РЖД опубликовали стратегию развития холдинга до 2030 г.
30.04.2014
Ж/Д транспорт
В ближайшие годы россияне будут все активнее передвигаться по стране. Уже к 2030 г. повышение мобильности населения может привести к удвоению пассажирооборота и четырехкратному росту стоимости рынка общественных пассажирских перевозок, отмечается в опубликованной ОАО «РЖД» стратегия развития холдинга.
Складывающаяся ситуация открывает перед компанией уникальные возможности, однако в РЖД сомневаются, что смогут ими воспользоваться.
«Требуется разработка и предложение на рынок принципиально новых продуктов и услуг по привлекательным ценам, обеспечение конкурентоспособности железнодорожных перевозок с основными конкурентами – авиацией и автомобильным транспортом. При этом очевидно, что при сохранении сложившейся бизнес-модели и без кардинального изменения технологий и государственной поддержки железнодорожный транспорт в целом и холдинг в частности будут сокращать пассажирооборот при общем росте рынка», – отмечается в стратегии.
По данным РЖД, в 2012 г. железнодорожники обеспечивали около 30% всех пассажирских перевозок внутри России. К 2030 г. при неблагоприятном развитии событий доля компании может сократиться до 20%. При этом главной угрозой в РЖД считают авиацию и личный автотранспорт – за последние годы число принадлежащих россиянам машин увеличилось примерно на 10 млн.
«Пользователи услуг предпочитают более дорогие, но и более комфортные и удобные личные автомобили и авиаперелеты, потребительские предпочтения по мере роста благосостояния смещаются в сектор более качественных услуг», – отмечается в отчете РЖД.
Переломить ситуацию и вернуть россиян из личных авто и самолетов обратно в вагоны в РЖД надеются за счет увеличения скорости движения поездов, расширения железнодорожной сети и увеличения комфортности поездок. В частности, за счет активного строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ). Первой из них должна стать магистраль Москва – Казань, которая в перспективе должна дойти до Екатеринбурга.
«Данный проект обеспечивает дополнительный прирост пассажиропотока на 5 млн человек к 2030 г. (без учета переключения пассажиров с традиционных видов сообщения) за счет большой плотности населения (крупные агломерации, через которые проходит линия и в непосредственной близости от нее), недостаточно развитого авиасообщения и дорожной инфраструктуры. Следующим в приоритете проектом ВСМ является маршрут Москва – Адлер (далее также ВСМ Центр – Юг), который обеспечит дополнительный прирост пассажиропотока на 6,5 млн человек к 2030 г.», – отмечается в отчете.
При благоприятном развитии событий ВСМ могут быть построены также между Москвой и Санкт-Петербургом и Казанью и Самарой. Однако проекты ВСМ, равно как и большинство других проектов развития железнодорожной сети, не могут быть реализованы без масштабных инвестиций со стороны государства. Собственными силами РЖД справиться не надеется - пессимистический сценарий предусматривает лишь сохранение темпов обновления подвижного состава, вокзалов и станций, а также частичную реализацию проекта модернизации Московского транспортного узла.
Для реализации так называемого консервативного сценария, включающего строительство трех ВСМ, потребуются «значительные инвестиции» в развитие Московского транспортного узла и железнодорожную инфраструктуру крупнейших агломераций страны. Оптимистичный же предполагает значительное увеличение объема государственных инвестиций.
Нехватка инвестиций, как отмечают в РЖД, неизбежно помешает и развитию грузоперевозок - возрастет число ограничений по скоростям движения поездов, скорость и надежность доставки грузов будут снижаться, оборот грузовых вагонов продолжит замедляться, а безопасность перевозок снизится.
«Снижение конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами транспорта и дальнейший уход высокодоходных грузов на другие виды транспорта приведет к низким темпам роста доходной базы холдинга при сохранении постоянных издержек, что потребует оптимизации (сокращения) сети железных дорог или увеличения государственной поддержки», – подчеркивается в стратегии.
Первый квартал 2014 г. РЖД впервые в своей истории закончило с убытком, составившим около 16 млрд руб.
«Ровно с тем убытком, о котором мы говорили и который оказался непокрытым за счет возможного повышения тарифа на перевозки нефти и нефтепродуктов, предварительно согласованного правительством, но потом под давлением нефтесектора это решение было заморожено», – заявил, выступая на заседании коллегии Министерства транспорта России, президент РЖД Владимир Якунин, которого цитирует РБК.
За январь-март по железным дорогам России было перевезено почти 294 млн т грузов, что соответствует аналогичному периоду 2013 г. Число перевезенных поездами дальнего следования пассажиров в январе-марте 2014 г. сократилось по сравнению с I кварталом 2013 г. на 7,8%. При этом в пригородном сообщении пассажирооборот вырос на 2,5%.
14.03.2025
Ж/Д транспорт
12.03.2025
Ж/Д транспорт