НПО «Аконит» - идем по пути импортонезависимости и производим сложные машины - видеоинтервью - Морские вести России

НПО «Аконит» - идем по пути импортонезависимости и производим сложные машины - видеоинтервью

12.04.2023

Лента новостей

НПО «Аконит» - идем по пути импортонезависимости и производим сложные машины - видеоинтервью

Несмотря на все проблемы, прошлый год также открыл для отечественных машиностроителей новые возможности в связи с уходом зарубежных игроков.

Развитие производственных мощностей, разработка оборудования и новые проекты позволили НПО «Аконит» увеличить количество заказов и занять освободившиеся ниши на рынке транспортных систем и техники для перевалки насыпных грузов.

Об этом  нам рассказал руководитель проектов НПО «Аконит» Денис Сергеевич Сергеев в ходе VIII Ежегодного форума «Инфраструктура портов: строительство, модернизация, эксплуатация», который состоялся 21-22 марта.

Организатором мероприятия выступил журнал «Морские порты». Партнерами - ПАО «МегаФон», НПО «Аконит» и «Академия промышленного пылеподавления «Борей».


- Денис Сергеевич, расскажите про НПО «Аконит».

- Это производственный холдинг, состоящий их трех машиностроительных заводов в Вологде, Кирове и свободной экономической зоне «Алабуга», которая предоставляет очень хорошие площади для машиностроителей.

Также у нас есть строительно-монтажное подразделение, которое осуществляет монтаж поставленного нами оборудования на заданную производительность «под ключ». И отдел АСУТП (автоматизированных систем управления технологическим процессом - прим. ред.), который делает SCADA-системы.

- Каким стал для вас непростой 2022 год?

- Год был интересный, но для нас открылись некоторые секторы, в которых ранее преобладали иностранные машиностроительные компании, как раз в портовой отрасли. К отечественному игроку там относились очень осторожно, приходилось отвоевывать свое место. Сейчас мы видим увеличение заказов.

В этом году мы поставили судопогрузочную машину на рельсовом ходу с поворотной подъемной стрелой. Для нас это знаковое событие. Также взяли большой заказ в Хабаровском крае, где мы будем выступать EPC-подрядчиком. Нам будет помогать еще одна машиностроительная компания, чтобы замкнуть весь комплекс поставки (оборудования).

Также освободилась ниша по магистральному конвейерному транспорту - единственная, где мы конкурировали с иностранными игроками.

В других секторах экономики мы занимали лидирующие позиции по конвейерному транспорту. Только в портах было засилье иностранных компаний и в сегменте протяженных конвейеров от 6 км. Мы эти проекты (с оборудованием данных сегментов - прим. ред.) уже реализовали в этом году. (…)

На 2023 год портфель заказов достаточно плотно расписан, мы уже контрактуемся на 2024 год.

- Есть ли проблемы с комплектующими?

- Нам пришлось полностью поменять логистику и поставщиков по приводной группе - редукторы, электродвигатели. Нужно усиливать эти позиции в России.

Мы пока переключились с немецких партнеров на китайских и турецких поставщиков.

- Достаточно долго машиностроение в России было «запущено». Какова ситуация сейчас?

- Если деньги будут оставаться в России, то они будут вкладываться в машиностроение. Действительно многие годы отечественные предприятия практически не развивались.

Мы же успели в 2020 году модернизировать площадки в Вологде. В Елабуге вовремя сделали инвестиции, однако в 2022 году нам пришлось самим заканчивать пусконаладку (оборудования), поскольку итальянцы ушли с объекта. А так, я считаю, что у нас очень слабая конкуренция в машиностроении в РФ.

Конечно, нужно развиваться. Лучшие знания и технологии можно было свободно получать, когда мир был открыт. Сейчас нам помогут с ними наши китайские, турецкие и индийские партнеры. Мы не теряем связи с конструкторскими европейскими бюро. Люди готовы к диалогу.

(…) ранее коды ТНВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности - прим. ред.) по сути защищали иностранных игроков при цене на продукцию одинаковой с отечественным игроком. По ТНВЭД по портовой тематике инвестор получал дотации от государства, то есть защиты отечественного игрока не было. Сейчас ситуация по защите отечественного игрока может радикально не поменялась, но так как уже с основных инфраструктурных объектов иностранцы ушли, повышенный спрос ощущается.

- Чем государство могло бы помочь такому производству, как у вас?

- В первую очередь, это льготные кредиты под сниженные процентные ставки, потом развитие свободных экономических зон, как в Алабуге, где все-таки серьезные преимущества - запускаешь производство - тебе выделяется здание, точки подключения, электроэнергия, инфраструктура вся. И образовательный центр внутри экономической зоны есть. У нас же вопрос кадровый есть, рабочие кадры нам нужны.

(…) Они уже считаются инженерами (обучающиеся образовательного центра Алабуга - прим. ред.), поскольку на пятикоординатных станках работают, высокая квалификация специалистов.

(…) нам приходится идти по пути импортонезависимости и производить сложные машины…

Можно было бы упростить механизм получения дотаций за экспериментальные разработки. Сейчас Минпромторг запустил механизм, с помощью можно получить дотации от государства, если вы разработали новый вид оборудования. Упростить этот механизм максимально. (Поскольку сейчас он реализуется через) весьма сложный документооборот с государственными органами.

- На форуме вы рассказали о технологиях транспортировки и хранения навалочных грузов в портах. О каких?

- В докладе были объединены две теме. Первая - это управление инвестиционным проектом и EPC-контракт, в рамках которого мы предоставляем: инжиниринг, производство оборудования, строительно-монтажные работы и вывод проекта на заданную производительность.

Второе - мы активно развиваем прототипы лидеров иностранного рынка - телескопические судопогрузочные машины мы сделали мобильные, консольно-поворотные машины, железнодорожно-погрузочные станции, складское хозяйство, стакеры, реклаймеры освоены.

По сути речь шла про управление проектом и его наполнение современным оборудованием, которое не уступает мировым аналогам.

- В докладе вы также упомянули портовый конфигуратор. Что это?

- Мы совместно с Международной ассоциацией морской транспортной инфраструктуры PIANC и Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова разрабатываем «калькулятор».

Если инвестор для себя хочет прикинуть первичные инвестиции и состав оборудования, он может (в нашей системе) ввести исходные данные в ходе 8 шагов и получить предварительный набор оборудования и бюджет для инвестирования, определиться с технико-экономическим обоснованием.

- И, конечно, «Аконит» всегда рад новым партнерам.

- Да, без новых партнеров мы развиваться не будем.

И спасибо тем партнерам, которые нам доверились еще пять-шесть лет назад. Они не ошиблись. Сейчас к нам возвращаются и знают, на кого опереться. Ведь за последние 30 лет мало машиностроительных предприятий пошли по инновационному пути.

Мы не подведем, ведь всегда оцениваем репутационные риски, развивались на собственные средства и никогда на середине пути заказчиков не бросали, несмотря на возникающие сложности.

 

Видео: Морские вести России

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ