Эксперт: потенциал перевалки угля вырос в портах Тамань и Усть-Луга - Морские вести России

Эксперт: потенциал перевалки угля вырос в портах Тамань и Усть-Луга

12.05.2023

Лента новостей

Эксперт: потенциал перевалки угля вырос в портах Тамань и Усть-Луга

«Разворот на Восток» угольной отрасли в РФ произошел еще до событий 2022 г. и был связан с отказом от ископаемого в Европе. Однако потенциал перевалки данного груза в дальневосточных портах сегодня значительно ограничивается малой пропускной способностью Восточного полигона.

На объемы грузооборота в арктических регионах влияние оказывают ледовая обстановка и почти полное отсутствие ж/д подходов.

А вот грузопоток через порты Черного и Балтийского морей в 2022 году вырос. Потенциал роста перевалки ископаемого, в частности, значительно вырос в портах Тамань и Усть-Луга за счет реализации крупных инфраструктурных проектов.

Об этом «Морским вестям России» рассказал директор по направлению «Аналитика и логистика» компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин в ходе VIII Ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация». Организатором мероприятия выступил журнал «Морские порты». Партнерами - ПАО «МегаФон», НПО «Аконит» и «Академия промышленного пылеподавления «Борей».

Часть вопросов эксперт осветил в ходе видеоинтервью.


На Дальнем Востоке, в Приморском крае в этом году ожидается ввод в эксплуатацию порта Суходол проектной мощностью 12 млн т. В Хабаровском крае продолжается строительство II очереди терминал АО «Ванинотрансуголь», проект рассчитан на 12 млн т. Параллельно идет расширение перевалочного комплекса «Дальтрансугля» - до 16 млн т.

В арктических регионах растут объемы перевалки угля в порту Беринговский, начато строительство терминала «Северная звезда». В этом году запланирован запуск первого состава с углем из порта Лавна. Мурманский морской торговый порт реализует проект дозагрузки судов на рейде.

В тоже время остановлено строительство угольного терминала АО «Прайм» на 16 млн т, поскольку РЖД не подтвердило инвестору объемы вывоза. Статус «архивных» получили проекты компаний АО «Открытый порт Находка», ООО «Терминал А», ООО «Тихоокеанский балкерный терминал», ООО «Порт Дальний», ООО «Компания Ремсталь», ООО НПП «Экомортех», ООО «Фар Истерн Нейчерл Рисорсис»

«Сейчас с развитием «ВТУ», «ДТУ», «Суходола» рынок угольной перевалки будет насыщен, а может и перенасыщен. Но всегда есть решение как у терминала «Порт Эльга». Они решают проблему дефицита железнодорожных мощностей строительством собственных. Проект сложный из-за рельефа, там будет непросто фрахтовать флот, тяжелая ледовая обстановка. Тем не менее, инвестор энергично реализует проект», - отметил Александр Головизнин.

В тоже время активно растет грузооборот угля в портах Азово-Черноморского бассейна. Прежде всего, из-за ввода в эксплуатацию Таманского терминала навалочных грузов ГК «ОТЭКО». В 2022 году крупнейшей объем перевалки среди угольных стивидоров показал не многолетний лидер АО «Восточный порт», а «ОТЭКО-Портсервис», обработавший около 30 млн т ископаемого.

«При этом инфраструктура терминала продолжает развиваться, в планах рост мощностей до 72 млн т в год. В тоже время остальные игроки в бассейне конкурировать с ним по динамике роста практически не могут, мощности и потенциалы там практически исчерпаны», - сказал представитель «Морстройтехнологии».

Динамика перевалки угля по отдельным портам Балтийского бассейна также неравномерна. Уверенно растет объем перевалки только в Усть-Луге.

«Начал работать с углем Терминал ООО «Ультрамар», по итогам 2022 года их грузооборот составил почти 4 млн т. Конечно, на фоне лидеров рынка это скромно, но появление нового игрока на Балтике заметно. Проект во многом уникальный, поскольку от момента утверждения декларации о намерениях до первой загрузки судна прошло всего два года», - отметил эксперт

В тоже время ряд проектов на Северо-Западе также оказался под вопросом из-за изменений конъюнктуры рынка. В частности, терминалы «Юг-2» ООО «Новые коммунальные технологии» и спецкомплекса ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал».

Александр Головизнин также отметил, что наиболее высокий рост грузооборота угля в 2022 году неожиданно продемонстрировали компании с небольшим объемом перевалки - ООО «Порт Логистик» в порту Выборг (+129% к уровню 2021 года) и ООО «Кандалакшский МТП» в порту Кандалакша (+109%). Наиболее же значительное падение было у ООО «Новые коммунальные технологии» в порту Усть-Луга (-43%) и ООО «Порт Высоцкий» (-31%).

В целом, заключил эксперт, несмотря на значительные изменения конъюнктуры рынка, развитие угольной перевалки в России не остановилось.

«Я думаю, в правильной локации, даже если сейчас начинать проектирование и строительство угольного терминала, можно вполне уложиться в сроки окупаемости. А если учесть, что все угольные терминалы кэптивные, то есть основной доход идет не от перевалки угля, а от добычи и торговли - пока этот бизнес весьма устойчивый», - подытожил Александр Головизнин.

Видео: Морские вести России

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ