно-коммунального комплекса.

Совершенствование водотранспортной системы во многом влияет на общий экономический рост в стране, на развитие промышленности, туризма, других отраслей в регионах. Это и весомый вклад в наращивание нашего транзитного потенциала. Словом, возможностей здесь открывается много – нужно, конечно, их грамотно и рачительно использовать.

Системный вопрос – это содержание внутренних водных путей и строительство судоходных гидротехнических сооружений. Одна из острых проблем здесь – наличие лимитирующих участков, узких мест, которые ограничивают навигацию и снижают пропускную способность водных путей.

«Поэтому, безусловно, важно обеспечить гарантированные глубины для движения судов, прежде всего по самым востребованным маршрутам. Это позволит нарастить темпы развития речного судоходства, даст возможность расширить маршруты перевозки пассажиров и транспортировки грузов», - сказал президент.

Он попросил доложить о строительстве и реконструкции Багаевского и Городецкого гидроузлов, которые, нужны для устранения узких мест на судоходных путях Дона и Волги, для роста транзитного судоходства в рамках перспективного транзитного коридора «Север – Юг».

Ещё одна ключевая задача – развитие водного пассажирского транспорта. Необходимо наращивать его использование – и не только для перевозок между регионами, но и между соседними населёнными пунктами, и внутри городов. Здесь очень важен опыт Москвы, других субъектов Федерации, где водный транспорт уже встроен в систему внутригородских перевозок, указал Владимир Путин.

«Так называемые речные трамвайчики, один из которых мы сегодня видели – на электрическом ходу, могут стать хорошей альтернативой и дополнением к другим видам транспорта, позволят гражданам сократить время в пути, где-то дадут возможность разгрузить автотрассы», - добавил он.

Глава государства предложил  обсудить вопрос формирования маршрутной сети пассажирских перевозок по Единой глубоководной системе европейской части России на период до 2035 года для четкого понимания географии развития инфраструктуры и масштабов привлечению флота.

«Для увеличения пассажирских и грузовых перевозок, конечно же, нужно обновлять и наращивать речной флот. У нас есть перспективный план строительства гражданских судов на период до 2035 года. Им предусматривается создание порядка одной тысячи судов, в том числе для речных перевозок. Напомню также, что в текущем году для достижения целей этого плана принято решение о финансировании строительства 260 судов на период 2023–2027 годов с использованием средств Фонда национального благосостояния. Давайте подумаем над расширением этой программы как по числу судов, так и по объёмам финансирования. Прошу Правительство определить конкретные параметры с акцентом на судах для пассажирских перевозок. Увеличение этого флота позволит сделать путешествия и поездки водным транспортом более доступными и комфортными», - сказал Владимир Путин.

Огромный, но пока нереализованный потенциал

Глава Минтранса России Виталий Савельев доложил об устранении лимитирующих участков на внутренних водных путях (ВВП), модернизации инфраструктуры и обновлении флота.

Так проект реконструкции Городецкого гидроузла реализуется в двух пусковых комплексах. Первый пусковой комплекс – со строительством камеры шлюза 15А и реконструкцией шлюзов 15 и 16 и проведением дноуглубительных работ на наиболее мелководных участках судоходного канала. Срок реализации – конец 2024 года. За счет первого комплекса пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 миллиона тонн до 10,8 миллиона тонн.

Второй пусковой комплекс – с реконструкцией дамбы и выполнением остатка дноуглубительных работ на судовом ходу. Срок реализации – 2026 год, и пропускная способность будет увеличена до 20 миллионов тонн. Финансирование будет осуществлено в рамках средств федерального бюджета, предусмотренных Минтрансу России.

Ввод в эксплуатацию Багаевского гидроузла на реке Дон осуществляется также в два этапа. На первом этапе в 2024 году завершается строительство основных сооружений Багаевского гидроузла, обеспечивающих необходимую глубину для прохода судов с осадкой 3,6 метра при последующей организации одностороннего движения на отдельных участках и работе одной камеры Кочетовского гидроузла. Реализация этого этапа увеличит пропускную способность Нижнего Дона с 8,6 миллиона тонн до 27,6 миллиона тонн.

На втором этапе до конца 2025 года достраиваются сооружения и проводятся необходимые дноуглубительные работы с полным вводом в эксплуатацию всех объектов. Средства на строительство Багаевского гидроузла предусмотрены в федеральном бюджете.

«Строительство Багаевского гидроузла и дополнительной камеры Городецкого гидроузла обеспечит значительный рост пропускной способности внутренних водных путей», - подчеркнул министр.

Тем не менее, добавил он, для обеспечения содержания вновь построенных гидротехнических сооружений дополнительно к установленным нормативам «целесообразно, на наш взгляд, введение платы за проход судов внутреннего водного транспорта на участках внутренних водных путей, на которых после реализации крупных инфраструктурных проектов обеспечено значительное улучшение условий судоходства, – при условии целевого использования полученных средств на содержание указанных сооружений».

Еще одним «узким местом» на Единой глубоководной системе является участок Нижнекамского водохранилища от Воткинского гидроузла до Сарапула протяженностью 68 километров с гарантированной глубиной судового хода 3,3 метра. При этом гарантированная глубина на сопряженных участках единой глубоководной системы составляет четыре метра. В связи с недостатком глубины потери грузопотоков на данном направлении составляют порядка 4 миллионов тонн за навигацию. При подъеме уровня воды грузопоток составит 8 миллионов тонн.

«Прошу Вашего поручения, Владимир Владимирович, Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации определиться по мероприятиям и объемам финансирования в целях подъема уровня Нижнекамского водохранилища до отметки 64,4 метра Балтийской системы высот для достижения гарантированной глубины для прохода судов с осадкой 3,6 метра», - обратился к президенту Виталий Савельев.

Гидротехнические сооружения, и судовой ход требуют непрерывных затрат на их содержание: поддержание в рабочем состоянии, проведение ремонтных и восстановительных работ.

Министр напомнил, что правительство РФ 2 декабря 2014 года утвердило нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей по категориям и судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) за счет средств федерального бюджета. Однако полное нормативное финансирование не обеспечивается долгие годы.

В 2023 году данный показатель составляет 82% от нормативной потребности. Дефицит средств федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений на период с 2024 по 2026 год составляет 30,9 миллиарда рублей.

«При нормативном содержании в полном объеме до 2035 года мы можем: устранить протяженность лимитирующих участков на более чем 10 300 километров, увеличить пропускную способность почти на 9,5 миллиона тонн, обеспечить гарантированные глубины, в том числе для прохода судов с осадкой 3,6 метра ЕГС», - заявил Савельев.

Он также сообщил, что в настоящий момент Минтранс проводит работу по уточнению нормативов содержания внутренних водных путей по бассейнам в целях приоритизации наиболее востребованных участков.

Министр напомнил, что на внутренних водных путях эксплуатируется 741 ГТС, имеющее комплексное назначение. Однако в соответствии с федеральным законодательством с 1 января 2025 года льготы по налогу на имущество в отношении СГТС прекращают свое действие, что увеличит нагрузку федерального бюджета на их содержание в объеме до трех миллиардов рублей в год. Данные расходы не учтены в нормативах финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.

«Прошу Вашего поручения о сохранении в Налоговом кодексе Российской Федерации с 2025 года существующего режима расчета для судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности», - обратился к президенту Виталий Савельев.

Глава Минтранса также сообщил о поиске источников финансирования для плана реконструкции гидротехнических сооружений ФГБУ «Канал имени Москвы». В настоящее время в Московском бассейне функционируют 238 судоходных гидротехнических сооружений. Они обеспечивают непрерывное водоснабжение Москвы, Московской, Тверской, Ярославской и Рязанской областей, а также судоходство на более чем 3800 километров в границах 12 субъектов Российской Федерации.

Дополнительной мерой по увеличению пропускной способности в Азово-Черноморском направлении является продление навигационного периода до 11 месяцев. Министр напомнил, что для определения стоимости и перечня мероприятий, необходимых для обеспечения навигации в зимний период, проведена научно-исследовательская работа, которая показала экономическую целесообразность проекта.

В соответствии с результатами указанной работы необходимо провести реконструкцию и модернизацию 19 судоходных гидротехнических сооружений и построить четыре дизельных ледокола. Реализация проекта позволит увеличить пропускную способность на данном направлении – не менее 1,6 миллиона тонн в год.

«Прошу Вашего поручения Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития подготовить предложения по организации круглогодичной навигации на внутренних водных путях в направлении Каспий – Азов через Волго-Донской канал с определением источников финансирования, в том числе внебюджетных», - обратился министр к Владимиру Путину.

Виталий Савельев отметил, что предоставление государством и естественными монополиями скидок и преференций отдельному виду транспорта, имевшее место в прошлом, нарушает межвидовый транспортный баланс и ведет к деградации сегмента перевозок по ВВП, вымыванию инвестиционных ресурсов и падению маржинальности перевозок.

«Считаем, что при принятии решения о тарифной политике необходимо оценивать всю совокупность долгосрочных последствий как для конкретных видов транспорта, так и для грузовладельцев и владельцев транспортной инфраструктуры», - заявил министр, выразив готовность разработать соответствующий механизм и его нормативно-правовой статус.

Виталий Савельев сообщил, что в настоящее время на ВВП эксплуатируются 12 700 судов, в том числе в том числе 1,289 пассажирских и более 10 тыс. грузовых судов, включая буксиры, а также более 1 тыс. нетранспортных судов. Ежегодно списывалось около 150 судов, потребность в строительстве нового флота до 2035 года оценивается более чем в 500 единиц.

«Как показала практика, самым эффективным инструментом стимулирования отечественного судостроения является реализуемая Минпромторгом РФ с 2008 года программа по субсидированию кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. Кроме того, дополнительным стимулом строительства нового флота является программа утилизационного гранта. Представляется, что указанные меры господдержки необходимо продолжить», - заявил министр.

Новая грань столичного транспорта

Мэр Москвы Сергей Собянин попросил передать полномочия по диспетчерскому управлению небольшими пассажирскими судами на Москве-реке столичным властям.

«Мы разговаривали об этом в министерстве транспорта, правительстве [РФ], они поддерживают [предложение] передать правительству Москвы полномочия по диспетчеризации этого (речного - прим. ред.) движения. Понятно, что как и все переданные полномочия, [они] будут осуществляться под контролем, соответственно, министерства транспорта. Транзитные большие суда, как они ходили по тому режиму, так они и будут ходить», - сказал Собянин.

Мэр напомнил, что акватория Москвы-реки ограничена шлюзовыми камерами, ее длина составляет чуть больше 80 км, а 90% всех судов на этом участке - небольшие, туристического назначения. «Мы сейчас запускаем активное движение, регулярные пассажирские перевозки, городские трамвайчики, это еще накладывает особенность регулирования движения», - пояснил он.

Собянин уточнил, что передача прав на диспетчеризацию необходима, «чтобы определить очередность и график движения и причаливания». «Так как мы управляем всем городским движением, [а] это все тесно увязанная система. С учетом интеллектуальных транспортных систем, которые в Москве серьезно развиты, я думаю, это решение будет наиболее оптимальным», - уточнил он.

«Мы просим тоже дать поручение рассмотреть вопрос вместе с Федеральной службой безопасности, чтобы уравнять требования к транспортной безопасности небольших регулярных речных судов и обычного городского транспорта», - обратился к президенту мэр.

Он добавил, что также актуален вопрос применения спецсредств контроля за движением судов. «Даже если судно двигается с небольшим нарушением, чтобы это зафиксировать, внести в протоколы, оштрафовать, поправить и так далее, требуется догнать это судно на другом катере, остановить его, оформить и так далее. Хотя мы представляем, что на улицах Москвы 95% всех нарушений фиксируется техническими средствами, и это обычная практика, она не обременительная ни для участников движения, ни для контролирующих», - пояснил Собянин.

По его словам, безопасность для речных судов значительно сложнее и более емкая, чем для городского транспорта. «По сути дела, эти [речные] трамвайчики, эти маленькие суда - такой же городской транспорт, но там практически надо смотреть каждого пассажира, что невозможно на набережных Москвы-реки», - резюмировал Собянин.

Также Собянин обратил внимание на экологические требования к судам. «Во всех городах страны, в Москве определены правительством России или региональными властями экологические требования для транспорта, который курсирует по улицам городов. А на Москве-реке можно двигаться на любом судне любого класса. Наши все усилия по очистке Москвы-реки, они сводятся на нет, если там идет какое-то суденышко доисторическое, из него, бог его знает, что вытекает. Поэтому понятно, что они должны быть аккуратно, эти требования, предъявляться, постепенно, но, на наш взгляд, эти требования должны быть, потому что это все происходит на акватории города», - настоял мэр.

Кроме того, он предложил модернизировать билетную систему. «Так как собственно речного регулярного городского транспорта не было, то сохранились старые некоторые какие-то решения, например, бумажные билеты, по электронным уже ехать нельзя. Я думаю, это тоже техническая история, которую можно поправить», - сказал столичный градоначальник.

В регионы придет скоростной пассажирский транспорт

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о развитии водных пассажироперевозок на примере своего региона.

2 июня в Нижнем Новгороде был запущен первый электрический прогулочный катамаран. Для этого за счёт региона и муниципалитета была построена в том числе зарядная инфраструктура.

«Но я хотел бы остановиться не на этом блоке, а на втором: это то, что касается всех регионов, – это скоростное пассажирское сообщение. Мы первый регион, который вот уже три года развивает собственную флотилию. Она управляется специально созданным оператором. Мы оперируем маршрутами в пяти регионах, в этом году расширяем навигацию на девять регионов уже собственным флотом», - заявил глава региона.

Он отметил, что проект удалось запустить благодаря программе льготного лизинга, которая реализуется Министерством промышленности и торговли совместно с ГТЛК. Льготное финансирование позволило сделать заказ сразу на серию судов и тем самым поддержать уникальную отечественную технологическую и производственную школу, которая сформирована в ЦКБ имени Алексеева.

«Мы накопили уже достаточно богатый опыт и уверенно можем сказать, что этот вид транспорта востребован именно в части регулярного сообщения, а не только в качестве аттракциона для туристов. сформирована финансовая операционная модель, которую мы можем тиражировать для организации масштабной сети скоростных речных перевозок.

Отчётливо понимаем нюансы управления такой сетью, включая набор мер, необходимых для её развития. Уже посчитали возможную модель, что необходимо для организации перевозок судами на подводных крыльях по Волге от Рыбинска до Астрахани, то есть по всей акватории. Для этого требуется как минимум 76 судов, включая 51 «Валдай» и 25 «Метеоров». Такой флот обеспечит перевозку более 1,5 миллиона пассажиров ежегодно», - сказал Никитин.

Он добавил, что для запуска сети нужна поддержка в части операционных расходов по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелёты уже сейчас по линии Минтранса.

Вместе с этим целесообразно установить нулевую ставку по НДС для перевозок скоростным речным транспортом – как это сделано, например, для пригородных пассажирских перевозок и для автомобильного транспорта. Это позволит снизить операционные расходы по сети примерно на семь процентов. Также потребуется поддержка регионов в части капитальных затрат через субсидирование лизинговых платежей.

«Все эти выкладки были получены, опираясь на реальные данные по эксплуатации имеющихся у нас судов, которые сейчас полностью находятся на обеспечении из регионального бюджета. При этом, как и в любом бизнесе, эффективность управления флотилией возрастает с ростом количества судов в управлении. В этой связи целесообразна поддержка развития межрегиональных операторов флота. Я бы просил, уважаемый Владимир Владимирович, поручить проработать формы поддержки межрегиональных операторов, в частности на Волге, с целью покрытия в конечном итоге всей акватории – от истока до устья», - заявил глава региона.

Говоря о развитии высокотехнологичных экологичных судов, Глеб Никитин отметил, что они могут быть включены в упомянутую межрегиональную сеть. При этом главным сдерживающим фактом здесь будет являться отсутствие соответствующей инфраструктуры в виде зарядок. Решить данный вопрос можно, расширив уже действующую программу Минэнерго по созданию электрозарядок для электромобилей.

«Вместе с этим пока технологии не позволяют существенно снизить стоимость экологичных судов, и крайне актуальным является возможность получения судового утилизационного гранта, о котором говорил Виталий Геннадьевич. Здесь тоже хотелось поддержать, во-первых, продолжение этой меры, во-вторых, увеличить утилизационный грант с 20 до 25 процентов от стоимости судна», - сказал руководитель области.

Сотни новых судов

Вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров рассказал о комплексной работе российских верфей над задачей обновления флота для внутреннего судоходства. 

Министр сообщил, что с момента проведения профильного Государственного Совета в 2016 году предприятия построили более 400 судов, включая 54 – служебно-вспомогательных, 83 – дноуглубительных, 209 – грузовых и 66 – пассажирских и грузопассажирских судов.

«По всем обозначенным типам сформированы планы строительства до 2035 года, они предполагают передачу эксплуатантам 525 речных судов и класса «река – море», что отвечает на сегодняшний день перспективной потребности Минтранса. Почти половину из них, как Вы отметили, построим до 2027 года по программе льготного лизинга с использованием средств ФНБ, Вы (администрация президента) поддержали нас – 136 миллиардов рублей», - сказал Мантуров.

Он напомнил, что первые 34 судна были законтрактованы на прошлой неделе на Петербургском экономическом форуме. Соглашение между ГТЛК и заводом «Красное Сормово», входящим в ОСК, подразумевает поставку стартовой партии из 10 сухогрузов уже до конца следующего года.

Лизинговая схема также является ключевым механизмом обновления пассажирского флота. В этом сегменте уже 35 верфей имеют опыт строительства современных пассажирских судов различного класса и водоизмещения. Они не уступают по  иностранным аналогам и обеспечивают перевозку туристов вдоль побережья Краснодарского края, Крыма, курсируют по Волге, Оке, Лене и Оби и обслуживают водные маршруты Санкт-Петербурга.

В постройке сейчас находятся 65 пассажирских судов, в том числе круизные лайнеры. Среди них второй теплоход проекта PV300 «Пётр Великий» на 300 пассажиров. Весной был заложен первый из трёх судов нового проекта «Карелия» на 180 человек. Столько же вмещает создаваемый для Нижнего Новгорода колёсный теплоход, который уже построен, и один строится. Для круизов по Енисею строятся суда на 150 мест.

Кроме того, на отечественных верфях строится широкая линейка скоростных судов типа «Валдай» – это 45 мест, «Метеор» – 120 и «Комета» – также для 120 пассажиров, а также катамараны на подводных крыльях для Байкала на 150 человек.

Суда проекта «Котлин» пассажировместимостью в 150 мест создаются для доставки гостей в кластер «Остров фортов» в Кронштадте. Первый катамаран уже сдан и вышел на линию для обслуживания гостей начинающегося с завтрашнего дня Военно-морского салона.

«Благодаря лизингу активно развиваем также водный электротранспорт. Основной заказчик здесь, как уже сегодня было отмечено, – Москва. Первые речные трамваи ледового класса типа «Экобас» на 80 пассажиров уже передаются в эксплуатацию. Более вместительные – «Экокруизеры» – предназначены для других городов нашей страны. В частности, головное судно в этом месяце приступило к навигации на Енисее. Ещё четыре таких прогулочных катамарана будут курсировать в Нижнем Новгороде, Перми, Санкт-Петербурге и Самаре.

Ранее подобные продукты мы не делали, такого опыта не было, это первые. Поэтому параллельно ведётся строительство причальных комплексов с зарядной инфраструктурой. Это позволит расширять линейку экологически чистого водного транспорта, не забывая про другие перспективные виды топлива. В частности, у нас уже есть однопалубный теплоход на сжиженном природном газе. Сейчас при поддержке Минпромторга реализуется проект прогулочного судна на водороде и также заправочной станции для него», - заявил вице-премьер.

По его словам, до 2035 года перспективный план строительства предусматривает сдачу 175 пассажирских судов. При этом отечественные верфи имеют достаточные мощности, чтобы выполнить дополнительные заказы.

Важным фактором развития отрасли является замещение судового оборудования, подчеркнул Денис Мантуров. В прошлом году на эту задачу из бюджета было выделено 18 миллиардов рублей на 2022–2024 годы. Этот объём на сегодняшний день распределён между 36 предприятиями на разработку 64 видов оборудования, в серию оно пойдёт с 2025 года.

«Чтобы продолжить курс на технологический суверенитет в этом направлении, необходимо продлить программу по вновь поступающим заявкам на будущий бюджетный цикл. При этом до выхода на массовое серийное производство нам важно обеспечить референции и ценовую конкуренцию с поставщиками из дружественных стран. Пользуясь конъюнктурой, они зачастую сегодня демпингуют, чтобы занять наш рынок», - сообщил глава Минпромторга.

Для поддержки отечественных производителей оборудования в министерстве предлагают проработать отдельную меру поддержки на предоставление скидок по наиболее критическим узлам и агрегатам.

«Подобная мера работает сегодня по пилотным партиям продукции инвестиционного машиностроения, и работает на самом деле эффективно, особенно на первых партиях у производителей, которые только выходят в рынок», - отметил Мантуров.

Он также подчеркнул необходимость сохранить механизм судового утилизационного гранта и рассмотреть предоставление дополнительных средств в следующем бюджетном цикле на этот востребованный инструмент обновления флота.

Круизы по Байкалу и подготовка кадров

Глава республики Бурятия, председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов сообщил президенту о развитии внутреннего водного транспорта и на Байкале, как пассажирского, так и круизного.

«Новые 150-местные пассажирские катамараны уже в этом году спускаются на воду. И с учётом кратного роста турпотока, в целом круизного движения на Байкале предлагается совместно с Правительством такую программу тоже подготовить по Байкалу и представить Вам, Владимир Владимирович, на рассмотрение», - сказал губернатор.

Глава Бурятии также предложил в ходе Восточного экономического форума уделить внимание теме развития водного транспорта на реках Сибири и Дальнего Востока, в том числе совмещению маршрутов с выходом на Северный морской путь, с учетом меняющейся логистики.

Помимо этого, председатель комиссии Госсовета установить в учебных заведениях тренажеры по речному судовождению.

«Вопрос по кадрам. Предлагается в системе Минтранса в учебных заведениях поставить тренажеры по речному судовождению. Есть по морскому судовождению, по речному - нет», - сказал он во вторник на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным о развитии речного судоходства.

Губернатор добавил, что тренажеров требуется немного - всего 15.

В завершение Цыденов попросил президента дать поручение о включении участков рек новых регионов РФ в состав внутренних водных путей России.

«Понятно, что какие-то конкретные работы там можно делать, когда будут соответствующие условия, но планировать и рассматривать вдолгую можно уже начинать сейчас», - подытожил он.

Катализатор для коридора «Север-Юг»

Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров доложил главе государства, как реализуется его поручение по проработке вопроса о создании в регионе портово-логистического хаба в рамках транспортного коридора «Север-Юг». Эту тему глава региона обсуждал с президентом на прошедшей в этом году встрече. Тогда он одобрил инициативу и дал поручение о проработке этого вопроса с профильными ведомствами.

Дмитрий Азаров отметил, что в силу своего уникального географического положения регион обладает большим потенциалом для развития речных перевозок - как внутренним водным транспортом, так и транзитными судами.

Самарская область - единственный регион в Приволжье, где расположены три речных порта для судов класс «река - море», имеющих выход к Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому судоходным каналам, а также глубины, позволяющие принимать суда с осадкой до 5 метров. Кроме того, регион находится на пересечении важнейших транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад - Восток». Куйбышевская железная дорога интегрирована в Транссибирскую железнодорожную магистраль. По территории региона проходят автомобильные трассы федерального и международного значения.

«Владимир Владимирович, отдельно доложу, что успешно реализуется проект обхода Тольятти вместе с мостовым переходом через Волгу. Более 80% уже его готовность. Таким образом, строительство хаба открывает новые возможности по доставке грузов посредством всех видов транспорта. Уже сейчас есть заинтересованность со стороны крупных компаний - грузоперевозчиков, судостроителей, а также иностранных государств», - отметил Дмитрий Азаров.

Глава региона также проинформировал о договоренности, достигнутой в рамках ПМЭФ с делегацией Ирана. Принято решение о создании совместной рабочей группы с иранской стороной по проработке этого вопроса.

«Огромное спасибо Виталию Геннадьевичу Савельеву и Максиму Геннадьевичу Решетникову, мы подготовили согласованное техническое задание по технико-экономическому обоснованию и надеемся, что совместно с коллегами в ускоренном режиме его отработаем. Также просим коллег нам оказать содействие в подборе партнеров в реализации этого проекта», - сказал губернатор.

По «Великому Волжскому пути»

Губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин доложил о выполнении поручения по созданию рабочей группой Госсовета плана комплексного развития геостратегической территории «Великий Волжский путь», важнейшей частью которого является возрождение полноценного речного судоходства.

Для работы над проектом задействованы 35 регионов, федеральные ведомства, общественные организации. Они предоставили свыше 400 предложений. Большинство из них связаны с реконструкцией транспортной сети, улучшением экологии водных объектов, обновлением флота, созданием логистических маршрутов, экономическим сотрудничеством субъектов в бассейне Волги.

К 1 сентября Высшая школа экономики разработает соответствующую концепцию. Затем будет составлена Программа комплексного развития геостратегической территории «Великий Волжский путь» и утверждён план её осуществления.

«Напомню, что запуск программы даст нашему региону судостроительные заказы, а также импульс для развития туризма. Мы предлагаем создание уникального совмещённого морского круиза по Каспийскому морю с возможностью посещения нескольких стран, а также речного — по Волге. А это значит, что станет возможным создание достойной туристической инфраструктуры начиная с гостиниц и пляжей, заканчивая событийным туризмом и приведением в порядок памятников архитектуры», — отметил Игорь Бабушкин.

Рабочие моменты

Министр энергетики России Николай Шульгинов обратил внимание, что в случае поднятия уровня воды в Нижнекамском водохранилище существует риск подтопления особо охраняемых территорий. Поэтому перед реализацией проекта должно быть проведено конкурсное обследование, в котором должны принять участие все связанные регионы.

По словам главы Минэнерго, отдельного исследования требует и работа сооружений всего напорного фронта Городецкого гидроузла.

«Прогнозное определение отметок нижнего бьефа в сочетании с отметками верхнего бьефа должно быть выполнено на основе математического, физического моделирования, на основе модельных исследований, которые можно сделать в институтах, должна быть выполнена проверка устойчивости сооружений напорного фронта. Мы должны гарантированно обеспечить безопасность гидросооружений. Кроме того, необходимо выполнить проверку гарантированной работы гидротурбин с учётом изменения напоров, расходов, уровня заглубления рабочего колеса, потому что у нас отметка нижнего бьефа изменится, для того чтобы избежать возможности кавитации и повреждения оборудования. Поэтому предлагаю всё же в техзадание, которое мы не видели, правда, добавить эти два поручения, чтобы доработать проект генеральному проектировщику», - сказал Николай Шульгинов.

Со стороны бизнеса слово взял председатель совета директоров «Водохода» Виктор Олерский. По его словам, судоходным компаниям необходима господдержка в виде судового утилизационного гранта на строительство судов. «Если меры господдержки будут, то считаю, что 3-4 крупных круизных судна в год страна может строить», - сказал Олерский.

Минфин РФ поддержал продления действующих федеральных льгот по налогам и страховым взносам в судостроении. «Если речь идет о продлении 307-го закона, там речь идет о региональных льготах, в целом мы стараемся принимать решение по региональным льготам только в рамках региональных решений, <...>, поэтому много вопросов, которые могли решать регионы сами, не обращаясь к федеральному уровню. В этой части у нас такой подход, что региональные компетенции должны приниматься соответствующими органами власти субъектов РФ , а не на федеральном уровне», - отметил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

При этом на текущий момент, по его мнению, часть вопросов по льготам для судостроителей регионального уровня должна решаться через власти субъектов, а не на федеральном уровне.

«По проекту поручений хотелось бы еще тоже попросить проработать, потому что предусматриваются дополнительные средства ФНБ, хотя мы выделили 136 млрд рублей, 1,5%. Сначала надо с этими деньгами поработать, а потом говорить по дополнительным ресурсам. Хотелось бы больше рыночных принципов работы речного судоходства, потому что предлагаются опять нулевые ставки НДС.., субсидирование электрозарядок. Это можно делать точечно, <...> если это необходимо», - сказал Силуанов.

Как отметил министр, в целом судоходство, в том числе речное, должно работать в рамках рынка. «Тарифы экономически обоснованные. Если регион предлагает что-то просубсидировать, это его право. Но не надо, мне кажется, здесь лезть в НДС, субсидировать из федерального бюджета электрозарядки или субсидии на лизинг. Это точечные решения, которые можно в каждом субъекте отрегулировать. Федерация берет на себя льготный лизинг, большие объемы. Федерация берет на себя деньги на импортозамещение судового оборудования, можем задействовать средства Фонда развития промышленности», - отметил глава Минфина.

Поручения президента

Подводя итоги дискуссии, Владимир Путин отметил важность создания условий для развития пассажирских перевозок водным транспортом. Для этого необходимо сформировать маршрутную сеть.

Для решения этой задачи предстоит устранить лимитирующие, узкие участки Единой глубоководной системы европейской части России , обеспечить гарантированные глубины для эффективного развития судоходства.

«В этой связи прошу Правительство совместно с регионами определить приоритетные для судоходства участки водных путей, – они, в принципе, были названы, вопрос в финансировании и вопрос в том, что является первоочередным, что стоит на каком месте в очереди и в каком объёме нужно будет финансировать, – принять необходимые меры по финансированию и начиная с 2026-го предусмотреть это финансирование в полном объёме. Иначе, как коллеги говорили, эти проблемные участки станут ещё более проблемными и там просто суда не будут ходить – вот и всё», - отметил глава государства.

Он также поручил Правительству совместно с заинтересованными регионами не позднее 2025 года приступить к выполнению вышеупомянутой программы реконструкции гидросооружений Канала имени Москвы.

Президент также поручил проработать предложения Сергея Собянина по правилам регулирования работы водного транспорта

Говоря о вопросах экологии, Владимир Путин подчеркнул, что безопасность окружающей среды должна быть базовым приоритетом и базовым принципом.

«Речь идёт прежде всего об электросудах, о которых мы говорили в начале нашей встречи. Они позволяют снизить негативное воздействие на реки. Для такого экологически чистого флота нужно активнее создавать соответствующую инфраструктуру, в том числе зарядки, о которых уже было неоднократно сказано», - отметил президент.

В части обновления флота речных пассажирских судов необходимо «донастроить имеющийся механизм поддержки их покупки и лизинга».

«Нам нужно существенно увеличить количество таких судов, что потребует выделения на эти цели необходимых средств. (...) Главное, повторю, мы должны получить удобный и экономически эффективный механизм для ускоренного обновления пассажирского флота речных судов», - сказал Путин.

Для поддержки отечественных судостроительных и судоходных компаний необходимо продлить на федеральном уровне действующие для этих компаний льготы по налогам и страховым взносам, и региональным властям своевременно принять решения после 2025 года по освобождению капитальных вложений в объекты судоходных и гидротехнических сооружений [от уплаты налога на имущество].

«Необходимо внимательно посмотреть на все сделанные предложения. Главное – не затягивайте, прошу, коллеги. Виталий Геннадьевич [Савельев], надо со всеми проработать, с комиссией Госсовета и, как можно скорее, принять решение, отредактированное в соответствии с результатами нашего сегодняшнего обсуждения», - заключил Владимир Путин.

Фото: Егор Алеев, ТАСС / kremlin.ru

Видео: пресс-служба Кремля

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ