Из печати вышел журнал «Морские порты» № 3 за 2025 год
07.05.2025
Ж/Д транспорт

Читайте в свежем выпуске:
На коллегию как на праздник
И действительно, когда в транспортном комплексе России все идет своим чередом, следует отметить и праздничное настроение, с которым 28 марта в Колонном зале в Москве под гром духового оркестра собирались участники и гости этого высокого отраслевого мероприятия, в полной мере испытывая на себе не только его уровень, но и административную четкость организации.
В работе итоговой коллегии Министерства транспорта России приняли участие: вице-премьеры Виталий Савельев и Марат Хуснуллин, министр транспорта Роман Старовойт, первый зампредседателя Госдумы РФ Александр Жуков и зампредседателя Совета Федерации Николай Журавлев, президент Российской академии наук Геннадий Красников, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров и статс-секретарь, замминистра транспорта Дмитрий Зверев, в зале - представители пяти отраслей министерства, подведомственных администраций и учреждений, предприятий и организаций, науки и образования и др.
По существу четвертый год черноморский порт Тамань работает в условиях специальной военной операции России и жестких экономических рестрикций, объявленных нашей стране коллективным западом. Тем не менее, портовые власти эффективно поддерживают порядок на причалах и акватории, обеспечивая на высоком уровне безопасное мореплавание, а также создавая условия операторам морских терминалов для развития мощностей, соблюдения транспортной безопасности и экологических норм.
Об итогах работы порта в минувшем году, основных тенденциях и достигнутых показателях первого квартала текущего года, направлениях грузоперевозок и Флагах гостей в акватории, результатах инспекции госпортконтроля и реализации проектов инфраструктурного развития «МП» рассказал капитан порта Сергей Лебедев.
И в самом деле, с морскими контейнерными перевозками в отечественных портах вроде бы все в порядке – ящики привозят на терминалы и отгружают без сбоев в этом постоянно идущем процессе между берегом и морем. Однако из года в год уже десятилетия доминирует одна грустная деталь – в отечественных морских портах среди вымпелов могучих океанских контейнеровозов российского никак не отыскать.
В мире чередуются глобальные события, а здесь, что называется, без перемен. Создается ощущение, что страна наткнулась на неодолимую силу неведомых обстоятельств. Так ли это и кто фактически обеспечивает контейнерные грузопотоки российских портов, насколько реальны предлагаемые меры для пополнения указанного сегмента отечественного торгового флота?
Бокситы – основное сырье мирового производства алюминия, третьего по распространенности элемента в земной коре. Свое название боксит получил от селения Ле-Бо (Les Baux) на юге Франции, где в 1821 году французским геологом Бертье было впервые обнаружено, что минерал богат алюминием
«Российский железные дороги» (РЖД) и Минтранс РФ разработали планы мероприятий по увеличению погрузки на сети холдинга. Об этом заявил замглавы РЖД Михаил Глазков. В то же время по итогам I квартала текущего года погрузка на линии составила 277,7 млн тонн, что на 6,1% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Транспортная инфраструктура традиционно выполняет, обеспечивает и обслуживает перевозки. От ее состояния зависит многое: дальнейшее развитие территорий, в том числе отдаленных, где отсутствуют другие виды транспорта, расселение людей, размещение производств. Транспорт участвует в товарообмене, поэтому обычно стремятся к снижению затрат на доставку сырья, топлива, материалов и вывоз готовой продукции. Таким образом, развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.
Перспективы дальневосточного морского порта Посьет, расположенного вблизи КНР, безусловно, связаны с развитием международного транзита, который вследствие складывающейся геополитической обстановки в мире буквально завтра может значительно превысить нынешние масштабы перевалки, ориентированные в основном на уголь и нефтепродукты.
Об экспортных возможностях порта и судозаходах, работе инспекции госпортконтроля и обновлении инфраструктуры, мерах обеспечения безопасности мореплавания и экологии, а также о будущем транзитного потенциала «МП» рассказал капитан морского порта Посьет ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Владимир Шуваев.
Морской порт Варандей не имеет продолжительной и богатой событиями истории, поскольку весьма молод, его строительство и появление на карте России связано с началом активной разработки «нефтянки» в заполярных районах страны в начале 2000-х.
Днем рождения порта считается 11 апреля 2008 г. В этот день было опубликовано Распоряжение Правительства РФ о присвоении наименования «Варандей» морскому порту, расположенному в НАО на побережье Баренцева моря в районе Варандейской губы.
Можно утверждать, что в широком смысле приморские города и есть морские порты. Ведь порт не заканчивается на проходной. Приморский город целиком является портовым, вместе с прилегающей территорией. Как и понятие, обозначенное термином «берег», включает не только пляж, а всю широкую полосу территории, где расположены организации, связанные с обеспечением морской деятельности, а также проживают люди, работающие на флоте и в порту.
Какие успехи демонстрируют портовики и железнодорожники в развитии профильных инфраструктур, чего рассчитывают добиться в ближайшем будущем и почему все их усилия пока обращаются в минус для экспорта?
Судя по громким заявлениям официальных лиц и красноречивой отраслевой статистике, потенциал портов и железных дорог России неуклонно растет. Но вот что получается в результате…
Создание операторскими компаниями, предоставляющими услуги по мультимодальным грузовым перевозкам с использованием автомобильного, железнодорожного и морского видов транспорта, собственных систем управления портовыми терминалами выступает как одно из их конкурентных преимуществ на рынке транспортно-логистических услуг.
Цель исследования: раскрыть сущность реализации цифрового программного решения по управлению портовыми терминалами и оптимизации расстановки контейнеров в порту, сформулировать экономические эффекты – положительные результаты и последствия внедрения систем управления портовыми терминалами, обеспечивающие оптимизацию расстановки контейнеров в морском порту.
В июле 2022 года по поручению председателя Правительства РФ Михаила Мишустина были созданы четыре индустриальных центра компетенций (ИЦК) на транспорте: «Железнодорожный транспорт и логистика», «Авиационный транспорт», «Аэропорты» и «Морской и речной транспорт», который возглавил гендиректор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин. Их главной целью стало замещение зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений.
И вот в Москве состоялся демодень ИЦК на транспорте «Движение в будущее: перезагрузка транспорта через технологии и экспорт». В мероприятии приняли участие представители Минтранса, предприятий и компаний, разработчики отечественного индустриального программного обеспечения. Они представили результаты работы почти за три года и обозначили перспективы на будущее.
Три года Владимир Макарычев проработал советником генерального директора ФКУ «Дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта», а в ноябре 2022-го. Выбрал путь добровольца. Новая работа связана с восстановлением разрушенного боями города на берегу Азовского моря, Мариуполя.
Об авторе. Капитан 1-го ранга в отставке, ветеран боевых действий, кандидат экономических наук и член Союза писателей России, действительный государственный советник РФ 3-го класса. Имеет государственные награды: орден «За военные заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, медаль «За воинскую доблесть» 1-й степени, «За боевые заслуги». Значительная часть жизни Владимира Николаевича связана с Тихоокеанским флотом.
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии, Грузии, Финляндии за I квартал 2025 года.