Из печати вышел журнал «Морские порты» № 2 за 2025 г.
26.03.2025
Ж/Д транспорт

Читайте в свежем номере:
Морские порты России: разгоняем порожняк?
В последнее время накапливавшаяся годами проблема пустых вагонов на подъездных путях к морским портам настолько обострилась, что для ее решения потребовалось самое пристальное внимание правительства страны. Итак, что же происходит на самом деле и какого развития событий следует ожидать в этом важнейшем сегменте транспортного комплекса страны?
От Приморья до Восточной Арктики: безопасность и сотрудничество
В новых геополитических условиях тема безопасности морских портов актуальна не меньше, чем развитие сотрудничества с зарубежными партнерами. О том, как строится взаимодействие на этих направлениях, в том числе обеспечение транспортной безопасности в филиалах, о результатах работы по аттестации сил ОТБ, как и о международном сотрудничестве спасательных подразделений портовых администраций стран АТР, а также в каких проектах принимают участие представители России, «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Приморского края и Восточной Арктики» Андрей Дрегваль.
Ответственное место в экономике региона
Честно говоря, на Дальнем Востоке России оказалось не так много морских торговых портов, как того потребовало промышленное развитие страны в новых геополитических реалиях, поэтому каждый из них занимает свое ответственное место в экономике региона. Например, морской порт Николаевск-на-Амуре уже более чем полтора века трудится на благо России, обеспечивая в нелегких климатических условиях перевозки жизненно необходимых грузов для отдаленных поселков и сел побережья студеного Охотского моря. Его причалы принимают морские и речные суда в устье Амура с середины мая до середины ноября, так что навигация здесь сезонная. В то же время порт является местом убежища для флота в штормовую погоду.
В последние годы портовики успешно выполняют сложные операции, перегружая с морских судов на барже-буксирные составы амурских речников крупногабаритные тяжеловесные грузы для крупнейших строек страны – Амурских ГПЗ и ГКХ в новом городе Свободном. При этом за безопасность судоходства в порту и акватории отвечает Служба капитана порта.
Механизм приватизации речных портов отладят и дополнят
В 2016 году президент Владимир Путин подписал законопроект, дополняющий Федеральный закон №367-ФЗ статьей 30.3. Документ снял ограничения на приватизацию портовых гидротехнических сооружений (в том числе причалов) и определил порядок реализации права покупки объекта речного порта и условия по его дальнейшей эксплуатации.
Тем не менее речные порты в подавляющем большинстве все еще остаются в госсобственности: стоимость выкупа достаточно высока, процесс приватизации сложен и сопряжен с юридическими рисками, из-за чего многие предприятия предпочитают арендовать причалы.
В то же время на фоне поручений главы государства о развитии внутреннего водного транспорта законотворческая работа над механизмом передачи их в частную собственность значительно активизировалась. Что в сухом остатке?
Северный морской путь: что возим, куда и на каком тоннаже?
Каких реальных успехов по освоению этой стратегической транспортной магистрали в Арктике Россия смогла добиться в прошедшем году, сколько грузов удалось перевезти и какой флот при этом пришлось задействовать?
В новом статусе и в новом масштабе
Действительно, с 15 февраля с.г. ФГБУ «АМП Азовского моря» де-юре стало единственной Администрацией внутреннего моря в России. В результате проведения СВО Азовское море перешло под полный контроль России, что открыло новые горизонты развития прилегающих регионов юга страны, в том числе и транспортной составляющей.
О развитии логистики и портовой инфраструктуры в новых геополитических условиях, особенностях работы служб капитанов морских портов в прифронтовых условиях, переменах в вернувшихся на родину исторических российских портах Мариуполь и Бердянск, как и проблемах узких мест в доставке грузов к причалам азовских портов, а также о безопасности мореплавания, контроле за экологией и битве с судовладельцами за чистые моря в интервью «МП» рассказал руководитель ФГБУ «АМП Азовского моря» Сергей Сафоничев.
Ледовая навигация и особенности организации проводок
Зимний сезон 2024/25 годов выдался необычным для регионов Каспийского моря. Теплые погодные условия существенно повлияли на ледовую обстановку, что, в свою очередь, отразилось на работе портов Астрахань и Оля. В порту Махачкала – третьем российском на Каспии - акватория зимой не замерзает. Проанализируем идущий до сих пор ледокольный сезон с точки зрения оценки его влияния на грузооборот портов и реализации планов развития международного транспортного коридора «Север – Юг».
Сочи всегда с тобой
Скорее всего, Сочи – один из немногих городов нашей северной страны, которому в народе уделено столько веселого и доброго внимания: песни, фильмы, анекдоты, рассказы «бывалых», и все во многом потому, что этот южный город расположен у чудесного Черного моря, катящего сине-бирюзовые волны к вечно зеленым субтропическим берегам.
Одаренный щедростью природы, Сочи получил и вторую жизнь, когда стал столицей зимних Олимпийских игр 2014 года. Сегодня это современный инновационный город, а вместе с ним новый облик и масштаб приобрел морской порт, ставший меккой всероссийского туризма, яхтинга, отдыха у «ласковой волны».
А вот за безопасностью многочисленных гостей на воде круглосуточно и зорко следит Служба капитана морского порта Сочи.
Импортозамещение, ремонт и модернизация зарубежных редукторов и мотор-редукторов отечественными машиностроителями
Развитие промышленности в России является безусловным приоритетом. В условиях санкций государство продолжает стимулировать предприятия таких отраслей производства, как металлообработка, машиностроение, авиастроение, робототехника и других, внедрение на них новейших технологий, обеспечивает повсеместное научно-технологическое превосходство над врагами России.
Производство редукторов, широко применяемых и в морских портах, и в судостроении, также требует внимания. С началом Россией СВО зарубежные фирмы прекратили поставки своих редукторов в нашу страну. Это создало острую потребность в них для отечественного рынка, необходимость в импортозамещении. Поэтому, имея образцы эксплуатируемых зарубежных редукторов, российские предприятия получили возможность копировать их конструкцию и изготавливать аналоги. В данной статье речь пойдет о проблематике импортозамещения и реверс-инжиниринга редукторов и мотор-редукторов в России.
Цифровое информационное моделирование объектов капитального строительства
В статье рассмотрены ключевые этапы развития Информационного моделирования зданий и сооружений в АО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ». Особое внимание уделено практическому опыту на примерах реализованных проектов. Также подчеркнута важность междисциплинарного взаимодействия между архитекторами, инженерами и строителями с применением BIM-технологий. констатируется, что поиск новых программных решений, подготовка кадров и развитие компетенций в области BIM, адресная работа с заказчиками являются залогом успешного внедрения этой инновационной технологии в Институте.
«Мобильный стивидор»: новое слово в автоматизации погрузо-разгрузочных работ
Морская логистика, являясь кровеносной системой глобальной торговли, сталкивается с беспрецедентными вызовами: рост грузопотоков, ужесточение экологических норм, конкуренция между портами и запрос клиентов на скорость и прозрачность. В этих условиях автоматизация перестает быть опцией – она становится критическим фактором выживания.
Решение «Мобильный стивидор», разработанное для цифровизации погрузо-разгрузочных операций, демонстрирует, как технологии могут перезагрузить устоявшиеся процессы, сделав их быстрее, точнее и экономически эффективнее.
ГЕОСТЕП и ГЕОКОРД – лучшие решения для армирования слабых грунтов портовой инфраструктуры
Укрепление береговой линии – важная и не самая простая задача для проектировщиков и строителей портовой инфраструктуры. Поскольку порты – объекты, находящиеся в непосредственной близости от воды, соответственно, такая инфраструктура постоянно сталкивается с рядом проблем.
Электрохимическая защита портовой инфраструктуры от коррозии — методы, оборудование, нюансы проектирования
Защита объектов портовой инфраструктуры от агрессивного воздействия морской среды является одним из основных способов повышения их надёжности и безопасности. Статистика неумолима: убытки, причинённые коррозией портовым сооружениям РФ составляют ~ 15 млрд рублей в год; коррозия увеличивает затраты на эксплуатацию более чем на 30%.
Учитывая глубокий уровень износа инфраструктуры ГТС, а в России он более 70%, как и пренебрежение стандартами проектирования и эксплуатации, проблемы, вызванные недостаточными средствами антикоррозийной защиты, становятся всё острее.
Отличительная черта – комплексный подход
Проектно-изыскательский институт ОАО «Уралгипротранс» занимает особое место в развитии транспортной инфраструктуры России. За почти 90 лет профессиональной биографии института по его проектам построено более четырех тысяч километров железных дорог, около восьми тысяч мостов и путепроводных развязок, около тысячи километров автодорог, первая линия Екатеринбургского метрополитена, а также свыше двух миллионов квадратных метров жилых домов, общественных зданий и сооружений.
Комплекс мониторинга метеорологической и ледовой обстановки
Россия занимает одну из ведущих позиций в мире в нелегком, но ответственном деле освоения Арктического региона. В свою очередь, это способствует развитию и внедрению перспективных технологий, позволяющих сделать регион более комфортным и безопасным для жизни людей.
ЭКОС Групп – это новизна и системность решений
Опыт и экспертность на рынке водоснабжения и водоотведения (ВиВ), накопленные ЭКОС Групп за 35 лет развития и профессионального роста, бесценны. Опираясь на многолетнюю историю реализованных проектов, собственный научно-технический, проектный и производственный потенциал, ЭКОС Групп предлагает сегодня инновационные решения наиболее актуальных и сложных задач и оперативно реагирует на быстро изменяющиеся условия на рынке очистки и повторного использования сточных вод. Следует новым тенденциям профессиональной среды, учитывает кризисные процессы в экономике и конкретные нужды клиентов.
«Ледяной червь», или зачем Трампу зеленый остров?
Зеленый остров (Grønland) – так, по одной из версий для привлечения поселенцев назвал крупнейший на Земле остров, «открывший» его для европейцев в 982 году викинг Эрик Рауди (Рыжий), изгнанный из Исландии за убийство соседа.
Уголь на минимуме
В 2024 году добыча угля в России незначительно выросла, а экспорт сократился почти на 8%, до минимального за последние несколько лет показателя. «На минимуме» оказались и мировые цены, которые в совокупности с ростом затрат на логистику (в середине года они превышали половину от экспортных цен), усилением санкционного давления и другими негативными факторами сделали по итогам прошедшего года отрасль убыточной и привели к закрытию ряда добывающих предприятий.
Продолжающийся сдвиг угледобычи на восток усугубил проблему дефицита железнодорожных провозных мощностей, в результате чего сократилась погрузка угля на сети РЖД и перевалка через порты. Угольные терминалы оказались в профиците, а некоторые из них снизили загрузку на 50 и более процентов. К сожалению, 2025 год не обещает существенных положительных изменений в отрасли, из-за чего показатели добычи и экспорта, возможно, будут находиться в состоянии стагнации или падать.
Все грузы России
Обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии Финляндии, Грузии за 12 месяцев 2024 года
На пути к очередной реформе
С учетом обсуждаемой в стране проблемы, связанной с реформой системы образования, возникает необходимость анализа текущей ситуации и выбора наиболее перспективных направлений предполагаемых нововведений. Авторы взяли на себя смелость поделиться опытом педагогической деятельности и выступить с предложением по корректировке нормативной базы в части финансирования вузов.
В частности, речь идет о сохранении объема финансирования вуза в течение всего периода обучения с года приема абитуриентов в соответствии с контрольными цифрами. Высказывается вариант сохранения контингента обучающихся в университетских комплексах введением возможности перевода внутри вуза неуспевающих студентов (курсантов) с высшего профессионального образования на уровень среднего при однопрофильных компетенциях.